Аляты озеро
Аляты: село, где боятся русалок и строят аналоги индейских лодок
Любое упоминание о селе Аляты Аларского района у знающих людей первым делом вызовет ассоциации с расположенным там знаменитым озером, в котором водятся вкусные караси, а также, по утверждениям многих, сказочные русалки. Карасей местные жители издавна ловили на лодках-долбленках. По своему внешнему виду они очень напоминают индейские пироги. Управлять ими — настоящее мастерство. Однако уникальность Алят не только в этом чудодейственном озере и плавсредствах, но и в том, что вопреки всеобщей тенденции это село развивается и растет.
Несколько лет назад здесь возвели новую школу, сейчас достраивается детский сад, а в перспективе — новое здание сельского клуба. Сюда стали переезжать люди. Одни переселенцы объясняют свой переезд тем, что в деревне проще прожить — своя земля, домик, хозяйство. Другие потянулись сюда из-за природы. Уж очень им приглянулись местные красоты и деревенский колорит.
Озеро любопытной пастушки
Происхождение села жители связывают с озером. Ведь известно, что с незапамятных времен первобытные люди предпочитали селиться возле рек и озер. В 60-е годы на правом берегу Алятского озера, там, где сейчас расположен детский летний оздоровительный лагерь «Мечта», проводились раскопки. Археологам удалось обнаружить древнюю стоянку, относящуюся к эпохе неолита. В тот период одним из ведущих видов хозяйства была рыбалка. Эксперты нашли рыболовные приспособления, изготовленные из костей.
В прошлом году один из местных жителей во время строительства дома на берегу озера случайно наткнулся на скелет мамонта. Иркутские археологи приехали по первому звонку и забрали ценную реликвию в город на исследование. Никто из старожилов Алят не знает о том, когда образовалось само озеро, но есть предположение, что оно, по сути, является старицей, то есть остатками одной большой реки, которая некогда протекала по руслам реки Аларь и впадающих в него рек Бабагай и Мардай.
Конечно, такое древнее и знаменитое озеро не могло обойтись без собственной легенды. В краеведческом музее хранится летопись о том, что в давние времена на месте этого водоема находилась котловина с широкой поляной и лесом. В один из жарких дней девушка поила овец и, чтобы утолить жажду, подошла к роднику. Он бил из-под валуна, как бы струясь игриво и шаловливо. Напившись родниковой воды, девушка из любопытства отодвинула в сторону валун. Вода стала бить из-под земли бурным потоком и начала заливать котловину. Затопив ее, она стала подниматься все выше и выше, пока не образовалось озеро.
Впрочем, в некоторых источниках указано, что пастушка двигала валун не просто так. Подружки рассказали ей, что под валуном находится сокровище или какой-то мифический зверь, который щедро одарит того, кто освободит его из заточения.
Так или иначе, овцы утонули, пастушка кое-как выбралась на берег. Когда она вернулась в свой улус и у нее спросили, где овцы, девушка ответила: «Аляа забрала». Аляа в переводе с бурятского означает «проворный», «игривый», «шаловливый». Так озеро и получило свое название, которое затем, в современной транскрипции, уже звучало как «алят».
Русалки манят рыбаков
Какие только истории об этом чудесном озере не передавали из уст в уста местные жители! Например, рассказывали, что раньше озеро ярко светилось.
— Говорили, что из лодки могло что-нибудь исчезнуть без следа или люди вдруг начинали блуждать в тумане, — рассказывает Екатерина Сиухина, жительница села и директор Информационно-культурного центра МО «Аляты». — Вроде бы недалеко от берега плыли только что — и вдруг туман начинал окутывать и становилось не видно ни зги. И до тех пор люди блуждали, пока кто-нибудь не хватался их и не выходил на берег искать. А сколько тонуло рыбаков — вместе с уловом, с сетями. Казалось бы, они знали все особенности этого озера, но все же не справлялись, гибли.
Другие поговаривали о том, что когда рыбаки ставили сети, русалки нежно поглаживали их по рукам, манили, и в результате люди оказывались за бортом. Находили их затем уже, как правило, мертвыми. Более рассудительные и здравомыслящие полагают, что во всем виноваты особые погодные условия. Стоит немного дунуть ветру, как на озере поднимаются большие волны, которые бьют с такой силой, что переворачивают даже современные лодки.
Славится озеро и местным карасем. Когда-то в этом водоеме также водились гольян, пескарь, сорога, окунь. Однако они не прижились. Затем сюда запускали зеркального карпа и сома, но и они не выжили. Остался лишь карась, в гордом одиночестве. Местные его нахваливают, отмечая тот факт, что, в отличие от остальных своих собратьев, алятский карась не пахнет тиной и болотом.
Стоит отметить, что эта рыба здесь бывает нескольких видов: темная, светлая или золотая. Желто-лимонный окрас рыбаки объясняют тем, что в торфяных озерах иногда встречаются рыбы-альбиносы, а темный или светлый цвет возник из-за того, что произошло скрещивание разных видов рыбы. И по вкусу они тоже отличаются.
Старейшины села издавна считают свое озеро священным и целебным. Еще в 1877 году Николай Агапитов, известный археолог, этнограф, писал о том, что буряты лечили водой Алятского озера глаза, кожей карася — кожные заболевания, из ила делали ванны и компрессы.
Перебрались на правый берег
По словам Светланы Пономаревой, руководителя краеведческого музея, первыми жителями села были буряты, которые селились в юртах вдоль озера. И все последующие населенные пункты располагались на противоположном, левом берегу. В музее находится карта, на которой обозначены все селения, которые некогда существовали возле озера и существующие ныне.
— Весь левый берег, где находятся падь Тараска, Гуляшинов, Дыбенко, был заселен. В советское время, при коллективизации, там находилась артель, а на правом берегу была организована коммуна. И постепенно все население перебралось сюда. Долгое время у нас работал колхоз имени Калинина — передовик по животноводству и растениеводству. Все земли были вспаханы и засеяны, построено несколько ферм. По итогам работы колхоз всегда был в лидерах: занимал в районе первые и вторые места, — говорит Светлана Пономарева. — Когда-то хозяйство объединяло 11 деревень. Среди них сегодня живы такие деревни, как, к примеру, Мардай, Высоцк, Халты. Правда, населения в них немного. А вот деревня Большеусовская осталась только в памяти людей. Хотя я помню, что там была большая средняя школа в 50-е годы. Туда ходили учиться дети из Иваническа, Алят, Жалгая Черемховского района, из деревень Заларинского района. Жили школьники в домах у местных. Когда произошло объединение колхозов, школу перевели в другое село, а здание учебного заведения перевезли к нам. До 1994 года колхоз просуществовал, затем начался развал, поля перестали обрабатываться, фермы закрывались. И только благодаря нашему единственному фермеру, Александру Копытову, хозяйство не развалилось до конца. Он использует сельхозземли по их прямому назначению, дает населению работу и оказывает посильную помощь всему селу.
К слову, в краеведческом музее немало любопытных старинных экспонатов. Их собирали и дети, и взрослые. Во времена столыпинской реформы в Аляты и близлежащие селения приехали на постоянное место жительства переселенцы: украинцы, белорусы и даже вепсы. Есть немного татарских семей. На деревянных стеллажах и полках расставлены старые железные утюги, посуда, склянки, прялки, маслобойка, емкость для пива, рубец, лекало и т. д. На вышитой скатерти горделиво стоит телевизор «Юность» — один из первых в Алятах. Особое место в музее отведено под экспонаты времен Великой Отечественной войны.
— Перед 60-летием Победы поисковые отряды нашли останки нашего земляка — Сергея Тармаева. Он погиб под Сталинградом в ноябре 1942 года. Его удалось опознать благодаря находившемуся при нем ордену Красного Знамени. По номеру установили, кому он принадлежал. Внучка Сергея Тармаева поехала на место захоронения и отправила нам вещи солдата: наручные часы, химический карандаш, помазок, зеркальце, бритву, ложку, пряжку от ремня и солдатский медальон. Также поисковики прислали нам настоящую каску с места боев. Всего из Алят на фронт ушло свыше 180 человек, а вернулось всего 38.
Центральная часть музея принадлежит главному промысловому объекту — рыболовству. Среди предметов — сеть-трехстенка из капроновой нити. Зимними вечерами жены рыбаков изготавливали их полностью вручную. Капроновая нить ценилась на вес золота. Если до холодов мужчины не успевали ее прибрести, значит, оставались на следующий год без сетей.
— К сети у рыбаков был особый подход, она требовала тщательного ухода. После рыбалки ее надо было распутать, хорошо просушить и уложить. Таких сейчас нет. Да и рыбаков немного осталось. Старики уходят, а молодежь уже особо и не рыбачит, — сокрушается Светлана Пономарева.
На берегу озера можно найти и старые, видавшие виды долбленки — эксклюзивное алятское плавсредство. Несколько лет назад в село приезжал японский исследователь-этнограф Акаба Седзен. Он провел здесь три дня, чтобы досконально изучить все премудрости этой необычной лодки. По его мнению, она является родственницей знаменитой лодки-пироги американских индейцев. Единственное отличие в том, что рассчитана лишь на одного человека.
Местные считают, что лодка появилась на озере вместе с бурятами. Это было первое рукодельное плавсредство, когда они заселили эти места и стали осваивать рыбалку. Опыт изготовления лодки переходил от отца к сыну. Долбленки делали из цельной сосны специальным топором с широким лезвием, направленным не вдоль, а поперек по отношению к рукоятке. Для нее выбиралось дерево не менее метра в поперечном сечении. После изготовления лодка год должна была отстояться, прежде чем ее можно было использовать по назначению.
В обращении долбленка очень капризна: у нее низкие борта, управляется она одним веслом. На ней могут ходить только настоящие мастера своего дела. Сейчас, к сожалению, таких профессионалов становится все меньше и меньше. Молодежь предпочитает традиционные плавсредства.
Пустых домов нет
В последние годы жителей в Алятах заметно прибавилось.
— За последние два года к нам переселились десять молодых семей из Иркутска, Усолья, Кутулика. Одна семья приехала из Читинской области, — говорит Николай Бадмаев, глава администрации.
Пустых домов в Алятах нет, в каждом живут семьи и целые династии. Впрочем, сегодня здесь действительно есть все условия для проживания. В 2004 году открылась новая школа, в этом году планируют запустить детский сад на 55 мест, а в планах на будущее — строительство сельского клуба. Все учреждения расположены компактно, прямо в центре села.
Неподалеку от них и главная гордость — церковь Святой Троицы. Ее построили в прошлом году благодаря фермеру Александру Копытову.
Правда, батюшка приезжает сюда не так часто, как хотелось бы прихожанам. Но в этом его вины нет. Он практически единственный, кто ведет службы в Аларском районе. В Алятах его замещает смотрительница церкви Ольга Бабак. Если кто-то хочет зайти в храм, чтобы помолиться, она всегда готова открыть его двери.
В 2015 году в Троицу на открытие церкви здесь собрались жители со всей округи: из Александровска, Иваническа. Алятский фольклорный ансамбль «Бадма Сэсэг» организовал настоящий праздник с песнями и танцами.
Проводится в селе и особый праздник — поклонение хозяину озера.
— Его мы также проводим на Троицу, — рассказывает директор ИКЦ Екатерина Сиухина. — Все желающие собираются на берегу и приносят с собой угощение: чай, конфеты, печенье. Мужчины делают небольшой плот, на который мы и складываем наше подношение. Туда же ставим и небольшую березку, на ветки которой повязываем ленты со своими бедами, горестями, и отправляем плот в путь. Просим, чтобы хозяин озера не гневался на нас и чтобы наша жизнь протекала благополучно и счастливо.
Туристы живут неделями
На сегодняшний день одна из главных проблем села — обвал береговой зоны озера со стороны Алят. За последнее время берег обвалился примерно на пять метров. Самостоятельно решить эту проблему администрация муниципалитета не может, поскольку для берегоукрепления требуются серьезные денежные вложения.
— Угрозу обвал несет только нашему селу. Все отдыхающие останавливаются на противоположном берегу. Там хорошая прилегающая к озеру территория с песком. Рядом находится и детский лагерь «Мечта». За три сезона в нем успевает отдохнуть около 200 ребятишек. Им здесь нравится, поэтому многие снова и снова приезжают летом в лагерь, — отмечает глава местной администрации Николай Бадмаев.
На левом берегу планировалось строительство туристической базы. Даже нашелся инвестор, однако возникли проблемы с землей. Дело в том, что участок в пади Тарасовке, где предполагалось его возведение, расположен в лесной зоне и принадлежит региональному агентству лесного хозяйства. Оно землю предпринимателю не передает, поэтому пока вопрос строительства туристического объекта также находится в подвешенном состоянии. Впрочем, на потоке туристов в летний сезон это никак не сказывается. Люди готовы жить в палатках, лишь бы иметь возможность приобщиться к алятской природе и разгадать все тайны сказочного озера.
Аляты озеро
Рыбак на озере Аляты
На озере Аляты в Аларском районе Иркутской области используют лодки, выдолбленные из цельного ствола дерева. Эта древняя технология пришла неизменной из глубины веков. В 2012 году изучать их приехал японский этнограф Акаба Седзена. Его интерес был не случаен, они уникальны и подобные лодки-пироги есть только у индейцев Северной Америки. Только пироги, как правило, рассчитаны на нескольких человек, в то время как баты одноместны. Хотя в прошлом подобные лодки были распространённым плавсредством, откуда и название – челн или челнок.
Бурятские лодки
Изображения лодок с людьми времён неолита есть на скалах в Прибайкалье. А этнограф Матвей Хангалов писал в конце XIX в.: «…не надо забывать, что буряты прежде были народ звероловческий и рыболовческий, потом постепенно стали делаться скотоводами». Только со временем рыболовство у бурят стало вспомогательным промыслом, но у ольхонских, кударинских и баргузинских бурят оно не потеряло своего значения до сих пор. Активно занимались промышленным рыболовством селенгинские буряты на Гусином озере, и еравнинцы на своих озёрах.
Девственные реки, озёра и сам Байкал изобиловали рыбой, которая была одним из главных видов пищи и предметом поклонения. Баргузинцы преподносят в виде подношения карасей, ононские хамниганы одновременно – мясо косули, дикую утку и рыбу с Онона, а баяндаевцы – омулей. Рыболовные снасти и вёсла имели покровительственных заянов (духов), а вот лодка покровителя не имела.
Лодки с вёслами и рулём делали из сосны и кедра, смолили дёгтем или варом. Большие сетевые лодки были рассчитаны на шестерых или четверых гребцов, а также башлыка и кухарку. Кударинские буряты делали как большие, так и небольшие лодки, а также шлюпки. Две старинные бурятские лодки можно увидеть в Энхалуке, в частном музее «Енхолэк».
Баты с Алят
На берегу озера в Алятах лежат единственные в своём роде долблёнки — баты. Почему их так называют, местные затрудняются сказать. Хотя они используют и стандартное бурятское слово «онгосо» – лодка. С виду баты неказистые, они вполне гармонично смотрятся на этом относительно небольшом водоёме.
Буряты издревле использовали баты, а техника его изготовления передавалась от поколения к поколению. Аляты находятся в предгорьях Саян, и в местной тайге никогда не было недостатка в могучих деревьях. Цельную сосну обрабатывали теслом – специальным топором с лезвием, расположенным перпендикулярно топорищу. Она удобна для обтёсывания горизонтальных поверхностей, направленных не вдоль, а поперёк, по отношению к рукоятке. Дерево для обработки должно быть не менее метра в поперечном сечении, а после изготовления лодка должна была хорошо отстояться.
У долблёнки низкие борта и управляется она одним веслом. Поэтому она не обладает хорошей устойчивостью и ходить на ней нужно уметь.
Зоодэй – легендарный карась
Баты отлично справляются со своей задачей – быть основным орудием рыболовства. А в основном здесь ловят карасей, хотя когда-то в изобилии водились гольян, пескарь, сорога, окунь и щука-травянка. Дело в том, что зимой рыба задыхается подо льдом, а вот карась выживает. И это несмотря на достаточную глубину в 15 метров. В прошлом, говорят, делали проруби, но сейчас нет.
В первый раз вкус алятского карася я попробовал в далёком детстве и действительно это – настоящий деликатес! Хотя костей хватает, но зато нет запаха тины, как это обычно бывает у карася. Дело, видимо, в родниках, бьющих на дне озера и обеспечивающих чистоту его вод. Водой из них лечили глаза, из ила делали ванны и компрессы, кожей карася лечили кожные заболевания. Неподалёку от озера есть лечебный источник Аршан, по химическому составу не уступающий Тункинскому. Многие поколения местных жителей лечили в нём свои болезни, не обращаясь к врачам.
На майские праздники я съездил в Аларь и привёз несколько килограммов этой рыбы. Готовлю в трёх видах: уха, шарба и жарёха. Уха и жарёха – это понятно и особенно со сметаной! А шарба готовится в глубокой сковородке. Сначала растапливаем сало или наливаем растительное масло. Жарим картофель кружочками. Затем закладываем рыбу и заливаем водой. Варим. Засыпаем кольцами репчатого лука. Готово!
Местные умельцы делают и тельное, кости при этом извлекают, прокручивая время от времени мясорубку в обратную сторону.
Плотик хозяину озера
Буряты обожествляют природу, и Алятское озеро также считается священным. Его мифическому обитателю, хозяину озера, местные жители преподносят подношение – яства на маленьком плотике. А в досоветский период на его берегу стоял буддийский дуган. Место удивительно красивое. В прозрачной водной глади отражается синее небо, и зелёные кроны деревьев на берегу. За ними – изумрудные предгорья и сверкающие всё лето белоснежные пики Саян.
Впрочем, зеркальная гладь озера обманчива, вода местами может вскипать, а в непогоду поднимаются нешуточной высоты волны. Это делает Аляты опасным водоёмом, стабильно забирающим свои жертвы.
Легенда о происхождении озера
Легенду о происхождении озера для читателей «БУ» рассказала Светлана Пономарёва, руководитель школьного краеведческого музея «Память» и краеведческого кружка «Поиск»:
«Когда-то на его месте была широкая и глубокая котловина с лугом и лесочком. Здесь девушка из одного окрестных бурятских улусов любила пасти своих овец. В самом центре котловины из- под массивного камня бил чистый холодный родник, куда пастушка со своими овечками ходила пить воду.
Как-то раз подружки рассказали ей, что под камнем находится какой-то мифический зверь, который щедро одарит того, кто его освободит из заключения. Доверчивая пастушка решила откатить камень с его места и стала рыть под ним яму. Когда камень откатился в сторону, из-под него вырвался бурный поток воды, который утопил всех овец и вскоре залил всю котловину. Наивная пастушка чудом спаслась.
Вскоре вода успокоилась, и изумлённая девушка увидела озеро. Она вернулась в свой улус, а когда её спросили, куда девались овцы, она простодушно ответила: «Аляа забрала». «Аляа» по- бурятски означает «бурная, проворная, игривая (вода)». Так и назвали озеро в современной транскрипции – Алят».
Гонки на батах
Районная газета «Аларь» вместе с областным Центром бурятской культуры (председатель Сергей Шоткинов) планирует провести в 2020 году водный фестиваль. Гвоздём программы станут гонки на батах, конкурсы на самую красиво украшенную лодку и самое вкусное блюдо из карася. Уроженец Алят Архип Аюшинов говорит: «Главное – сохранить наши лодки и умение их делать. Традиция не должна прерваться. Это история и гордость алятцев».
СПРАВКА
Озеро Аляты – один из крупнейших водоёмов Усть-Ордынского Бурятского округа. Размеры 5 × 1,5 км. Площадь 3,8 км². Береговая линия 22 км. Наибольшая глубина 15 м. Впадающие реки Бабагай, Мардай. Вытекающая река Аларь.
Фото из архива Александра МАХАЧКЕЕВА
Хозяин Алятского озера
Дочь рыбака
Юрий Архипов рад покупателю
Рыбачка Оксана с сыном Толей
Карася обычно хранят в ваннах
Жители села Аляты Аларского района утверждают, что в их озере водятся самые идеальные караси Сибири
Богата земля аларская не только полями, “лесом и водью”, но и замечательными людьми – художниками, поэтами и рыбаками.
Вот и мой собеседник, житель деревни Аляты Аларского района, тоже оказался рыбаком и поэтом. На прощание за кружкой чая выдал вдруг экспромт: . Было немного непонятно, почему девчатам, а не ребятам. Другое дело карась – основа местного пропитания.
“Я рыбачка, он рыбак”
Если ехать в Аляты со стороны Заларей, то возле первого же дома можно увидеть незатейливую деревянную табличку с надписью “Рыба”. Живет здесь местный рыбак Петр Черкалов. На зов выходит его дочь Аня: “Рыба только что кончилась. Папа на озере”. Возле второго дома точно такая же табличка. Хозяин дома Юрий Архипов рад покупателю: “Да, рыба есть, только что сети проверил”.
Деревня Аляты находится в стороне от столбовых дорог, поэтому посторонний человек, основной покупатель, появляется здесь не так уж часто – кто-то к родителям едет к тупиковым предгорьям Саян, в деревни Высотский или Мардай, кто-то обратно в город или райцентр. Потому и цена местного товара невелика – 20 рублей за килограмм. Удешевляет алятскую рыбу и то обстоятельство, что водится она здесь в огромном количестве.
– Хоть самосвалами вози, – говорит Юрий. – Если ее не ловить, сама от себя задохнется.
По этой причине ловля рыбы сетями в Алятах не считается браконьерством. Почти все село промышляет. Но настоящих профессионалов можно по пальцам пересчитать.
– Бывалые рыбаки, занимавшиеся промыслом всю жизнь, давно умерли, – рассказывает Юрий, – дядя Коля Шишков, Витя Любшин, Попов дядя Витя.
Сам себя Юрий причисляет к начинающим рыбакам, хотя родился в Алятах и на озере провел все детство. Когда-то, лет 25 назад, на озере был рыбоприемный пункт, куда сдать свой улов мог каждый желторотик рыбацкого дела. Принимали рыбу по 50 копеек, а продавали по рублю. Постоянно присутствовали на озере и представители рыбнадзора, рассекая его воды на двух шикарных по тем временам моторках – “Казанке” и “Крыме”. Многое изменилось с тех пор: закрылся рыбсклад, утопили лодку рыбнадзора, но ловля алятского карася по-прежнему считается прибыльным делом. После развала местного совхоза в Алятах остался лишь один работодатель – фермер Александр Копытов, но предоставить работу всем желающим он не в состоянии. Юрий Архипов долгое время пас частных коров, однако после нескольких случаев потравы решил оставить это хлопотное дело и заняться личным хозяйством и рыболовством.
Среди обозримых предков Юрия рыбаков не было – отец Иннокентий Петрович лишь баловался рыбалкой, а дед-китаец Хан Юн Чан и вовсе был этому чужд. Так что до основ рыбацкого дела Юрию пришлось доходить своим умом. Сначала ловил для себя, но четыре года назад стал промышлять на продажу. С рыболовными снастями сейчас проблем нет – стометровая китайская сетка стоит всего 150 рублей, а за ночь в нее попадается до пяти ведер карасей. Помогает Юрию жена Светлана – выбирает сети, взвешивает рыбу, продает. Считает себя настоящей рыбачкой.
За озером надо ухаживать
Следующий дом, третий по счету со стороны Заларей, принадлежит бывшему совхозному механизатору Николаю Копытову. На берегу озера Николай Иванович живет с 1952 года, для продажи не рыбачит, но все, что с озером происходит, глубоко его волнует.
– За озером надо ухаживать! – убежденно говорит он. – Сейчас ведь, кроме карася, рыбы почти нет, а когда-то в изобилии водились гольян, пескарь, сорога, окунь, щука-травянка. Ондатры было много. Пытались разводить зеркального карпа – не прижился. Вся рыба, кроме карася, зимой задыхается подо льдом. Весной, когда лед тает, ее можно наблюдать мертвой целыми слоями. Раньше на озере делали проруби, а сейчас нет. Вокруг озера повырубали лес – высохли болота, заглохли родники – источники свежей воды, исчезли дополнительные места нереста. Свободно живет и размножается только карась – настоящий хозяин озера здесь чувствует себя прекрасно.
Николай Иванович по старости ставит свою сеть у берега. Удивляет его одно обстоятельство: несмотря на такую “созидательную” деятельность человека, озеро не мелеет. Лежит все тем же длинным кушаком, что и 50 лет назад, раскинувшись на несколько километров и упираясь почти в Голуметские болота. Гидрологи недавно промерили глубину озера – 15 метров. Видимо, много в нем еще родников. Вода относительно чистая, но таинственная и страшащая.
Утопленники и русалки
Страх перед озером многих сдерживает от активной рыбалки. В непогоду волна может опрокинуть даже добротную лодку. Чуть ли не ежегодно кто-нибудь да тонет. Последний случай произошел в предзимье прошлого года. Два незадачливых рыбака-любителя ушли под воду как раз незадолго до того, как на озере установился лед. Сколько ни пытались найти их водолазы, все напрасно. Обнаружили утопших лишь три недели назад. Это усилило страх перед озером – кто-то даже пустил слух, что рыбаков так долго удерживали русалки, которым скучно и холодно в одиночестве коротать зимнее время. В старые времена, говорят, русалок на озере многие видели, но нынешние жители Алят относятся к этим легендам как к фольклору.
В новое время вместо русалок на озере появились рыбачки. Одна из них, Оксана Шишкова, на редкость удачлива. В иной день вылавливает по семь ведер карасей и умудряется к тому же продать их. В озеро Оксана выходит на устойчивом бате – лодке-долбленке, поэтому не опасается воды, подолгу наблюдая за озером. В отличие от других рыбаков сети ставит не на привычном месте или где придется, а там, где рыба “играет”.
– Смотришь на озеро, смотришь, и вдруг пузыри, будто вода кипит, – рассказывает она.
Веселый карась, по мненью Оксаны, вкуснее и жирнее других. Хиляк не плещется.
Карась хоть куда
Рассказы о вкусе алятского карася можно услышать не только в Алятах, но и во всех близлежащих селах, в Кутулике, Заларях и даже в Иркутске. Традиционно карась костляв, отдает тиной, болотом. Только не алятский. Жительница села Тамара Андреевна Ефременко рассказывает:
– Особенно вкусен наш карась в ухе, сваренной на воде из своего же озера. Когда-то я жила в Ангарске и понемногу рыбачила на Ангаре. Попадались двухкилограммовые караси, а вкуса не было. Здесь же карась редко и килограмма достигает, но каков! Пальчики оближешь. У меня сын никаких карасей не ест, а алятских – за милую душу. Болотиной не пахнет, мясо нежное. Кости, конечно, есть, но от них при умении легко избавиться. Если жаришь карася, надо сделать надрезы по спине. Если перемалываешь на котлеты, то извлекаешь кости, прокручивая время от времени мясорубку в обратную сторону.
Еще одно достоинство алятского карася – экологически чист, не заражен глистами. Раньше, говорят, были, сейчас нет. Лишь изредка попадется карась с “лапшой”. Причины здоровья алятского карася просты: озеро, лишившись связи с внешней средой – болотами и речками, превратилось в абсолютно замкнутую экосистему. Что другой рыбе плохо, карасю хорошо.
Алятское озеро
Вы здесь
Оглавление
- 1. Образование озера
- 2. Животный мир
- 3. Лечебный эффект
- 4. Экзотика
- 5. Легенда о русалках
- 6. Легенда о любопытной пастушке
- 7. Литература
“Алятское озеро. ” в энциклопедии:
Алятское озеро — самый крупный водоем Усть-Ордынского Бурятского округа. Находится на юго-западе Аларского района возле села Аляты. Алятское озеро имеет вытянутую форму и растягивается на пять километров, суживается в направленииот наиболее глубокой северо-западной части к юго-востоку и упирается в Голуметские болота. Ширина его достигает полутора километров. На юге озера находится исток реки Аларь, а на севере в него впадают реки Бабагай и Мардай.
Образование озера
По поводу образования озера нет окончательного мнения, но большинство исследователей склоняются к версии, что оно является старицей, то есть остатками большой реки, которая раньше протекала по руслам самого озера, реки Аларь и впадающих в него Бабагая и Мардая. Сейчас озеро питается от осадков, подводных ключей и источников, которые поддерживают в озере чистую воду и постоянный уровень.
Животный мир
Когда-то в озере в изобилии водились гольян, пескарь, сорога, окунь, щука-травянка, было много ондатры. Сейчас в основном рыбаки ловят карасей. Некоторое время назад в озеро запустили зеркального карпа и сома, но они не прижились. Говорят, что зимой, когда на озере встает лед, только карась чувствует себя хорошо..
Местные рыбаки рассказывают, что в озере иногда ловят “золотых рыбок” – это караси необычной желто-лимонной раскраски. Объясняют это тем, что в торфяных озерах иногда встречаются подобные рыбы-альбиносы.
Лечебный эффект
Бурятские старейшины относятся к озеру как к живому существу, считают его священным и лечебным. Его водой в старину лечили множество болезней – водой из придонных родников лечили глаза, из ила делали ванны и компрессы, кожей карася лечили кожные заболевания. Неподалеку от озера есть лечебный источник Аршан, по химическому составу не уступающий Тункинскому. Многие поколения местных жителей лечили в нем свои болезни, не обращаясь к врачам.
Экзотика
Экзотичной особенностью Алятского озера остается лодка-долбленка. Никто из стариков не помнит, когда долбленка впервые поплыла по озерной глади, но рассказывают, что искусство ее создания передавалось от отца к сыну из глубины веков.
Легенда о русалках
В Алятах многие испытывают перед озером необъяснимый страх. Рассказывают, что оно очень своенравно, вода иногда словно кипит над некоторыми местами, а в непогоду волны достигают такой силы, что переворачивают самые современные лодки. При этом люди часто тонут. Причем озеро подолгу не отпускает своих жертв – некоторых из утонувших находят спустя несколько месяцев, некоторых не находят вообще.
Поэтому в Алятах существует легенда, что в озере водятся русалки. Многие их даже видели, но рассказывают об этом “из третьих рук”: “Сам не видел, но знаю человека, которому рассказывал тот, кто видел”.
О русалках рассказывают, что они сводят с ума рыбаков. Когда они ставят сети, русалки гладят их по рукам, опущенным в воду, манят и в результате провоцируют совершать необдуманные поступки, которые ведут к тому, что одураченный рыбак оказывается за бортом.
Кстати, несмотря на то что глубины озера промерялись гидрологами и его максимальная глубина определена в пятнадцать метров, местные упрямо утверждают, что в самом глубоком месте озеро достигает километровой глубины.
Легенда о любопытной пастушке
Еще одна местная легенда рассказывает об образовании озера. Когда-то на его месте была широкая и глубокая котловина с лугом и лесочком. На этом месте девушка из одного из окрестных бурятских улусов любила пасти своих овец. В самом центре котловины из-под массивного камня бил чистый холодный родник, куда пастушка со своими овечками ходила пить воду.
Как-то раз подружки рассказали ей, что под камнем зарыто сокровище. По другой версии, они рассказали ей, что под камнем находится какой-то мифический зверь, который щедро одарит того, кто его освободит из заключения. Доверчивая пастушка решила откатить камень с его места и стала рыть под ним яму. Когда камень откатился в сторону, из-под него вырвался бурный поток воды, который утопил всех овец и вскоре залил всю котловину. Наивная пастушка чудом спаслась.
Вскоре вода успокоилась, и изумленная девушка увидела озеро. Она вернулась в свой улус, а когда ее спросили, куда девались овцы, она простодушно ответила: “Аляа забрала”. “Аляа” по-бурятски означает “бурная, проворная, игривая (вода)”. Так и назвали озеро в современной транскрипции – Алят.
Литература
Сергей Маслаков Хозяин Алятского озера // Окружная правда : газета. — 8 июня 2006.
Берт Корк Озеро русалок // СМ Номер один : газета. — 18 сентября 2008.
Озеро Алят
Оз. Алят. Озеро Алят расположено в 45 км к югу от ст. Кутулик Восточно-Сибирской ж. д. на территории сельхозартели «Красный Алят», Голуметского района, Иркутской области. Географическое положение озера 58° 10′ с. ш. и 102° 15′ в. д. Озеро овальной формы. Длина его около 5 км, средняя ширина 900 м, площадь 400-450 га. Максимальная глубина 8 – 9 м, средняя 4 м. Озеро лежит среди холмистой местности. На юго-восточном берегу густой смешанный лес, берега мало изрезаны, невысокие, в северо-западной части заболочены. По северо-восточному и юго-восточному берегу расположен улус Аляты, по юго-западному берегу – хутора, пионерлагерь, культстан и рыбацкие зимовья. В северо-западную часть озера впадает две небольших речки-Мардей и Бабагай. Нижние участки этих речек текут по заболоченной низменности. В засушливые годы пересыхают. Ключи выходят также и в подводной части котловины озера; в таких местах зимою бывают пропарины. Сток из озера осуществляется через речку Аларь, впадающую в приток р. Белой Голуметь. В истоке речка течет по заболоченной местности, сильно засорена, с очень медленным, мало заметным течением.
Преобладающий тип грунта озера ил, богатый органическими веществами, мощность его в северо-западной части достигает 60 см. В месте выхода ключей дно песчаное.Летом озеро сильно прогревается, температура воды в июле около 23°, но в районе выхода ключей обычно бывает ниже на 2-3°, чем в юго-восточной части. Температура воды в ключах летом не превышает 5-6°, а зимой равна 3°.
Бентос, вероятно, богат, пробы дночерпателем дают нередко до 250-300 кг/га сырого веса, из них большая часть принадлежит хирономидам, занимающим часто до 90% веса всей биомассы, остальное распределяется между моллюсками, пиявками, олигохетами, личинками жуков и других насекомых.
Летний планктон в озере представлен также довольно богато. В фитопланктоне преобладают сине-зеленые водоросли Aphanisomen, Anabaena, Pediastrum, Microcistis, в зоопланктоне Daphnia pulex, Bosmina longirostris, циклопы и коловратки.Из рыб в озере преобладают карась, сорога, гольян и пескарь. Щука очень редка. Карась является главной промысловой рыбой и составляет в общем улове до 90%, но общая добыча рыбы в последние годы колебалась в пределах 200-300 ц, что соответствует 50 кг с гектара. Однако в некоторые годы добыча падает до 40 ц.В 1939 году в озере появилась ондатра.Чтобы повысить продуктивность озера и сделать урожай рыбы более устойчивым, необходимо расчистить вытекающую из озера речку Аларь на расстоянии по крайней мере 100-150 м и тем самым возобновить связь озера с речной системой, обеспечив свободный заход и выход рыбы из озера. Уровень озера можно было бы поддерживать, в целях борьбы с заморами, плотинами и Шлюзами, открываемыми в нужное время весной, осенью.Другие озера бассейна Белой с ее притоками не изучены.Промысловые возможности всей системы реки Белой с озерами, вероятно, близки к 200-300 ц в доступной для лова, более или менее обжитой части.
вернуться
Озеро русалок
Автор: Берт Корк,
2319
68
Самый крупный водоем Усть-Ордынского Бурятского округа оброс легендами.
В Усть-Ордынском Бурятском округе говорят, что слово «аларь» переводится как «небольшой лес в степи» или «сухое место» и раньше использовалось в устойчивом словосочетании «аларская степь». Поэтому несколько парадоксально, что одной из самых значимых достопримечательностей Аларского района является Алятское озеро, давшее название и селу, которое стоит на его берегу, и муниципальному образованию, включающему несколько окрестных деревень — Бабагай, Мардай. Алятское озеро является крупнейшим водоемом на территории Усть-Ордынского округа, но этим его достоинства не ограничиваются.
Остатки древней реки
Алятское озеро находится на юго-западе Аларского района. Оно имеет вытянутую форму и растягивается на пять километров, суживается в направлении от наиболее глубокой северо-западной части к юго-востоку и упирается в Голуметские болота. Ширина его достигает полутора километров. На юге озера находится исток реки Аларь, а на севере в него впадают реки Бабагай и Мардай, давшие названия стоящим на них деревенькам.
По поводу образования озера нет окончательного мнения, но большинство исследователей склоняются к версии, что оно является старицей, то есть остатками большой реки, которая раньше протекала по руслам самого озера, реки Аларь и впадающих в него Бабагая и Мардая. Сейчас озеро питается от осадков, подводных ключей и источников, которые поддерживают в озере чистую воду и постоянный уровень.
Когда-то в озере в изобилии водились гольян, пескарь, сорога, окунь, щука-травянка, было много ондатры. Сейчас в основном рыбаки ловят карасей. Некоторое время назад в озеро запустили зеркального карпа и сома, но они не прижились. Говорят, что зимой, когда на озере встает лед, только карась чувствует себя хорошо, а остальная рыба задыхается — когда сходит лед, рыбаки находят мертвую задохнувшуюся рыбу целыми слоями.
Местные рыбаки рассказывают, что в озере иногда ловят «золотых рыбок» — это караси необычной желто-лимонной раскраски. Объясняют это тем, что в торфяных озерах иногда встречаются подобные рыбы-альбиносы. Бурятские старейшины относятся к озеру как к живому существу, считают его священным и лечебным. Его водой в старину лечили множество болезней — водой из придонных родников лечили глаза, из ила делали ванны и компрессы, кожей карася лечили кожные заболевания. Неподалеку от озера есть лечебный источник Аршан, по химическому составу не уступающий Тункинскому. Многие поколения местных жителей лечили в нем свои болячки, не обращаясь к врачам.
Русалки Алятского озера
В Алятах многие испытывают перед озером необъяснимый страх. Рассказывают, что оно очень своенравно, вода иногда словно кипит над некоторыми местами, а в непогоду волны достигают такой силы, что переворачивают самые современные лодки. При этом люди часто тонут. Но пугает не это, а то, что озеро подолгу не отпускает своих жертв — некоторых из утонувших находят спустя несколько месяцев, некоторых не находят вообще.
Поэтому в Алятах существует легенда, что в озере водятся русалки. Многие их даже видели, но рассказывают об этом «из третьих рук»: «Сам не видел, но знаю человека, которому рассказывал тот, кто видел». Ни одного человека, который лично видел русалок, в Алятах найти не удалось, но легенда, тем не менее, живет.
О русалках рассказывают, что они сводят с ума рыбаков. Когда они ставят сети, русалки гладят их по рукам, опущенным в воду, манят и в результате провоцируют совершать необдуманные поступки, которые ведут к тому, что одураченный рыбак оказывается за бортом. А потом рыбака водят по подводному царству озера, показывают красоты и сокровища, соблазняют своими полурыбьими-полуженскими прелестями.
Тот, кто не устоит перед всем этим соблазном, остается в озере навечно. Тех, кто упрямо просится домой, разгневанные подводные фурии выбрасывают на берег. Разумеется, спустя долгий срок и уже мертвыми.
Кстати, несмотря на то что глубины озера промерялись гидрологами и его максимальная глубина определена в пятнадцать метров, местные упрямо утверждают, что в самом глубоком месте озеро достигает километровой глубины.
Предание о любопытной пастушке
Еще одна местная легенда рассказывает об образовании озера. Когда-то на его месте была широкая и глубокая котловина с лугом и лесочком. На этом месте девушка из одного из окрестных бурятских улусов любила пасти своих овец. В самом центре котловины из-под массивного камня бил чистый холодный родник, куда пастушка со своими овечками ходила пить воду.
Как-то раз подружки рассказали ей, что под камнем зарыто сокровище. По другой версии, они рассказали ей, что под камнем находится какой-то мифический зверь, который щедро одарит того, кто его освободит из заключения. Доверчивая пастушка решила откатить камень с его места и стала рыть под ним яму. Когда камень откатился в сторону, из-под него вырвался бурный поток воды, который утопил всех овец и вскоре залил всю котловину. Наивная пастушка чудом спаслась.
Вскоре вода успокоилась, и изумленная девушка увидела озеро. Она вернулась в свой улус, а когда ее спросили, куда девались овцы, она простодушно ответила: «Аляа забрала». «Аляа» по-бурятски означает «бурная, проворная, игривая (вода)». Так и назвали озеро в современной транскрипции — Алят.
Первое алятское плавсредство
Еще одной экзотичной особенностью Алятского озера была и остается лодка-долбленка. Некоторые исследователи озера утверждают, что буряты, издревле живущие на берегах озера, вручную делают ее около восьми тысяч лет, но эта цифра представляется довольно произвольной. Сами буряты, до сих пор живущие здесь, рассказывают, что лодка появилась на озере вместе с бурятами — это было первым рукодельным плавсредством, когда они заселили эти места и стали осваивать рыбалку.
Действительно, никто из стариков не помнит, когда долбленка впервые поплыла по озерной глади, но рассказывают, что искусство выделки передавалось от отца к сыну из глубины веков.
— Эта лодка неустойчива при течении, поэтому можно предположить, что буряты ее придумали специально для передвижения и рыбалки на озерах. Я не удивлюсь, если ее вообще придумали именно на нашем озере, — рассказывает глава Алятского муниципального образования Антонина Ахасаранова. В Алятах сейчас уже не осталось мастеров, которые делают долбленки, но несколько таких лодок в рабочем состоянии еще ходят по озеру. Один из последних владельцев долбленки, пятидесятилетний Алексей Аюсонов, которого мы застали проверявшим сети на озере, рассказал, что его долбленка перешла к нему в наследство от отца:
— Я еще пацаном был, когда мы с отцом ее делали. Это было в 1978 году. На изготовление лодки ушел месяц.
Алексей Викторович рассказал, что долбленки делали из цельной сосны специальным топором с широким лезвием, направленным не вдоль, а поперек по отношению к рукоятке. Сначала выбиралось дерево не менее метра в поперечном сечении.
— Я помню, как отец говорил, что дерево должно быть спилено в определенное время года, чуть ли не в строго определенный день, но точно, что это за день и когда он по календарю, я не помню. Сегодня в Алятах меньше десятка долбленок осталось.
Долбленка очень капризна в управлении. Она рассчитана только на одного человека, у нее низкие борта, а управляется она одним веслом без уключины — его держат в руках, легкими движениями направляя по водной глади. Одно неверное движение — и она крутится волчком на корме с высоко задранным носом.
— Сейчас новых лодок не делают, а старые гниют. Вот смотрите, — Алексей показывает на притопленную у мостков на берегу озера долбленку, — видите, нос и борта начали гнить, их стесали и надставили досками, чтобы вода не перехлестывала.
Это уникальное творение рук человеческих уходит в прошлое, и удивительно, что по сей день еще несколько этих прародителей современной моторки бороздят воды Алятского озера, с них до сих пор ловят рыбу. Скорее всего, лет через десять, когда сменится еще одно поколение, долбленки останутся только музейными экспонатами.
Источники:
http://irkutsk.bezformata.com/listnews/alyati-selo-gde-boyatsya/49825930/
http://burunen.ru/site/news?id=26466
http://baik-info.ru/region/2006/22/001004.html
http://irkipedia.ru/content/alyatskoe_ozero
http://aquavedia.ru/lake/ozero_alyat_
http://www.babr24.com/?IDE=47582