Багаряк
Багаряк
Багаряк
Фотоотчет по Булзи ЗДЕСЬ, а в этом репортаже — фотографии деревни Багаряк, сделанные мной и Александром Продченко, но главное, по традиции — у Рустама Бикбова ЗДЕСЬ — две страницы подробнейшего фотопортрета деревни.
Багаряк
Рустам Бикбов и Марина Волкова
Ссылки:
Липина Татьяна Николаевна.
РОЛЬ КУЛЬТОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ В КУЛЬТУРНОМ РАЗВИТИИ ЮЖНОУРАЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ XVIII-XIX ВВ. НА ПРИМЕРЕ БАГАРЯКСКОЙ СЛОБОДЫ. — archvuz.ru/2010_2/10
Церковь Вознесения Господня. Село Багаряк. Челябинская область.
Источник: www.isilgan.ru/2013/08/blog-post_9667.html Авторское право принадлежит © Mikhail Kanov
Багаряк
Итак, данные, помещенные в Адрес-Календаре еще раз подтверждают, что в энциклопедии Челябинска допущена ошибка: церковь в селе Багаряк именуется Вознесенской (а не Прокопьевской!). Ссылки на то, что это краевед Челябинска Поздеев Владимир Васильевич назвал Багарякскую церковь Прокопьевской оказались необоснованными. Произошла досадная ошибка, на которую опираются некоторые краеведы.
Багаряк
Багаряк — старинное русское село на Урале. По древней рукописи ХVІІ-го в. «Память» оно старше Екатеринбурга, Челябинска, Каслей.
Багаряк
В ноябре 1687 г. в Тобольске в приказной палате боярину Головину была подана челобитная. С ней обратились драгуны (казаки) Шадринской слободы Иван Кузнец с сыном Данилом, да Катайского острога крестьянский сын Панкратий Жданов. Челобитчики просили разрешить постройку слободы на р. Багаряк в пространстве до озера Шаблиш и по р. Синара до уральской дороги.
Багаряк
Прошение челобитчиков у властей встретило поддержку и через десять дней в Катайский острог поступило распоряжение Головина. 31 октября (10 ноября) 1688 г. в Тобольской приказной палате была составлена указная память об основании Багарякской слободы. И вот на реке Багаряк застучали топоры.
Багаряк
Строилась слобода на левом берегу реки. Поблизости в древности тут были городища первобытных людей. Место было выбрано удачное. Плодородные почвы, дикий лес с обилием промыслового зверя, масса озер изобилует рыбой.
Багаряк
Поскольку Багарякская слобода находилась в зоне военных набегов, она, как и другие, была укреплена. Такие укрепленные пункты тогда назывались острогами, и среди острогов на 1696 г. значится Багарякский. Деревянная крепость длительное время была неотъемлемым признаком слободы. Она была укреплена деревянным оплотом с двумя башнями и снабжена двумя пушками. Такие укрепления были необходимы в виду соседства Багарякской слободы с башкирами, которые большую часть земель слободы считали своей. В лихое время здесь, в крепости, спасались жители самой слободы и примыкавших к ней деревень.
Багаряк
Время было переломное. Тяготы населения возрастут в связи с Северной войной. Крестьян Багарякской слободы привлекали для строительства Каменского завода. Пуск его состоялся в 1701 г., но работа для крестьян не кончилась, их приписали к заводу. Каменский завод выпускал пушки для армии, в победах которой была доля труда багарякских приписных. Это было тяжелой повинностью, которая отрывала их от своих повседневных сельских забот.
Багаряк
В каком году образовался Багарякский приход, и каким был его первоначальный состав — не известно. Старожилы не помнят, а церковный архив сгорел в 1817 г. вместе с церковью.
Багаряк
Но на основании рукописи («Память») нужно считать его одним из первых, старейших из всех окружающих его приходов и по объему одним из обширных и людных.
Багаряк
Из Багарякского прихода впоследствии выделились в 1767 г. Боевский приход, в 1852 г. — Зотинский с деревней Королево, в 1865 г. Кабанский и Полдневский и в 1898 г. — Гаевский.
Багаряк
В 1902 г. Багарякский приход состоял из: села Багаряк (568 душ м. п. и 623 душ ж. п.), деревень Жуковой и Чертовой (256 м. п. и 299 ж. п.), Скориновой (196 м. п. и 299 ж. п.), Заречье (631 м. п. и 692 ж. п.), деревня Рябково (414 м. п. и 439 ж. п.), Говорухина (Терешата) (102 м. п. и 107 ж. п.), Брюханова с Чупровой (183 м. п. и 185 ж. п.). Всего число прихожан обоего пола — более 5000 душ, все православные, без исключения.
Багаряк
Приходский храм — в честь Вознесения Господня устроен на юго-западной стороне села, на высоком берегу реки Багаряк. По народному преданию, до существующего трех — престольного храма, в селе Багаряк было два деревянных храма, из которых первый сломан был в 1797 г. за ветхостью, а второй сгорел 24 декабря 1817 г. Вместе с храмом сгорели и многие ценные вещи, и церковный архив, уцелели лишь приходно-расходные книги с 1818 г.
Багаряк
Настоящий храм заложен был в 1818 г. 21 сентября, по благословению Преосвященного Иустина, епископа Пермского и Екатеринбургского, Двух-престольный холодный — во имя Вознесения Господня, а придельный теплый — во имя святой великомученицы Екатерины. К теплому храму примыкает колокольня в три яруса. С 11 октября 1819 г., со дня его освящения, началось совершение богослужения в нем. Иконостас для сего храма приобретен был покупкой за 300 руб. ассигнациями в Екатеринбургском Екатерининском Соборе. В 1848 г. этот иконостас был заменен новым трех ярусным, с серебряными ризами на местных иконах, стоимостью 1643 рубля серебром.
Багаряк
Главный же храм с установкой нового и ценного иконостаса окончен был постройкой 29 мая 1834 году. Храм построен в архаичных формах, со вспарушенным сводом. Он интересен как образец запоздалого перехода от барокко к классицизму.
Багаряк
Освящение его было совершено Преосвященным Евлампием, Епископом Екатеринбургским. Кроме внутренней отделки храма на постройку его с колокольней израсходовано 36 000 руб. ассигнациями. Иконостас в главном храме стоит 12 767 руб. ассигнациями. В 1874 г. был упразднен придельный храм, а вместо него начаты постройкой с северной и южной стороны теплого храма два придела: северный — во имя святого Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца, а южный — во имя святой великой Екатерины. Одновременно с приделами строились по ту и другую сторону паперти две обширных комнаты — под ризничную и сторожевскую. Южный придел был окончен постройкой в 1879 г. и того же года 23 ноября освящен благочинным священником А. Парышевым. Северный же придел окончательно устроен был и освящен лишь в 1899 г.
Иконостас в этом приделе, устроенный в готическом стиле с золотой резьбой по алюминиевому фону, стоит 2000 рублей. Он устроен был исключительно на ассигнованные обществом с базарной площади деньги.
Церкви принадлежали: два деревянных дома, жилье для двух священников, деревянный дом-квартира для просвирни, деревянное здание церковно-приходской школы. В селе две школы: земская смешанная и церковно-приходская, женская, существующая с 1900 г.
Багаряк
Общее число прихожан в 1903 г. более 4000 человек. Все прихожане православные, иноверцев нет.
Багаряк
Главное занятие прихожан — земледелие. Находящаяся в пользовании крестьян земля была поделена по душам, но владение землей общинное…
Всю статью вы можете прочитать набрав заголовок «Приходы и храмы Челябинской епархии в Каслинском районе».
Одним из авторов этой статьи является Виктор Иванович Петухов, бывший учитель Береговской школы, с которым я знаком по переписке. Он один из первых в Каслинском районе, в ещё доперестроечные времена заинтересовался Багарякским врачом Смородинцевым, собирал материалы о нём и воспоминание старожилов.Это его была инициатива присвоить Багарякской больнице имя Александра Ивановича.
Багаряк
Фото и текст Рустама Бикбова ЗДЕСЬ
Багаряк
Войти
Багаряк – одно из первых русских поселений на территории Челябинской области. Село основано в 1688 году, раньше Екатеринбурга, Челябинска и Каслей. В поселке можно увидеть много старых каменных зданий. Часть из них в заброшенном состоянии. Также здесь можно увидеть примечательный каменный мост через реку Багаряк. Мост покрашен в голубую краску и смотрится довольно празднично. А на вершине возвышается старый храм, построенный в 1818г., внутри частично сохранились фрески.
14. Лик святого в храме
15. Недалеко от храма находится полуразрушенное здание. Относительно современная постройка, сложно сказать, каково ее назначение. От здания остались лишь стены ржавого цвета.
19. Весьма красивый и старый мост, узкий – две машины не проедут, должно быть построен еще в Российской Империи.
Местоположение села Багаряк на карте можно посмотреть тут
Как доехать из Екатеринбурга:
Авто: ехать по Челябинскому тракту до Тюбука, затем свернуть налево по указателю на Багаряк. По пути рекомендую заехать в Булзи, осмотреть очень старый, но не потерявший величественность, храм.
Желаю всем приятных маленьких и больших путешествий! (с) Лазукина Женя
Ниже приведу выдержки из представляющей интерес для историков и краеведов статьи “Приходы и храмы Челябинской епархии в Каслинском районе”:
“Багаряк – старинное русское село на Урале. По древней рукописи ХVІІ-го в. «Память» оно старше Екатеринбурга, Челябинска, Каслей.
В ноябре 1687 г. в Тобольске в приказной палате боярину Головину была подана челобитная. С ней обратились драгуны (казаки) Шадринской слободы Иван Кузнец с сыном Данилом, да Катайского острога крестьянский сын Панкратий Жданов. Челобитчики просили разрешить постройку слободы на р. Багаряк в пространстве до озера Шаблиш и по р. Синара до уральской дороги.
Прошение челобитчиков у властей встретило поддержку и через десять дней в Катайский острог поступило распоряжение Головина. 31 октября (10 ноября) 1688 г. в Тобольской приказной палате была составлена указная память об основании Багарякской слободы. И вот на реке Багаряк застучали топоры.
Строилась слобода на левом берегу реки. Поблизости в древности тут были городища первобытных людей. Место было выбрано удачное. Плодородные почвы, дикий лес с обилием промыслового зверя, масса озер изобилует рыбой.
Поскольку Багарякская слобода находилась в зоне военных набегов, она, как и другие, была укреплена. Такие укрепленные пункты тогда назывались острогами, и среди острогов на 1696 г. значится Багарякский. Деревянная крепость длительное время была неотъемлемым признаком слободы. Она была укреплена деревянным оплотом с двумя башнями и снабжена двумя пушками.
Такие укрепления были необходимы в виду соседства Багарякской слободы с башкирами, которые большую часть земель слободы считали своей. В лихое время здесь, в крепости, спасались жители самой слободы и примыкавших к ней деревень.
Время было переломное. Тяготы населения возрастут в связи с Северной войной. Крестьян Багарякской слободы привлекали для строительства Каменского завода. Пуск его состоялся в 1701 г., но работа для крестьян не кончилась, их приписали к заводу. Каменский завод выпускал пушки для армии, в победах которой была доля труда багарякских приписных. Это было тяжелой повинностью, которая отрывала их от своих повседневных сельских забот.
В каком году образовался Багарякский приход, и каким был его первоначальный состав – не известно. Старожилы не помнят, а церковный архив сгорел в 1817 г. вместе с церковью.
Но на основании рукописи («Память») нужно считать его одним из первых, старейших из всех окружающих его приходов и по объему одним из обширных и людных.
Из Багарякского прихода впоследствии выделились в 1767 г. Боевский приход, в 1852 г. – Зотинский с деревней Королево, в 1865 г. Кабанский и Полдневский и в 1898 г. – Гаевский.
В 1902 г. Багарякский приход состоял из: села Багаряк (568 душ м. п. и 623 душ ж. п.), деревень Жуковой и Чертовой (256 м. п. и 299 ж. п.), Скориновой (196 м. п. и 299 ж. п.), Заречье (631 м. п. и 692 ж. п.), деревня Рябково (414 м. п. и 439 ж. п.), Говорухина (Терешата) (102 м. п. и 107 ж. п.), Брюханова с Чупровой (183 м. п. и 185 ж. п.). Всего число прихожан обоего пола – более 5000 душ, все православные, без исключения.
Приходский храм – в честь Вознесения Господня устроен на юго-западной стороне села, на высоком берегу реки Багаряк. По народному преданию, до существующего трех – престольного храма, в селе Багаряк было два деревянных храма, из которых первый сломан был в 1797 г. за ветхостью, а второй сгорел 24 декабря 1817 г. Вместе с храмом сгорели и многие ценные вещи, и церковный архив, уцелели лишь приходорасходные книги с 1818 г.
Настоящий храм заложен был в 1818 г. 21 сентября, по благословению Преосвященного Иустина, епископа Пермского и Екатеринбургского, Двух – престольный холодный – во имя Вознесения Господня, а придельный теплый – во имя святой великомученицы Екатерины. К теплому храму примыкает колокольня в три яруса. С 11 октября 1819 г., со дня его освящения, началось совершение богослужения в нем. Иконостас для сего храма приобретен был покупкой за 300 руб. ассигнациями в Екатеринбургском Екатерининском Соборе. В 1848 г. этот иконостас был заменен новым трех ярусным, с серебряными ризами на местных иконах, стоимостью 1643 рубля серебром.
Главный же храм с установкой нового и ценного иконостаса окончен был постройкой 29 мая 1834 году. Храм построен в архаичных формах, со вспарушенным сводом. Он интересен как образец запоздалого перехода от барокко к классицизму.
Освящение его было совершено Преосвященным Евлампием, епископом Екатерин-бургским. Кроме внутренней отделки храма на постройку его с колокольней израсходовано 36 000 руб. ассигнациями. Иконостас в главном храме стоит 12 767 руб. ассигнациями. В 1874 г. был упразднен придельный храм, а вместо него начаты постройкой с северной и южной стороны теплого храма два придела: северный – во имя святого Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца, а южный – во имя святой великой Екатерины. Одновременно с приделами строились по ту и другую сторону паперти две обширных комнаты – под ризничную и сторожевскую. Южный придел был окончен постройкой в 1879 г. и того же года 23 ноября освящен благочинным священником А. Парышевым. Северный же придел окончательно устроен был и освящен лишь в 1899 г.
Иконостас в этом приделе, устроенный в готическом стиле с золотой резьбой по алюминиевому фону, стоит 2000 рублей. Он устроен был исключительно на ассигнованные обществом с базарной площади деньги.
Церкви принадлежали: два деревянных дома, жилье для двух священников, деревянный дом-квартира для просвирни, деревянное здание церковно-приходской школы. В селе две школы: земская смешанная и церковно-приходская, женская, существующая с 1900 г.
Общее число прихожан в 1903 г. более 4000 человек. Все прихожане православные, иноверцев нет. Главное занятие прихожан – земледелие. Находящаяся в пользовании крестьян земля была поделена по душам, но владение землей общинное. Некоторые из прихожан занимались ремеслом и торговлей, выделкой кирпича, работали на рудниках и заводах.
Несмотря на благоприятные условия ведения сельского хозяйства, экономическое благополучие прихода незавидное. В глаза бросается бедность и нужда, чем довольство и достаток. Много домохозяев, имеющих из рабочего домашнего скота одну лошадь и корову. Немало и таких, у которых кроме жилья, кое-как сколоченного, за душой нет ничего. Грамотных в приходе немного из-за недостатка мест в школах.
Религиозность и стремление к нравственно-доброй христианской жизни прихожан в те годы заметно усилилась. Вероятно, этот подъем совершился под влиянием пережитого народом бедствия: неурожаев и голодовок в течение нескольких лет кряду. Храм божий посещается усердно, посты соблюдаются свято, религиозные праздники чтятся. В Пасху, в храмовые и двунадесятые праздники храм бывает переполнен. Проведение храмовых праздников у прихожан имеет свои особенности. В эти дни к прихожанам приезжает много родственников, знакомых. Обычай проводить праздники в кругу родных, сам по себе ничего плохого не заключающий, с другой стороны, заслуживает порицания, тем более, что угощение водкой не всегда бывает в меру. Бывает, что любители выпить кончают праздник полнейшим разгулом. Впрочем, в последнее время такое нехристианское поведение наблюдается все реже, а подавать водку гостям в некоторых домах перестали. С некоторыми праздниками у прихожан связаны особые представления, сложившиеся на почве народных традиций. Так, в Духов день, следующий после Троицы, землю считали «именинницей», копать ее в этот день – великий грех. В день святых мучеников Флора и Лавра – праздник скота, не работают на лошадях.
Религиозность прихожан особенно проявляется в общественных молитвах во время крестовых ходов, которые обязательно проводятся на полях по окончании сева или отсутствия дождей, в Рождество Христово, Пасху, Троицу, Вознесение Успенье Богородицы. Почти в каждом доме проводятся молебны с чтением акафистов святым. На 3-й, 9-й, 40-й дни и в годину после смерти устраивались поминальные обеды, раздавались милостыни. С большим усердием проводилась вселенская родительская суббота – Радуница. При похоронах сохранился обычай причитать в голос над телом умершего. Относительно самоубийц придерживаются вполне христианских обычаев, что они не достойны христианского погребения. При всеобщей религиозности, однако, большинство прихожан все еще продолжает оставаться со скудными знаниями и святой вере и Богослужении.
Ввиду доброго урожая 1893 г. и, особенно 1894 г., у церковно-приходских попечителей появились собственные средства. В эти годы ими было собрано разного хлеба 380 пудов и деньгами кружечного сбора и пожертвований – 126 рублей. В эти годы была выстроена новая железная ограда церкви взамен старой и сделан порядочный ремонт снаружи храма: побелка, окраска храма и церковной ограды. С 1894 по 1899 гг. было совершено переустройство главного холодного храма по проекту Козлова и Дютеля: боковые ходы из теплых приделов были заложены, а вместо них в капитальной стене устроена широкая арка. При этом, холодный храм был обращен в теплый через устройство калорифера, вторых рам и дверей.
Багарякский приход имел причт (штат служителей): 2-х священников, дьякона, псаломщика. Из прихожан избирался церковный староста и церковный совет. Церковнослужители храма осуществляли духовное и нравственное воспитание людей, содействовали сохранению и соблюдению нравственной веры. Церковь была не только местом для отправления обрядов, но также политическим и общественным центром.
С переходом страны к капитализму священнослужители стали включаться в коммерческую деятельность. По инициативе причта Багарякской церкви в селе был организован рынок. Доходы от торговли на рыночной площади и в лавках Багаряка поступали в пользу храма. Многие из церковнослужителей за служение Богу и людям заслужили награды. Багарякский священник, настоятель церкви Вознесения Господня Архангельский П.И. в 1915 г. удостоен почетной награды православных священников – «камилавки» (высокий цилиндрический с расширением кверху головной убор), и награжден Орденом Анны 3-й степени. Заслуженным авторитетом и уважением у Багарякских прихожан пользовались диаконы Мухин Николай Васильевич и Ляпустин Василий Иванович. Прихожане заботились о содержании как храмов, так и их служителей. Они делали добровольные приношения при богослужении и за требоисправления. В Багаряке в 1890-е гг. платили: за крещение и отпевание младенца 30-40 коп., за отпевание взрослого 0,5-2 руб., за поминовение на литургии, за литию 2-20 коп., за панихиду 30-50 коп., заупокойные литургии 1-1,5 руб., за венчание 3-5 руб., за свидетельства метрические о рождении, смерти и предбрачные 0,5-4 руб., за молебны в церкви 2-5 коп. и на дому 0,2-1 руб., за исповедь 1-5 коп. За службу неплохое содержание получали церковнослужители прихода. Жалование с 1884 г. в храме с. Багаряк составляло в год: первому священнику 141 руб. 12 коп., второму священнику 94 руб. 08 коп., псаломщику (их тогда было два) по 47 руб. 04 коп.; всего 329 руб. 28 коп. Законоучителям- священникам платили в год от 60 до 100 руб., учителям, исполняющим обязанности законоучителя 480 руб., прочим учителям 240-410 руб., помощникам учителей 180 руб.
С приходом советской власти в 1918 г. вышел декрет «Об отделении церкви от государства». Вся земля, в т. ч. и монастырская, национализировались. Начались гонения на храмы и их служителей. Но прихожане продолжали верить в Бога, придерживаться устоявшихся традиций. Служба в Багарякском храме исправно осуществлялась до 30-х годов прошлого столетия. В 1918 г. колчаковцами были расстреляны священники багарякского прихода Беляев П.В. и Миропольский А.С. Вступление отрядов Красной армии в Багаряк произошло в день Казанской Божьей Матери, 4 ноября 1919 г. и сопровождалось настоящим боем. Белые в нескольких местах в Багаряке поставили пушки для отстреливания наступающих красных, которые тоже обстреливали Багаряк. Но особого вреда эта перестрелка не принесла, кроме того, что от выстрелов поставленной рядом с церковью пушки, в храме сотрясались стены, соскочила штукатурка и выбиты стекла. Белые вынуждены были отступить, отряды красных заняли Багаряк и утвердились в нем.
С приходом Советской власти церковная служба в Багарякском приходе продолжалась. По воспоминаниям ветерана – учительницы Багарякской школы Исаевой Зинаиды Семеновны, церковь была закрыта только в 1932 г. В ней открыли тогда клуб и библиотеку. По высоте здание было перекрыто на два этажа, т.к. топить высокое здание было трудно. В годы ВОВ на втором этаже две комнаты были отданы под классы средней школы.
В начале 30-х гг. в Багарякском районе началась насильственная коллективизация. В 1930-1933 гг. только из одного Багарякского района было выселено 1304 крестьянских семей. Если считать, что в среднем в каждой семье по тем временам было 5-6 человек, то высланных за пределы района было около 7000 человек. С этого же времени начинается повсеместное закрытие и разрушение храмов и гонения на верующих православных крестьян.”
Багаряк
БАГАРЯК, село // Уральская советская энциклопедия / отв. ред. Я. Р. Елькевич. – Свердловск ; М., 1933. – Т. 1. – С. 222.
ПЕТУХОВ, В. И. Багаряк / В. И. Петухов, В. В. Поздеев // Челябинская область : эн-циклопедия : в 7 т. / редкол.: К. Н. Бочкарев (гл. ред.) [и др.]. – Челябинск, 2003. – Т. 1. – С. 241.
ЧЕЛОБИТНАЯ царям Иоанну и Петру Алексеевичу от жителей сибирских слобод на башкирцев // Сборник статей, касающихся Пермской губернии и помещенных в неофици-альной части Губернских ведомостей в период 1842-1881 гг. – Пермь, 1882. – Вып. 1.
БАГАРЯЦКОЕ, село // Энциклопедический словарь / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. – СПб., 1890. – Т. 2а. – С. 653.
СПИСОК населенных пунктов Уральской области. Т. 10. Свердловский округ / Урал. обл. стат. управление. – Свердловск, 1928. – С. 2.
ФОНОТОВ, М. Багаряк // Челяб. рабочий. – 1981. – 26 авг.
Прошлое и настоящее села.
ТУРБИН, Г. А. К истории русского крестьянского переселения на Южный Урал в 17 – первой половине 18 в. // Сборник статей по краеведению и истории географии / редкол.: А. Д. Сысоев (отв. ред.) [и др.]. – Челябинск, 1963. – С. 29-35.
СИТНИКОВА, В. Багаряк, четвертый век // Челяб. рабочий. – 1988. – 9 окт.
ПЛАКСИНА, М. К истории села Багаряк // Красное знамя. – Касли, 1988. – 1 марта.
Приводятся сведения из книги “Приходы Екатеринбургской епархии”.
ПОБЕРЕЖНИКОВ, И. В. Крестьянское правосознание и волнения на Урале в середине ХVIII в. // Власть, право и народ на Урале в эпоху феодализма : сб. науч. тр. / отв. ред. А. С. Черкасов. – Свердловск, 1991. – С. 119-126.
Упоминается Багарякская слобода.
КРЖИЖЕВСКИЙ, М. Откуда взялся Багаряк // Красное знамя. – Касли, 1993. – 3 июля.
БОГДАНОВА, И. В поисках утраченного // Южноурал. панорама. – Челябинск, 2001. – 25 авг.
Из истории села.
ДИЛЬМАН, В. Багаряк: страницы истории // Красное знамя. – Касли, 1976. – 18 сент.
О роли Багарякской слободы в торговле с Сибирью в XVIII в.
МОЧАЛОВА, М. П. На полуденную сторону : О нар. традициях в южноурал. зодчестве / М. П. Мочалова. – Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, 1978. – 191 с.: ил.
С. 79, 127 : Есть схема планировки центральной части села Багаряк в ХVIII в.
КАДОЧНИКОВА, М. Сто лет мосту : Багаряк. мосту первого сент. исполняется сто лет // Красное знамя. – Касли,1999. – 1 сент.
КАДОЧНИКОВА, М. Багарякское “Возрождение” // Красное знамя. – Касли, 1996. – 13 апр.
О детской краеведческой организации “Возрождение” в Багарякской средней школе Каслинского района.
РИСКИН, В. “Приземлили” образование // Челяб. рабочий. – 1997. – 28 янв.
О Багарякской средней школе с аграрным уклоном.
ПАСТУХОВА, Л. Женские сердца // Красное знамя. – Касли, 2000. – 26 янв.
Багарякской участковой больнице исполнилось 110 лет.
БАГАРЯК, село // Край наш южноуральский, 1988: рек. библиогр. указ. / сост. Л. И. Булатова. – Челябинск, 1987. – С. 56-57.
озеро Багаряк
Багаряк — небольшое озеро, расположенное в Сысертском районе Свердловской области, на территории природного парка «Бажовские места» (на юго-восточной его окраине). Благодаря относительно близкому расположению от областного центра — довольно популярно у рыбаков.
Топонимика
- Происхождение названия: гидроним Багаряк весьма древний и загадочный. В интернете распространена версия, что якобы это слово является производным от башкирских «высокий овраг», но данное утверждение с высокой вероятностью является ошибочным. Если название озеру действительно дали башкиры, то скорее всего по популярному в прошлом у мусульманских народов мужскому имени Бахар, позаимствованному из арабского языка (суффикс «-як» при этом — чисто тюркский, имяобразующий). Но есть признаки, указывающие на то, что название озера может оказаться дотюркского происхождения, и иметь арийские корни. Один из этих признаков — явное сходство многих топонимов в местности, где расположен водоём, со словами из некоторых индоевропейских языков. Наиболее популярная версия — от слова «багар» — «красная медь».
Морфометрия
- Длина: 2,5 км.
- Ширина: 1,9 км.
- Площадь зеркала: 3,04 км².
- Средняя глубина: 2,5 м.
- Максимальная глубина: 12 м.
Гидрология
- Наличие постоянного стока: есть, сточное.
- Исток: река Багаряк.
- Дно: илистое, порядком зарастает водной растительностью, изобилует подводными ключами.
Химический состав
- Вода: пресная.
География
- Координаты: 56°21′50″ с. ш., 60°50′15″ в. д.
- Высота над уровнем моря: 254,8 м.
- Прибрежный ландшафт: берега озера умеренно заболочены (наиболее всего — на западной стороне), большей частью открытые, местами — с рощицами лиственных деревьев. На юго-востоке расположен посёлок.
- Населённые пункты на берегах: Космаково
Территориальное расположение
- СТРАНА:Россия.
- Регион:Свердловская область.
- Район:Сысертский.
- Регион:Свердловская область.
Интерактивная карта
Достопримечательности
Природный парк «Бажовские места»
Озеро Багаряк находится на юго-восточной окраине природного парка «Бажовские места». Данный парк был создан 4 апреля 2007 года — с целью сохранения природных комплексов и развития экологического и познавательного туризма. Расположен он в долине реки Сысерть — на территории 400 км² — к юго-западу от одноимённого города.
Рыбалка на озере Багаряк
Водоём находится в аренде, на нём организована платная рыбалка (по предварительным путёвкам), арендатор — ООО «Уральская Экономическая Марка».
- Виды рыб:
ёрш
окунь
плотва
лещ
карась серебряный
линь
карп
белый амур
толстолобик пёстрый
- Искусственное заселение: не все из перечисленных видов рыб являются аборигенными. В XX веке озеро Багаряк зарыблялось лещом, в 2006-м году в него было выпущено несколько тысяч мальков карпа, белого амура и толстолобика, в 2008-м году — ещё две тысячи годовиков карпа, в 2010-м водоём также зарыблялся карасём.
Места рыбалки
По всему водоёму — как с берега, так и с лодки, но второй вариант более предпочтителен — можно облавливать более глубокие места.
Особенности ловли
Основу уловов рыбаков на озере Багаряк составляют средненькая плотва и окунь — как мелкий, так и весьма неплохой по размеру, отдельные особи достигают кило веса, но их ловить сложнее, также надо знать места стоянок крупных «горбачей». Реже ловится карась, ещё реже — линь, про поимку карпа, амура и толстолобика пока ничего не известно. Щука в озере есть, в основной массе не особо крупная, хотя иногда спиннингисты вылавливают и трофейные экземпляры. По слухам, самая большая щука, выловленная на Багаряке за последнее время, была чуть меньше десятка кило веса. Рыбаки отмечают, что более-менее приличную щуку приходится искать по всему озеру. К слову — рыбалка на блёсны и подобные им искусственные приманки, несколько усложняется богатой донной флорой, которая в тёплое время года порядком разрастается не только в прибрежной акватории, но и в некоторых местах ближе к средней части водоёма. Зацепы на озере — обычное дело, поэтому лучше применять соответствующие «незацепляйки».
Отдельное слово следует сказать о заморности озера. Несмотря на обилие подводных ключей, зимой на нём периодически происходят заморы (наиболее известный имел место в 2003-м году, также по некоторым сведениям — ещё один был в 2017-м). Причина данных явлений, скорее всего, кроется в большом количестве водорослей: в зимнее время подводная растительность не растёт, а отмирает и разлагается, тем самым отравляя воду и уменьшая содержание в ней кислорода.
Также вполне вероятно, что буйный рост водорослей и фитопланктона может быть причиной полного бесклёвья летом — такое периодически наблюдается на Багаряке (от чего рыбаки временами возвращаются с озера с пустыми садками).
Как проехать (добраться)
Далее идёт перечень подъездов (подходов) к водоёму — 2 варианта.
Космаково (из Екатеринбурга)
- Координаты: 56°21′11″ с. ш., 60°50′46″ в. д.
- Расстояние от Екатеринбурга: 70 км.
- Вариант заброски: любой автомобиль.
- Как проехать: из города следует ехать в направлении Челябинска. Через некоторое время, напротив города Сысерть будут две развязки с поворотами к данному населённому пункту — их следует проехать и двигаться дальше. Через некоторое время появится перекрёсток, на котором следует повернуть направо — на Космаково.
Космаково (из Челябинска)
- Координаты: 56°21′11″ с. ш., 60°50′46″ в. д.
- Расстояние от Екатеринбурга: 150 км.
- Вариант заброски: любой автомобиль.
- Как проехать: из города следует ехать в направлении Екатеринбурга — к Сысерти, не доезжая до которой будет перекрёсток, на котором следует повернуть налево — на Космаково.
Фотографии
Фото 3. Озеро Багаряк вечером. Автор: Рашид.
Багаряк
Озёрный край • Координаты: 56°12′11″N 61°30′24″E • Просмотров: 10788
Кроме основной территории село включает в себя местность на левом берегу реки Багаряк (село Чупрово) и небольшое поселение в 1 км вниз по течению реки (деревня Чертова).
Рельеф местности — полуравнина, Зауральский пенеплен. Ландшафт — лесостепь, село окружено сосновыми и березовыми лесами, осиновыми колками. С соседними населенными пунктами село связано шоссейными и грунтовыми дорогами.
В селе находится могила советского дипкурьера И. А. Махмасталя (1891–1942 гг.) и братская могила воинов, умерших в госпитале села в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
К северо-западу от села скальный выступ причудливой формы на берегу реки Багаряк, известный под названием скала Львиная Голова. В окрестностях села также много пещер.
Багаряк — одно из первых русских поселений на территории Челябинской области. Село основано в 1688 г. как Багарякская (Багаряцкая, Багарадская) слобода «по указу великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и великия государыни благоверной царевны Софьи Алексеевны всея великое и малые и белыя России самодержцев». Все организационные вопросы были поручены драгунам Шадринской слободы Ивану и Данилу Кузнецам и крестьянину Катайского острога Панкрату Жданову. После проведения «сыска» (проверки на пригодность проживания на свободной территории) слободчики получили право приглашать крестьян на постоянное поселение.
Сюда съезжались жители Верхотурского, Тобольского, Тюменского уездов, они освобождались от уплаты податей на три года на период строительства селения укрепленного типа, церкви и пр. Крестьяне несли коллективную ответственность по сбору оброка, обязаны были иметь хорошие отношения с соседями, вести наблюдение за «ворами». Часть крестьян записали в беломестные казаки служить «без денежного и хлебного и соляного жалования с пашни», они также не платили податей. Под слободу отвели обширную территорию. Она представляла собой крепость обнесенную оплотом с двумя башнями. Укрепления предназначались для защиты от набегов башкир. По данным первой генеральной ревизии 1719 года к слободе относились 23 деревни, некоторые из них сохранились и поныне.
К 1739 году деревянные стены укрепления и башни обветшали и были обновлены. Во время башкирского восстания 1735-1740 гг. часть деревень была сожжена. Около 1760 года крестьяне волости были приписаны к Сысертскому заводу. Жители занимались сельским хозяйством, животноводством, промыслами, вели торговлю. Податное население отрабатывало на заводе. Это явилось одной из причин крестьянских волнений в 1759-1763 гг., а также активного участия в крестьянской войне под предводительством Е. И. Пугачева.
В начале XIX века заводская прописка была отменена. В этот период в селе стала активно развиваться торговля, через него пролегал путь на Ирбитскую ярмарку, появились купеческие лавки. В 1834 году построена двухпрестольная Прокопьевская церковь, в дальнейшем после пристройки приделов храм стал трехпристольным. С середины XIX века село являлось центром Багарякской волости. Волость относилась к Шадринскому уезду Пермской губернии. В 1935–1959 гг. Багаряк являлся административным центром одноимённого района.
Название не имеет убедительного объяснения. Н. И. Шувалов осторожно связывает его с популярным в прошлом у мусульманских народов мужским личным именем с арабской основой Багар (Бахар) (в значении молодой, юный) и тюркским имяобразующим аффиксом -як. Также довольно неубедительно и не подтверждается источниками мнение известного краеведа В. В. Поздеева, который в духе неоязыческих лингвистических концепций связывает происхождение названия непосредственно с праиндоевропейскими корнями (-bha — сиять, светить и -ar — земля, почва).
На кладбище села находятся памятники истории: могила советского дипкурьера И. А. Махмасталя. Если вспоминать российских дипломатических курьеров, то первое имя, которое назовет большинство людей — Теодор Нетте. Это имя обессмертил Владимир Маяковский в стихе «Товарищу Нетте, пароходу и человеку». А вот о человеке по имени Иоганн Адамович Махмасталь сегодня мало кто знает, но именно И. Махмасталь был напарником Т. Нетте в тот день, когда на дипкурьеров, сопровождающих диппочту в международном поезде «Москва-Рига» было совершено нападение. И. Махмасталь в перестрелке с бандитами был тяжело ранен, но отстреливался до конца и смог отстоять дипломатическую почту, которую вместе с телом убитого товарища довез до места назначения. В 1926 году, во время похорон Т. Нетте в Москве, в последний путь его провожало огромное количество людей, тревожно гудели заводы и фабрики.
И.Махмасталь был награжден орденом Красного Знамени. После длительного лечения он работал заместителем заведующего в отделе дипкурьеров Народного комиссариата иностранных дел, а позже заведовал хозяйством в посольстве Советского Союза в Турции. В 1937 году, как и многие другие, Иоганн Махмасталь был объявлен «врагом народа», репрессирован и заключен в тюрьму. По личному прошению «всесоюзного старосты» М. И. Калинина в 1939 году И. Махмасталь был реабилитирован и с 1940 года находился на пенсии по инвалидности. Осенью 1941 года И. Махмасталь приехал в эвакуацию в уральское село Багаряк Каслинского района, где и умер в феврале 1942 года. По воспоминаниям жителей села И. Махмасталь привез с собой фотоаппарат, делал снимки людей и менял их на продукты питания. Через 16 лет после совершения подвига, И. Махмасталь умер в полной безвестности в глухом уральском селе.
В августе 1989 года, у багарякской средней школы по проекту Жуковского В.Г. был сооружен мемориал и установлен бюст И. Махмасталю.
Найти могилу советского дипкурьера легко — она находится на сельском кладбище рядом с дорогой. Ориентиром послужит большой обелиск — это памятник погибшим в госпитале.
Ещё одна достопримечательность села Багаряк — братская могила воинов, умерших в госпитале села в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.
В центре села находится памятник архитектуры усадьба Бураковых, а так же полуразрушенная Вознесенская церковь (заложена в 1818 году).
Выше села по течению реки Багаряк обнаружены Багарякское ближнее и Багорякское дальнее городища.
На высоком берегу речки Багаряк построен Больничный комплекс. Издали он красив и изящен до сих пор. Александр Иванович Смородинцев был первым и долгое время единственным тогда врачом Багарякской больницы.
Рядом с больницей был жилой дом из шести комнат для врача, здесь же конюшня, амбар. И сейчас здесь проживают врачи.
Автопутешествие по окрестностям Багаряка, Челябинская область (13.12.2014)
В субботу, 13 декабря, состоялось наше последнее в этом году автопутешествие в соседний регион. В этот раз в Челябинскую область. За короткий зимний день мы успели посетить семь мест, поездка получилась насыщенной.
Первым мы посетили старинное село Булзи. Полюбовались Покровской церковью 1841 года, остатками арочных ворот.
Около церкви посмотрели памятник жертвам революции, содержащий забавные орфографические ошибки, а также спустились в подвал старинного дома.
Следующим пунктом путешествия стало место, где до 1957 года стояло некогда большое, процветающее село Юго-Конево. После аварии на «Маяке» оно оказалось в центре радиоактивного следа и было стерто с лица земли. Остались лишь кладбище, памятник революционерам и великолепный мост через реку Синару 1899 года. Интересно, что мост построили на берегу, а затем изменили русло реки, прокопав каналы.
Здесь было село Юго-Конево
Мост через Синару 1899 года
Памятник в бывшем селе Юго-Конево
После прогулки по ВУРСу отправились в село Огневское. Ильинский храм в Огневском построен в 1827 году. Несмотря на то, что он был давно заброшен, в нем отлично сохранились фрески, а наверх можно подняться по узкой винтовой лестнице.
Затем, доехав до речки Межевой, пошли к Ольгиному водопаду, который зимой совсем не впечатляет.
Зато очень понравился ледяной водопад на берегу реки Багаряк.
Дойдя до горы Весек, посетили Зотинскую пещеру. В пещере встречаются летучие мыши и кости животных. На самой горе так и не нашли встречающуюся в описаниях пещеру-колодец Мамонтовую Яму, не заметили и явных следов вала древнего городища.
Следующей точкой поездки стало старинное село Багаряк, основанное в 1688 году. Багаряк поразил большим количеством любопытных старинных зданий. Хотя многие из них уже превратились в руины. Прошлись по селу, зашли в Вознесенский храм 1818 года, посмотрели пятиарочный мост 1899 года (родственник моста в Юго-Конево).
Все посещенные нами в этот день церкви, многие десятилетия стоявшие заброшенными, начали реставрировать, отчего теперь не в каждую из них можно попасть внутрь.
Уже после захода солнца посетили еще два интересных места – вольфрамовый рудник «Серебряная гора» с останками обогатительной фабрики (чтобы туда попасть пришлось пройти по очень тонкому льду почти не замерзающей речки) и графитовый рудник. На меня самое большое впечатление оказала шахта в последнем месте. Ее глубина по измерениям методом бросания булыжников оказалась ооочень большой.
Из живности видели сову и косулю, а также великое множество звериных следов.
Нас было 17 человек (еще двое испугались ВУРСа и убежали с места встречи)).
Больше фотографий из поездки смотрите “В контакте”.
Источники:
http://mv74.ru/blog/archives/bagaryak/
http://janeli1.livejournal.com/20746.html
http://resources.chelreglib.ru:6007/el_izdan/kalend2008/bagar.htm
http://urochishe.ru/vodnyie-obektyi/bagaryak-ozero/
http://www.xn--74-6kca2cwbo.xn--p1ai/tourism/cities/bagaryak
http://uraloved.ru/travel/bagaryakskiy-rayon