Асса
- Жанры : Мелодрамы
- Год создания : 1987
- Мировая премьера : 16 сентября 1988
- Дата выхода в РФ : 16 сентября 1988
- Страна : СССР
- Продолжительность : 153 мин.
Актёры и команда 10
Фото 20
Видео 4
Культовый фильм кинорежиссера Сергея Соловьева, который вышел на экраны страны в 1987 году. Фильм входит в трилогию, куда помимо него включены картины «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви» (1989), «Дом под звездным небом» (1991).
Сюжет фильма «Асса»
Действие в фильме происходит в зимней Ялте. Алика (Татьяна Друбич) – молодая медсестра, которая заводит роман со своим пациентом. Он оказывается крупным криминальным авторитетом Крымовым (Станислав Говорухин). Волею случая Алика знакомится со свободным художником, раздолбаем и любителем музыки по имени Бананан (Сергей «Африка» Бугаев), и между молодыми людьми вспыхивают настоящие чувства. И вот вместо того, чтобы ждать своего криминального любовника в зимней Ялте, Алика вовсю развлекается с молодым художником. Бананан работает в театре, кроме этого по вечерам играет в ресторане со своими друзьями. Однажды в руки к Крымову попадает фотография счастливой парочки. Он срывается и первым делом решает утопить соперника. Потом он хочет подкупить его, чтобы Бананан убрался подальше из Ялты с крупной суммой денег в кармане. Получив отказ, Крымов решает убить художника. Он поручает убийство своим подчиненным киллерам.
Сам Крымов находится под пристальным вниманием КГБ, так как ожидается, что он собирается похитить антикварную скрипку руки известного мастера…
В фильме также присутствует параллельная сюжетная линия, в которой описываются события, происходившие в России на рубеже XIX века и повлекшие за собой смерть русского императора Павла I.
В картине «Асса» снимаются многие советские и российские рок-музыканты. Так, в конце картины в ресторане играет группа «Кино» вместе с Виктором Цоем, а также на протяжении фильма звучит музыка таких знаменитых рок-музыкантов, как Борис Гребенщикови группа «Аквариум», «Браво», «Кино».
Премьера фильма состоялась 16 сентября 1988 года. Картину посмотрели 17, 8 млн советских зрителей.
Режиссер картины Сергей Соловьев вспоминает, как появилось название фильма «Асса»:
В картине снимались: Сергей Бугаев, Татьяна Друбич, Станислав Говорухин, Анатолий Сливников, Александр Баширов, Виктор Цой, Тимур Новиков, Кирилл Козаков, Александр Домогаров, Александр Иншаков.
Интересные факты о фильме «Асса»:
– Съемки основной части картины проходили в Ялте, а исторические моменты были сняты в Ленинграде, в Михайловском замке.
– Бананан любил музыку, его любимыми музыкантами были: Борис Гребенщиков и Ник Кейв.
– Главную героиню фильма зовут Алика потому, что автор сценария Сергей Ливнев, который в то время был мужем певицы и актрисы Алики Смеховой, таким образом решил порадовать свою жену.
– В сцене в кинотеатре Алика и Бананан смотрят фильм с участием Чарли Чаплина.
– В период съемок в картине «Асса» Татьяна Друбич была женой Сергея Соловьева.
Любовный треугольник: вор в законе Крымов, его молодая любовница Алика и ялтинский разгильдяй Бананан. Крымов читает исторический роман Эйдельмана и собирается при помощи лилипутов похитить скрипку Гварнери, Бананан поет песни Гребенщикова в местном ресторане, а Алика постепенно влюбляется в Бананана. Все это происходит на фоне зимней заснеженной Ялты и разнообразного неформального искусства.
За кадром
Культовый фильм конца 80-х, первая часть соловьевской трилогии “АССА” – “Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви”, “Дом под звездным небом”.
Прокат – 17,8 млн. зрителей.
Фильм знаменовал наступление новых времен: в нем участвовали представители “альтернативной” культуры, а заканчивался он концертным выступлением Виктора Цоя, спевшего знаменитое “Перемен, мы ждем перемен”. Кроме Цоя, в фильме пели “Аквариум”, “Браво”, “Союз композиторов”. Саундтрек к фильму немедленно стал хитом.
Премьера “Ассы” в ДК МЭЛЗ стала самой удачной пиар-акцией десятилетия: одновременно с премьерой проходил “Арт-рок-парад”, включавший в себя шоу авангардной моды, выставку “новой живописи 80-х”, концерт “Аквариума”, “Кино”, “Бригады С”.
Станиславу Говорухину, исполнявшему роль Крымова, очень не нравился его партнер Сергей “Африка” Бугаев, сыгравший Бананана, как и вообще вся неформальная культура (Соловьев вспоминал, как Говорухин жаловался, глядя на Гребенщикова и Бугаева: “Ну взрослые люди, ё-мое! Их бы поставить эшелоны грузить. А они чем занимаются! Здоровый болван с серьгой, ну что это такое?!” ). Крымов же казался Говорухину единственным глубоко положительным героем в фильме.
Крымов был списан с реального человека, Олега Крымова, коммерсанта, сидевшего за драку. Соловьев и Говорухин специально ездили на зону, чтобы получить разрешение использовать в фильме факты его биографии. Олег Крымов вспоминал: “Было смеху, когда они через семь месяцев снова приехали – премьеру в зоне устроили. Меня ребята с тех пор так и звали – “жмурик”. Как же, говорят, тебя баба твоя укокошила, а ты тут сидишь на параше и живым людям чай пить мешаешь (по тюремным законам нельзя ходить на парашу, если кто-нибудь в камере ест. У меня были привилегии). Особенной популярностью пользовался момент, когда мальчика этого убивали. Никак братва в толк взять не могла, как же я, такой крутой, не смог этого педика без мокрухи окоротить. Короче, фильм у нас в зоне провалился, я Соловью так и сказал, чтобы он свое кино свернул в трубочку и засунул в одно место Говорухину…”
Призы: специальный приз жюри Сергею Соловьеву на Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне в 1988 году, премия “Ника” за лучшую работу художника Марксэну Гаухман-Свердлову в 1988 году, специальный приз жюри Сергею Соловьеву на Международном фестивале фильмов для детей и юношества в Хихоне в 1989 году.
Через двадцать с лишним лет после выхода “Ассы” Соловьев снял продолжение, “2-АССА-2.
Цитаты
“Фильм назывался как-то научно “Здравствуй, мальчик Бананан” или еще как-то. С каким-то смыслом, что здравствуй, новый мальчик. Потом ночью пришел Сережа Африка и говорит: “Назовите фильм “АССА”. Я говорю, ты что, люди спят, почему “АССА”? Он говорит, неважно, назовите фильм “АССА” и все. Почему “АССА”, я вам потом расскажу. Просто чтобы отвязаться от Африки, я говорю, хорошо. Он говорит, я завтра вам расскажу. А наутро он мне стал плести какую-то дурь про Ноя, который воскликнул слово “Асса”. Я вот эту дурь всю снял аккуратно, про Ноя. Потом я опять пришел к Африке и спросил, почему “АССА”? Он говорит, ну если вам все это трудно усвоить, про Ноя, считайте, что это зашифрованная аббревиатура: автор Соловьев Сергей Александрович”. (Сергей Соловьев)
— Только такой необразованный мурзик, как вы, может не знать Гребенщикова.
— Гребенщикова? А кто это?
— Это бог, от него сияние исходит. (Из фильма)
— Если ты нормальный, то ты живёшь какой то неестественной жизнью.
— А я вообще не живу жизнью. Жить жизнью грустно. Работа – дом, работа – могила. Я живу в заповедном мире моих снов. А жизнь, что жизнь? Практически жизнь – это окошко, в которое я время от времени выглядываю.
— И что там видно?
— Да так…Ни фига. Муть всякая. (Из фильма)
И з книги Людмилы Соколовой «Великие советские фильмы. 100 фильмов, ставших легендами»:
Много в этом фильме странного и непонятного «среднему зрителю», хотя Сергей Александрович Соловьев… уверял, что изначально собирался сделать абсолютно коммерчески успешный продукт — эдакое «индийское кино по-русски».
Что ж, любовный треугольник в фильме наличествовал: Крымов — Алика — Бананан. И главная героиня выбирала не деньги, что были у Крымова, не ту власть, что они давали, а искреннее чувство к молодому и бедному парню. И своей рукой совершала возмездие за его убийство. Но у Соловьева получился фильм-вызов, фильм-провокация. Начиная от непонятного названия «Асса».
Журналисты спрашивали режиссера: почему «Асса»? Что это? И он отвечал, внутренне потешаясь: «Это все благодаря Сереже Бугаеву, Африке. Поначалу фильм назывался «Здравствуй, мальчик Бананан» или еще как-то, в смысле, что «здравствуй, новый мальчик». Пришел ко мне в гостиницу «Ялта» Африка в три часа ночи в трусах и говорит: «Хотите фильму успеха? Нечеловеческого? Немыслимого? Такого, какого даже представить не можете? Назовите фильм «Асса»!» Я в ответ: «Какого успеха, Африка? Три часа ночи!» «Назовите фильм «Асса», — твердил он. И стал говорить про ветхозаветного Ноя, который, сойдя на землю со своего ковчега, вскричал: «Асса!» Всем этим он меня утомил. «Ну не хотите так, тогда можете это название рассматривать как аббревиатуру — Автор Соловьев Сергей Александрович». Африка ушел, я лег спать, а утром проснулся и понял, что моя картина называется «Асса».
И главную героиню зовут непривычным русскому уху именем Алика. Так назвал ее автор сценария Сергей Ливнев, бывший в то время в браке с актрисой Аликой Смеховой.
И эта музыка Гребенщикова, Цоя, Чернавского, которой фильм наполнен настолько, что кажется, она в нем главная. Музыка, которую играли в подвалах, маленьких клубах, которая переписывалась на кассеты, музыка андеграунда, субкультуры (или контркультуры) — словом, та, что слушала молодежь, а не та, что звучала официально.
Соловьев вспоминал про премьеру фильма: «Когда зазвучала песня «Под небом голубым», весь зал встал, как во время исполнения гимна Советского Союза, и хором подпевал Гребенщикову. От начала до конца. Потом все сели и стали смотреть дальше. Такое не забудется. Такого не было никогда до этого и никогда не сможет повториться ни при каких обстоятельствах». Кстати, с массовкой режиссер «расплатился» необычно, организовав для нее концерт группы «Кино», в ходе которого было снято исполнение песни «Мы ждем перемен». И этот небывалый энергетический подъем, и неожиданно вспыхнувшие огоньки спичек в движущихся руках — все реальное.
Татьяна Люсьеновна Друбич, сыгравшая Алику, несмотря на то, что успела сняться в главных ролях в фильмах «Пятнадцатая весна» (1972), «Сто дней после детства» (1974), «Смятение чувств» (1977), «Особо опасные» (1979), «Спасатель» (1980), «Наследница по прямой» (1982), «Избранные» (1983), «Храни меня, мой талисман» (1986), «Десять негритят» (1987), «Черный монах» (1988), а потом еще снимется в фильмах «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» (1989), «Привет, дуралеи!» (1996), «Москва» (2000), «О любви» (2003), «Анна Каренина» (2008), «Асса-2» и др., профессиональной актрисой так и не стала и работает врачом-стоматологом.
У героя фильма Крымова был реальный прототип — цеховик и криминальный авторитет, отбывавший срок. Он рассказал Соловьеву свою историю, связанную с убийством любовника подруги, а тот и закрутил вокруг этого интригу фильма, правда, забыв о своем обещании поменять герою фамилию. И реальный Крымов вспоминал, как потешалась над ним братва после сцены убийства.
Станислав Сергеевич Говорухин, сыгравший Крымова, сняв со скудным бюджетом дипломную работу — фильм «Вертикаль» (1967), сразу стал широко известен. Эта картина положила начало его многолетней дружбе с Владимиром Высоцким. Как режиссер снял фильмы «День ангела» (1969), «Белый взрыв» (1970), «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (1972), «Контрабанда» (1975), «Ветер «Надежды» (1977), «Место встречи изменить нельзя» (1979, сериал), «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» (1981), «В поисках капитана Гранта» (1986), «Десять негритят» (1988), «Брызги шампанского» (1989), «Ворошиловский стрелок» (1999), «Благословите женщину» (2003), «Артистка» (2007), «Пассажирка» (2009), «В стиле Jazz» (2009) и др.
В прокате 1988 года картина заняла скромное 13-е место (17,8 миллиона зрителей), получила приз «Ника-88», а в молодежной среде сразу стала культовой.
«Асса» положила начало «постсоветской» трилогии Соловьева, в которую вошли также «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» (1990) и «Дом под звездным небом» (1991). Он снимет еще фильмы «Три сестры» (1994), «Нежный возраст» (2000), «О любви» (2004), «Анна Каренина» (2007), «Асса-2» (2007, с героями первой «Ассы» и даже «ожившим» в виде головы, пришитой другому телу, Банананом), «Одноклассники» (2010). Но. повторить звездный успех — все равно что вернуть время вспять. Пока это нереально. »
Фильм Асса смотреть онлайн
«Асса» – первая часть трилогии режиссера Сергея Соловьева. Созданная в революционное время перемен и общественных манифестаций картина проникнута романтическим пафосом и абсурдом существования людей в вырождающейся социалистической системе. Смотреть онлайн авангардное для своего времени кино можно в нашем интернет-кинозале прямо сейчас. В работе над лентой приняли участие популярные рок-музыканты Виктор Цой, Борис Гребенщиков. Юная Алика так устала существовать бедно и безлико, что когда судьба сводит ее с бандитским авторитетом Крымовым, девушка, не задумываясь, меняет свою молодость на красивую жизнь. Взрослый, могущественный любовник постоянно занят разборками и махинациями. А зимняя Ялта не располагает к одиночеству, и вот Алика увлекается богемным юношей по прозвищу Бананан – полной противоположностью ее влиятельного ухажера. Только ревнивый мафиози не готов мириться с таким положением дел: своего он не намерен уступать никому. Мечтательному Бананану предстоит сделать непростой выбор.
Приглашаем посмотреть фильм «Асса» в нашем онлайн-кинотеатре в хорошем HD качестве. Приятного просмотра!
Рейтинг показывает сильные стороны фильма
Фактическое качество воспроизведения будет зависеть от возможностей устройства и ограничений правообладателя
Сюжет
Медсестра Алика, оказавшись вечером в Ялте, снимает на ночь жильё у молодого парня богемного вида. Она ожидает приезда любовника – «папика». Харизматичный и экстравагантный Бананан вызывает у Алики сначала интерес, затем симпатию, которая быстро перерастает во влюблённость.
Крымов, «папик» Алики (а кроме того – криминальный авторитет), естественно не в восторге. Тем более, у него и без того хватает проблем и важных дел (он намеревается организовать похищение скрипки Гварнери).
Бананан же делает всё от него зависящее, чтобы максимально обострить ситуацию. Венец его провокаций, исполнение песни про «Старика Козлодоева», Крымов воспримает как вызов. Опровергнув «версию Козлодоева» морским заплывом (он показал, что физическая форма позволяет ему утопить насмешника), он везёт парня на ипподром, где обеспечивает крупный выигрыш. Бананан, романтичный и не от мира сего юноша, не понимает намёка и, возмущённо отклонив предложение взять круглую сумму и на некоторое время покинуть Ялту, наивно садится в машину Крымова, не догадываясь, что путешествие будет для него последним.
Алика, узнав о гибели Бананана, убивает «папика» из пистолета.
Последняя сцена разворачивается в ресторане, куда на освободившееся место приводят нового музыканта. Эта роль сыграна В. Цоем, а его песня «Мы ждём перемен» оживляет атмосферу концовки: «в общем, все умерли» превращается во «всё течёт, всё меняется».
Как это снято: «Асса»
Главному фильму поколения перемен исполнилось тридцать лет. Вспоминаем, как создавалась картина: драматургия «слоеного пирога», триумф неформалов, камера Лебешева и некрореализм. И при чем здесь индийское кино?
- 7 апреля 2018
- 9833
- Павел Орлов
Популярное
Как это снято: «Москва слезам не верит»
«Привидение»: как создавался самый романтический фильм XX века
Илья Демин: «Роль кинооператора сейчас сильно нивелируется»
15 фильмов 70-го Берлинского кинофестиваля: «ДАУ», Перельман, Косаковский и Сенцов
Андрей Найденов: «Для меня кинокамера Canon — как автомат Калашникова для военных»
Драматургия: индийское кино, некрореализм и импровизация
По легенде начало «Ассе» положила обида Сергея Соловьева на зрителя. К 1986 году за плечами режиссера было уже восемь полнометражных картин, и хотя они пользовались признанием критиков и фестивалей (в том числе зарубежных), а также коллег-кинематографистов, их прокатный успех был по тем временам невелик. Поэтому Соловьев решил во что бы то ни стало снять «не просто зрительское кино, а ошеломляющее зрительское кино». И начал он с вычисления «формулы успеха». Режиссер обратился к тому, что неизменно пользовалось вниманием советской аудитории — к индийскому кино. От него он взял два ключевых элемента: драматургию и, конечно же, музыку. Поговорим сначала о первой, а ко второй еще вернемся.
Кадр из фильма «Асса» (1987) / Фото: «Мосфильм»
Вместе с молодым сценаристом Сергеем Ливневым Соловьев придумал характерную для индийских фильмов коллюизию: любовный треугольник, в котором чистая романтичная девушка Алика разрывается между «пожилым латентным развратником» Крымовым и смелым юношей-неформалом Банананом. Такой сюжет естественным образом порождал вечный конфликт — конфликт поколений или конфликт отцов и детей. С учетом переломной эпохи создания фильма такой мотив был особенно актуален.
Кадр из фильма «Асса» (1987) / Фото: «Мосфильм»
Далее классическую схему авторы решили усложнить по принципу «слоеного пирога». Основной сюжет переплетается с рядом второстепенных линий. Выделим из которых наиболее радикальную. Несколько раз повествование прерывается эпизодами, экранизирующими отрывки из исторической книги Натана Эйдельмана «Грань веков». Формально это оправдано тем, что герой Станислава Говорухина читает данное произведение. А на смысловом уровне история убийства Павла I и начало правления Александра I перекликается с ключевым мотивом смены эпох.
Кадр из фильма «Асса» (1987) / Фото: «Мосфильм»
Кадр из фильма «Асса» (1987) / Фото: «Мосфильм»
Кадр из фильма «Асса» (1987) / Фото: «Мосфильм»
Другая повторяющаяся линия фильма, которая также «выбивается» из общей канвы — сны Бананана. Частично их сделал сам исполнитель роли героя, художник Сергей «Африка» Бугаев. Он просто раскрасил метры пленки пестрыми красками. Не менее смелыми были черно-белые вставки снов. Это отрывки из фильмов Евгения «Дебила» Кондратьева «Труд и голод» и «Нанайнана». Кондратьева причисляли к некрореалистам (или «новым диким») — режиссерам, независимым способом снимавшим короткометражное кино довольно радикального содержания. Включение отрывков таких фильмов в картину государственного производства было шагом, конечно же, довольно провокационным.
Кадр из фильма «Асса» (1987) / Фото: «Мосфильм»
Столь же смелым был элемент импровизации на площадке. Самый известный пример — монолог «майора» о космосе и гибели Юрия Гагарина. Согласно, опять же, легенде, Александр Баширов никак не мог запомнить текст сценария. Съемка же велась в Бутырской тюрьме, куда группу пустили только на полтора часа. Чтобы успеть снять хоть что-то, Баширов предложил нести на камеру первое, что приходит в голову. С экспромтом, в отличие от сценарного текста, актер справился превосходно, выдав с первого дубля историю столь же бредовую, сколь и трагическую, а заодно наполненную серией перлов и афоризмов.
Кадр из фильма «Асса» (1987) / Фото: «Мосфильм»
В духе эпохи перестройки в фильме вообще многие вещи выбиваются из канонов не только драматургии, но и советского кинематографа в целом. Все намеренно сделано странно. Скажем, название. Оно отсылает то ли к Библии, то ли усеченному наименованию портвейна «Массандра», то ли к Гарику Ассе, авангардисту и одному из художников картины, то ли к самому режиссеру — Автор Соловьев Сергей Александрович. Чудны персонажи и даже их имена. В фильме перемешались девушка-врач Алика и неформальный музыкант Бананан, контрабандист Крымов-Сван и Павел I, лже-офицер ВВС и негр Витя, лилипуты и агенты КГБ. Но, несмотря на всю абсурдность такого подбора героев, в значительной степени это было отражением или срезом советского общества тех лет.
Кинорежиссер Сергей Соловьев в монтажной студии во время работы над кинофильмом «Асса» / Фото: Олег Иванов / ТАСС
Разумеется, фильм сложно вписать и в рамки жанровых определений. Это одновременно и любовная мелодрама, и триллер, и музыкальный фильм, и исторический. Но, пожалуй, наиболее точно картину определял сам Соловьев. Он характеризовал ее как «арт-рок-парад» или как начало «маразматической трилогии» (продолженной фильмами «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» и «Дом под звездным небом»).
Кастинг и группа: непрофессионалы и неформалы
Татьяна Друбич и Станислав Говорухин на съемках фильма «Асса» (1987) / Фото: «Мосфильм»
Нестандартно Соловьев подошел и к вопросу кастинга. Он сделал упор на непрофессиональных актеров. Любовный треугольник разыгрывали режиссер Станислав Говорухин, игравший до этого в кино лишь считанное количество раз, Татьяна Друбич, многолетняя муза, но по профессии врач-эндокринолог, и Сергей Бугаев, молодой андеграундный художник. Последний, в свою очередь, порекомендовал в картину на роли музыкантов участников группы «Кино». Интересно, что Соловьев забраковал почти всех из коллектива, в том числе Виктора Цоя, но Бугаеву удалось убедить режиссера сходить на концерт, после чего тот изменил свое мнение. И еще один примечательный непрофессионал — Натан Эйдельман. Ему как автору «Грани веков» было доверено стать закадровым голосом картины.
Кадр из фильма «Асса» (1987) / Фото: «Мосфильм»
Необычной была и команда фильма. Соловьев взял из привычных соавторов только актрису Татьяну Друбич и оператора Павла Лебешева. В остальном же группа пополнилась представителями неформальной культуры. В том числе одним из художников картины стал Тимур Новиков. В фильме можно увидеть арт-объекты концептуалистов Михаила Рошаля (перегородка Iron Curtain и «Коммьюникейшн тьюб») и Сергея Шутова («Пальма в снегу»). Лидер авангардистской советской моды Гарик Асса, хоть и не попал в титры, однако серьезно помогал с подбором костюмов. Сергей Бугаев и вовсе снимался в собственной одежде. Усилиями Ассы и Бугаева фильм создал целый бунтарский фэшн-тренд, предполагавший вещи вне возрастов, вне сезонов, вне эпох и заодно вне размеров.
Локации: Москва, Ленинград и Ялта
Съемки фильма проходили зимой-весной 1987 года в Ялте, Ленинграде и в Москве. Начнем с Ялты, где группа работала больше всего. Соловьеву необычайно повезло с погодой, что он, однако, оценил далеко не сразу. В начале съемок в городе выпал снег, что там бывает не так часто. Снег мог в любой момент исчезнуть, что создавало угрозу пересъемок, так что Соловьев думал приостановить работу, но Павел Лебешев убедил режиссера продолжать. В итоге к странностям картины добавилась и довольно нестандартная атмосфера — зимний курорт, пальмы в снегу.
Кадр из фильма «Асса» (1987) / Фото: «Мосфильм»
Основные места, где проходили съемки в Ялте, — это гостиница «Таврида» (там снимали ресторан), гостиница «Ореанда» (где живет Крымов), а также Никитский ботанический сад. Но, возможно, самым знаковым местом после съемок стала канатная дорога «Ялта — Горка», ведущая от набережной до холма Дарсан.
Кадр из фильма «Асса» (1987) / Фото: «Мосфильм»
В Ленинграде группа работала в Михайловском замке. Там снимались исторические эпизоды, связанные с Павлом I. На Москву пришелся эпизод на ипподроме, в Бутырской тюрьме — сцена допроса, а также в Зеленом театре Парка имени Горького — финальная сцена концерта с исполнением песни «Кино» «Хочу перемен!». Примечательно, что гигантская 12-13-тысячная массовка пришла по приглашению Виктора Цоя и, можно сказать, почти идеально отработала под его командой.
Визуальный стиль
Кадр из фильма «Асса» (1987) / Фото: «Мосфильм»
Несмотря на то, что «Асса» отличается от предыдущих картин Соловьева, ее визуальный стиль кажется характерным для режиссера. Прежде всего, потому что, как и в других его работах, действительность здесь особым образом эстетизируется и романтизируется. Оператором картины выступил Павел Лебешев, снявший до этого уже три картины с Соловьевым. Лебешева часто называют представителем школы «живописного кино», и «Асса» это звание лишний раз подтверждает. В особенности специфическим как бы светящимся изображением. Это характерный для кадра Лебешева эффект. Предпочитая работать преимущественно с естественным светом, оператор предварительно обрабатывал пленку, повышая ее светочувствительность и увеличивая фотографическую широту. Камера Лебешева моментально опознается и по другим приемам. Например, фильм в значительность степени снят с рук, а своего рода визуальным лейтмотивом становятся знаменитые лебешевские проходки с героями. Именно так снята одна из самых известных сцен фильма, в которой Виктор Цой выходит на сцену.
Музыка: Гребенщиков, Цой и русский рок
Кадр из фильма «Асса» (1987) / Фото: «Мосфильм»
И вновь вспоминаем влияние индийского кино. Возможно, главной сенсацией фильма стала музыка. «Асса» для многих зрителей оказалась первым знакомством с существовавшим подпольно советским роком. После долгого прослушивания различных групп, Соловьев остановился на «Аквариуме» и Борисе Гребенщикове и пригласил его в качестве композитора. Запись саундтрека проходила на «Мосфильме», причем в небывалой для студии форме. Музыканты пришли вместе с девушками и пивом, а запись произвели «по таперскому принципу», то есть во многом импровизируя на ходу. В картину в итоге вошло несколько песен «Аквариума» (в том числе «Старик Козлодоев», «Город золотой»), а также композиции групп «Союз композиторов», «Отряд имени Валерия Чкалова», «Браво» и «Кино». Благодаря такой концентрации знаковых имен и ярких композиций, «Ассу» сегодня даже называют «главным фильмом русского рока».
Обложка: в поисках билета у ДК МЭЛЗ перед премьерой кинофильма Сергея Соловьева «Асса». Фото Александра Чумичева и Александра Шогина / ТАСС
Что такое асса? Несколько значений слова
Многие не раз слышали, как кто-произносит “асса”. Значений у слова несколько, и они относятся к различным областям жизни человека. Первое, что вспоминается, когда сталкиваются с данной лексемой – это кавказский танец и восклицание “асса” во время его исполнения. О том, что значит слово “асса”, и будет рассказано в этом очерке.
Значения
Как уже сказано выше, у слова “асса” имеется несколько значений – это:
- фраза, озвучиваемая во время исполнения кавказского танца (лезгинки);
- библейский термин, который связан с сотворением мира;
- прозвище одного из представителей советского андеграунда – Олега Коломейчука;
- художественный фильм;
- река в Италии;
- река в Ингушетии;
- река в Казахстане;
АССА – это также аббревиатуры, одна из которых расшифровывается как автоматическая служба сервиса абонентов.
Танец и библейский термин
Во время исполнения лезгинки, вне зависимости от этнической принадлежности танцующего (т. е. неважно, кто это – дагестанец, чеченец, ингуш и т. п.), часто можно услышать такой возглас, как “асса”. Это выкрикивают наблюдающие за танцором или танцорами. Таким образом они подзадоривают исполняющего танец, а также самих зрителей. Что такое “асса”, звучащее во время танца – неизвестно, у данного термина в этом случае нет точного определения. Подобный возглас можно сравнить с русским “хопа” или “оп”, который также часто можно услышать, только уже во время исполнения русского народного танца.
Рассматривая, что такое асса, следует сказать об употреблении этого слова в Библии. В священном писании оно пишется как “асах”, а читается без произношения последней буквы. “Асса” означает творить, создавать. Однако есть версии, что это несколько ошибочная трактовка слова. Имеется в виду его смысловой оттенок. А именно, что “асса” – это не творить и созидать, а создавать возможность существования чего-либо, например, самой жизни как таковой. Однако это спорные предположения, и к единому мнению сторонники различных трактований в настоящее время так и не пришли.
Художественный фильм
Советский кинорежиссер Сергей Соловьев в 1987 году снял фильм под названием “Асса”. В картине эпизодично снялись различные рок-музыканты, исполнившие в фильме свои песни. Это были достаточно популярные исполнители того времени, например, В. Цой и группа “Кино”, Б. Гребенщиков и группа “Аквариум”, Ж. Агузарова.
Картина в то время была воспринята неоднозначно, так как явно отличалась от всех остальных. Но тем не менее она приобрела большую популярность. Спустя 30 лет режиссер снял еще один фильм с названием “Асса 2”.
Что означает слово “асса”, если рассматривать его как название фильма? Сам режиссер прямо не дает ответа на этот вопрос. По одной версии – это аббревиатура – автор Соловьев Сергей Александрович. По другой версии – это отсылка к библейскому значению. Фильм в свое время стал культовым, во многом благодаря и рок-исполнителям, принявшим участие в съемках. В особенности В. Цою, спевшему в картине песню “Перемен”.
Гарри Асса
Гарри Асса – это прозвище одного из лидеров андеграунда, Олега Коломейчука. Он в свое время стал довольно известным в кругах рок-музыкантов и творческой роковой молодежи. Его называли бунтарем и художником. Следует сказать, что Гарри являлся достаточно неординарной личностью. Коломейчук создавал одежду для рок- музыкантов, также работал над их образами. Периодически устраивал различные перформансы, зачастую необычные и провокационные, стараясь создать резонанс.
В 90-е годы в Москве он создал альтернативный дом моделей, называвшийся “Айда-Люли”. Почему он получил такое прозвище, и что такое “асса” в данном случае, неизвестно, некоторые расшифровывают его как аббревиатуру – ассоциация советских свободных анархистов.
Река Асса
Асса – это также название рек, которые находятся в разных странах. Например, на северном Кавказе протекает река Асса, которая берет свое начало у северного склона главного кавказского хребта на территории Грузии и течет по землям Чечни и Ингушетии. Ее длина составляет 133 км, а водосборная площадь – 2060 км 2 .
Продолжая рассматривать, что такое асса, необходимо упомянуть и приток реки Астико, который также носит название Асса.
В Республике Казахстан находится река Асы, также называемая Асса. Она протекает через озера Акколь и Биликоль. Река достигает длины 253 км, а площадь ее водосбора составляет примерно 9 тыс. км 2 . Она является притоком реки Талас.
Как видно из статьи, слово “асса” имеет несколько значений, иногда спорных. Однако сегодня нет более старых источников его употребления, нежели Библия. В связи с этим в общем понимании термин “асса” означает создавать или творить.
Источники:
http://www.vokrug.tv/product/show/assa/
http://www.film.ru/movies/assa
http://www.culture.ru/movies/2229/assa
http://www.ivi.ru/watch/52924
http://tvkinoradio.ru/article/article13504-kak-eto-snyato-assa
http://businessman.ru/chto-takoe-assa-neskolko-znacheniy-slova.html