194 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Канал имени Москвы

Как был построен канал имени Москвы

15 июля 1937 торжественное открытие Канала имени Москвы, соединившего реки Москву и Волгу. Этот канал сделал столицу портом пяти морей, обеспечил водой миллионы москвичей на поколения вперед, связал по воде две столицы. Идея появилась еще при Петре I, а реализована была руками узников Дмитровлага.

Обеспечить Москву водой

К 1930-ым годам недостаток водоснабжения Москвы стал очевиден даже с набережных Москвы-реки – ее можно было перейти вброд в районе кремлевской стены. Ходынского, Преображенского, Андреевского, Артезианского, Мытищинского и Рублевского водопроводов едва хватало. Они давали 15 млн ведер в сутки, что при населении в 3 млн и развивающейся промышленности было категорически мало. Засушливым летом водоснабжение ограничивалось.

В 1931 году было принято такое решение ЦК: “. Необходимо коренным образом разрешить задачу обводнения Москвы-реки путем соединения ее с верховьем реки Волги, Госплану и Наркомводу приступить немедленно к составлению проекта этого сооружения с тем, чтобы уже в 1932 году начать строительные работы по соединению Москвы-реки с Волгой”.

Главная проблема, которая стояла перед всеми гидрологами, обращавшимися к теме соединения Москвы с Волгой, была Дмитровская возвышенность – она на 60 метров выше уровня Москвы реки. Инженеры решили, что прокопать такой глубокий канал, да еще больше ста километров в длину, невозможно. Надо пустить воду поверху – создать своего рода водяной мост – от Строгино до Дубны, на который поднять воду из рек, а для этого перегородить Волгу плотиной у устья Дубны – деревни Иваньково. Так появилось Иваньковское водохранилище – “Московское море”, откуда часть воды пошла по старому руслу, а часть повернула в искусственное русло – к Москве-реке.

Как это сделали

Для того, чтобы понять масштаб работ, потребовавшихся для реализации такого проекта, несколько цифр. Было построено 240 гидростроительных объектов: шлюзы, плотины, водохранилища, гидроэлектростанции, три порта и множество пристаней. Все любимые москвичами искусственные озера: Икшинское, Учинское, Пяловское, Пестовское, Клязьминское и Химкинское – появились тогда.

Побочными проектами стали шоссейные и железные дороги, мосты, развязки, тоннели, в том числе всем известный Тушинский. Самым передовым на тот момент из этих объектов стал железнодорожный мост Рижской железной дороги. Его пролеты тогда были рекордными по длине в СССР и уступали лишь мосту в Испании через реку Эсла. Копали русло 200 экскаваторов – невиданное ни на одной стройке мира количество. Поезда одновременно могли доставлять 50 тысяч тонн груза, было вырыто 200 млн кубометров земли и залито 7 млн тонн бетона.

Но основной рабочей силой на строительстве были узники ГУЛАГа. Вот строчки из “Архипелага ГУЛАГ” Солженицына: “Говорят, за зиму с 1931 на 1932 г. вымерло около 100 тысяч человек. Это на Беломорстрое, а канал Москва-Волга строился в два раза дольше по сравнению с Беломорско-Балтийским каналом, и можно себе представить, сколько же наших соотечественников покоятся на берегах этого канала”. Рабочих готовили на месте, на курсах, организованных в Дмитрове недалеко от стройки. Там оперативно готовили специалистов 43 специальностей. Почти 290 000 человек закончили эти курсы до 1936 года. Из-за недостатка кадров, заключенных ГУЛАГа, имевших специальность, ставили не ответственные работы. После окончания строительства было решено освободить 55 000 человек за ударную работу, но тех, кто сидел по политической 58-ой статье, это не коснулось – они поехали дальше, на другие каналы.

Работы были закончены весной 1937 года. 23 марта Волгу перекрыли: полностью на три минуты, а затем постепенно поднимали щиты плотины, чтобы вода отправлялась по старому руслу, одновременно наполняя и задуманное водохранилище. Спустя две недели Московское море заполнилось, и воду пустили в сторону Москвы. К 17 апреля канал был наполнен, уровень Москвы-реки повысился на три метра, в майские праздники первые пассажирские пароходы прошли по каналу до Кремля. Интересно, что канал до 1947 года не имел названия, а получил его в честь 800-летия столицы. Говорят, что в отличие от других подобных сооружений, московский канал не сильно попортил экологическое состояние Подмосковья, а местами даже наоборот. Вот только периодически на его берегах размывает массовые захоронения погибших заключенных.

Канал имени Москвы (канал Москва – Волга)

Канал имени Москвы является звеном Единой глубоководной системы Европейской части России. Он соединяет Москву-реку с Волгой, а по Волге и другим каналам можно попасть в Балтийское, Белое и Каспийское, Азовское и Черное моря. Через Канал имени Москвы в столицу подается около 60% воды из Волги.

С Северного речного вокзала, расположенного на Химкинском водохранилище, отправляются в круизы многие туристические теплоходы, также отсюда можно отправиться и в путешествие на прогулочном судне.

Берега водохранилищ являются зонами отдыха москвичей, здесь расположены пляжи, дачи и базы отдыха, санатории и пансионаты.

Карта канала имени Москвы

Основные характеристики

  • Протяженность сооружения составляет 128 км, из них лишь на протяжении примерно 20 км расположены водохранилища, а остальная трасса – это созданный канал
  • Ширина на поверхности – 85 метров, по дну – 35 метров
  • Глубина – 5,5 метров
  • Примерно 32 км трассы проходит в выемках, глубина которых достигает более 20 метров, а есть участки, проложенные высоко над окружающей местностью в мощных насыпных дамбах высотой до 14 метров.

Из истории

Впервые идея соединить каналом две великие реки возникла еще при царе Алексее Михайловиче, а при его сыне Петре Алексеевиче инженер Генинг разработал соответствующий проект. Петру Первому проект понравился, но в то время такие сметы для молодой Российской империи были не по карману.

При Николае Первом в 1825-1850 годах был сооружен Екатерининский канал, соединивший реки Волгу и Москву, но он просуществовал всего лишь 10 лет. После открытия железной дороги из Санкт-Петербурга в Москву стало ясно, что перевозить грузы по железной дороге гораздо выгодней, чем по воде. Вскоре водный путь был заброшен, превратился в заросший ручей, о котором мало знают даже местные жители.

В 30-х годах XX века в столице не хватало питьевой и технической воды. Москва-река к этому времени обмелела настолько, что в районе Кремля, там, где находится Большой каменный мост, ее можно было перейти вброд. Тогда и было решено использовать воду из Волги для водоснабжения столицы и для судоходства.

Из нескольких предложенных проектов был выбран Дмитровский вариант, предусматривающий строительство водного пути от устья реки Дубны до района Тушино с лестницей шлюзов через Клинско-Дмитровскую гряду.

Для строительства канала были привлечены заключенные ГУЛАГа, для них создали Дмитровлаг – Дмитровский исправительно–трудовой лагерь, разместившийся в комплексе зданий Борисоглебского монастыря в городе Дмитрове.

Строители работали в неимоверно тяжелых условиях. До сих пор нет данных о числе погибших здесь от истощения, болезней и расстрелов. В 1997 году, в год 60-летия открытия сооружения, в память о погибших на трассе канала при подходе к шлюзу N4 возведена часовня Новомучеников в земле российской просиявших.

Стройка проходила высокими темпами: на ней работало около 200 экскаваторов, к месту строительства были проложены железнодорожные пути и новые шоссейные дороги. В ходе работ было вынуто свыше 200 миллионов куб. метров земли и уложено около 7 миллионов тонн бетона.

В 1936 году на объекте работало более 192 тысячи заключенных. Одним из них был будущий патриарх Московский и всея Руси Пимен. По одной из версий, он был арестован за нарушение закона об отделении церкви от государства, осужден на три года и отбывал срок на этой стройке.

Одним из этапов сооружения канала было создание Иваньковского водохранилища на Волге, так называемого Московского моря. Вода из него была пущена по каналу к Москве. В результате уровень воды у Кремля поднялся на три метра.

Надо отметить, что трасса канала проходила через множество селений, попадавших в зону затопления. В связи с этим были перенесены 200 сел, в которых находился 6261 двор.

15 июля 1937 года состоялось торжественное открытие канала Москва-Волга и по новой рукотворной артерии началось движение пассажирских и грузовых судов. В 1947 году, в честь празднования 800-летия столицы, Сталин переименовал водный путь в Канал имени Москвы.

Описание канала имени Москвы

Канал имени Москвы называли Сталинским зеркальным мостом и начинался он от Волги около Дубны и заканчивался Карамышевской плотиной и шлюзом на Москве-реке в черте столицы. Протяженность трассы составляет 128 км и ее можно разделить на три основных участка:

  1. Участок в 74 км – длинный Волжский подъем – северный склон, обращенный к Волге. Этот участок начинается от Иваньковского водохранилища, образованного плотиной и дамбой, и шлюза №1 в Дубне. При этом плотина поднимает уровень воды в Волге на 11 метров. Далее на северном склоне расположены еще 5 шлюзов (№2-№6) с насосными станциями, подающими воду вверх:
  • Шлюз №2 – на 6 метров
  • Каждый из шлюзов с №3 по №6 – на 8 метров.
Читать еще:  Пяльма

На этом участке канал пересекает Клинско-Дмитровскую гряду и суда как бы въезжают в эту горку. Перепад высот от уровня нижнего бьефа шлюза №2 до верхнего бьефа шлюза №6 составляет около 38 метров.

Посередине первого участка канала между шлюхами №1 и №2 расположен интересный водный перекресток: здесь канал проходит по высокой насыпи, а внизу протекает река Сестра. Совсем рядом, справа по ходу судна, мы видим железнодорожный мост через нее. Река пересекает канал под прямым углом, проходя под насыпью в двух огромных бетонных трубах.

  1. Волжско-Окский водораздел, участок длиной 50 км, включающий водохранилища – Икшинское, Пестовское, Пяловское, Клязьминское и Химкинское.

Это самый высокий участок водного пути, он проходит на высоте 162 метра над уровнем Балтийского моря и приблизительно 38 метров над уровнем Московского моря.

Большинство пассажирских судов заканчивает свой путь у Северного речного вокзала на Химкинском водохранилище. Суда, которые следуют дальше спускаются к Москве-реке через два шлюза – № 7 и № 8.

  1. Это самая короткая часть трассы – южный Москворецкий склон, имеющий длину около 8 км и состоящий из двух участков:
  • На первом из них расположены два двухкамерных шлюза N7 и №8, опускающие суда на 36 метров. Между этими шлюзами канал проходит над Волоколамским шоссе, который проходит по тоннелю и увидеть во время круиза это место нельзя
  • Далее – второй участок Москворецкого склона, по которому суда идут к шлюзу №9 в районе Нижних Мневников, где опускаются на 6 метров и далее идут по нешлюзованному участку Москвы-реки, проходящему через весь город до шлюзов №10 и №11 на юго-востоке Москвы, в Перерве. Эти шлюзы опускают суда, следующие в Оку, на 6 метров.

Сооружения

Во время строительства канала было возведено 240 объектов, в том числе:

  • 11 шлюзов, каждый из которых имеет полезную длину 290 метров, ширину – 30 метров. Шлюз №1 расположен на Волге, семь шлюзов (№2–№8) – на трассе канала, а три (№9-№11) – на Москве-реке
  • 10 плотин, из них три – железобетонных и семь земляных
  • 8 водохранилищ, в том числе Иваньковское и Химкинское, Клязьминское (Пироговское) и Пяловское, Учинское и Пестовское, Икшинское и Яхромское
  • Особенностью канала является то, что он не самотечный, а машинный и подъем воды в его самую высокую часть (водораздельный бьеф) производится с помощью пяти насосных станций, расположенных по одной при каждом шлюзе северного склона канала
  • Гидроэлектростанции: основные – Иваньковская и Сходненская, Карамышевская и Перервинская, Малые ГЭС – Пироговская, Акуловская и Листвянская
  • 8 специальных заградительных ворот, которые используются для перекрытия отдельных участков канала, их осушения, очистки и ремонта
  • Три главные пристани – Большая Волга, Дмитровская и Северный речной вокзал в Химках, а также многочисленные пристани местных линий.

Поскольку канал строился в сталинский период башни шлюзов выполнены в торжественном стиле сталинский ампир, в отличие от Волго-Балтийского канала, который сооружался позже и для экономии средств все его шлюзы выполнены по типовому проекту. Особенно привлекательно оформление шлюзов №3 и №6:

  • Башни шлюза №3 украшены декоративными моделями – каравеллами Колумба «Санта-Мария», выполненными из красной меди по проекту архитектора Владимира Мовчана
  • Башни шлюза №6 оформлены колоннами, а венчают строение фигурные скульптуры, автор проекта – архитектор Георгий Вегман
  • На выходе шлюза №6 установлена скульптура девушки с парусником, работа мастера Юлии Кун. Девушка символизирует Волгу, а корабль – плывущие по ней суда. Такая же скульптура установлена в парке Северного речного вокзала в столице.

По каналу перевозятся строительные материалы, лес и зерно, нефть и уголь и другой груз, при этом используются суда грузоподъемностью до 5000 тонн.

Следует иметь в виду, что движение судов под парусами по каналу запрещено, яхты должны идти только на моторе.

5 июля 2007 года в административном здании Яхромского района гидросооружений, расположенном в поселке Деденево, открылся музей истории и современности Канала имени Москвы. Экспозиции музея отражают историю объекта за период 1932 – 2007 годы. Материалы посвящены проектированию и строительству, роли канала в годы Великой Отечественной войны и в настоящее время. Много рассказывается о людях, которые отдали все свои знания и посвятили свою жизнь служению одному из лучших каналов мира.

Посетить музей можно только по предварительной договоренности, поскольку экскурсовод приезжает из Москвы.

В настоящее время можно с уверенностью сказать, что канал выполнил и продолжает выполнять свои основные задачи: он поставляет чистую воду и служит прекрасным водным путем, благодаря которому столица стала портом пяти морей. Кроме того, Канал имени Москвы украсил Подмосковье, а Москва-река стала красивейшей градообразующей осью города.

Стройка “на костях”. Легенды Канала имени Москвы.

Строительство канала Москва — Волга насытило столицу водой, так как дефицит воды в Москве к 1930 – м годам уже был очевиден, хотя идея соединить Москву и Волгу появилась еще в 18 веке, осуществить ее удалось Сталину в 1937 году.

Канал является звеном единой глубоководной системы Европейской части России, связывающей Москву с Балтийским, Белым, Каспийским, Азовским и Черным морями.

Не буду углубляться в технические подробности, это все можно почитать в Инете.

Лучше рассказать легенды, которые происходили во время стройки.

Истории, произошедшие при строительстве канала.

По воспоминаниям строителей канала, установку колец «зуба» ( огромный железобетонный якорь, помогающий плотине выдержать натиск воды ) по своей трудоемкости можно было сравнить со строительством египетских пирамид. Вначале копали вручную котлован под колодец глубиной около двух метров. Потом на дно котлована укладывали бревна диаметром около 20 см — по шестнадцать штук поперек колодца. Затем строили опалубку стен, затем — бетонирование стен колодца. Пять-семь дней бетон затвердевал. После чего опалубку снимали. И начиналось самое трудное. С помощью лебедок и тросов из колодца вынимали стволы дубов и валуны и начинали углублять колодец. Нужно было работать очень аккуратно, чтобы колодец не перекосило. Выемку грунта из-под бетонного колодца производили вручную, перекидывая его от середины колодца к стенам. Мог, например, возникнуть резкий выброс воды и разжиженного грунта в котлован, и колодец в течение трех минут наполнялся этой массой на глубину до трех метров. Тогда нужно было в аварийном порядке спасать людей, вычерпывать прорвавшуюся массу и продолжать дело дальше. (Источник : официальный сайт Мосводоканала).

Трагическая история, связанный с начальником Дмитровского лагеря Семеном Фириным. Фирина арестовали накануне майских праздников в 1937 году уже после завершения основных работ. Вместе с начальником в застенки попало много людей, которые работали и в Культурно-воспитательном отделе Дмитлага. Это были в основном художники, писатели, деятели искусства, которые, будучи сами заключенными, занимались агитацией среди каналоармейцев: выпускали книги и плакаты, писали песни и стихи. Практически весь персонал Культурно-воспитательного отдела лагеря попал в число 218 человек, которые были расстреляны по «Делу Фирина». Последнему вменялась организация государственного переворота. Фирин сплотил вокруг себя множество преданных ему людей, которые теоретически могли по его команде пойти стройными рядами на Москву. (источник https://ikuv.livejournal.com/71087.html)

А вот такую интересную статью я нашел на сайте:http://moskva-volga.ru/muzyka-iz-gulaga/

“Каналармейцы” работали на строительстве канала Москва-Волга, и не только строили, но и сочиняли про это стихи и музыку. Разумеется, в духе официального искусства того времени, воспевающего трудовые подвиги страны. Видимо, таким образом они должны были “перековывать” свое сознание. По крайней мере, такова была цель культурно-воспитательного отдела НКВД, издававшего эту библиотеку. Заключенные должны были не только трудиться, но и славить свой труд и свой лагерь.

Такого в истории еще не было. Музыка создавалась “по заказу” заключенными, работающими в исправительно-трудовом лагере в нечеловеческих условиях, вероятно, с единственной надеждой — выжить, не быть расстрелянными и, если повезет, получить досрочное освобождение. Музыка была не столько орудием “перековки”, сколько средством получить желанную свободу. Но и сочиненная в таких условиях, эта “музыка из-под палки”, уродливое порождение советского раздвоенного сознания, не могла быть целиком официальной, направленной только на внешний социальный заказ. Вольно или невольно, она несла информацию об ее создателях, об их жизни, их мыслях и чувствах. Безусловно, эта информация была глубоко запрятана в тексте и не предназначена для посторонних официальных глаз, да и присутствовала не во всех случаях, но она все же существовала ( полностью прочитать можно на сайте указанном выше, вообще довольно интересный сайт для тех, кто интересуется историей канала).

Читать еще:  Как выбрать поппер

uritsk

Страница путешественника

Практически все речные маршруты из столицы (за исключением некоторых круизов по Оке и Москве-реке) начинаются от причалов Северного речного вокзала, расположенного на Химкинском водохранилище канала имени Москвы. Канал имени Москвы (до 1947 года канал «Москва – Волга») был построен в 1932 – 1937 годах и соединяет Москву реку с Волгой. Канал играет очень важную роль в жизни столицы – он снабжает Москву водой, обеспечивая около 60% всей потребляемой городом воды, служит для обводнения Москвы-реки, обеспечивает электроэнергией многие предприятия Московской области (на канале сооружены 8 ГЭС), образует глубоководный путь, соединяющий столицу с Волгой, крупными городами Поволжья, а через другие межбассейновые соединения – с Балтийским, Белым, Каспийским, Азовским и Черным морями. Название «Москва – порт пяти морей» известно, думаю, каждому. Кроме того, нельзя не отметить, что канал имени Москвы и его водохранилища давно стали излюбленными местами отдыха москвичей и жителей Подмосковья.

Канал начинается от Иваньковского водохранилища на Волге, откуда волжская вода по северному склону с помощью пяти насосных станций подается на водораздел, на котором находятся несколько крупных водохранилищ (Икшинское, Клязьминское, Пестовское, Пяловское, Химкинское, Учинское). Из заповедного Учинского водохранилища очищенная волжская вода по Восточному водопроводному каналу подается в столицу для водоснабжения города. Судоходная трасса канала состоит из двух склонов и протяженного водораздела между ними. По Северному склону суда поднимаются от Волги до водораздельного участка по шести ступеням-шлюзам. Южный склон канала находится в черте города Москвы в районе Тушино – здесь расположены два двухкамерных шлюза, по которым судоходная трасса канала спускается от Химкинского водохранилища до Москвы-реки.

В конце вводной части нельзя не упомянуть, что это уникальное, масштабное и жизненно важное для города сооружение было возведено всего за пять лет силами сотен тысяч политзаключенных ГУЛАГа, многие из которых погибли на строительстве…

Итак, путешествие начинается от Химкинского водохранилища и Северного речного вокзала. Теплоход пройдёт водораздельную часть канала, пересечёт несколько водохранилищ, после чего пройдёт шесть шлюзов, в которых опустится суммарно на 49 метров, и выйдет в Волгу.

1. У причалов Московского Северного всегда оживленно.

2. Северный речной вокзал был построен в 1937 году по проекту архитектора А.М. Рухлядева одновременно со строительством канала имени Москвы. Здание выполнено в форме огромного корабля со шпилем и широкой центральной лестницей с барельефами и является памятником архитектуры. К сожалению, оно давно находится в аварийном состоянии, несколько лет назад было закрыто для посещения и его перспективы пока туманны.

4. На фоне этого паровоза с надписью «И.Сталин» я несколько раз фотографировался в детстве. 🙂

5. «Как провожают пароходы…» Проводить круизный теплоход в рейс приходит, как правило, довольно много народа.

6. До свидания, столица! До свидания, любимый Московский Северный! 🙂

7. Вскоре после отправления теплоход проходит под мостами Ленинградского шоссе и МКАД (на дальнем плане)…

8. За ними высится знаменитая арка моста Октябрьской железной дороги.

9. А ещё чуть дальше идёт строительства моста новой скоростной автодороги Москва – Санкт-Петербург.

10. Теплоход оставляет за кормой Химкинское водохранилище и следует соединительным участком канала.

12. Раньше «Ракеты» на подводных крыльях выполняли пригородные рейсы, останавливаясь на многочисленных пристанях вдоль канала. Сейчас они работают как прогулочные без промежуточных остановок, доставляя москвичей в зоны отдыха на Клязьминском водохранилище.

13. Заградительные ворота N121 разделяют соединительный участок канала и расположенное далее Клязьминское водохранилище. Всего на Канале имени Москвы 7 заградворот, с помощью которых при необходимости ремонта или для иных эксплуатационных нужд можно изолировать ту или иную часть канала. Надо сказать, все гидросооружения канала оформлены очень ярко и монументально, в «сталинском» стиле.

14. Продолжаем движение. Впереди показался мост Савеловской железной дороги. Расходимся с 5000-тонным сухогрузом типа «Волго-Дон». Видимо, везет щебень из Карелии.

15. Теплоход «Максим Горький» – одно из уникальных судов. Он был построен в 1934 году в единственном экземпляре как личный теплоход Сталина, в 1934 – 1941 году на нём отдыхали многие известные члены ЦК Партии, во время войны он был переведён в Куйбышев, где была резервная ставка Сталина, а после 1945 года продолжил обслуживание представителей Дипкорпуса, делегаций министерств и ведомств СССР и союзных республик. В начале 2000-х теплоход-ветеран был реконструирован и теперь является одним из лучших прогулочных судов столицы. На нём проводятся праздники, банкеты, корпоративы, речные прогулки.

17. Теплоход выходит на просторы Клязьминского водохранилища и направляется под пролёты моста Дмитровского шоссе. В небе оживлённо – совсем рядом расположен московский аэропорт Шереметьево, самолёты здесь всегда проходят низко над головой.

18. За Клязьминским водохранилищем протянулась цепь других водохранилищ – Пяловское, Пестовское, Икшинское, связанных короткими соединительными каналами.

21. На берегу Пяловского водохранилища возле пристани Витенёво стоит очень красивая церковь. Стоявший здесь прежде храм был разобран во время строительства канала в 30-х годах. А нынешний был воссоздан относительно недавно, в 1998-2001 годах.

22. Канал имени Москвы – любимое место отдыха москвичей и жителей Подмосковья. Как классно тут летом!

23. Теплоход выходит на просторы Пестовского водохранилища. Вечереет… Тишина, спокойствие, фантастически красивый закат над гладью воды.

26. Ещё один короткий канал соединяет Пестовское водохранилище с Икшинским.

27. Минуем заградворота N108

28. Солнце ушло за горизонт, небо и вода играют мягкими сиреневыми оттенками.

29. А это плавучая баня пансионата Солонцово. Очень классная штука! Весной, летом и осенью баня выходит на середину водохранилища, и после парной можно нырять прямо в воду. А зимой она стоит у причала возле берега, и из парилки ныряешь в прорубь.

30. Оставив позади Икшинское водохранилище, теплоход приближается к шлюзу N6. Шлюз N6 – первая ступень водной лестницы, по которой нам предстоит спуститься к Волге (до неё отсюда ещё 71 км).

32. Рядом со шлюзом находится посёлок Икша и буквально в нескольких сотнях метрах – одноимённая железнодорожная станция Савеловского направления, со стороны которой доносятся гудки и шум электричек.

33. Пока теплоход стоял в шлюзе, успело окончательно стемнеть…

35. В шестом шлюзе судно опускается на 8 метров.

36. Покидая шлюз N6, мы уже видим следом за ним шлюз N5, расположенный буквально в нескольких километрах. Пятнадцать минут хода – и мы входим в следующую ступеньку водной лестницы.

За ночь теплоход проходит шлюзы N4 и N3 (один из самых красивых на канале – на его башнях установлены медные модели каравелл Колумба), затем минует Яхрому, Дмитров и Перемиловские высоты, являвшиеся ожесточённым рубежом обороны советских войск во время войны. А далее начинается длинный и прямой как стрела участок соединительного канала, в конце которого находится следующий шлюз N2.

38. Пройдя шлюз N2, теплоход оказывается на уровне Иваньковского водохранилища Волги. Впереди свободный участок канала. До выхода в Волгу остаётся менее 15 километров.

39. Раннее утро, тишина, прохлада, лёгкий туман над водой. При вечернем отправлении из Москвы я люблю встать пораньше, чтобы посмотреть последние километры канала и выход на Волгу. Я очень люблю эти места!

40. Вдоль трассы канала проходят шоссе и железная дорога. На берегу установлен постамент города-наукограда Дубны.

41. Минуем последние на нашем пути заградворота N104. Впереди – Иваньковское водохранилище и Волга.

43. Паромная переправа N1 является одной из достопримечательностей Дубны. Раньше на канале было много переправ, но в настоящее время функционируют две – в Мельдино и здесь. Интересно, что левый по ходу движения берег канала здесь принадлежит Тверской области, а правый – Московской.

Читать еще:  Что такое фрикционный тормоз на катушке

44. Справа по ходу минуем старинный монументальный маяк.

45. Последний километр канала…

46. Далее судовой ход разделяется. Далеко влево уходит Иваньковское водохранилище («Московское море»), образованное плотиной одноимённой ГЭС и протянувшееся вверх по Волге на 120 километров до города Твери.

47. Мы же поворачиваем направо и идём в шлюз Иваньковского гидроузла. Навстречу из Волги в Москву идёт крупное судно река-море типа «Нефтерудовоз».

48. У входа в Иваньковский шлюз, в том месте, где Канал имени Москвы берёт своё начало из Волги, установлен монументальный памятник Ленину.

49. Раньше напротив него стоял аналогичный памятник Сталину, но в конце 1950-х он был уничтожен, и до наших дней сохранился лишь масштабный постамент.

50. Иваньковский гидроузел – первый на Волге. Его шлюз также считается шлюзом N1 Канала имени Москвы.

51. Закончив шлюзование, теплоход выходит на Волгу.

Путешествие по Каналу имени Москвы закончено.

Канал имени Москвы

Кана́л и́мени Москвы́ (КИМ, до 1947 года — Канал Москва — Волга им. И. В. Сталина) — соединяет реку Москву с Волгой.

Содержание

География

Расположен в Московской и Тверской областях России, частично протекает по городу Москве. Длина 128 км. Ширина канала по поверхности — 85 м, по дну — 45 м, глубина — 5,5 м [1] . Обеспечивает Москву примерно половиной всей потребляемой питьевой воды.

История

Был открыт 15 июля 1937 как Канал Москва—Волга. Строительство продолжалось 4 года и 8 месяцев.

При строительстве канала использовался труд заключённых ГУЛАГа (14 сентября 1932 для строительства канала был создан Дмитровлаг, просуществовавший более пяти лет).

С 1947 канал носит современное название.

Судоходная трасса

Общая длина канала — 128 км. Начинается он от Иваньковского водохранилища (близ города Дубна), где находятся шлюз и Иваньковская ГЭС, соединяется с Москвой-рекой в районе Тушино. Первые 74 км канал поднимается по северному склону Клинско-Дмитровской гряды, подъём достигает 38 м. В пределах этого участка — 5 шлюзов (№ 2−6). Далее канал пересекает волжско-окский водораздел; длина этого участка — 50 км. Здесь трасса Канала имени Москвы проходит через ряд водохранилищ (при следовании к Москве — Икшинское, Пестовское, Пяловское, Клязьминское и, наконец, Химкинское); 19,5 км длины канала составляет путь по водохранилищам. Основная судоходная трасса канала оканчивается у Северного речного вокзала и Северного речного порта Москвы. На последнем участке (самом коротком, длиной 3 км) канал спускается на 36 м к руслу реки Москвы; здесь расположены два шлюза — № 7 и № 8, между которыми канал проходит по искусственной насыпи (в частности, над Волоколамским шоссе).

Канал снабжает Москву водой, служит для обводнения реки Москвы (ежегодно в реку из Волги поступает 1,8 км³ воды), обеспечивает подачу электроэнергии на многие предприятия Московской области (всего на канале 8 ГЭС), создаёт кратчайшую транспортную связь Москвы с Верхней Волгой; благодаря системе каналов (Беломорканал, Волго-Дон) за столицей закрепилось название «порта пяти морей» — Белого, Балтийского, Каспийского, Азовского и Чёрного. Крупнейшие грузовые пристани — Северный речной порт столицы, Яхрома, Дмитров, Большая Волга. По каналу транспортируются строительные материалы, лес, зерно, нефть, уголь и др. Перевозки осуществляются судами водоизмещением до 5000 т. Пристани местного пассажирского сообщения (в зоне водохранилищ) — Водники (осуществляется ремонт судов), Хлебниково, Тишково, Пирогово, Солнечная Поляна и др.

Канал имени Москвы несёт и рекреационную функцию — на его берегах находятся многочисленные дома и базы отдыха, санатории, рыболовецкие базы и другие объекты.

Судоходство

Для работы на канале на заводе Красное Сормово была построена флотилия пассажирских судов дальнего и местного плавания: суда дальнего плавания типа “Иосиф Сталин”, шесть 300-местных теплоходов типа “Леваневский” и шесть небольших теплоходов типа “Громов”. В 2011 году продолжает работу теплоход Максим Горький. В 2011 году по каналу проходят грузовые суда только с навалочными грузами: гипс, песок. В советское время по каналу проходили пассажирские линии дальнего плавания Москва – Горький, Москва – Астрахань. Они были закрыты в 2005 году. Сейчас по каналу проходят популярные как у россиян, так и у иностранных туристов туристические круизы на трёх и четырёхпалубных теплоходах почти всех типов, эксплуатируемых в России. Основные маршруты – трёхдневные круизы выходного дня Москва – Углич – Москва, Москва – Тверь – Москва, и дальние рейсы до Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Уфы, Астрахани и других волжских городов. До 2006 года действовала скоростная пригородная линия, обслуживаемая СПК “Ракета”. После прекращения дотаций “Ракеты” стали работать как прогулочные, и без промежуточных остановок. На участке Москва – шлюз №6 осуществляется активное движение прогулочных судов. На канале остались две тросовые паромные переправы для автотранспорта: в Дубне и Мельдино.

Технические сооружения

В составе канала имени Москвы — более 240 различных гидротехнических сооружений.

Сооружения канала создают замечательный архитектурный ансамбль; каждый шлюз имеет особый облик. Башни шлюзов имеют завершения в виде декоративных надстроек или скульптур. Крупнейшим сооружением канала имени Москвы является Северный (Химкинский) речной вокзал, построенный по проекту А. М. Рухлядева, В. Ф. Кринского и др. Другие работы указанных архитекторов, сделанные для канала, также заслуживают внимания — это шлюзы № 7 и № 8 (архитектор В. Ф. Кринский), шлюз № 9 и Карамышевская плотина (архитектор А. М. Рухлядев).

Плотины

Основными сооружениями канала имени Москвы, как и всякого крупного гидротехнического комплекса, являются плотины. Всего на канале построено 10 плотин, из них семь земляных и три бетонных. [2]

Канал имени Москвы

(до 1947 канал Москва — Волга), соединяет Москву-реку с р. Волгой; расположен в Московской и Тверской областях, к северу от Москвы. Начинается от Иваньковского водохранилища (здесь шлюз № 1 и Иваньковская ГЭС с плотиной и дамбами близ г. Дубны) и соединяется с Москвой-рекой на 191-м километре от её устья (в районе Тушино).

Общая длина канала 128 км. В его составе более 240 гидротехнических сооружений (шлюзы, насосные станции, гидростанции, водоспуски, водосбросы, плотины, паромные переправы и т.д.). Построен в 1932—37. Первые 74 км канала от Иваньковского водохранилища являются лестницей северного склона Клинско-Дмитровской гряды, где расположено 5 гидроузлов (№ 2 — 6), каждый из которых состоит из судоходного шлюза и насосной станции; суда, следующие в Москву, на этом участке преодолевают подъём в 38 м. На эту же высоту насосными станциями перекачивается волжская вода на следующий участок канала — водораздельный бьеф (длина 51 км), который включает 5 водохранилищ (Икшинское, Пестовское, Пяловское, Клязьминское и Химкинское), соединённых судоходными каналами, а также примыкающее к ним Учинское водохранилище. На Химкинском водохранилище располагаются Северный речной порт и Северный речной вокзал столицы. Последние 3 км канала являются лестницей южного склона, состоящей из 2 двухкамерных шлюзов № 7 и № 8; по ним суда, спустившись на 36 м, попадают в Москву-реку. Между шлюзами № 7 и № 8 канал проходит в искусственной насыпи, в том числе перед шлюзом № 8 — над трассой Волоколамского шоссе.

Канал имени Москвы — крупный комплекс гидротехнических сооружений, решающий задачи водоснабжения, обводнения, воднотранспортной связи столицы, выработки электроэнергии и электроснабжения промышленных и сельскохозяйственных предприятий, расположенных в зоне канала.

Водоснабжение Москвы осуществляется из водохранилищ водораздельного бьефа канала (при этом обеспечивается более 60% бытового и промышленного потребления воды столицей и её пригородами). Водораздельный бьеф канала обеспечивает также санитарное обводнение рек Москвы, Клязьмы, Учи, Яузы. Протекая по городу, Москва и Яуза несут «своей» воды лишь 10—15%; остальная часть расхода принадлежит волжской воде, которая подаётся из Химкинского водохранилища через деривационный канал, Сходненскую ГЭС и р. Сходню (30 м 3 /с) круглосуточно. Воднотранспортная роль канала заключается в том, что он соединяет Москву сверхмагистральным водным путём с основной транспортной артерией Европейской части России — р. Волгой. Москва имеет выход к 5 морям (Белому, Балтийскому, Каспийскому, Азовскому и Чёрному). Основные грузы (минерально-строительные, лес, хлеб, нефтепродукты, уголь, соль и т.д.) доставляются в Москву наиболее дешёвым видом транспорта на речных судах грузоподъёмностью до 5000 т. Большое значение приобрёл канал и как место отдыха москвичей. На его берегах расположены зоны отдыха, дома отдыха, пансионаты, спортивные базы.

Литература: Канал имени Москвы. 50 лет эксплуатации, М., 1987.

Источники:

http://pikabu.ru/story/kak_byil_postroen_kanal_imeni_moskvyi_5252031
http://www.locman.net/kim.htm
http://zen.yandex.ru/media/id/5b577f432d510800aa42bb46/5bab650469d47500ae8b2252
http://uritsk.livejournal.com/102070.html
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/52511
http://gufo.me/dict/moscow/%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB_%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8_%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D1%8B

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
×
×