32 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Буртас

Буртасы: тюрки, аланы или мордовское население?

Буртасы — загадочный средневековый народ. Название Буртас носит один из притоков Цны. Есть мнение, что буртасы поучаствовали в этногенезе татар-мишарей. С начала эпохи христианства бурта́сами звали также чувашей. В актах 17-века синонимичное им название «посопные татары». Но кем же были сами буртасы? (в посте использован материл археолога, доктора ист. наук, доцента В.В. Ставицкого)

О буртасах упоминают арабские источники, но к сожалению фрагментарно. В целом, до середины 20-го века буртасов считали мордовским народом. В 1960-м Б.А. Васильев в статье «Проблема буртасов и мордва» приходит к выводу, что мажары (предки мишарей) тождественны буртасам. Позднее Д.М. Исхаков аргументированно заметил, что мишари образовались в результате смешения нескольких групп.

По исследованиям М. Р. Полесских в 1950-х в Пензенской области были открыты городища и селища 11- нач.13 века, а в них найдена керамика, близкая к образцам Волжской Булгарии. Было высказано предположение, что это буртасы, которые переселились из Хазарии, после разгрома каганата Святославом.

Тезис о тюркоязычности буртасов взял на вооружение советский археолог и историк, автор трудов по истории татар А. Х. Халиков. Раскопки Армиевского могильника позволили «удревнить» буртаское присутствие до времени упоминания у арабских авторов. При этом Халиков вполне признавал некое участие мордовского компонента ,и считал, что население позже «булгаризировалось». Впрочем, курганные погребения мужчин-воинов указывали на пришлых кочевников.

Г.Н. Белорыбкин даже считал мордовского князя Пургаса — буртасом, а Пургасову волость — моноэтничным образованием. Противоположного мнения Ю.А. Зеленеев, настаивающий на складывание в предмонгольское время раннефеодальных отношений именно у мордвы в Верхнем Посурье и в Примокшанье, при минимальном участии булгарских элементов.

Факту булгаризации «буртасов» противоречит и отсутствие в Посурье 11-12 веков мусульманских могильников, в то время, как Волжская Булгария, принявшая ислам в 10 веке, в это время как раз активно распространяла ислам. Эрзяне и мокшане же никогда массово не исповедывали его.

А. В. Расторопов считал буртасов близкими к венграм (мадьярам)

Оригинальную концепцию о аланском происхождении буртасов выдвинул Г. Е. Афанасьев. Он помещает буртасов в лесостепном Подонье — части салтово-маяцкой культуры. Лесостепь, конечно, не слишком подходит к арабским описаниям густых лесов. Зато у этой версии есть единственная «удачная» этимология этнонима «буртас«: — «речные асы» (И. Добродомов). «Асы, ясы»: так аланы упомянуты в русских летописях. Впрочем, миграции ираноязычной элиты не противоречат и другими версиям принадлежности основного населения: сарматская элита, например, поселилась среди предков мордовского населения в первые века. А многие этнонимы «мордва, эрзя, удмурт» имеют явные иранские» корни

В трудах арабских деятелей говорится, что от столицы Хазарии г. Итиля, располагавшегося где-то неподалеку от дельты Волги, до ближней границы буртасов 20 дней пути, а до дальней еще 15. Другое дело, что Итиль так и не найден.

Сведения о посещении торговцами из Хорезма страны славян и болгар имеются у Ибн Хаукаля . Однако, судя по всему, арабские купцы не поднимались выше течения Средней Волги, поскольку далее их не пускали русы, державшие в руках торговлю мехами с северными народами. Так, в «Книге путей и стран» говорится, что никто не достигал истоков р. Итиль, которые находятся в области Мраков.

О землях севернее и западнее Среднего Поволжья, арабские авторы имели весьма отдаленные, чисто теоретические представления и располагали там владения библейских народов Гог и Магог, а также пролив, который якобы связывал Средиземное море с окружающим Океаном, ограничивавшим северные земли, и делил надвое территорию, занятую славянами.

Точно нельзя определить: какая река действительно изображена: Итиль (Волга), Кама или Ока.

На карте Ибн Хаукаля буртасы на правом берегу р. Итиль, а их северные пределы ограничивает какая-то река, впадающая в р. Итиль с запада , за которой уже расположена земля славян и руссов. Однако на левом берегу р. Итиль, у него показаны именно гузы, что говорит о заимствовании из древнего источника, времен до переселения туда булгар.

Описание быта и погребения

Ранние сообщения говорят о власти Хазарского кагана над буртасами, и указывают на их набеги буртасов на печенегов и болгар, которые «отвечают тем же».(Ибн Руста, конец 9-го века). Цифра в 10 тысяч всадников, что они могут выставить — условна и подозрительно напоминает арабские упоминания о сходном населении и Булгара, и Сувара.

Отсутствует информация о целях данных набегов, в то время как при описании походов русов, болгар и мадьяров неизменно говорится об их организации с целью захвата пленных для обращения их в рабство, что может свидетельствовать о неразвитости у буртасов раннеклассовых отношений.

А что касается лошадей: например, среди 20 мужских погребений Степановского могильника, большая часть которых относится ко второй половине 9 — 10 вв., 30 % содержали конское снаряжение — удила, стремена, детали уздечек.

В Пановском и Елизавет-Михайловском могильниках таких погребений зафиксировано 20 — 23 %. Позже их количество резко сокращается, и в могильниках 11 — 13 вв. они составляют всего 5 %16. Ставицкий пишет, что, это может быть связано с распространением пахотного земледелия, в результате которого лошадь из ездового животного превратилась в тягловое, и уже не использовалась в боевых действиях.

Гардизи в сочинении «Украшение известий» (1050 — 1052 гг.) говорит, что оружие буртасов

это два дротика, топор и лук, панциря и кольчуги у них нет, лошадь имеет не всякий, а только

1) Как же кочевники и полукочевники жили без лошадей?
2) Среднецинские (р. Цна) мордовские могильники полностью удовлетворяют этому описанию: среди погребений — наконечники копья, топор и наконечники стрел. Никакого защитного снаряжения нет даже в богатых погребениях. Причем подобное сочетание предметов вооружения не имеет аналогов не только в Поволжье, но и на соседних территориях.

3) В лесостепном варианте салтово-маяцкой культуры ( Г. Е. Афанасьев отождествляет его с буртасами). Вооружение аланов в катакомбных погребениях состояло из сабли, топорика, лука со стрелами (отсутствуют копья-дротики), для гипотетических «болгарских» погребений — сабля, копье, лук со стрелами (топоры встречаются крайне редко), для погребений с трупосожжением характерны: сабля, копье, кинжал, лук (топоры отсутствуют)

Преимущественно луками и стрелами были вооружены воины, погребенные в Армиевском могильнике. На сто десять воинских захоронений здесь приходится всего 10 наконечников копий (причем три найдены в одном погребении и являются кавалерийскими пиками) и три боевых топора-чекана. Еще в 6 погребениях найдены топоры-кельты.

Ибн Руста и Гардизи сообщают, что у буртасов нет верховного главы, кто бы управлял ими, в каждом селении имеется по одному или по два старейшины, к которым обращаются они в своих распрях. По мнению А. Е. Алиховой, в то время у среднецнинской мордвы наблюдался процесс распада родовых отношений, которые приобрели феодальный характер только к 12 в.

На грани становления раннефеодальных отношений находились и племена тюркоязычных кочевников, население которых уже имело опыт проживания в составе раннегосударственных объединений — каганатов.

У алан того времени явно прослеживается глубокая имущественная дифференциация.

В текстах «Каспийского свода» неоднократно упоминаются купцы хорезмийцев, хазар, болгар и русов, но нет ни одного упоминания о ведении торговли буртасами, хотя неоднократно говорится, что их страна богата товарами различного рода (мехами)

Погребения: Ибн Русте говорит, что одни буртасы сжигают своих покойников, а другие —

хоронят, что также характерно для средне-цнинских могильников. По

подсчетам А. Е. Алиховой, 22 % погребений с трупосожжениями составляют

в Серповском могильнике, 27 % погребений с трупосожжениями было зафиксировано

при раскопках Лядинского могильника.

А. Х. Халиков считает, что данному критерию отвечают и материалы Армиевского могильника.

Вместе с тем он утверждает, что абсолютно господствующим здесь

был обряд двух-актного захоронения, по которому

первоначально останки умершего находились

в какой-то наземной камере, и только после этого они сбрасывались в могилу или

Маловероятно, что столь яркая и необычная обрядность основных жителей Армиевского круга могла бы остаться вне поля зрения арабских авторов, которые уделяли ей очень большое внимание. Например, Ибн Русте помимо сообщения о погребальных обычаях буртасов, подробно описывает обряд захоронения у славян, отмечая при этом, что умерших они хоронят под курганами, а Ибн Фадлан сам лично присутствовал на похоронах одного знатного руса.

Именно для мордовских памятников характерны рассеянное расположение и использование деревянных жилищ, о чем сообщают, описывая поселения буртасов, Аль-Балхи и Ибн-Хаукаль, в то время как у полукочевых народов, даже после их перехода к оседлому образу жизни, долгое

время сохранялись юрто-образные жилища, которые продолжали бытовать

наряду с полуземлянками.

Самым важным сообщением в пользу «мордовской гипотезы» является факт явного отличия языка буртасов от языков хазар, булгар, русов. А употребление аль-Масуди этнонима «тюрок» также можно обяхяснить тем, что тюрки считались потоками Йафета. Так именовали арабы и алан, подобно грекам, именовавшим многих скифами.

Название «буртасы» вполне могло перейти на тюркоязычное и иное население Верхнего Посурья в 11-12 веках.

Буртасы, известный (или неизвестный?) народ, взятый на вооружение в информационной войне.

Чем славны альтернативщики, так это тем, что напрочь отрицают науку и научные методы познания, отказывая наукам в праве существования только по той простой причине, что «онивсёврут». Особенно этим, по мнению альтернативных вариантологов, страдает наука история, у которой всё построено на полностью сфальсифицированных документах ради достижения политических целей.

Если же присмотреться, то историки тоже имеют по многим областям истории человеческой не одну, а несколько гипотез или теорий. Так произходит из-за недостаточности фактологических данных. И существуют, так называемые, «белые пятна» в истории, которые наука, нисколечко не смущаясь, признаёт. Появление новых данных (не только исторических документов, но и археологических находок) подвигает учёных к пересмотру своих представлений. И это — нормальное явление в научной среде.

Иное дело — нынешние альтернативщики. Они, по большей степени опираются на выдумки, отбрасывая логику, подтасовывая факты, изпользуя фотошоп и прочие нечестные методы для доказательства своих версий. Но главный их метод — обвинить и ошельмовать науку. То, как производится увод в сторону и замучивание темы, я наблюдала сама в диалоге с Al-termezi https://cont.ws/post/290557 и https://cont.ws/post/290951 Особенно показательны комментарии.

Извратители истории часто изпользуют и «белые пятна» истории, создавая версии, целью которых является вбивание клина между людьми нашего единого народа. Например, миграцию буртасов (некогда известного народа поволжских земель), спасающихся от нашествия татаро-монгол в лесах русских территорий, указывают как главную причину набега татаро-монгол на Рязань и другие русские города. Мол, татары двинулись за беглецами, а до того у них и в мыслях не было пройтись по Руси. Такие «выдумки» совсем не безобидны. И честностью тут не пахнет.

Как оказалось, про буртасов много стали писать именно в последние времена. Хотя были они известны давным давно.

Читать еще:  Ямозеро

Вики сообщает: «Бурта́сы — племенное объединение, располагавшееся по правому берегу средней Волги. Впервые упоминаются арабскими авторами в IX веке, в русских литературных памятниках — с XIII века. Этническая принадлежность буртасов является дискуссионной.«

Буртасы жили в V—XI вв. по обоим берегам Волги (примерно от современной Сызрани до Волгограда). Впервые упоминаются арабскими авторами в X в., в русских литературных памятниках — с XII в. Занимались земледелием, скотоводством, охотой и бортничеством. Вели торговлю мехами.[1]

В VII—VIII в. через их территорию двигались на север булгары, занявшие северные земли буртасов.[2] [3] [4]

В VII в. буртасы выставляли до 10 тыс. всадников, совершавших походы на болгар волжско-камских и печенегов.

С конца VII в. они находились под властью Хазарского каганата, а в конце X в. — в зависимости от Руси.[1]

После прихода в XI в. половцев буртасы постепенно утрачивают своё влияние.[1]

В XI в. продвинулись далее на северо-запад, в верхний бассейн Суры и частично Мокши и Цны (ср. например, река Буртас на западе Пензенской области).[1]

Около г. Городище Пензенской области расположены остатки древнего города Буртас.

Буртасы оказали влияние на формирование культуры мишарей.[5][1]

Этнолингвистическая принадлежность буртасов определяется гипотетически. Существует три основные версии происхождения:

Археолог Г. Е. Афанасьев, отождествляет буртас с аланами, приводя иранскую этимологию буртас от furt as или асы, живущие у большой реки (Г. Е. Афанасьев, О. И. Прицак)[7]. Е. С. Галкина приводит факты трупосожжения у буртасов и отождествляет их с аналогичными ритуалами у сармато-алан

Предполагают тюркоязычность буртас и их родство с волжскими булгарами. (М. З. Закиев, А. М. Орлов, А. Х. Халиков)

П. Голден отождествляет буртас с частью финно-угорского массива, предками мишарей и мордвы (А. П. Новосельцев). Теория связывает их с памятниками городецкой археологической культуры» (из Википедии)

Перед нами фрагмент карты Идриси сер. 12в. Здесь юг вверху. Обратим внимание на двойные подписи буртас и булгар. Земля буртас по обе стороны Волги, а южнее их: ard bulgar min at Türk, — «Земля (страна) Булгар из тюрок», и отдельно на левом берегу Камы Bakia Bulgar min at Türok, — ‘оставшиеся Булгары из тюрок’.» http://samlib.ru/h/harin_e_a/m.

Обратите внимание, в среде учёных существует не одна твёрдо установленная теория произхождения буртасов, но несколько. И каждая из них имеет свои аргументы. Но этих аргументов недостаточно, чтобы историки пришли к одному верному представлению. Что в таком случае врёт наука и что скрывает? Привожу собранные в древних източниках сведения о буртасах:

«Ибн-Русте сообщает: «Земля буртасов лежит между Хазарской и Болгарской землями, на расстоянии пятнадцатндневного пути от первой». «Буртасы имеют верблюдов, рогатый скот и много меду, главное же богатство их состоит в куньих мехах».

Из «Каспийского свода сведений о Восточной Европе»: «Буртасы

22. Буртасы находятся между булгарами и хазарами; между буртаса-ми и хазарами расстояние в 15 дней пути. 23. Соседствуя с хазарами, буртасы живут на реке, название которой также Буртас (или Итиль); у них деревянные дома, в них они живут зимою, и шатры, в них они обитают летом; Буртас — название области, также как Рус, Хазар; Сарир — название царства, а не города и не народа. 24. Буртасы находятся в подчинении царя хазар, они поставляют десять тысяч всадников. 25. У буртасов нет главы или начальника, который управлял бы ими; в каждой местности у них имеются один или два старца, которые вершат дела (или суд) между ними. 26. Земля буртасов — обширная; они живут в лесах (или: земля буртасов — ровная; большая часть их деревьев — халандж; это дерево они вывозят в Хорасан). 27. Земля буртасов в длину и ширину — 15 дней (или 17 дней, или полтора месяца) пути; здесь много торговых мест. 28. Буртасы постоянно воюют с булгарами и печенегами. 29. Буртасы — стойки и неустрашимы; они — совершенны лицом и общим видом. 30. Вера буртасов походит на веру гузов. 31. Когда поступит один из буртасов вероломно по отношению к другому, начнет его притеснять, причинит ему ранение или побои, тот, другой, не примирится, пока не добьется возмездия. 32. Когда буртасская девушка достигает зрелости, она перестает повиноваться своему отцу, выбирает сама того, кто ей понравился из мужчин, тот мужчина сватается сам (или через свата) и женится на девушке. 33. Наибольшая часть достояния буртасов — куницы, из шкур которых делают шубы. Имеется у буртасов мед, а также верблюды, крупный рогатый скот (или коровы), овцы (или свиньи). 34. Буртасы делятся на два разряда: одни предают мертвых сожжению, другие хоронят их. 35. У буртасов (обширные) пахотные поля. 36. От области буртасов до хазар все степь, дорога — благоустроенная, с источниками, деревьями, текучими водами; некоторые же, отправляясь от буртасов к хазарам, плывут по реке Итиль на судах, а некоторые (путешествуют) сухим путем. 37. Оружием буртасов служат два кинжала, секира, лек, у них нет панциря и кольчуги; лошадью у них владеет не каждый, а только тот, кто обладает многим достатком; их одежда — архалук и халат; у них — головной убор, а чалму завязывают вокруг него. 38. У буртасов нет фруктов, и вино их — из меда. 39. К востоку от области буртасов река Итиль, к югу — хазары, к западу — в.н.нд.рр., к северу — тюркские печенеги.» http://gumilevica.kulichki.net.

Как сложилась история буртасов после татаро-монгольского нашествия тоже не совсем ясно:

«Определенный интерес заслуживает буртасская гипотеза, которую выдвинут на VIII Археологическом съезде Ф Ф. Чекалин. Он связывает «мещеру», упоминаемую в русских летописях XVI в., с буртасами IX—X вв., о которых писали восточные авторы. Эту гипотезу поддерживает наш современник Б. А. Васильев. Пи также утверждает, что этноним буртас вплоть до XVI в. употреблялся как параллель этнонима мещера В противовес Куфтину, Б. А. Васильев доказывает, что топографические названия мещера произошли от названия народности. Переселившейся сюда под давлением половцев, вторгшихся в южно-русские степи.

Все приведенные взгляды о происхождении мишарей главным образом сводятся к тому, что основой, на которой сложились татары-мишари, являлось какое-то древнее племя. Одни считали его мещерой, якобы издревле проживавшей в бассейне верхней Оки, другие — угро-мадьярами (мажар), третьи называют его буртасами, которые представляются рано отюреченными уграми, называвшимися в позднейших летописях «мещерой».»

«Посредствующим звеном между буртасами и мишарями являются так называемые посопные татары, жившие в конце XVII в. в Алатырском уезде. В актовых документах этого времени термин «посопные татары» равнозначен термину «буртас»: «буртасы — посопные татары»» http://history-library.com/ind.

Находки археологов нельзя назвать малочисленными. Разкопано несколько городищ.

«Город Буртас — Юловское городище 11-12в. возле г. Городище Пензенской области в устье р. Юлов.

Гидрография региона Дон-Волга

Путь от Хин-Саркела шел вверх по Дону и Хопру, далее переволока на Суру в районе города Дэбэр (Золотаревское городище напротив устья р. Уза) и вниз по Суре на Куман и Бурат. Город Буртас — Юловское городище 11-12в. возле г. Городище Пензенской области в устье р. Юлов. В 9-14 вв. через Верхнее Посурье проходил торговый путь из Болгара в Киев. То есть, в районе Пензы был перекресток путей север-юг и восток-запад.

Золотаревское городище расположено в 4 км от Суры (в районе переправы) на мысу высотой до 20 м, образованном двумя оврагами, поперек мыса насыпаны еще 4 вала со рвами. В центре валов есть проезд. За внешним валом широкая полоса круглых ловчих ям для конницы и осадных орудий глубиной около 1 м. Общая площадь Золотаревского поселения (с тремя селищами) 16 га, площадь городища около 2,5 га. Найдено много оружия и конской упряжи. Останки людей и вооружения раскиданы по всей площади поселения, что говорит о гибели города в ходе войны; среди защитников были булгары, буртасы, мокша, русские, кыпчаки и (большинство) аскизы — алтайцы. Всего не менее 1000 воинов.

Юловское городище — четырехугольной формы, площадью 100 000 кв.м. (10га); оборонительный пояс представляет полукружие из двух валов и трех рвов, соединяющих края оврагов. Высота валов 2-2,5 м, ширина-7-10м., глубина рвов-1,2,5 м, ширина -7-10 м. В слое на поверхности встречаются фрагменты гончарной и лепной красно-коричневой керамики, железные и медные изделия, найден клад серебряных изделий

Археологические памятники буртас

Дэбэр был важной крепостью на границе западной булгарской волости на Суре: ‘Дэбэр был последней крепостью, построенной при Алмыше’ (ум. 925г.).

Погром Буртасии произошел зимой 1239-40г. В ДТ сказано, что ‘внезапно Беркай напал на Буртас. Бадри помог городу устоять, но округ был совершенно разорен. До 50 тысяч буртасских булгар бежали в Эчке Булгар, и их рассказы о зверствах татар взволновали все население. Воспользовавшись этим, Ялдау поднял мятеж’. Учитывая, что Юловское городище больше по площади и на нем нет следов войны, можно отождествить его со столицей Буртасии. Золотаревское городище более похоже на пограничную крепость в районе Сурской переправы, крепость Дэбэр.

Вот что пишут в http://suslony.ru/Toponimika/vveden1.htm :

«в лесах и лесостепи хозяйничали мордва и буртасы. Одни — в Засурье (Волжская Булгария), другие на Выше (Рязанское княжество). Степная часть области представляла собой районы обитания кочевников, где разговорными языками были то кипчакские, то булгарские, то буртасские, то иные наречия. буртасы жили в составе Волжской Булгарии, имея города на территории нынешних Городищенского, Шемышейского и Земетчинского районов. Они прибыли в Пензенский край в IX или VIII веках из Хазарии. Именно в этот период в пензенской лесостепи появился этнос, носитель признаков салтово-маяцкой (хазарской) археологической культуры. Пришельцы построили десятки городов-крепостей с валами и рвами. Ориентировка и распо-ложение укреплений в Засурье, Заузинье, на правых берегах Выши и Вада говорят о том, что буртасы враждовали со степными соседями и Рязанским княжеством. Волжская Булгария оставалась в тылу их крепостей, значит, буртасы защищали ее дальние рубежи от рязанцев и Степи. Н.Ф. Калинин, В.Ф. Генинг, Е.П. Казаков и другие считали буртасов потомками племен именьковской археологической культуры. Ш.З. Бахтиев видит в буртасах народ хазаро-булгарского происхождения, чувашей. Оказавшись в поле влияния хазар. буртасы, по-видимому, стали служить иудейской верхушке Хазарии. Затем по неясным причинам в VIII веке ушли с Каспия на Суру, где попали в политическую зависимость к волжским булгарам и стали им служить».

В статьях о разкопках золотарёвского городища радостно сообщается, что не найдены захоронения буртасов. Понятно, журналистам не до поизков сведений. Но. например,

Могильник был найден с. Армиево Шемышейского района Пензенской области

«Анализ вещевого инвентаря способа захоронений, когда одни хоронили, а другие сжигали и целого ряда других факторов позволил А.Х. Халикову сделать вывод, что Армиевский курганно-грунтовом могильник датируется IX-X веками и принадлежал буртасам.

Буртасы — народ, взятый на вооружение в информационной войне

Чем славны альтернативщики, так это тем, что напрочь отрицают науку и научные методы познания, отказывая наукам в праве существования только по той простой причине, что «онивсёврут». Особенно этим, по мнению альтернативных вариантологов, страдает наука история, у которой всё построено на полностью сфальсифицированных документах ради достижения политических целей.

Читать еще:  Чулым

Если же присмотреться, то историки тоже имеют по многим областям истории человеческой не одну, а несколько гипотез или теорий. Так произходит из-за недостаточности фактологических данных. И существуют, так называемые, «белые пятна» в истории, которые наука, нисколечко не смущаясь, признаёт. Появление новых данных (не только исторических документов, но и археологических находок) подвигает учёных к пересмотру своих представлений. И это — нормальное явление в научной среде.

Иное дело — нынешние альтернативщики. Они, по большей степени опираются на выдумки, отбрасывая логику, подтасовывая факты, изпользуя фотошоп и прочие нечестные методы для доказательства своих версий. Но главный их метод — обвинить и ошельмовать науку.

Извратители истории часто изпользуют и «белые пятна» истории, создавая версии, целью которых является вбивание клина между людьми нашего единого народа. Например, миграцию буртасов (некогда известного народа поволжских земель), спасающихся от нашествия татаро-монгол в лесах русских территорий, указывают как главную причину набега татаро-монгол на Рязань и другие русские города. Мол, татары двинулись за беглецами, а до того у них и в мыслях не было пройтись по Руси. Такие «выдумки» совсем не безобидны. И честностью тут не пахнет.

Как оказалось, про буртасов много стали писать именно в последние времена. Хотя были они известны давным давно.

Вики сообщает: » Бурта́сы — племенное объединение, располагавшееся по правому берегу средней Волги. Впервые упоминаются арабскими авторами в IX веке, в русских литературных памятниках — с XIII века. Этническая принадлежность буртасов является дискуссионной. «

Буртасы жили в V—XI вв. по обоим берегам Волги (примерно от современной Сызрани до Волгограда). Впервые упоминаются арабскими авторами в X в., в русских литературных памятниках — с XII в. Занимались земледелием, скотоводством, охотой и бортничеством. Вели торговлю мехами.[1]

В VII—VIII в. через их территорию двигались на север булгары, занявшие северные земли буртасов.[2] [3] [4]

В VII в. буртасы выставляли до 10 тыс. всадников, совершавших походы на болгар волжско-камских и печенегов.

С конца VII в. они находились под властью Хазарского каганата, а в конце X в. — в зависимости от Руси.[1]

После прихода в XI в. половцев буртасы постепенно утрачивают своё влияние.[1]

В XI в. продвинулись далее на северо-запад, в верхний бассейн Суры и частично Мокши и Цны (ср. например, река Буртас на западе Пензенской области).[1]

Около г. Городище Пензенской области расположены остатки древнего города Буртас.

Буртасы оказали влияние на формирование культуры мишарей.[5][1]

Этнолингвистическая принадлежность буртасов определяется гипотетически. Существует три основные версии происхождения :

Археолог Г. Е. Афанасьев, отождествляет буртас с аланами, приводя иранскую этимологию буртас от furt as или асы, живущие у большой реки (Г. Е. Афанасьев, О. И. Прицак)[7]. Е. С. Галкина приводит факты трупосожжения у буртасов и отождествляет их с аналогичными ритуалами у сармато-алан

Предполагают тюркоязычность буртас и их родство с волжскими булгарами. (М. З. Закиев, А. М. Орлов, А. Х. Халиков)

П. Голден отождествляет буртас с частью финно-угорского массива, предками мишарей и мордвы (А. П. Новосельцев). Теория связывает их с памятниками городецкой археологической культуры» (из Википедии)

Обратите внимание, в среде учёных существует не одна концепция произхождения буртасов, но несколько. И каждая из них имеет свои аргументы . Но этих аргументов недостаточно, чтобы историки пришли к одному верному представлению. Что в таком случае врёт наука и что скрывает? Привожу собранные в древних източниках сведения о буртасах:

«Ибн-Русте сообщает: «Земля буртасов лежит между Хазарской и Болгарской землями, на расстоянии пятнадцатндневного пути от первой». «Буртасы имеют верблюдов, рогатый скот и много меду, главное же богатство их состоит в куньих мехах».

Из «Каспийского свода сведений о Восточной Европе»: «Буртасы

22. Буртасы находятся между булгарами и хазарами; между буртаса-ми и хазарами расстояние в 15 дней пути. 23. Соседствуя с хазарами, буртасы живут на реке, название которой также Буртас (или Итиль); у них деревянные дома, в них они живут зимою, и шатры, в них они обитают летом; Буртас — название области, также как Рус, Хазар; Сарир — название царства, а не города и не народа. 24. Буртасы находятся в подчинении царя хазар, они поставляют десять тысяч всадников. 25. У буртасов нет главы или начальника, который управлял бы ими; в каждой местности у них имеются один или два старца, которые вершат дела (или суд) между ними. 26. Земля буртасов — обширная; они живут в лесах (или: земля буртасов — ровная; большая часть их деревьев — халандж; это дерево они вывозят в Хорасан). 27. Земля буртасов в длину и ширину — 15 дней (или 17 дней, или полтора месяца) пути; здесь много торговых мест. 28. Буртасы постоянно воюют с булгарами и печенегами. 29. Буртасы — стойки и неустрашимы; они — совершенны лицом и общим видом. 30. Вера буртасов походит на веру гузов. 31. Когда поступит один из буртасов вероломно по отношению к другому, начнет его притеснять, причинит ему ранение или побои, тот, другой, не примирится, пока не добьется возмездия. 32. Когда буртасская девушка достигает зрелости, она перестает повиноваться своему отцу, выбирает сама того, кто ей понравился из мужчин, тот мужчина сватается сам (или через свата) и женится на девушке. 33. Наибольшая часть достояния буртасов — куницы, из шкур которых делают шубы. Имеется у буртасов мед, а также верблюды, крупный рогатый скот (или коровы), овцы (или свиньи). 34. Буртасы делятся на два разряда: одни предают мертвых сожжению, другие хоронят их. 35. У буртасов (обширные) пахотные поля. 36. От области буртасов до хазар все степь, дорога — благоустроенная, с источниками, деревьями, текучими водами; некоторые же, отправляясь от буртасов к хазарам, плывут по реке Итиль на судах, а некоторые (путешествуют) сухим путем. 37. Оружием буртасов служат два кинжала, секира, лек, у них нет панциря и кольчуги; лошадью у них владеет не каждый, а только тот, кто обладает многим достатком; их одежда — архалук и халат; у них — головной убор, а чалму завязывают вокруг него. 38. У буртасов нет фруктов, и вино их — из меда. 39. К востоку от области буртасов река Итиль, к югу — хазары, к западу — в.н.нд.рр., к северу — тюркские печенеги.» http://gumilevica.kulichki.net.

Как сложилась история буртасов после татаро-монгольского нашествия тоже не совсем ясно:

«Определенный интерес заслуживает буртасская гипотеза, которую выдвинут на VIII Археологическом съезде Ф Ф. Чекалин. Он связывает «мещеру», упоминаемую в русских летописях XVI в., с буртасами IX—X вв., о которых писали восточные авторы. Эту гипотезу поддерживает наш современник Б. А. Васильев. Пи также утверждает, что этноним буртас вплоть до XVI в. употреблялся как параллель этнонима мещера В противовес Куфтину, Б. А. Васильев доказывает, что топографические названия мещера произошли от названия народности. Переселившейся сюда под давлением половцев, вторгшихся в южно-русские степи.

Все приведенные взгляды о происхождении мишарей главным образом сводятся к тому, что основой, на которой сложились татары-мишари, являлось какое-то древнее племя. Одни считали его мещерой, якобы издревле проживавшей в бассейне верхней Оки, другие — угро-мадьярами (мажар), третьи называют его буртасами, которые представляются рано отюреченными уграми, называвшимися в позднейших летописях «мещерой».»

«Посредствующим звеном между буртасами и мишарями являются так называемые посопные татары, жившие в конце XVII в. в Алатырском уезде. В актовых документах этого времени термин «посопные татары» равнозначен термину «буртас»: «буртасы — посопные татары»» http://history-library.com

Находки археологов нельзя назвать малочисленными. Разкопано несколько городищ.

«Город Буртас — Юловское городище 11-12в. возле г. Городище Пензенской области в устье р. Юлов.

Гидрография региона Дон-Волга

Путь от Хин-Саркела шел вверх по Дону и Хопру, далее переволока на Суру в районе города Дэбэр (Золотаревское городище напротив устья р. Уза) и вниз по Суре на Куман и Бурат. Город Буртас — Юловское городище 11-12в. возле г. Городище Пензенской области в устье р. Юлов. В 9-14 вв. через Верхнее Посурье проходил торговый путь из Болгара в Киев. То есть, в районе Пензы был перекресток путей север-юг и восток-запад.

Золотаревское городище расположено в 4 км от Суры (в районе переправы) на мысу высотой до 20 м, образованном двумя оврагами, поперек мыса насыпаны еще 4 вала со рвами. В центре валов есть проезд. За внешним валом широкая полоса круглых ловчих ям для конницы и осадных орудий глубиной около 1 м. Общая площадь Золотаревского поселения (с тремя селищами) 16 га, площадь городища около 2,5 га. Найдено много оружия и конской упряжи. Останки людей и вооружения раскиданы по всей площади поселения, что говорит о гибели города в ходе войны; среди защитников были булгары, буртасы, мокша, русские, кыпчаки и (большинство) аскизы — алтайцы. Всего не менее 1000 воинов.

Юловское городище — четырехугольной формы, площадью 100 000 кв.м. (10га); оборонительный пояс представляет полукружие из двух валов и трех рвов, соединяющих края оврагов. Высота валов 2-2,5 м, ширина-7-10м., глубина рвов-1,2,5 м, ширина -7-10 м. В слое на поверхности встречаются фрагменты гончарной и лепной красно-коричневой керамики, железные и медные изделия, найден клад серебряных изделий

Дэбэр был важной крепостью на границе западной булгарской волости на Суре: ‘Дэбэр был последней крепостью, построенной при Алмыше’ (ум. 925г.).

Погром Буртасии произошел зимой 1239-40г. В ДТ сказано, что ‘внезапно Беркай напал на Буртас. Бадри помог городу устоять, но округ был совершенно разорен. До 50 тысяч буртасских булгар бежали в Эчке Булгар, и их рассказы о зверствах татар взволновали все население. Воспользовавшись этим, Ялдау поднял мятеж’. Учитывая, что Юловское городище больше по площади и на нем нет следов войны, можно отождествить его со столицей Буртасии. Золотаревское городище более похоже на пограничную крепость в районе Сурской переправы, крепость Дэбэр.

«в лесах и лесостепи хозяйничали мордва и буртасы. Одни — в Засурье (Волжская Булгария), другие на Выше (Рязанское княжество). Степная часть области представляла собой районы обитания кочевников, где разговорными языками были то кипчакские, то булгарские, то буртасские, то иные наречия. буртасы жили в составе Волжской Булгарии, имея города на территории нынешних Городищенского, Шемышейского и Земетчинского районов. Они прибыли в Пензенский край в IX или VIII веках из Хазарии. Именно в этот период в пензенской лесостепи появился этнос, носитель признаков салтово-маяцкой (хазарской) археологической культуры. Пришельцы построили десятки городов-крепостей с валами и рвами. Ориентировка и распо-ложение укреплений в Засурье, Заузинье, на правых берегах Выши и Вада говорят о том, что буртасы враждовали со степными соседями и Рязанским княжеством. Волжская Булгария оставалась в тылу их крепостей, значит, буртасы защищали ее дальние рубежи от рязанцев и Степи. Н.Ф. Калинин, В.Ф. Генинг, Е.П. Казаков и другие считали буртасов потомками племен именьковской археологической культуры. Ш.З. Бахтиев видит в буртасах народ хазаро-булгарского происхождения, чувашей. Оказавшись в поле влияния хазар. буртасы, по-видимому, стали служить иудейской верхушке Хазарии. Затем по неясным причинам в VIII веке ушли с Каспия на Суру, где попали в политическую зависимость к волжским булгарам и стали им служить».

Читать еще:  Ковда

В статьях о разкопках золотарёвского городища радостно сообщается, что не найдены захоронения буртасов. Понятно, журналистам не до поизков сведений. Но. например,

Могильник был найден с. Армиево Шемышейского района Пензенской области

«Анализ вещевого инвентаря способа захоронений, когда одни хоронили, а другие сжигали и целого ряда других факторов позволил А.Х. Халикову сделать вывод, что Армиевский курганно-грунтовом могильник датируется IX-X веками и принадлежал буртасам.

Наряду с могильниками были начаты исследования и селищ, расположенных вокруг него. В результате работ А.Х. Халикова и Г.Н. Белорыбкина было установлено, что селища принадлежат тому же населению, которое оставило могильник. В настоящее время могильник на 90% уничтожен карьером не смотря на многочисленные требования и запреты. Периодически приходилось лишь собирать вещи из разрушенных погребений и проводить охранные работы (Г.Н. Белорыбкин, А.М. Гречихин, В.И. Первушкин).» Източник

Также интересно почитать: «Очерки древней и средневековой истории народов среднего Поволжья и Прикамья» — Смирнов А.П. http://history-library.com

Загадок в истории много. Но не стоит вносить путаницу в то, малое, что известно о «белых пятнах».

О карте, что на картинке в статье

olster28

Доктор едет, едет сквозь снежную равнину.

Как вы думаете (чур, не подглядывать) в каких краях жили буртасы? Слышали ли вы когда-нибудь про таких.

Относительно недавно я уже рассказывал про город Наровчат, село Сканово и тамошний мужской подземный монастырь. Впрочем, как и обычно в последние годы пост набрал несколько откликов и я уже давненько подумываю забросить строчить в жежешечку развернутые посты о той или иной местности, а пулять коротенькие заметки и разную бытовуху. Но не в это раз.

Итак, при възде в Сканово, у моста через Мокшу нас встречает памятник Нарчатке- мокшанской царице, героине мордовского эпоса, которая возглавила сопротивление против татарского хана Тагая. Нарчатка противостоит превосходящим силам противника и не желая попасть в плен, пытается переплыть Мокшу вместе со своим боевым конем, но гибнет. Как можно понять, все это на уровне легенд. По некоторым преданиям, Нарчатка не мокшанская, а буртасская царица.

Что же это за исчезнувший народ такой, буртасы. Разобраться в этом нам поможет уникальный музей истории и культуры народа буртас, расположенный в селе Сканово недалеко от города Наровчат Пензенской области.
Музей создан на средства известного в столице адвоката Виктора Васильевича Паршуткина. Родившийся в 1960-м году Паршуткин, имеет два высших образования, кандидат наук. Его родная сестра Чекашкина Мария Васильевна — директор музея истории и культуры буртас. Именно эта приветливая женщина провела нам экскурсию по музею.

Словом «буртасы» в летописях и документах Российского государства обозначали тех ведийских славян до принятия ими христианства, которые проживали в междуречье трех впадающих в Волгу и Оку рек — Цны, Мокши и Суры. Но путаницы хватает. Википедия являет нам следущее:

«Бурта́сы — племенное объединение, располагавшееся по правому берегу средней Волги. Впервые упоминаются арабскими авторами в IX веке, в русских литературных памятниках — с XIII века. Этническая принадлежность буртасов является дискуссионной.»

Существует три основные версии происхождения: Алано-асская, Тюркская (предполагается их родство с волжскими булгарами) и финно-угорская, которая рассматривает буртас как предков мордвы и мишарей. Буртасы занимались скотоводством, земледелием, охотой и бортничеством. Вели торговлю мехами. Единого правителя не имели, управлялись старейшинами. Жили в V — XI вв. по обоим берегам Волги (примерно от современной Сызрани до Волгограда). В VII-VIII в. через их территорию двигались на север булгары, занявшие северные земли буртасов. В VII в. буртасы выставляли до 10 тыс. всадников, совершавших походы на болгар волжско-камских и печенегов. С конца VII в. они находились под властью Хазарского каганата, а в конце X в. — в зависимости от Руси. После прихода в XI в. половцев буртасы постепенно утрачивают своё влияние. Около г. Городище Пензенской области расположены остатки древнего города Буртас.

с 1313 г. до начала 40-х годов XV в. в городе Мокша, на месте которого находится современный Наровчат, была столица западной области Золотой Орды. И, скорее всего, в этом древнем городе хан Узбек провозгласил ислам в качестве официальной религии Золотой Орды. И тут велик соблазн записать буртас в христианизированных татар. Но вероятнее всего это был самобытный народ. Буртасы не были ни мордвой, ни татарами, ни славянами. Буртасы являлись данниками Хазарского каганата. Если рассматривать тюрскую версию происхождения народа, то неудивительно, что они тяготели к татарам и были едва ли не предками самобытной группы татар, известной, как мишари. И если говорить грубо, буртасы со временем «растворились». Хотя это всего лишь одно из предположений.

Существуют версии, что буртасы проповедовали брахманскую веру, которая была разновидностью ведийской веры. Брахманской была вера и живших рядом с ними волжских болгар, которых арабский дипломат Х века Ибн Фалдан называл славянами.

История России до 1917 года

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ: ЛЕКЦИИ, ФОТО, ВИДЕО, АУДИО, КАРТЫ, БИБЛИОТЕКА, АРХИВЫ

БУРТАСЫ

БУРТАСЫ — племенной союз в Среднем и Нижнем Поволжье. Упомянуты в сочинениях арабских и иранских писателей с 9 в. Занимались земледелием и скотоводством. В 9 — начале 10 вв. зависели от Хазарского каганата. Ассимилированы волжско-камскими болгарами и другими народами Поволжья.

История

Буртасы жили в V — XI вв. по обоим берегам Волги (примерно от современной Сызрани до Волгограда). Впервые упоминаются арабскими авторами в X в., в русских литературных памятниках — с XII в. Занимались земледелием, скотоводством, охотой и бортничеством. Вели торговлю мехами.

В VII-VIII в. через их территорию двигались на север булгары, занявшие северные земли буртасов.

В VII в. буртасы выставляли до 10 тыс. всадников, совершавших походы на болгар волжско-камских и печенегов.

С конца VII в. они находились под властью Хазарского каганата, а в конце X в. — в зависимости от Руси.

После прихода в XI в. половцев буртасы постепенно утрачивают своё влияние.

В XI в. продвинулись далее на северо-запад, в верхний бассейн Суры и частично Мокши и Цны (ср. например, река Буртас на западе Пензенской области).

Около г. Городище Пензенской области расположены останки древнего города Буртас.

Буртасы оказали влияние на формирование культуры мишарей

Быт и занятия

Важное место в хозяйстве буртасов отводится в письменных источниках животноводству. По Ибн-Русте и Гардизи, они владеют «верблюдами, рогатым скотом», а Бакри сообщает, что у них не только «большие стада рогатого скота», но «и овец». Важное добавление делает Марвази, утверждая, что кроме рогатого скота «они имеют свиней». Причем упоминание о свиньях стоит на первом месте, что сразу же характеризует буртасов не как кочевников-скотоводов, а как оседлых животноводов, населяющих южную часть лесостепной зоны, пограничной со степью.

Во многих сочинениях восточных географов особо подчеркивается, что буртасы занимались бортничеством. Ибн-Русте, Бакри и Марвази отмечают, что «главное их богатство составляет мед», а Гардизи добавляет: «Плодов в этой стране нет, вино у них делается из меда». Известно, что пчеловодство в своем развитии прошло три основных этапа: дикое (бортевое), колодное и рамочное. Два первых этапа характерны для древнейших форм хозяйства. Причем бортничество непосредственно связано или с использованием дупел толстых деревьев, или с их выдалбливанием, что возможно только в лесной и лесостепной зонах. Таким образом, наличие бортничества также указывает, что буртасы жили в лесной или лесостепной зоне.

ШУМЯЩАЯ ПОДВЕСКА
IX — X вв.

Существенной статьей дохода буртасов был пушной промысел. «Из страны буртас вывозят шкуры черных лисиц, — пишет Масуди, — представляющие самые ценные меха. Из них существует несколько видов: бурые и белые, не уступающие в ценности собольему и песцовому… Черные лисьи меха не встречаются нигде в мире, кроме этой страны и соседних с нею стран. Неарабские цари стараются перещеголять друг друга роскошью шуб из этих мехов и делают из них шапки и шубы, так что черные меха ценятся очень дорого. Вывозят их в Баб-ул-Абваб (современный Дербент. — Г.А.), Берда`а (город в Закавказье. — Г.А.) и прочие страны Хорасана. Часто вывозят их в северные страны славянских земель… а затем везут в земли Франции и Испании. Оттуда вывозят черные и красные лисьи меха в Магриб». Состав мехового экспорта буртасов состоял кроме лисиц из куниц, горностаев, соболей, белок, бобров; наличие всего этого зверья могло быть только в лесостепи.

Буртас

В конце лета 1237 года армия монголо-татар, переправившись через р. Волгу (Итиль), двинулась на Русь, но, дойдя до р. Узы, была остановлена буртасами. В результате почти все города и села буртас на территории Пензенской области были уничтожены.
Особенно наглядно картина сражения сохранилась на Золотарёвском городище, где оборонительные валы и рвы, а также вся округа усеяны многочисленными останками людей и коней, предметами вооружения и конского снаряжения.
В народной памяти до сих пор сохраняются легенды о сражении у стен Наровчатского городища и о буртасской царице Нарчатке, которая, увидев, что сражение проиграно, бросилась с конем в реку Мокшу.
Все это время ставка хана Батыя находилась в районе г. Нузла. Отсюда Батый посылал ультиматум рязанскому князю Юрию о выплате дани. Сюда же приезжали рязанские послы, пытавшиеся предотвратить нашествие. Но в декабре 1237 года, дождавшись снега и морозов, Батый двинул армию на Рязань. После ожесточенной битвы город пал, а за ним и вся северо-восточная Русь.
БУРТАССКОЕ КНЯЖЕСТВО

В 8 веке в междуречье Суры и Узы с юга на территорию будущей Пензенской области пришли многочисленные племена буртас. Сначала, не имеющие своей государствености, они попадают под власть хазар. Затем, освободившись от хазар и стремясь расширить собственую территорию, они стали осваивать район Верхнего Посурья. После многочисленных набегов друг на друга они в итоге вынуждены были подчиниться булгарам, и вошли в состав Волжской Булгарии.
В это время в крае Буртас начинается экономический подъем: строятся города и села, развивается сельское хозяйство, ремесла. На сегодняшний день археологам известно более 150 буртасских поселений, появившихся в ХI-XII веках. Создав Буртасское княжество, буртасская знать начала сооружать хорошо укрепленные усадьбы и замки (Сундровское, Золотаревское и другие городища).
Судя по находкам, буртасские князья были в родственных связях не только с болгарскими вельможами, но и с владимирскими князьями. Даже символ княжеской власти у буртас практически воспроизводит каменную резьбу на Дмитриевском Соборе во Владимире. В сочинениях тех лет отмечается, что “от Булгара до границы Руси — 10 остановок”. На четвертой от Булгара остановке торговых караванов и возникает столица княжества — г. Буртас (ныне г. Городище). Не менее крупный город возник и в старом племенном центре (у с.Неклюдово), который средневековые авторы называли Нузлей. Такие же укрепленные города появляются с XII века и в Верхнем Примокшанье, где буртасы расселяются среди мордвы. Для защиты южной и западной границ они построили городища: Фелицатовское, Вышинское, Жуковское. Центральным городом буртас в этих местах становится Наровчатское городище (ныне с.Наровчат).

Источники:

http://pikabu.ru/story/burtasyi_tyurki_alanyi_ili_mordovskoe_naselenie_6431900
http://cont.ws/post/293940
http://zen.yandex.ru/media/id/59e888cd799d9d4d96c6fd08/5a0e9556581669afe756b7fb
http://olster28.livejournal.com/312927.html
http://russiahistory.ru/burtasy/
http://vk.com/topic-11380136_21624538

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector
×
×