11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ачликуль озеро

Ачликуль озеро

Панорама озера Ачликуль

Направление от Екатеринбурга: Челябинск
Расстояние от Екатеринбурга (в диапазоне): 200-300км
Как доехать:

Расстояние от Екатеринбурга – 230 км.

Едем по трассе М5 в строну Челябинска до поворота на Кунашак, затем через Кунашак в Муслюмово. В нем проезжаем реку Теча и поворачиваем налево. Едем вдоль Течи 20 км на трассу Миасское – Бродокалмак, поворачиваем в него (налево). Через 7 км справа будет гостиница и заправка, проезжаем, через 50 м направо и попадаем на дорогу на Алабугу. Через 5 км, слева будет озеро Тирикуль, еще через 2 км — Кадкуль. Не сворачивая, едем еще 5 километров до поселка и озера (с левой стороны) Алабуга. Еще через 3 км будет озеро и поселок Ачликуль.

Расстояние от Челябинска — 100 км.

Максимальные длина и ширина (км): 1,47*1,24км
Высота над уровнем моря: 169м
Площадь: 0,14км 2
Дикий отдых: в палатках и автомобиле.
Плата: По путевкам
Рыба: Ловят здесь в основном с лодок и с берега со стороны поселка. Хорошо клюет окунь, а также карп, карась, сиг и рипус.
Комментарий:

Название означает «горькое, соленое озеро», т.к. вода в озере имеет горьковатый вкус.

Географические координаты: Долгота: 62°24′52.46″E (62.414572), широта: 55°31′58.77″N (55.532991).
Населенные пункты на берегу: поселок Ачликуль на восточном берегу, поселки Алабуга и Бродокалмак.
Особенности:

Озеро Ачликуль находится в Красноармейском районе Челябинской области. Оно имеет овальную форму и пологие песчаные берега. Озеро равнинное, плавно набирает глубину. На западном берегу растет березовый лес. Длина береговой линии составляет 3,9 км. Озеро считается лечебным.

Рыбалка в Челябинской области

Форум рыбаков Южного Урала

Ачликуль

Ачликуль

Сообщение Сега » 05 дек 2011, 21:46

Re: Ачликуль

Сообщение fishman » 05 дек 2011, 21:51

Re: Ачликуль

Сообщение Сега » 05 дек 2011, 21:53

Re: Ачликуль

Сообщение fishman » 05 дек 2011, 21:58

Re: Ачликуль

Сообщение Игореха74 » 10 фев 2013, 08:50

Re: Ачликуль

Сообщение fishman » 10 фев 2013, 09:25

Re: Ачликуль

Сообщение СЛАВ » 10 фев 2013, 11:12

Re: Ачликуль

Сообщение sanekk » 10 фев 2013, 12:13

Re: Ачликуль

Сообщение hose11 » 10 фев 2013, 12:35

Re: Ачликуль

Сообщение sanekk » 11 фев 2013, 08:40

Re: Ачликуль

Сообщение Aleksandr_A » 18 мар 2013, 16:33

Re: Ачликуль

Сообщение Fishкин » 25 мар 2013, 08:25

Re: Ачликуль

Сообщение fishman » 25 мар 2013, 16:55

Re: Ачликуль

Сообщение fishman » 28 сен 2014, 14:49

Re: Ачликуль

Сообщение hose11 » 28 сен 2014, 17:08

Re: Ачликуль

Сообщение Jeckson » 04 янв 2015, 20:18

Re: Ачликуль

Сообщение 1АРТУР » 06 янв 2015, 20:31

Re: Ачликуль

Сообщение Вини-пух » 23 июл 2015, 20:30

Re: Ачликуль

Сообщение Игорь 72 » 23 июл 2015, 21:51

Re: Ачликуль

Сообщение ruba74 » 29 июл 2015, 10:10

Re: Ачликуль

Сообщение Jeckson » 29 июл 2015, 11:23

Re: Ачликуль

Сообщение hose11 » 29 июл 2015, 21:51

Озеро Иссык-Куль

Озеро Иссык-Куль (Issyk Kul)

Иссык-Куль — удивительное высокогорное озеро, одно из самых чистых на планете. Уникальный целебный микроклимат, завораживающая красота озера, лежащего в обрамлении снежных гор и хвойных лесов, вода, не уступающая по составу морской, — всё это влечёт сюда всё больше людей, желающих отдохнуть и поправить здоровье вдали от шумных мегаполисов на лоне девственной природы.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Озеро Иссык-Куль

Основные моменты

Иссык-Куль — одно из самых глубоких озёр в мире, расположенное на северо-востоке Киргизии в горах Тянь-Шаня на высоте 1600 метров. В длину озеро достигает 180 км, а ширина его варьируется от 30 до 60 км. Средняя глубина озера 300 метров, но в некоторых местах она доходит до 700 метров. По чистоте и прозрачности воды озеро уступает только Байкалу. Благодаря огромной толще воды озеро не успевает охладиться и никогда не замерзает. В Иссык-Куль втекает около 80 рек и притоков, стекающих с ледников Тянь-Шаня. А стоков из озера нет, и оно накапливает все ценные минеральные вещества, приносимые реками и дождями.

Озеро Иссык-Куль Юрты у озера Красивые пейзажи озера

Климат в окрестностях Иссык-Куля умеренно морской. Солнце радует своим появлением чаще, чем на черноморском побережье. Но здесь нет изнуряющей южной жары, а зимой не бывает морозов. Средняя летняя температура +24 °C, вода прогревается до +22. +24 градусов. Зимой термометр редко опускается ниже 6 градусов мороза.

На незамерзающем озере зимуют или отдыхают во время перелётов сотни тысяч птиц, в наблюдении за которыми любители природы проведут немало увлекательных часов.

Зачем ехать

Иссык-Куль дарит невероятные возможности для отдыха и оздоровления — чистейший горно-морской воздух, термальные источники, доступные круглый год, лечебные грязи и целебная минеральная вода. Для полноценного отдыха здесь создана круглогодичная туристическая инфраструктура — комфортное жильё, благоустроенные песчаные пляжи, кафе, кинотеатры, дискотеки, прокат лодок и катамаранов. Гостям Иссык-Куля предлагаются увлекательные экскурсии по местам, не тронутым цивилизацией. Любители активного отдыха с удовольствием примут участие в восхождениях на горы, в пеших и конных походах, сплавах. Для желающих увидеть подводный мир организуются погружения в озеро на глубину более 20 метров. А полёт на дельтаплане над прекрасным Иссык-Кулем будет одним из самых захватывающих приключений в вашей жизни!

Пляжный отдых на Иссык-Куле Рыбалка на озере Иссык-Куль

Рыбаки оценят рыбалку на озере, — здесь водится лещ, сазан, форель, линь, карп.

На Земле всего несколько мест с таким уникальным микроклиматом — воздух содержит огромное количество ионов йода, морских солей, озона, а вода Иссык-Куля — поистине волшебный кладезь, — в ней присутствуют все полезные химические элементы и микроэлементы, которые вкупе со слабой щелочной реакцией оказывают на организм человека мощный оздоровительный эффект.

Пляж курорта Тамчы

Курорты и достопримечательности

Северное побережье Иссык-Куля более благоустроенное, к услугам гостей — масса отелей на любой вкус и хорошая развлекательная инфраструктура. Здесь расположен курорт Чолпон-Ата, минеральные воды которого схожи по своему составу с Ессентукскими источниками. Местные иловые и сероводородные грязи славятся своими обезболивающими и антибактериальными свойствами. Достойны внимания местные аттракционы, аквапарк и 70-метровое колесо обозрения. В окрестностях Чолпон-Аты загляните в Каменный сад, где вы увидите уникальные руины города времён Великого Шёлкового пути.

Курортный город Чолпон-Ата на озере Иссык-куль Булан-Соготу

Недалеко от Чолпон-Ата есть село Бостери, известное своей ярмаркой и местными абрикосами, вишней, мёдом.

Для спокойного семейного отдыха отлично подойдёт село Булан-Соготу.

В селе Корумду можно увидеть этнографическую зону с древними петроглифами.

Мелководный пляж около села Сара-ой удовлетворит отдыхающих с детьми.

Рядом с селом Ак-Суу вы сможете окунуться в уникальные источники, — хотя они находятся рядом друг с другом, вода в них отличается по составу (сероводород и радон) и по температуре (от +32 до +50).

Читать еще:  Консервы из ельца в мультиварке

Поклонники эзотерики считают своим долгом дойти до местной святыни Танга Таш, — трёх исполинских камней, лежащих на расстоянии километра друг от друга.

Мертвое озеро с целебными грязями Камни Танга Таш Ущелье Джеты-Огуз Удивительно красивая природа окрестностей озера Иссык-Куль

В 5 часах езды от Иссык-Куля лежит Мёртвое озеро с целебными грязями и настолько солёной водой, что утонуть в этом водоёме невозможно. Химический состав воды озера равноценен воде Мёртвого моря в Израиле. Местные грязи очень эффективны в лечении простудных и кожных заболеваний. Если вы соберётесь сюда, будьте готовы к тому, что озеро никак не обустроено, на его берегах есть только юрты, где вам предложат блюда национальной киргизской кухни. Ни в коем случае не пытайтесь вывезти воду — за это наказывают крупным штрафом.

К востоку от Иссык-Куля находится легендарный перевал Сенташ — именно здесь Тамерлан приказывал насыпать свои знаменитые каменные кучи.

Непременно отправьтесь на экскурсию хотя бы в одно из красивейших местных ущелий — Джеты-Огуз с зоологическим заповедником и сероводородными источниками; Барсхан, по которому пролегал Великий Шёлковый путь; Боом с ботаническим заказником; Барскаун с великолепными водопадами и памятником Юрию Гагарину, любившему бывать в этих местах.

Проживание

К услугам туристов более двухсот санаториев с отличной лечебной базой, пансионатов, домов отдыха, мини-отелей. Тем, кто хочет максимально приблизиться к природе и насладиться местной экзотикой, для проживания предлагаются традиционные киргизские юрты.

Вид на горы Тянь-Шань Киргиз на ослике

Полезная информация

  • Не приобретайте спиртные напитки на рынках и в маленьких магазинах, — есть опасность покупки контрафактной продукции.
  • Во время лесных прогулок не ешьте незнакомые ягоды и растения, не собирайте неизвестные вам грибы.
  • Сувениры и вещи выгоднее покупать не на Иссык-Куле, а на бишкекском рынке Дордой.

Как добраться

На самолёте летим до Бишкека или Алма-Аты, затем на автобусе или поезде едем до Иссык-Куля. Из Бишкека дорога займёт 4 часа, из Алматы 8 часов. Для пересечения границ Киргизии или Казахстана достаточно паспорта РФ.

Могила первого председателя сельского совета, предательски убитого кулаками в период коллективизации

Фото: Фануза Ромазанова

Местонахождение: Красноармейский район, с. Ачликуль

Село Ачликуль основано в 1782 году. В уральской энциклопедии 1933 года есть карта 1800 года. На этой карте отмечено и это село. По имеющимся документам на 31 декабря 1913 года в селе проживало 3253 человека 1667 мужчин и 1586 женщин. Расположено село в окружении русских поселений. Жители села — это татаро-мишари. Имеют много общего в языке, культуре, образе жизни с казанскими татарами, но имеются некоторые различия. Это диалект: вместо буквы «ч» — они говорят «ц». В 1552 году русские покорили Казанское ханство, а затем Сибирь. Татаро-мишари стали подданными русского царя Ивана Грозного, они служили русскому государю, были послами русского царя, переводчиками. Но суровой была его политика. Это насильственное крещение татар. В случае отказа отнимали усадьбы, земли, лишали всех богатств. Часть татарских князей принимают христианство- это знаменитые и богатые семьи Шереметьевых, Аксаковых, Юсуповых и др. Начинается массовое бегство татар и их изгнание со своих мест. Изгнанное население вынуждено искать убежища в спокойных районах. В середине 16 — начале 18 веков в основном из мишарей создавалось сословие служивых татар, охранявших сторожевые линии. На Урале мишари оседали на башкирских землях, несли службу в составе Башкиро-мишарского войска. С 1798 г. по 1865 г. мишари числились в Оренбургском казачьем войске. В 1865 г. мишари были переведены из военного в гражданское население, приравнены к крестьянам. Основным занятием мишарей являлось земледелие. Среди многочисленных озер, густых лесов и болот было выбрано очень красивое озеро, окруженное белыми песками, Озеро получило свое название от татарского слова «асылкуль», что в переводе означает «красивое озеро». Гордый и непокорный народ, который не хотел принимать чужую веру, обосновал около озера село. Это в своем роде уникальное село. На подобном языке еще говорят в селе Усть-Багаряк Кунашакского района. Недавно в Ачликулевскую библиотеку была передана ксерокопия «Ревизской сказки 1859 года марта 15 дня Оренбургской губернии Челябинского уезда, девятого башкирского кантона 10 юрты деревни Ачликулево», в документе упоминаются лица с казачьими чинами, например, урядники. Это подтверждает тот факт, что предки ачликулевцев были казаками. В деревне был только один человек знавший русскую письменность. Это — Ахмедьяр Батырбаев, окончивший духовную семинарию на русском языке в Белоярской волости, гражданский адвокат, положивший начало изучению русского языка в нашем селе. Он был образованным человеком не только в Ачликуле, но и для окрестных деревень. Для оформления деловых бумаг к нему приезжали со всей округи. Ахмедьяр Батырбаев также писал историю села, но во время Гражданской войны его архив потерялся. В селе было две мечети и медресе. С 1829 года в мечетях детей обучали арабской грамоте, читать религиозные книги. В медресе учили только мальчиков. У каждого ученика-шакерта была доска с ручкой, вроде лопатки, на ней писали углем, белой глиной. Учил детей слепой мулла, который знал Коран наизусть.

В селе до сих пор вспоминают горькую историю Ачликуля. С 1889 по 1901 годы народ этой местности переживал страшные бедствия. Палящее солнце и знойные ветры выжгли все, что смогло вырасти на полях. А затем напала саранча, против которой народ был бессилен. Она уничтожила все посевы. Единственным источником голодающих было озеро, богатое рыбой, но богачи объявили его своей собственностью. Не раз приходили бедняки к хозяевам с просьбой разрешить им ловить рыбу в озере, но богачи не уступали. Тогда изнуренные голодом люди решили уничтожить рыбу. Однажды ночью с разных сторон в озеро было вылито несколько бочек дегтя с куриным пометом. Вода в озере посерела, стояла мутной, а через несколько дней вся рыба вымерла и была выброшена на берег. Со всех окрестных сел голодающий народ собрался на берегу, с жадностью съедала мертвую рыбу, многие тут же, на берегу озера умирали. По легенде, якобы с того времени народ стал называть озеро Асылкуль (красивое, чудное озеро) Ачликуль (горькое озеро).

Перелом в судьбе жителей села произошла после Великой Октябрьской революции. В селе был создан Комбед. Комбед приобрел молотилку, появился первый трактор «Фордзон». В годах началось раскулачивание зажиточных крестьян, у них отбирали хозяйства и высылали на поселения. Раскулачиванию подверглись семьи Шагиаздановых, Абугареевых. Первым председателем Комбеда был избран Хурамшин Надырша. Он 1904 года рождения, вступил в члены ВКП(б) в 1928 году, был бессменным председателем комитета бедноты до 1929 года, а затем председателем Ачликулевского совета депутатов и трудящихся. В селе в 1930 году образовался колхоз имени Калинина. Первыми в колхоз вступили Исламов Фахрислам, Шарипов Шайшариф и Магафуров Ибрагим. В колхоз сдавали коров, лошадей со сбруями. 27 апреля 1931 года Хурамшин был убит кулаками. Похоронен в центре села Ачликуль.

Памятник был сооружён в 1950-х гг. по ходатайству Шарафетдина Хуснутдинова, председателя колхоза им. Калинина. Памятник поставлен Надырше Хурамшину, первому председателю Ачликулевского сельского совета, убитого кулаками в 1931 году и Фёдору Николаевичу Борлову (родился в 1908 году), председателю колхоза, фронтовику, убитому в 1946 году.

Шарафетдин Хуснутдинов родился в 1906 году, участник Великой Отечественной войны, умер в начале 1970-х и похоронен на деревенском кладбище.

Наименование акта органа государственной власти о постановке на государственную охрану: Решение исполнительного комитета Челябинского областного Совета депутатов трудящихся от 31.08.1949 г. № 960.

Мещарская сторона

Это старинное село — Ачликуль — стоит на границе с Курганской областью. Затерявшись в окружении русских деревень, оно по-прежнему остается единственным татарским селом в Красноармейском районе.

Читать еще:  Ловля белого амура на фидер ночью

Представители этого субэтноса татар чудом сохранились на клочке южноуральской земли

Это старинное село — Ачликуль — стоит на границе с Курганской областью. Затерявшись в окружении русских деревень, оно по-прежнему остается единственным татарским селом в Красноармейском районе.

Село полумесяцем

На земле этой люди жили еще в эпоху бронзы — около четырех тысяч лет назад. Об этом свидетельствуют различные археологические раскопки, в том числе и челябинского историка и краеведа Ивана Дегтярева, родившегося и выросшего в соседнем с Ачликулем селе Алабуга.

При самом въезде в село расположено кладбище, где можно рассмотреть арабскую вязь на каменных могильных плитах, некоторые надписи датируются 1472 годом. Любопытно, что часть села от кладбища до середины, где жили первые переселенцы, до сих пор называют «старой», а другую половину, которая была заселена позже, «новак».

В Уральской советской энциклопедии 1933 года помещена уникальная карта 1800 года, на которой можно найти и это село. Полумесяцем протянулось оно вдоль восточного берега озера Ачликуль, от которого и взяло свое название.

По сохранившимся архивным документам, ровно сто лет назад на 31 декабря 1913 года в селе проживали 3253 человека (1667 мужчин и 1586 женщин). В селе было две мечети и медресе, где детей обучали арабской грамоте, чтению религиозных книг. Правда, учили в медресе только мальчиков. У каждого ученика-шакерта была доска с ручкой, вроде палочки. Писали на доске углем, белой глиной. Учил детей слепой мулла, знавший наизусть весь Коран.

С той поры каждый год число селян неуклонно снижается. Сегодня здесь проживают 471 человек. В Ачликуле с девятью улицами нет никакого производства, живут селяне только доходами своих подсобных хозяйств. В 80-х годах прошлого века в местной школе обучались 300 детей, сегодня — лишь четверо.

Не так давно умерла Гызденисе Геляева — старейшая жительница села, которой был 101 год. Сегодня в селе живет лишь два ребенка в возрасте до одного года.

«Какие-то не такие татары»

Помните профессора фонетики Генри Хиггинса из пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион», который с ходу мог определить говоры и наречия? Хорошо владеющему татарским языком необязательно быть профессором, чтобы расслышать весьма характерную особенность речи ачликульцв, в диалекте которых вместо «ч» звучит «ц». Подобную особенность в татарской речи больше не встретишь ни в одной деревне Челябинской области: весьма своеобразный «цокающий» диалект можно услышать разве что еще в селе Усть-Багаряк Кунашакского района. А вот для Курганской области, к границе которой и примыкает село Ачликуль, это, наоборот, характерно. Ачликульцы — носители ичкинского говора среднего диалекта татарского языка. Но все же кто они, эти уральские мишари, или, как раньше их называли, мещеряки, мещари?

Весьма любопытные записи о них оставил генерал-лейтенант Иван Бларамберг, служивший в Оренбургской губернии в середине XIX века. «Ни причин, ни время заселения этим племенем Оренбургской губернии неизвестны; мы знаем лишь, что в 14 веке и даже еще позднее они жили в нижнем течении Оки, рядом с чувашами и мордвой. При переселении в Башкирию они арендовали земли у башкир, но, поскольку во время частых мятежей в 18 столетии остались верными правительству, их освободили от арендной платы. Корона передала им арендую землю в собственность. Этим и объясняется, что мещеряки рассеянны группами по всей Башкирии и живут в основном в районах Челябы, Троицка, Верхнеуральска, Стерлитамака, Уфы, Мензелинска, Белебея, Бугуруслана, Екатеринбурга. По внешнему виду они похожи на казанских татар. По обычаям, по особенностям характера ближе к башкирам, но более образованны и крепки в вере».

С 1798 по 1865 годы мещеры числились в Оренбургском казачьем войске. По мере продвижения на восток русское государство строило пограничные укрепления. Защита этих укреплений была поручена в том числе и мещерякам. В 1865 году они были переведены из военного в гражданское население и приравнены к крестьянам. Основным занятием мещар являлось земледелие.

— Жители соседних сел называют нас «какими то не такими татарами», — рассказывает бывший директор Ачликульской школы Сания Хамидуллина. — Светлый европеоидный тип со светлой пигментацией волос и кожи, голубоглазые, с прямой спинкой носа, среднеразвитой бородой. Мы имеем много общего в культуре, образе жизни с казанскими татарами. Старожилы деревни Соломатово до сих пор называют прямую старую дорогу до Ачликуля «мешарской», а земли «мешарскими».

Чудное становится горьким

В селе до сих пор передают из уст в уста печальную историю, начавшуюся в 1889 году и продолжавшуюся до 1901 года. В этот период народ пережил страшные бедствия. Палящее солнце и знойные ветры выжгли все, что смогли вырастить на полях. А затем напала саранча, против которой люди были бессильны и которая уничтожила все посевы.

Единственным источником для пищи было озеро Асылкуль, что означало красивое, чудное озеро. И было это озеро богато рыбой. Но богачи объявили его своей собственностью. Не раз бедняки приходили к хозяевам с просьбой разрешить им ловить рыбу в озере, но богачи не уступали. Тогда, измученные и голодные, они решились на крайний шаг: уничтожить рыбу в озере. Однажды ночью они с разных сторон вылили в в озеро несколько бочек дегтя с куриным пометом. Вода в озере почернела и стала мутной. Через несколько дней вся рыба в озере повымерла и оказалась выброшенной на берег. Голодный люд со всех окрестных сел потянулся к озеру в надежде хоть как то разжиться. С жадностью набрасывались люди на сырую мертвечину и многих из них тут же, на берегу, умирали в страшных муках.

Именно с той поры забылось красивое название озера — Асылкуль. Народ дал ему другое имя — Ачликуль, что в переводе означает — «горькое озеро».

Последний фронтовик

В голодном 1918 году в Ачликуле, как и в тысячах других сел, был создан комитет бедноты (комбед). Изымали излишки из рук кулаков и богатеев и распределяли между бедняками. Первого в Ачликуле председателя комбеда — Надыршу Хурамшина — в 1931 году убили кулаки.

Но именно комбед в начавшуюся эпоху «военного коммунизма» приобрел для возрождающегося села первый трактор — «Фордзон-Путиловец».

А в 1937 году ачликульцы увидели еще одно чудо техники — первый советский прицепной зерноуборочный комбайн «Коммунар». На нем начал работать Галим Бахтыгареев — будущий герой войны и труда.

В 1941 году на фронт ушли 128 ачликульцев. Редкий случай, но почти половина из них — 67 человек — вернулись домой живыми. Среди них был и Галим Бахтыгареев.

Сегодня 96-летний фронтовик — единственный оставшийся в живых участник Великой Отечественной войны.

Кашифа-апа и ее Кораны

Кашифа Хабибулловна Гиматдинова всю жизнь проработала в Ачликуле дояркой.

«Самое дорогое, что есть у меня — это мои дети и вот эти книги, — показывает Кашифа-апа на стопку старинных рукописных фолиантов. — Я берегу их как зеницу ока».

Кашифа-апа — непростая колхозница. Она из древнего рода мулл. Рукописные тексты священных писаний достались ей от родителей — людей грамотных, хорошо читавших и писавших по-арабски. И, надо думать, прекрасно понимавших ценность этих книг.

В доме Кашифы-апа более десяти реликвий на арабском языке — Коран и тафсиры, толкования религиозного учения. Книги эти от руки переписывал ее прадед Габдельвалей.

Еще в детстве мама часто читала ей выдержки из этих книг, она же научила ее арабскому языку. После смерти отца мама, ложась спать, нередко брала Коран под подушку.

Сегодня эти священные книги она бережно хранит в старом деревянном чемодане, прошедшем вместе с ее отцом всю войну…

Читать еще:  Балда

Что гуси предвещают?

Гуси — особо почитаемая птица на селе. Ее можно увидеть практически во дворе каждого ачликульского дома. Процесс обработки птицы не просто особая технология, это стародавняя традиция.

По сей день осенью поочередно собираются молодые хозяйки в каждом доме. Она теребят гусей, поют старинные песни. Затем уже опаленных птиц тщательно моют, вытаскивают из них потроха, кишки наматываются на обработанные жерди.

Вечером угощают жирным гусиным бульоном с домашней лапшой. К бульону подается гусиное мясо. А к чаю бабушки стряпают майлаш и чак-чак, бялеш и масляные блины.

Гусиное перо раскидывают по дороге, приговаривая при этом свои молитвы: чтобы, дескать, и на следующий год у хозяев гуси не перевелись да новые родились. А еще приговаривают здесь: раз по утрам гогочут гуси, значит, жить еще селу…

фото Владлены Шваб

Бумажная версия данного материала появится 01.08.2013 г.

Алабугское сельское поселение

Глава Алабугского селького поселения

Синицын Сергей Петрович

тел. 8 (35150) 26-3-85

e-mail:alabugaadm@mail.ru

Административный центр — село Алабуга

В состав поселения включено 6 населенных пунктов:

  • — село Алабуга
  • — село Ачликуль
  • — деревня Кадкуль
  • — деревня Сосново
  • — деревня Шаболтак
  • — село Фёклино

Географическая справка

Алабугское сельское поселение занимает площадь 36002 га. Расстояние до областного центра – города Челябинска от села Алабуга 100 км, до районного центра – села Миасское 60 км. Сельское поселение граничит с Теренкульским и Бродокалмакским сельскими поселениями Красноармейского района и Щучанским районом Курганской области.

Территория поселения гордится своими водными ресурсами. Озера Алабуга, Ачликуль, Фёклино, Кадкуль, Сосново, Шабалтак, Ефимково, Корчужово, Шашиболка, Потемино, Гизелькуль, Хохловатое, Жуково,Клюквенное, Кутор,Оалупово, Глубокое расположены именно здесь.

История

Название «Алабуга» произошло от названия одноимённого озера, на берегу которого располагается поселение. В свою очередь название озера — от башкирского «алабуга» — окунь, то есть «озеро, в котором водится окунь». И правда, по рассказам местных и приезжих рыбаков озеро славится отменной рыбалкой, отличным клевом и хорошим отдыхом. Красивая природа, чистый воздух и добродушные жители – составляющие этого поселения.

В 1970 году озеро Алабуга находилось на землях, подведомственных Теченской слободе, иначе говоря, – в пределах Теченской волости. Из селений этой Теченской волости и явились сюда в 1750 году первые поселенцы. В то время, кроме самой Теченской слободы, на подведомственной ей территории уже существовали такие селения, как: Бродокалмак, Сугояк, Осолодка, Теренкуль, Беликуль, Шуранкуль, Нижняя Петропавловка.

Основателями Алабуги были двое крестьян из деревни Беликуль –Никифор Комельков и Терентий Брюханов. Именно они в январе 1750 года и подали прошение областному Челябинскому начальству, в котром писали: «мы исстари имеем жительство в деревне Беликульской, но население там умножилось и пашенных земель стало скудно». Они просили разрешения переселиться на находящееся в «чертежу Теченской слободы озеро Алабугу, около которого пашенные земли и сенные покосы были свободны. Разрешение им было дано.

В числе первых жителей (домохозяев) Алабуги, кроме Никифора Комелькова и Терентия Брюханова, были: Тит Дегтярев, Евдоким Панов, Захар Новокрещенов, Тихон Просвирнин, Данило Уфимцев, Мартемьян Балдин, Савва Аксенов, Федор Меньшиков.
Иван Федоров, Василий Овсянников, Данило Яковлев, Иван Белоглазов, Яков Харин.

Заселение Алабуги началось с той её части, которая именуется – «Закурья».
Через 100 лет, в средине 19 века, застройка продвинулась до «Речки». Зареченская часть села застраивалась уже во второй половине 19 века и в конце его.
Наиболее ранние, имеющиеся в нашем распоряжении сведения о числе дворов и жителей в Алабуге, относятся к 1765 году. В ней тогда было 24 двора с населением в 211 человек.
В 1795 году, когда Алабуге было 45 лет, в ней насчитывалось 32 двора с числом жителей 459 человек.

Ко времени 100-летия Алабугского поселения в 1850 году в ней было 85 дворов с населением 874 человек. Наибольшая численность населения в Алабуге была в 1915 году, именно 1940 человек. Число дворов составляло 292.

Нужно отметить, что за всё описанное время притока новых поселенцев в Алабугу не было, за исключением единичных случаев, и увеличение численности её населения происходило за счет естественного прироста.

Образовательным, культурным и духовным центром на селе всегда была школа, которая занимала в 60-е годы три здания, расположенные в разных частях села. В 1968 году новое здание трехэтажной школы приняло около 400 человек. В этом же году школа, получившая накануне статус средней, сделала первый выпуск десятиклассников.

Перед школой был установлен памятник пионеру-герою Павлику Морозову, чье имя носила одна из правофланговых в районе пионерская дружина Алабугской средней школы, много лет возглавляемая пионервожатой Кайгородовой М.Н.

Комсомольская организация школы была удостоена чести называться именем Просвирнина В.Ф., первого милиционера в Алабуге, убитого бандитами в 1921году. По инициативе краеведов-школьников под руководством учителя истории Гудковой Т.В., при поддержке Старикова И.И., председателя исполкома Сельского Совета, депутатов, общественности в 1974 году рядом с захоронением в историческом центре села был поставлен памятник герою-земляку.

Жизнь деревенского поселения связана, в первую очередь, с развитием сельскохозяйственного производства. Лучшим подтверждением сказанному будет воспоминание члена КПСС с 1928 года С.Томина из газеты «Маяк» за 7 ноября 1966 года, который после окончания войны до 1948 г. был председателем Алабугского сельского Совета. «Сейчас я живу в с.Алабуга. Хожу по его просторным улицам и часто думаю о том, что не зря такие, как я, прожили свою жизнь. В сегодняшнем Алабугском совхозе 153 трактора, 65 зерновых комбайнов, 59 автомобилей. На животноводческих фермах около 6 тысяч голов крупного рогатого скота. А какое большое строительство ведётся в совхозе! Только за последние три-четыре года построено 15 двухквартирных и два 24-квартирных дома. Появились новые здания клуба, двух столовых, детского сада на 140 мест. А сколько появилось на отделениях совхоза новых коровников, телятников, свинарников и других объектов. Нет, всего просто не перечислишь!Радуют и нынешние успехи земледельцев. Средняя урожайность зерновых составила 16,8 центнера с гектара вместо 12,5 по плану. Государству продано 11929 тонн алабугского хлеба (это 154 % к плану)».

Алабуга сегодня

В 2002 году население Алабугского поселения составляло 1865 жителей. Сегодня в поселении проживает 1684 человека, из которых 898 жители села Алабуга, а 540 – Ачликуля. Единственное крупное предприятие села, занимающееся переработкой сельскохозяйственной продукции — сельхозпредприятие «Алабугское».

На территории центра поселения в селе Алабуга расположена средняя школа, участковая больница, Дом культуры.

Главной достопримечательность после озера стала в центре Алабугского поселения Церковь Святого Дмитрия – памятник архитектуры, возведенный еще в 1850 году. В настоящее время церковь находится на реставрации.

с.Алабуга (от тюркского – окунь, много окуней по озеру) – центр Алабугского сельского поселения было основано в 1750 г. русскими переселенцами из Пермской губернии.

с.Ачликуль (от тюркского – горький, соленый, едкий – т.к. воды озёр содержат различные растворимые соли, которые придают ей горьковато-солоноватый вкус, воды речек протекают по солнцам). С.Ачликуль – бывшая Татарская Алабуга упоминается в документах в 1782 году. До центра поселения расстояние 5 км.

д.Кадкуль. Население на 1997 год – 53 человека. До центра поселения расстояние 7 км.

д.Сосново (названо по сосновым лесам в прошлом приметных для этих мест). До центра поселения расстояние 7 км.

с.Фёклино – старинное селение известное со второй половины 18 века. В числе деревень, относящихся к Алабужской слободе. Упоминается по переписи 1795 года. Названо по фамилии первопоселенца Фёклина.

д.Шаболтак – название сближается с тюркско-монгольским словом «шабар» или «шабал» — низина. В названии отражены природные признаки озера. ­­­­­­­­­­­­­­­­­­До центра поселения расстояние 10 км.

Источники:

http://reki-ozera.ru/otcheti_o_rybalke/109366-achlikul.html
http://www.chelfishing.ru/forum/viewtopic.php?t=6151
http://wikiway.com/kyrgyzstan/ozero-issyk-kul/
http://arhistrazh.livejournal.com/157116.html
http://up74.ru/articles/obshchestvo/25909/
http://mayak-74.ru/raion/alabugskoe

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector
×
×