19 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ковда

Ковда

С ело в Кандалакшском районе Мурманской области. Входит в городское поселение Зеленоборский. Одно из старейших и крупнейших (в прошлом) поморских поселений Беломорья, на картах отмечается начиная с XV века. Расположено в устье реки Ковда. В конце XIX – начале XX века Ковда была довольно крупным портом, на рейд которого заходили торговые пароходы со всего Беломорья и из скандинавских стран. Ковда жила в первую очередь за счет семги, сельди и дерева. Здесь действовали три лесозавода, русский, английский и шведский, расположенные на островах Ковдской губы, имелось регулярное сообщение с Архангельском, почта, телеграф. Население составляло до 1000 человек.

Сегодня в Ковде около 20 постоянных жителей, а само село превратилось в дачный посёлок. Постоянно действующего магазина, почты, медпункта нет.

Добраться до Ковды можно по железной дороге: на поезде, идущем на Мурманск (проверив, останавливается ли он в Ковде) или на электричке от Кандалакши (Кандалакша-Лоухи). Расстояние от Кандалакши до Ковды, километров 80, электричка преодолевает часа за два. Но от станции Ковда до села Ковда еще 13 км автотранспортом. Непосредственно до села из Кандалакши ходит автобус (Кандалакша-Зеленоборский). От автодороги до Ковды 7 км по грунтовке. Расписание электричек и автобусов из Кандалакши можно посмотреть здесь.

Умирание села началось в 1955 г., когда при строительстве Княжегубской ГЭС реку Ковда на выходе из Ковд­озера (ставшего теперь Княжегубским водохранилищем) перекрыли плотиной и бoльшую часть воды направили в море другим путем — по искусственному каналу до Княжой губы. По реке теперь не могла идти на нерест сёмга, главная промысловая рыба этих мест. Анатолий Иванович Прокопьев, староста села, рассказывает: “Когда реку перекрыли, ГЭС построили Княжегубскую, рыба стала плохо ловиться, колхоз разоряться и все начали укрупнять, да так наукрупняли, что везде все развалилось”.

Главной достопримечательностью Ковды считается деревянная Никольская церковь XVII в. На туристических сайтах ее превозносят как единственный в своем роде памятник северной архитектуры. Таковым памятником церковь в Ковде действительно была до 90-х гг. 20 века, когда за нее взялись реставраторы. Сегодня Ковдская церковь, к сожалению, представляет собой скорее памятник варварского отношения к памятникам старины. С подробностями и фотографиями можно познакомиться в публикациях Елены Кудрявцевой “Плоды “реставрации” и “Как «реставрировали» ковдскую церковь” PDF 570 кб

Еще один источник известности Никольской церкви – обнаруженное во время проведения реставрационных работ под фундаментом детское захоронение – около 30 гробов. Младенцы были захоронены в выдолбленных колодах и обернуты в берестяные саваны, часть тел мумифицировалась. Возраст захоронения – не менее 300 лет. Причина массового захоронения до сих пор неизвестна, ни записей, ни воспоминаний не сохранилось. Среди предлагаемых версий – старообрядческое захоронение, гибель во время нападения врагов, попытки остановить эпидемию, которая унесла всех детей. Несколько мумий было отправлено на экспертизу в Институт Санкт-Петербурга, где они находятся уже 20 лет.

В Ковде располагается морская гидрометеорологическая станция – одна из старейших на Кольском полуострове и работающая до сих пор. В её паспорте записано, что станция основана в апреле 1896 года для освещения района в гидрометеорологическом и синоптическом плане, и для обслуживания морского флота, рыбной путины.

Среди биологов Ковда известна своими биологическими станциями. С 1908 по 1940 год здесь работала биологическая станция, основанная Константином Карловичем Сент-Илером, выпускником Петербургского, профессором Юрьевского и Воронежского университетов. В отчетах Сент-Илера об экспедициях в Ковду за 1908-1915 гг. можно найти множество подробных описаний жизни села в те годы.

С 1974 г. и до наших дней в селе работает биологическая станция «Наш дом», принадлежащая биологическим классам московской школы №57 (позже – школы №520, а с 2011 г. – и школы №179), организованная Галиной Анатольевной Соколовой.

Об обычаях Ковды современной рассказывает И.А.Кобузева, руководитель биокласса московской школы №520, многолетний руководитель летних практик биокласса в Ковде:

” Ключи и замки появились в Ковде, наверное, после закрытия реки, когда ковдяне стали закрывать свои дома и уезжать на заработки в Зелёный (Зеленоборский), Лесозаводский, Кандалакшу. Уходя в лес, в море, к соседям, в Ковде прислоняют к двери палку – надёжней запоров нет. Наверное, по этому жесту легко отличить ковдян от приезжих. Ещё один удивительный обычай, живущий до сих пор: Ковдяне часто уходили в море всей деревней (ну, в карбасе одному делать нечего!) Когда возвращались с хорошим уловом, пели, так, что деревня слышала издалека, и все выходили встречать лодки. Вдовам, старикам – всем, кто не ходит в море, тут же на берегу отдавали часть улова. Мы не ходим в море за рыбой, и часто утром на крыльце можно обнаружить лукошко или тазик с рыбой – Анатолий Иванович, Федор Федорович Зеленцов или другие соседи позаботились о нас по старинному ковдскому обычаю”.

Ковда (село)

История

Одно из старейших и крупнейших поморских поселений Беломорья, на картах отмечается начиная с XV века.

В селе сохранилась деревянная Никольская церковь [1] [2] [3] — памятник архитектуры XVII века.

С 1908 по 1940 год в Ковде функционировала биологическая станция, основанная К. К. Сент-Илером [4] . С 1974 в селе начала работать биологическая станция «Наш дом» [5] , принадлежащая биологическим классам московской школы № 57 (позже — классов школы № 520, а с 2011 г. — школы № 179), организованная Галиной Анатольевной Соколовой.

Население

Численность населения проживающего на территории населённого пункта по данным Всероссийской переписи населения 2010 года составляет 20 человек, из них 11 мужчин (55 %) и 9 женщин (45 %) [6] [7] .

Примечания

  1. Никольская церковь в селе Ковда
  2. http://www.kandalaksha.org/kovda.html Село Ковда
  3. Как реставрировали ковдскую церковь
  4. Сент-Илер: Тихий герой
  5. «Наш дом»
  6. Статистический сборник Численность, размещение и возрастно-половой состав населения Мурманской области. Итоги Всероссийской переписи населения. Том 1. 2012 / Федеральная служба государственной статистики, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области. Мурманск, 2012 — 75 с.
  7. Численность населения Мурманской области по полу на 14 октября 2010 года

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое “Ковда (село)” в других словарях:

Ковда (станция) — Железнодорожная станция Ковда Страна РоссияРоссия … Википедия

Читать еще:  Мушка для зимней ловли

Ковда — Ковда: Ковда село в Кандалакшском районе Мурманской области. Ковда железнодорожная станция в Кандалакшском районе Мурманской области. Ковда река в Мурманской области. Ковда губа в Кандалакшском заливе Белого моря. Ковда,… … Википедия

Колвица (село) — Село Колвица Страна РоссияРоссия … Википедия

Ковдозеро (село) — Село Ковдозеро Страна РоссияРоссия … Википедия

Лувеньга (село) — Село Лувеньга Страна РоссияРоссия … Википедия

Алакуртти — Село Алакуртти Флаг Герб … Википедия

Федосеевка (Мурманская область) — Село Федосеевка Страна РоссияРоссия … Википедия

Княжая Губа — Село Княжая Губа Страна РоссияРоссия … Википедия

Городское поселение Зеленоборский — Городское поселение России (АЕ 3 го уровня) Страна … Википедия

Сельское поселение Зареченск — Сельскоое поселение Зареченск Сельское поселение России (АЕ 3 го уровня) Страна … Википедия

Город Кандалакша

Cело Ковда – одно из самых старых и больших поселений Кандалакшской губы, расположено в устье одноимённой реки. В сборнике «Актов Соловецкого монастыря» есть записи о жителях Ковдской волости, относящиеся к 1507 – 1514 годам. В XV веке Ковда уже была отмечена на картах. В 1905 году она была больше Кандалакши.

В конце XIX – начале XX века Ковда – довольно крупный порт, на рейд которого заходили торговые пароходы со всего Беломорья и из скандинавских стран. Ковда жила в первую очередь за счет красной рыбы (река была семужьей), сельди и дерева. Здесь действовали три лесозавода, расположенные на островах Ковдской губы.

Главная достопримечательность старинного поморского села – деревянная Никольская церковь (XVII в.), памятник северной архитектуры. Комплекс состоит из Никольской церкви, колокольни и ограды. Это единственный в своем роде памятник, сохранившийся не только в Мурманской области, но и во всем Карельском Поморье.

Церковь относится к клетскому типу. Это уникальный пример культовой постройки с двухъярусной двускатной кровлей. Здание высотой 14,3 метра образовано из нескольких прямоугольных в плане объемов алтаря, собственно церкви, трапезной, притвора, с отдельными двускатными крышами. С запада пристроена теплая трапезная и крыльцо, а с востока – алтарь. Причем, трапезная, срубленная из толстых бревен наподобие избы, конструктивно не связана собственно с церковью и алтарем, построенным из тонкого леса. Рядом находится шатровая колокольня- звонница 1705 года постройки.

Имеет Никольская церковь и свою тайну. В конце 80-х начале 90-х годов во время проведения реставрационных работ под фундаментом церковной печи рабочие обнаружили детское захоронение – около 30 гробов. Экспертиза показала – каждому из погребенных не было и трех лет от роду. Младенцы были захоронены в выдолбленных колодах и обернуты в берестяные саваны. Получается, что веками церковная служба проходила на костях. Версии ученых – от старообрядческого захоронения до попытки остановить, таким образом, эпидемию, которая унесла всех детей. Известно только, что с середины 18 века – такие погребальные обряды прекращаются.

Есть в Ковде и ещё одна достопримечательность – одна из старейших на Кольском полуострове морская гидрометеорологическая станция. В её паспорте записано, что станция основана в апреле 1896 года для освещения района в гидрометеорологическом и синоптическом плане, и для обслуживания морского флота, рыбной путины.

Сегодня в Ковде проживает примерно 20 коренных местных жителей, а само село превратилось в типичный дачный посёлок. Постоянно действующих магазинов и отделения связи здесь нет.

Добраться до села Ковды можно автотранспортом: с автодорогой Мурманск – Санкт-Петербург её связывает грунтовая дорога удовлетворительного состояния протяжённостью 6 км. Общее расстояние от Кандалакши до Ковды составляет 81 км. Можно использовать и ж.д. транспорт, доехав на поезде до станции Ковда, но до села Ковды придётся ещё 13 км добираться на машине. (см. схему автомобильных дорог)

Ковда

КОВДА в Контакте

Информация

Другое

Действия

212 записей Показать все записи

Добрый день! а вдруг сей материал будет интересен подписчикам вашей группы?

КЛЮЧ ОТ ДРЕВНЕЙ КОВДЫ

В поморском селе нет ни медпункта, ни магазинов, ни клуба, ни водопровода. Как живут и о чем говорят сельчане? Показать полностью…

А вот текст статьи на ранее опубликованную ссылку.
«Мумии» православного храма
Жители Ковды хотят, чтобы им вернули останки младенцев, увезенных в Кунсткамеру.
Никольская церковь в Ковде – памятник русского деревянного зодчества, Показать полностью… построенный около трехсот лет назад. Пережил храм многое – и пожары, и вражеские набеги, и запустение во времена, когда вера людям была не нужна. Как любой памятник старины, церковь имеет свои тайны. Главная из них – захоронения младенцев, обнаруженные под алтарем. Что это за дети, от чего они умерли, почему многие века православные службы шли фактически на костях? Ответы на эти вопросы пытаются найти ученые. Что-то уже известно, но загадок еще много. Однако обо всем по порядку.

Страшная находка под алтарем
Для меня эта история началась 15 лет назад. Я приехал в поморское село, чтобы сделать материал о том, как идет реставрация храма. Он совсем было завалился, нижние венцы подгнили, необходимо было заменить бревна. Пообщался с хранителем церкви, жителем Ковды Александром Зятиковым и краеведом Анатолием Патраковым. Они-то и показали мне страшные находки.

– Строители в алтаре стали пол разбирать, а там ящики деревянные стоят. Отрыли, в них домовины – такие гробики, в которых останки детей, – рассказывал Александр Зятиков. – То, что это дети, сразу видно было – ростом с полметра или чуть больше. Я реставраторам говорю: «Вы аккуратно с ними, давайте сложим пока в сарай, потом разберемся».

Анатолий Патраков тогда очень удивлялся:

– Вы посмотрите, это же мумии! Где-то косточки и черепа, но многие останки почти целы. Они ведь в бересту завернуты, в ткань, вероятно, вымоченную в соленой воде.

Это, конечно же, были не мумии. Кожный покров почти не сохранился, в домовинках лежали только черепа да косточки.

Домовины с телами младенцев.
Домовины с телами младенцев.

После окончания реставрации несколько гробиков с останками младенцев отправили в Санкт-Петербург в Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера). Остальные вернули на место, под церковь.

Путь на небеса
Прошло еще десять лет, и вот о ковдинских мумиях снова вспомнили.

– Захоронения под храмом были обнаружены в начале 1990-х годов. Располагались они под алтарем, в подклете церкви, – говорит археолог Национального музея Республики Карелия Марк Шахнович. – После вскрытия пола оказалось, что там стоят одна на другой домовины – около 40 выдолбленных из дерева небольших гробовин.

Читать еще:  Уклейка пряного посола

Марк Шахнович.
Марк Шахнович.

Марк Шахнович – специалист в сфере позднесредневековой и церковной археологии Карелии и Кольского полуострова. Он проводил исследования в селе Варзуга, в Трифоновом Печенгском и Кандалакшском монастырях, занимается изучением православного погребального обряда, в том числе спецификой детских захоронений. И случай с массовыми захоронениями младенцев в Ковде – как раз его тема.

– Всего тогда обнаружили 40 или 42 домовины. Датируются захоронения примерно второй половиной XVIII века, – поясняет Марк Шахнович. – Скорее всего, это были дети, которые не успели получить обряд крещения. Тогда по православному обычаю их не погребали в земле. Родители, вероятно, желая, чтобы младенцы попали в Царство Небесное, хоронили их в алтарной части храма. И заворачивали именно в бересту, потому что она считалась сакральным, чистым материалом.

По старому обряду?
Есть и другая точка зрения, почему младенцы оказались под полом церкви. Нина Пурошева в начале 2000-х годов руководила Мурманским центром сохранения историко-культурного наследия, сегодня – директор Музея истории города Колы. Она полагает, что подобные захоронения как-то связаны со старообрядчеством. На Карельском и Кандалакшском берегах оно было широко распространено. Но доказательств этой версии нет.

Как бы то ни было, останки около 40 младенцев в начале 90-х попали в Музей антропологии и этнографии, где хранятся по сей день.

Задача для антропологов
Какой интерес они представляют для науки? С этим вопросом я обратился к антропологу Валерию Хартановичу. Он автор работ о происхождении саамов, изучал погребальные обряды коренных жителей Кольского полуострова.

– Останки ковдинских младенцев в целости и сохранности находятся в Кунсткамере. За эти тридцать лет никаких исследований с ними не проводилось. Может быть, это и хорошо. Они скрыты в бересте, если кто-то возьмется за изучение, что-то может разрушиться, и это будет уже не так информативно для других ученых, – говорит Валерий Хартанович.

Однако, уверен антрополог, останки представляют большой интерес для исторической науки. Любые материалы XVIII века являются ценными. И неплохо было бы провести совместные исследования – этнографические и антропологические, по всем правилам организовать археологические раскопки.

С этим согласен и Марк Шахнович:

– Работы на современном этапе много – определить возраст домовин, провести генетические исследования детей, узнать от чего они умерли, а не просто констатировать факт, что это захоронения младенцев.

Валерий Хартанович.
Валерий Хартанович.
Похоронить в родной земле
Оба ученых уверены, что работы надо продолжать. Они полагают, что останки младенцев надо вернуть в Ковду, как того просят местные жители.

– Не все должно в музеях храниться, – считает Валерий Хартанович.

– Мы готовы выехать с аппаратурой для исследования. Главное, чтобы было место, где все разместить. И после взятия необходимых анализов можно было бы спокойно детей перезахоронить, – говорит Марк Шахнович.

Ирина Самарина, глава Зеленоборского, полностью разделяет мнение ученых. Власти муниципалитета, в состав которого входит Ковда, были инициаторами возвращения младенцев на родину.

– Мы заинтересованы в этом и готовы помочь с организацией лаборатории, куда первоначально будут помещены привезенные из Кунсткамеры останки детей, – поясняет Ирина Самарина. – А потом захоронить их у церкви в Ковде. Необходимо благоустроить территорию вокруг храма, разместить информацию для приезжих. В том, что эта загадочная страница в истории Ковды привлечет немало туристов из Мурманской области и из других регионов России, мы не сомневаемся.

Затем нужно добиваться проведения серьезных археологических работ. Ведь большая часть останков, найденных после второй реставрации начала 2000-х годов, закопана обратно под пол церкви. И, по свидетельству того же Александра Зятикова, были там тела не только младенцев, но и более взрослых детей. А это новая загадка. Кто знает, сколько еще тайн хранит старинный храм поморского села.

Опубликовано: Мурманский вестник от 23.01.2020

Ковда

С ело в Кандалакшском районе Мурманской области. Входит в городское поселение Зеленоборский. Одно из старейших и крупнейших (в прошлом) поморских поселений Беломорья, на картах отмечается начиная с XV века. Расположено в устье реки Ковда. В конце XIX – начале XX века Ковда была довольно крупным портом, на рейд которого заходили торговые пароходы со всего Беломорья и из скандинавских стран. Ковда жила в первую очередь за счет семги, сельди и дерева. Здесь действовали три лесозавода, русский, английский и шведский, расположенные на островах Ковдской губы, имелось регулярное сообщение с Архангельском, почта, телеграф. Население составляло до 1000 человек.

Сегодня в Ковде около 20 постоянных жителей, а само село превратилось в дачный посёлок. Постоянно действующего магазина, почты, медпункта нет.

Добраться до Ковды можно по железной дороге: на поезде, идущем на Мурманск (проверив, останавливается ли он в Ковде) или на электричке от Кандалакши (Кандалакша-Лоухи). Расстояние от Кандалакши до Ковды, километров 80, электричка преодолевает часа за два. Но от станции Ковда до села Ковда еще 13 км автотранспортом. Непосредственно до села из Кандалакши ходит автобус (Кандалакша-Зеленоборский). От автодороги до Ковды 7 км по грунтовке. Расписание электричек и автобусов из Кандалакши можно посмотреть здесь.

Умирание села началось в 1955 г., когда при строительстве Княжегубской ГЭС реку Ковда на выходе из Ковд­озера (ставшего теперь Княжегубским водохранилищем) перекрыли плотиной и бoльшую часть воды направили в море другим путем — по искусственному каналу до Княжой губы. По реке теперь не могла идти на нерест сёмга, главная промысловая рыба этих мест. Анатолий Иванович Прокопьев, староста села, рассказывает: “Когда реку перекрыли, ГЭС построили Княжегубскую, рыба стала плохо ловиться, колхоз разоряться и все начали укрупнять, да так наукрупняли, что везде все развалилось”.

Главной достопримечательностью Ковды считается деревянная Никольская церковь XVII в. На туристических сайтах ее превозносят как единственный в своем роде памятник северной архитектуры. Таковым памятником церковь в Ковде действительно была до 90-х гг. 20 века, когда за нее взялись реставраторы. Сегодня Ковдская церковь, к сожалению, представляет собой скорее памятник варварского отношения к памятникам старины. С подробностями и фотографиями можно познакомиться в публикациях Елены Кудрявцевой “Плоды “реставрации” и “Как «реставрировали» ковдскую церковь” PDF 570 кб

Читать еще:  Вуокса

Еще один источник известности Никольской церкви – обнаруженное во время проведения реставрационных работ под фундаментом детское захоронение – около 30 гробов. Младенцы были захоронены в выдолбленных колодах и обернуты в берестяные саваны, часть тел мумифицировалась. Возраст захоронения – не менее 300 лет. Причина массового захоронения до сих пор неизвестна, ни записей, ни воспоминаний не сохранилось. Среди предлагаемых версий – старообрядческое захоронение, гибель во время нападения врагов, попытки остановить эпидемию, которая унесла всех детей. Несколько мумий было отправлено на экспертизу в Институт Санкт-Петербурга, где они находятся уже 20 лет.

В Ковде располагается морская гидрометеорологическая станция – одна из старейших на Кольском полуострове и работающая до сих пор. В её паспорте записано, что станция основана в апреле 1896 года для освещения района в гидрометеорологическом и синоптическом плане, и для обслуживания морского флота, рыбной путины.

Среди биологов Ковда известна своими биологическими станциями. С 1908 по 1940 год здесь работала биологическая станция, основанная Константином Карловичем Сент-Илером, выпускником Петербургского, профессором Юрьевского и Воронежского университетов. В отчетах Сент-Илера об экспедициях в Ковду за 1908-1915 гг. можно найти множество подробных описаний жизни села в те годы.

С 1974 г. и до наших дней в селе работает биологическая станция «Наш дом», принадлежащая биологическим классам московской школы №57 (позже – школы №520, а с 2011 г. – и школы №179), организованная Галиной Анатольевной Соколовой.

Об обычаях Ковды современной рассказывает И.А.Кобузева, руководитель биокласса московской школы №520, многолетний руководитель летних практик биокласса в Ковде:

” Ключи и замки появились в Ковде, наверное, после закрытия реки, когда ковдяне стали закрывать свои дома и уезжать на заработки в Зелёный (Зеленоборский), Лесозаводский, Кандалакшу. Уходя в лес, в море, к соседям, в Ковде прислоняют к двери палку – надёжней запоров нет. Наверное, по этому жесту легко отличить ковдян от приезжих. Ещё один удивительный обычай, живущий до сих пор: Ковдяне часто уходили в море всей деревней (ну, в карбасе одному делать нечего!) Когда возвращались с хорошим уловом, пели, так, что деревня слышала издалека, и все выходили встречать лодки. Вдовам, старикам – всем, кто не ходит в море, тут же на берегу отдавали часть улова. Мы не ходим в море за рыбой, и часто утром на крыльце можно обнаружить лукошко или тазик с рыбой – Анатолий Иванович, Федор Федорович Зеленцов или другие соседи позаботились о нас по старинному ковдскому обычаю”.

Значение слова ковда

ковда в словаре кроссвордиста

ковда

Энциклопедический словарь, 1998 г.

КОВДА Виктор Абрамович (1904-91) российский почвовед, член-корреспондент АН СССР (1953). Труды по происхождению и мелиорации солонцов и солончаков. Автор книги “Основы учения о почвах” (кн. 1-2, 1973). Государственная премия СССР (1951, 1953, 1987).

Большая Советская Энциклопедия

Имена, названия, словосочетания и фразы содержащие “ковда”:

Википедия

Ко́вда:

Ко́вда — село в Кандалакшском районе Мурманской области . Входит в городское поселение Зеленоборский .

Ко́вда — железнодорожная станция Мурманского отделения Октябрьской железной дороги в Кандалакшском районе Мурманской области . Входит в городское поселение Зеленоборский .

мост через Ковду Ковдозеро и Тутозеро относятся к Ковдоозерскому водохранилищу . Воды Ковдозерского водохранилища сбрасываются в губу Княжую Белого моря через искусственный канал длиной 4 км, созданный в 1955 году для Княжегубской ГЭС . На канале расположен посёлок Зеленоборский . Старый водосброс Ковдозера — русло реки Ковды было перегорожено железобетонной плотиной . После плотины русло реки проходит через озера Серяк и Верховское и впадает в губу Ковда близ одноимённого села . У выхода реки из озера Серяк расположена станция Ковда .

Ковда — река в Верховажском районе Вологодской области , правый приток Ваги . Берёт начало из озера Ковжинское . На всём протяжении течёт на запад. Заселена в основном в нижнем течении. Происхождение названия реки связывают с распространённым в многих прибалтийско-финских и саамском языках словом “койв” – берёза . Таким образом, вероятное толкование названия реки Ковда – “Берёзовка”.

Длина — 41 км, площадь водосборного бассейна — 203 км².

Примеры употребления слова ковда в литературе.

Мне бы молча плясать, да как утерпишь, ковды печка поет, заслонкой гремит, вьюшками побрякиват.

Антисоветская группа средней школы станицы Старо-Михайловская Краснодарского края в составе: Ковда Б.

Помня об этом, я подождал, пока солнце село и, ковда стало темно, обошел их с востока, чтобы не проходить рядом с ними.

Навострисся, брат, ковды усердие проявишь — баушка Секлетинья на колени попереди себя поставит, чуть посеред молитвы отвлекся — по затылку вмажет.

Заезжайте ковды, хоть один, хоть с ей, — хмурясь, вежливо пригласила хозяйка и ткнулась в щеку дочери губами.

По какому полному праву зачал мост строить, ковды я, анжинер казенный царской, плана еще не составил и денег на постройку не пропил?

Я вот кверху снег уминаю, делаю это, ковды снег подходящий да ковды в крайность запонадобится.

Подождал, ковды спать повалятся наши деревенски, чтобы как грехом не зашибить кого.

Они ведь не знают, ковды день, ковды ночь,– кричат без порядку времени — кукарекают да кукарекают.

А чтобы бабе моей неповадно было меня с рассказу сбивать, я скажу про то время, ковды я холостым был, парнем бегал.

Осенью этого года шведско-финские войска, предводительствуемые королевскими воеводами Магнусом Лавриным и Ганусом Иверстиным, опустошили огромное пространство от Ковды и Керети до Вирмы и Сухого Наволока.

В 1590 году были освобождены от торговых пошлин и земских повинностей жители Кольской волости, также волостей Керети и Ковды по случаю разорения их шведами.

Один отряд численностью в 700 человек приплыл в наши земли рекою Ковдою, разорил хозяйства жителей в Ковде, Умбе, Керети, Кеми и вернулся в свои пределы вверх по реке Кеми.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Транслитерация: kovda
Задом наперед читается как: адвок
Ковда состоит из 5 букв

Источники:

http://www.alexandra-goryashko.net/kandalaksha_around/kovda/kovda.htm
http://academic.ru/dic.nsf/ruwiki/384170
http://kandalaksha.org/kovda.html
http://vk.com/club4863515
http://www.alexandra-goryashko.net/kandalaksha_around/kovda/kovda.htm
http://xn--b1algemdcsb.xn--p1ai/wd/%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B4%D0%B0

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
×
×