Кожим
Река Кожим на Приполярном Урале
Река Кожим является одним из основных притоков реки Косью. Большей частью обе эти реки текут по территории национального парка Югыд Ва. Кожим берёт начало со склонов горы Кожим-Из (960 метров) и, проплывая мимо хребта Сана-Из и горных массивов Россомаха, Малдынырд, Западные Саледы, Малдыиз и Обеиз. Река довольно длинная — 202 километра. Верховья Кожима носят выраженный горный характер — речка быстрая, мелкая и протекает в каменистом узком русле-ущелье шириной не более 20-25 метров. Течение у Кожима бурное, т.к. градиент составляет около 4 метров на километр; для туристов-водников Кожим интересен тем, что в его русле много порогов с крупными камнями на дне, бурунами и прижимами к скалам-останцам. Все, более-менее значимые, пороги имеют имена собственные, среди которых самый опасный — порог Манюку, который достигает 5-ой категории сложности (он располагается в километре ниже устья Балбанью). Кроме того, Кожим славится среди любителей сплавов тем, что имеет просто рекордное количество камней-останцев на своих берегах. Все они очень красивы и живописны.
Для туристов с хорошей спортивной подготовкой будет интересен сплав по реке Кожим , начиная от базы Санвож (это еще река Балбанью, которая впадает в Кожим): именно на этом участке располагаются самые опасные пороги, прижимы и бочки (до 3-ей категории сложности). На сплав по этому участку Кожима всегда уходит много времени, т.к. прохождение порогов требует частых остановок, разведок и прокладок линии маршрута. Кроме того, этот участок Кожима интересен с точки зрения радиальных выходов на прилегающие горы и вершины. Так, при желании можно посетить гору Сана-Из (1423 метра), гору Колокол (1407 метров), гору Варсанофьевой (1539 метров) и знаменитую гору Народную (самая высокая вершина Урала, 1896 метров). Любителям этнографического туризма будет интересно посетить священную для народа манси гору Еркусей. Кроме того, в самом устье реки Балбанъю (на левом берегу) находится исторический и археологический памятник — поселение или стоянка древних людей эпохи бронзового века.
От места впадения в Кожим реки Лимбекою начинается самая красивая и живописная часть водного путешествия. Сплав по Кожиму именно с этой точки можно порекомендовать для семейного туризма или «матрасного» сплава.
Для любителей походить пешком и разнообразить сплав горным треккингом можно посоветовать сделать радиалку до Красного камня (1107 метров).
Сплавляясь ниже, вы попадете на урочище Каюкныр, где русло Кожима расширяется и река превращается в озеро или пруд. Здесь находится кордон национального парка «Югыд Ва».
Путешествие по Кожиму будет интересно любителям геологии, т.к. по скальным выходам на реке можно проследить всю историю Уральских гор. Совершенно не случайно в советские времена на Кожиме проводились всесоюзные геологические семинары (скалы на реке до сих пор пронумерованы геологами).
Река Кожим интересна тем, что в ней водится и сибирский хариус, и европейский хариус. К сожалению, в последнее время рыбалка на хариуса запрещена категорически, а тем более рыбалка на территории национального парка Югыд Ва. Кроме хариуса в Кожиме водится голец-палия, семга.
Кожим
Войти
Приполярный Урал. Байдарочный поход. (Часть 3. Река Кожим)
На Кожиме, в отличие от его притока Балбанъю, почти нет сложных порогов. Зато есть быстрое течение, живописные скалы и сказочные леса.
День 5 (28.07.2011, 10 км.)
Выйдя из Балбанъю в Кожим, сразу же зачалились у левого берега, чтобы ещё раз просмотреть порог Манюку (65°22’14.6″ N 60°46’10.9″ E). Его считают самым сложным на маршруте. С этим можно поспорить, но, как бы там ни было, в первой части порога прижим к скале серьёзный.
Вторая часть менее опасна, её подводные камни хорошо просматриваются сверху.
Для каркасных «Форелей» вероятность киля на Манюку была высокой, поэтому в прижим они не пошли: пройдя разгонную шиверу, экипажи зачалились справа, обнеся байдарки по острову.
«Каньон» и «Викинг» прошли без проблем.
Сразу за Манюку по левому берегу – удобная для перекуса каменная площадка. В ней есть узкая бухточка размером с одну байдарку, которую мы назвали Pirate Bay.
Вскоре за Манюку по левому борту виднеется местная достопримечательность – скала выветривания Каменная Баба (65°22’52.9″ N 60°45’14.8″ E).
Возле неё – большая площадка для лагеря, уже занятая большой группой туристов. К слову о стоянках: инструкция нацпарка обязывает останавливаться только в оборудованных местах. Но это невозможно: во-первых, их немного; во-вторых, они не всегда расположены удачно; а в-третьих, дикие стоянки с кострищами ничем не хуже.
Пороги продолжались без перерыва, среди них попадались шиверы с довольно мощными валами. Впрочем, ни одного препятствия, достойного предварительного просмотра, больше на маршруте не было.
Важно: Кожим – отнюдь не матрасная речка, течение в ней быстрое до самого конца маршрута, в том числе и в тех местах, которые на генштабовке называются «плёсами» (ничего общего с карельскими плесами они не имеют). Поэтому 25-30 км. в день – лёгкий темп для байдарки даже с «нелосиным» экипажем. Не стоит излишне налегать на вёсла – рискуете пройти маршрут досрочно, не рассмотрев местные красоты.
Ночевали на полянке левого берега с кучами сухого топляка, отлично подходящего для костра (65°24’30.8″ N 60°42’32.8″ E). Когда искали места для палаток, прямо из-под ног взлетел глухарь.
Хотя день был солнечным, ночью резко похолодало: байдарки покрылись тонкой коркой льда.
На ужин приготовили суп из горохового брикета.
День 6 (29.07.2011, 33 км.)
День снова солнечный. Чуть ниже нашей стоянки, в точности как в известной песне, «на горе возвышается крест».
Турбаза «Орлиная» (65°25’37.5″ N 60°41’13.0″ E) с её деревянными домиками и подвесным мостиком через Кожим (единственным на маршруте) показалась похожей на карпатские пейзажи, например, на Чёрный Черемош. В остальном, конечно, Урал на Карпаты не похож, а уж от речек Карелии отличается кардинально.
Перекусили перед порогом, который называют «Манюку в миниатюре» (65°29’29.2″ N 60°35’02.5″ E). Он и правда похож на «старшего брата», но гораздо проще него. Правда, одна из «Форелей» здесь неожиданно кильнулась.
Вскоре – уже знакомая нам переправа с избушкой-приютом (65°28’38.0″ N 60°31’38.4″ E).
На переправе начинается затяжная мель, особенно мелко в устье Лимбекою. Дальше по Кожиму мелкие участки попадались ещё не раз, иногда приходилось вставать из байды, но чаще всего удавалось пройти, слегка чиркнув днищем по камням.
По берегам Кожима одна за другой следуют красивые скалы – тут они гораздо выше, чем на Балбанъю. Самые красивые из них – Яренейские (65°33’04.3″ N 60°25’48.3″ E), к которым подошли вечером. На подходе к ним встретился симпатичный грот.
Стали на ночь на полянке на левом берегу (65°33’01.6″ N 60°25’25.9″ E). Чуть дальше по левому берегу – невысокие скалы, с которых открывался красивый вид.
Ну а с высоких скал на правом берегу – вид был просто шикарным. Туда мы залезли перед ужином, переправившись на байдарках.
День 7 (30.07.2011, 25 км.)
Погода прекрасная, виды по берегам красивые. Перекусили в урочище Последняя Тоня (65°37’57.0″ N 60°29’29.5″ E).
Течение быстрое: прибор показывал скорость дрейфа 3-4 км/ч.
На ночь стали на острове (65°40’11.0″ N 60°20’41.9″ E).
Там было много дров и несколько кострищ в разных частях. Сплавали на левый берег, где обнаружили чернику, берлогу медведя и еловый лес из русских народных сказок.
На ужин приготовили макароны с тушёнкой.
День 8 (31.07.2011, 25 км.)
Утром насобирали на левом берегу черники к завтраку. Погода испортилась, пасмурно было уже с утра. На «картинке» к прибрежным скалам добавились снежные вершины на заднем плане – хребет Западные Саледы.
На перекус встали у обрыва, похожего на обрушившуюся в реку асфальтированную автотрассу (65°38’01.7″ N 60°10’57.3″ E).
Во второй половине дня нас догнал дождь, но перед этим мы уже успели стать на плановую днёвку около оборудованного навеса на правом берегу (65°38’56.1″ N 59°56’60.0″ E). Скорее всего, он поставлен не парком, а рыбаками или браконьерами: нет традиционной таблички с названием, постройка очень кустарная. А главное – вокруг валялся мусор явно нетуристического происхождения: стеклянные бутылки местной водки, большие пластмассовые канистры. Мы навели порядок, часть мусора сожгли.
День 9 (1.08.2011, днёвка)
Дождь моросил целый день без перерыва – это был единственный такой день за весь поход. Из подручных материалов – палок с гвоздями и полиэтиленовой плёнки – смастерили дополнительный тент у костра. Единственным минусом оказалось отсутствие дров: за ними нужно было идти в лесок через высокую мокрую траву, да и там с дровами было не густо. Выжили за счёт срубленной сухой ели, заодно согрелись при её распиле.
Залезли на скалы над лагерем: вид красивый, но погода съёмкам не способствовала.
Напротив чуть ниже по течению тоже стояла группа туристов. А вечером вверх по течению прошла моторная лодка. Позже в администрации парка нам сказали, что это был ГИМС (кто не в курсе – Государственная инспекция маломерных судов). Нами он не заинтересовался, а других «официальных лиц» мы на маршруте не встречали.
На обед приготовили суп из горохового брикета, ну а на ужин устроили традиционный для днёвки гастрономический разврат: испекли картошку в фольге и сварили плов из булгура, который мы с Юлей привезли из велопохода по Турции.
День 10 (2.08.2011, 29 км.)
Наутро погода улучшилась. Перед Каюк-Ныртом река делает несколько резких поворотов между красивыми скалами.
На Каюк-Нырте раньше был приют (с воды не заметный), но в администрации парка нам сказали, что его сожгли браконьеры – правда, опять-таки со слов сотрудников парка, осталась баня.
Перекусили вблизи скалы Монах, ничем особенным не примечательной (65°41’27.8″ N 59°44’19.8″ E). Последние километры перед посёлком Кожим-Рудник река скучнеет, берега становятся пологими. На таком пологом берегу мы и встали на финальную ночёвку: левый берег, сразу за линей электропередач и впадением ручья (65°43’36.8″ N 59°36’01.6″ E).
На ужин приготовили гречку с рыбными консервами.
День 11 (3.08.2011, выброска)
Проснулись в 7 утра, чтобы успеть на утренний поезд в Инту (9:35). От нашей стоянки к платформе 1952 км. (65°44’00.6″ N 59°32’48.0″ E) шла грунтовка. Платформы как таковой нет – просто столбик «1952».
Есть ещё ряд откуда-то открученных кресел и руины здания вокзала, где сохранилась табличка с неактуальным расписанием. Ближайшая цивилизованная станция, Кожим, находится на правом берегу реки, но идти туда вдвое дальше. Мобильной связи нет, как и везде на маршруте. Местных тоже не видно – мимо нас проезжали только пару дядек на мотоциклах, один из которых привёз к поезду женщину с ребёнком.
От мотоциклиста мы и узнали неприятную новость: две русские беды – дороги и дураки – вошли в резонанс и родили монстра. С 1 августа местное железнодорожное начальство запретило пускать в рабочие поезда всех пассажиров, кроме железнодорожников: Республика Коми не перечислила РЖД какие-то деньги. Другого способа выбраться отсюда на «большую землю» попросту нет: пассажирские поезда на полустанках не останавливаются, а «Урал» может проехать по здешним болотам только зимой.
Проводница рабочего поезда, состоящего из тепловоза и двух вагонов, оказалась непреклонной – видать, начальство припугнуло их не на шутку. К счастью, Россия состоит не только из дураков и бездорожья: добрые люди помогли добраться нам до Инты вовремя, принципиально не взяв за это ни копейки. Правда, попросили не писать об этом в интернете, поэтому подробности экзотической выброски мне придётся сохранить в тайне.
(О северном городе Инта – в следующем посте)
Река Кожим
Кожим — средняя по величине река в Интинском районе республики Коми, правый приток Косью. Течёт по территории национального парка «Югыд ва» — по живописной ненаселённой местности. В верхнем и среднем течении обладает выраженным горным характером: имеет множество порогов, шивер и крупных камней в русле, за что весьма почитаема туристами-водниками.
Топонимика
- Происхождение названия: в оригинале название реки состоит из слов «кож ым». На текущий момент существует три версии его толкования. Согласно первой — оно переводится с языка коми как «покрытый галечником», две прочие версии связаны с языком народности хантов: возможно, гидроним переводится как «моховой» или «река со съедобными водорослями».
Морфометрия
- Площадь водосбора: 5 180 км².
- Длина: 202 км.
- Уклон: 4,77 м/км.
Гидрология
- Водная система: Косью → Уса → Печора → Баренцево море.
- Расход воды в устье: 120 м³/с.
- Характер течения: в верховьях — горный, в среднем и нижнем течении — предгорный.
- Дно: преимущественно каменистое, ближе к устью попадаются песчаные участки.
Притоки
Схема 1. Притоки Кожима. Цифрами указано расстояние (в километрах) от устья.
География
- Прибрежный ландшафт: бо́льшую часть своего пути река течёт по дикой, ненаселённой местности — среди живописных гор Приполярного Урала. От самых своих истоков река довольно приличное расстояние преодолевает по гольцовому поясу, далее бежит среди северной тайги, огибая горные хребты. В верховьях берега Кожима сплошь скалистые и представляют из себя узкое ущелье, в среднем течении много величественных скальных выходов. В нижнем течении скалы попадаются реже, здесь река образует многочисленные острова, которых больше всего в самых низовьях — ближе к устью.
- Населённые пункты на берегах: Кожым, Кожымвом
Исток
- Координаты: 64°55′48″ с. ш., 60°40′07″ в. д.
- Высота над уровнем моря: 1015 м.
- Топографический ориентир: юго-восточный склон горы Кожимъиз.
Устье
- Координаты: 65°47′14″ с. ш., 59°21′35″ в. д.
- Высота над уровнем моря: 50.5 м.
- Местоположение: река Косью — правый берег в 97 км от её устья — в черте п. Кожымвом.
Территориальное расположение
- СТРАНА:Россия.
- Регион:республика Коми.
- Район:Интинский.
- Регион:республика Коми.
Интерактивная карта
Сплав
- Маршрут: существует давно отработанный, максимально спортивный маршрут сплава по реке Кожим, продолжительностью в 7-10 дней. Начинается он на притоке Балбанью — в 13 км от его устья, туда ведёт грунтовая дорога, и туда проще всего осуществить заброску. Учитывая то, что основная часть маршрута расположена на территории парка, остановка на ночлег на всём его протяжении разрешена только в специально отведённых местах, куда входят оборудованные стоянки, турбаза и приют. Заканчивается маршрут возле железнодорожного моста через реку Кожим — примерно в 115 километрах от стартовой точки.
- Категория сложности: 3.
- Препятствия: шиверы, пороги (некоторые по большой воде могут представлять особую опасность), прижимы, скальные выходы в русле.
Достопримечательности
Национальный парк «Югыд ва»
Название парка с языка коми переводится как «светлая вода». Учреждён в апреле 1994 года с целью охраны и организации рекреационного использования горно-таёжных экосистем Северного и Приполярного Урала. Сегодня является самым большим по площади национальным парком России — занимает территорию в 1 891 701 га, которая помимо всего прочего является частью объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО «Девственные леса Коми».
Геологические памятники природы
По берегам реки Кожим расположено множество скальных выходов с обнажениями разных периодов геологической истории планеты и окаменелостями. Некоторые из них были внесены в перечень памятников природы.
Стоянки древнего человека
Находятся в двух местах — в устье реки Балбанью, и на правом берегу ниже устья реки Дурная. Основаны выходцами из Западной Сибири, датируются бронзовым веком.
Рыбалка на реке Кожим
- Виды рыб:
ёрш
окунь
подкаменщик обыкновенный
голец усатый
гольян-красавка
плотва
язь
карась золотой
карась серебряный
щука
сиг
ряпушка европейская
ряпушка сибирская
пелядь
чир
омуль арктический
нельма
хариус европейский
хариус сибирский
голец арктический
сёмга
налим
колюшка девятииглая
минога тихоокеанская
Места рыбалки
Условно реку можно разделить на 2 участка:
- Охраняемый участок — верховья, среднее и бо́льшая часть нижнего течения реки, расположенные на территории национального парка «Югыд ва». Царство непуганого хариуса (который — к слову — достигает весьма немалых размеров), но любая рыбалка здесь официально запрещена. Тем не менее, если верить информации, выложенной на сайте парка — на Кожиме существует три места, где возможно спортивное и любительское рыболовство — при наличии разрешения от администрации. Это — небольшие отрезки реки, расположенные в рекреационных зонах близ устьев притоков Яренейшор, Дурная и Сывью (там же находятся приюты Юнко-Вож и Вангыр, а также база Озёрная). Однако, как сообщают туристы, посещавшие парк, простым гражданам разрешения на рыбную ловлю принципиально не выдаются. Из-за этого на Кожиме процветает браконьерство: почти все сплавщики ловят рыбу втихую (и сразу же стараются её употребить — чтоб впоследствии с ней не попасться егерям). Также периодически на территорию парка устраивают набеги местные жители, выуживая рыбу запрещёнными орудиями лова и заготавливая в больших количествах.
- Низовья — от железнодорожного моста в паре километров ниже устья притока Первый, до места впадения в Косью. Здесь река разбивается на протоки, образуя приличное количество островов. Наиболее тихий участок, больше напоминающий равнинную реку. Здесь в уловах рыбаков чаще всего присутствуют окунь, плотва, язь, щука, периодически ловят и представителей сиговых. Хариус тоже попадается, но заметно реже.
Фотографии
Фото 3. Ведро килограммовых хариусов, выловленных на Кожиме. Автор: mr.trier.
Фото 4. Стартовая точка сплава (устье Балбанью). Автор: geka.aleks.
Фото 5. Шиверы. Автор: upppa.
Фото 6. Туристы-водники на берегу Кожима. Автор: astronotus.ocellatus.
Фото 7. Скальные выходы. Автор: rda-inta.
Фото 8. Северный пейзаж. Автор: supermouper.
Прохождение реки Кожим от устья Лимбекою, до ж.д. Моста через Кожим
Подробное описание бассейна реки Кожим представлено на сайте:
-Описание бассейна реки Кожим: http://pppsu.ru/knigareki/kozim.html
-Схема среднего течения: http://pppsu.ru/knigareki/skoz2u.html
Кожим – заповедная сёмужье-нерестовая река, самый крупный правый приток реки Косью, протекает в меридиональном направлении практически через весь Приполярный Урал. Одна из самых живописных рек на Полярном, Приполярном и Северном Урале. Находится на западном склоне Приполярного Урала на территории Интинского муниципального образования Республики Коми. С 1994 г включена в состав самого крупного в Европе Национального парка – Югыдва.
Протяжённость реки 202 км, в том числе по горной части 160 км, до ближайшего населённого пункта – железнодорожной станции Кожим-рудник (ст. 1952 км) – 175 км от истока.
В 1,5 км ниже от Интинского тракта (место прохождения автотранспорта через реку) бурным потоком впадает крупный левый приток . На левом берегу перед устьем р. Лимбекою отличная площадка для ночлега. Для разведения костра используют кусты ивняка, до ближайшего лесного массива около километра. От устья Лимбекою р. Кожим меняет направление течения на северное, огибая отроги хребта Западные Саледы. Ниже устья р. Лимбекою течение быстрое, в 2-2,5 км ниже бурный перекат с двумя крупными валунами посередине русла и валами до 0,3-0,5 м, в зависимости от количества воды. В месте переката русло реки сужается до 15-20 м, левый берег на протяжении всего переката скалистый высотой 10-15 м. Над перекатом остатки навесного моста. У местных жителей перекат называется “Вешкин” или “Вешка”. Справа впадает руч. Яренейшор. Ниже “Вешки” начинаются медленные глубокие плесы, текущие в скалистом хребте. Длина каньона около 1-1,5 км. С р. Кожим во время сплава хорошо видны юго-западные гольцовые отроги хребта Яринеймусюр и северо-восточные отроги хребта Джагальябтик.
В 3,5-4 км ниже Яренейшора находится остров, который лучше проплыть по правой глубокой протоке. Полуторакилометровые живописные выходы известняка, находящиеся на правом берегу, заканчиваются выступающей острым концом в воду скалой “Окно”. В меженное время в нижней части скалы из-под воды открывается сквозное отверстие. У “Окна” бурный перекат с большим валом, здесь же заканчивается остров. В конце бурного переката на острове традиционное место для ночевки туристов. На острове много выброшенного весенней водой плавника и зарослей ивняка. Ниже острова по правому берегу возвышаются останцы, наиболее значительные из которых находятся в 3-х км ниже “окна”. Отсюда река делает 3-3,5 км петлю, обнажая скальные выходы. Здесь в 1989 г. был учреждён геологический природный памятник Яренейский.
В начале “петли” на правом берегу удобный галечник для причала судов, а на коренном берегу хорошее место для лагеря. Ниже “петли” 4-километровая прямая. На разливах реки образуются галечниковые острова с мелководными протоками, ширина русла достигает 130-150 м, мели сменяются быстрыми плёсами. На правом берегу виднеется горелый лес – следы пожаров во время засушливого лета, которые часто встречаются по берегам Кожима. Ещё через 3-3,5 км одно из самых красивых мест на Кожиме – урочище «Последняя тоня».
Ветром, морозом, солнцем и дождём были созданы причудливые фигуры и острые пики. С 40-50-метровой высоты катамараны кажутся маленькими спичечными коробками. Под грандиозными скалами глубина реки достигает 7-8 м. Имя урочища сложилось, как и большинство местных названий, от практического применения. В начале и середине прошлого века местные жители заготавливали рыбу осенью для пропитания на всю зиму. Массово удобнее рыбу добывать артелями с помощью невода. “Тоней” называют место, где забрасывают невод. Напротив скал на левом берегу место стоянки.
/место первая ночевка в водной части похода 20.07.2015/
Ниже урочища показывается остров, который надо проплывать по левой протоке, скорость течения замедляется. В 3,5 км ниже ширина русла увеличивается до 260-300 м, появляется целая система залесённых островов, названных “голодными”. В связи с чем дано такое наименование неизвестно. Во время сплава лучше всего придерживаться более глубокой правой протоке. В меженное время из-за обширных отмелей суда приходится проводить вдоль берега. Система островов заканчивается в устье правого притока руч. Бетью. Устье ручья является самой северной точкой р. Кожим, обходящей хр. Западные Саледы. На левом берегу работниками Национального парка установлен навес и обустроено стационарное кострище, чуть ниже – удобный для сооружения полевой бани галечник. От этого места река меняет направление течения на юго-западное. Этот участок характеризуется тихими глубокими плёсами, сменяющимися несложными бурными перекатами, река образует крутые излучины между отрогами Западных Салед с левой стороны и возвышением урочища “Парма” с правой. В русле часто встречаются крупные залесёные острова, на поворотах рекой обнажаются живописные скалы. Линия движения судов вдоль островов хорошо просматривается с воды.
В 7-7,5 км ниже устья Бетью на правом берегу живописные скалы высотой 2-3 м, поросшие молодым березняком, пласты которых образуют интересный слоистый перекат. Струя переката вливается в “Дедову яму”. На левом берегу “Дедушкина скала” – вертикально стоящие пласты известняков высотой 20-25 м и протяжённостью 600 м – образует красивую “галерею”. Скалы “расписаны” ручейками воды, стекающей по отвесным стенам, и обрастаниями накипных лишайников. На всём протяжении под скалой – глубокая яма, на дне которой сквозь пятиметровую толщу воды проглядываются стайки хариусов. В 1-1,3 км от начала “Дедушкиной скалы” появляются острова, которые необходимо проплывать по левой протоке.
На левом высоком коренном берегу за устьем руч. Джагальябтикшор построен навес со стационарным кострищем. Навес плохо заметен с реки, чтобы его найти, необходимо ориентироваться на устье ручья.
От руч. Джагальябтикшор река течёт практически без поворотов, часто обнажая наклонные скальные выходы пластинчатых ровных как стол скал, сверху густо поросших белым ягелем, отчего скалы кажутся покрытыми сугробами снега. Русло расположено в широкой плоской долине, отчего река растекается, образуя отмели, перекаты сменяются мелкими плёсами. Лишь около устья р. Дурная характер реки начинает меняться. Плёсы становятся глубокими, основное русло реки смещается к правому скалистому берегу.
Река Дурная впадает в Кожим слева тремя рукавами. На противоположном берегу удобное место для стоянки.
/место второй ночевки 21.07.2015/
Археологи Коми Научного Центра обнаружили в этом месте остатки разрушенных очагов, кремневые и каменные орудия труда, отходы кремнеобработки, обломки глиняных сосудов, указывающие на пребывание человека в этих местах в эпоху позднебронзового или раннего железного века (II-I тысячелетия до н.э.).
Ниже устья Дурной на левом берегу находится скала высотой 25-30 м. Бурный перекат у скалы превращается в спокойное озеро, уходящее за левый поворот реки, протяженностью около 1-1,3 км. Перед скальным выходом на правом берегу расположен навес, хорошо заметный с реки. На противоположном берегу в лесном массиве также имеется удобное место для бивуака. Ширина реки достигает 120 м. В конце разлива расположилась группа островов, проплывать которые надо под правым берегом, у окончания островов на правом берегу невысокая, но эффектная скала, напоминающая Каюкныр. Скорость течения высока, много перекатов и быстрых плёсов, впервые на реке отмечается протяжённый 3-километровый участок, на котором отсутствуют обнажения. Перед устьем река начинает прорезать северные отроги хребтов Малдыиз и Обеиз, обнажая пласты отвесных ордовикских известняков высотой 40-50 м.
Следующие 2 км туристы проплывут в коридоре из останцев высотой 8-10 м. На правом берегу перед скалой Каюкныр работниками Национального парка построен кордон. Сам Каюкныр легко узнать по широко разлившейся реке с вдающейся в неё скалой высотой 15-20 м. У скалы река делает резкий поворот почти на 360°.
Сразу за поворотом течение резко возрастает и создаёт несложный прижим к скале и бурный перекат. В 1,5 км ниже река делает крутую излучину, образуя несколько островов, первый остров проходится по правой протоке, а далее по центральной протоке между двух островов. На левом берегу у окончания островов есть удобная площадка для ночлега.
В 1 км ниже площадки между островом и правым скалистым берегом высотой 5-6 м образована “труба”, известная у туристов как “Маруськина”. В “Маруськиной трубе” шириной 7-8 м бурный перекат с косым валом до 0,3 м в межень. Во время паводка препятствие для байдарок может быть опасно. В устье ручья Ошъёль на левом берегу часто останавливаются туристские группы. Ещё в 2-х км ниже в Кожим впадает последний крупный приток р. Сывью, устье которого скрыто за островами, система островов проходится по центральным протокам. Участок между руч. Пальникшор и устьем р. Сывью один из самых колоритных и значительных по своим эстетическим данным.
Между устьем реки Сывъю и руч. Нортничаёль (Безымянный) Кожим обнажает гряду, названную А.А. Чернышёвым “Каменноугольной”, образуя при этом ряд живописных обнажений.
/перед грядой на правом берегу удобное место для стоянки и подготовленное место для походной бани. Здесь у нас была ночевка на третий водный день 22.07.2015, баню мы тоже, с удовольствием сделали, даже попарились с вениками/
Наиболее колоритное обнажение под названием «Монах», которое находится на правом берегу Кожима в 1 км выше руч. Нортничаёль (Безымянный). Башнеобразные выходы известняков желто-красного оттенка высотой до 30 м. Устье руч. Безымянного закрыто островами, русло разбивается на несколько протоков, плыть надо по наиболее широкой центральной протоке. У окончания островов на левом берегу обнажение, названное местными жителями «Первая скала». В скальных выходах руч. Нортничаёль (Безымянный) множество окаменелых останков хвощей и моллюсков. От первой скалы до ж/д моста остаётся 8-9 км сплава. На этом участке ширина русла достигает 200-220 м, встречаются быстрые плёсы и перекаты. Группу островов в 2,5-3 км ниже первой скалы надо оплывать под левым берегом. В 1,5-2 км, не доплывая до железной дороги, реку пересекает ЛЭП (линия электропередач).
/Справа перед железнодорожным мостом место с пришвартованными рыбацкими лодками и небольшое поселение. Мы пристаем к берегу, на этом наша водная часть заканчивается. Далее разбираем плавсредства, просушиваем, упаковываем и двигаемся к ж/д станции Кожим, которая находится в 4,5 километрах.
Угольный рудник Кожим
История угольных предприятий Воркуты и Инты и их вклад в освоение Печорского угольного бассейна достаточно хорошо изучены. Однако сейчас почти забыты некоторые сравнительно маломощные шахты, которые, тем не менее, сыграли важную роль в снабжении народного хозяйства СССР каменным топливом в тяжёлые годы первых пятилеток и Великой Отечественной войны. К таким незаслуженно забытым предприятиям относится и Кожимский угольный рудник.
С чего начиналось
Кожимское месторождение расположено в 45 км к юго-западу от Инты. Ввиду того что запасы угля здесь ограничены, а их качество невысокое, месторождение в настоящее время промышленного значения не имеет. Но так было не всегда. Месторождение было открыто профессором Александром Черновым в 1924 году. В ходе экспедиционных исследований на реке Кожим (приток реки Косью) им было обнаружено четыре пласта угля общей мощностью четыре метра.
То самое легендарное месторождение. Фото сайта rai77.ru
В 1925 году на месторождении работала партия М. Волкова, направленная Геологическим комитетом. Были обнаружены 11 пластов угля общей мощностью около десяти метров. Запас ископаемого угля в полукилометровой прибрежной полосе реки Кожим был оценён в 1,6 млн. тонн.
В 1927-1929 годах на Кожиме работал отряд А. Лебедева, в 1930-1932 годах – партия А. Матвеева. С помощью канав, шурфов, скважин ручного бурения и нескольких глубоких скважин механического бурения были вскрыты и опробованы все угольные пласты. Результаты работ привели этих исследователей к выводу об отсутствии промышленной значимости данного месторождения. Тем не менее на Кожиме было обнаружено 25 пластов каменного угля общей мощностью 25 метров.
Не надо нам «аглицких» углей
26 июня 1929 года на расширенном заседании исполкома Коми автономной области был заслушан доклад Александра Чернова о геологических исследованиях в Печорском крае. Было отмечено, что в бассейнах рек Кожим и Косью обнаружены богатые залежи каменного угля. В сентябре того же года А. Лебедев сообщил газете «Коми му», что проведённые им анализы качества углей Кожимского месторождения показали, что он не уступает привозным углям из Блейтовского месторождения (Англия) и вполне пригоден для использования в топках пароходов.
Начало Великой Отечественной войны и строительство Северной железной дороги резко изменили отношение к Кожимскому месторождению в положительную сторону. Ещё в марте 1940 года председатель Совнаркома Коми АССР С. Турышев, выступая с докладом на III сессии Верховного Совета Коми АССР, заявил: «В 1940 и 1941 годах следует особо обратить внимание на организацию и усиление геологоразведочных и изыскательских работ, особенно на территории вновь строящейся железнодорожной линии. Необходимо ускорить промышленное освоение Ухты – Печоры с тем, чтобы к окончанию строительства железнодорожной линии Котлас – Воркута дать стране промышленный уголь, нефть, асфальтиты».
В 1941 году на Кожиме были заложены и пройдены штольни по десяти угольным пластам протяженностью от 8,5 до 212 метров. Попутно с этим велась добыча угля для нужд паровозного и ремонтного хозяйства. Геологическая партия под руководством
А. Ротая вновь выполнила геологическую съёмку угольных отложений по реке Кожим, опробовала все угольные пласты и дала благоприятный отзыв об угленосности месторождения. В результате в Госкомитете по запасам СССР были утверждены запасы Кожимского месторождения в объёме 9935 тыс. тонн угля.
В 1942 году на месторождении была заложена разведочно-эксплуатационная шахта №1 мощностью 25 тыс. тонн угля в год, а в 1944 году шахта вступила в эксплуатацию.
Судя по материалам Национального архива Республики Коми, в 1944-1945 годы основной персонал угольного рудника составляли заключённые (около 500 человек). Охрана состояла из 27 бойцов. Вольнонаёмный состав рудника насчитывал около 70 человек.
Шахту пришлось закрыть
К концу 1950-х годов вырос благоустроенный шахтёрский посёлок, получивший название «Рудник Кожим», где имелись ТЭС мощностью 800 кВт, механическая мастерская, пилорама, семилетняя школа, магазины, столовая, детсады, ясли, клуб и баня. Планировалось, что после реконструкции в 1960 году шахта будет давать 600 тыс. тонн угля в год. Производственная мощность её достигла своего максимума в 1959 году – 300 тыс. тонн угля в год за счёт введения в эксплуатацию новых пластов.
Угледобычное предприятие Кожима было ликвидировано из-за его убыточности, обусловленной низкой угленосностью и ограниченностью запасов месторождения. Кроме того, необходимость содержать на маломощной шахте целый комплекс подсобных производств и электростанцию приводила к высокой себестоимости угля. А крутое залегание угольных пластов исключало возможность применения высокопроизводительных горных машин.
Посёлок Кожим был закрыт как неперспективный согласно распоряжению Правительства РФ от 13 сентября 2004 года.
С приплызмом!
Сайт о водном туризме и не только
Кожим
Как я провел лето. Сплав по Кожиму – 2011.
Для справки. Река Кожим – одна из самых живописных рек Приполярного Урала течет практически через весь его западный склон, прорезая горные отроги; затем, выходит из гор на заболоченную равнину и впадает в реку Косью – приток Усы. Из рек Национального парка Припечорья «Югыд ва», Кожим – самая «горная» и быстрая. Большая часть его бассейна приходится на высокогорную часть Приполярного Урала. Многочисленных туристов привлекают сюда множество ледников и снежников, водопадов и горных озер, встречающихся в бассейне Кожима.
Поскольку Карелия уже основательно нами (команда «Вольный ветер») объезжена, азия далековата, решили посетить р. Кожим и не ошиблись – прекрасная отдыхательная река с легким спортивным уклоном.
Заброска от Инты на Уралах в верховья реки часов 5-6. Несколько раз переезжаем реку, так что можно выбрать место старта. В реке много легких перекатов.
Из порогов – 2 места. Один – это пара валиков чуть более полуметра
и «страшный прижим». Все они легко идутся (или смело обносятся). Если перед прижимом держаться правее от струи, то в прижиме можно курить.
Как сказал один наш товарищ: река Кожим – один прижим. По берегам попадаются следы золотодобывающей деятельности – рудники, отвалы пород. Течение хорошее, 5-8 км, вода чистейшая, но холодная, как в хорошем высокогорье. Погода не жаркая 10-14° , однажды ночью было до -5° (начало июля). Из неучтенки – грибы, ягоды
и, конечно, хариус .
В верховьях хариус не ловился (даже у местных), зато в середине маршрута ловля пошла во всю, обожрались. Встретился крупный приток справа – Балбанью , кстати, связка Балбанью-Кожим тоже интересный байдарочный маршрут.
Шли не спеша 8 дней с одной дневкой до ж/д моста.
По снаряге – если идти на катамаранах или ПСН, каска и спасик не нужны (разве что от ветра), на байдарках – по полной выкладке. Очень советую взять сухую гидру и накомарник.
В общем, всем рекомендую не сложный отдыхательный маршрут по красивой, еще не очень заезженной реке Кожим – символа соприкосновения трех природных стихий: воды с сотнями речек, озер и бездонными темно-зелеными ямами в реке, безбрежного таежного моря и камня – хребтов и скал!
До следующих отплызмов!
Опубликовано 22 Окт 2011 в 13:56. Рубрика: Кожим.
Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.
Отзывов (13) на «Кожим»
“слышала” впечатления от кожима-действительно замечательные места
Источники:
http://nordural.ru/article/kozhim/
http://waterslonique.livejournal.com/15422.html
http://urochishe.ru/vodnyie-obektyi/kozhim-reka/
http://megaobuchalka.ru/9/38098.html
http://rkinta.ru/1360-ugolnyy-rudnik-kozhim.html
http://dmitrieff-vv.ru/kogim/kogim