15 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание

Кувшинское озеро

Далёкое Кувшинское: село, озеро, храм и их история

В центре далекого от всех областных центров Санчурского района есть замечательное, социально скромное, но очень живописное место – село Кувшинское, в котором 2 основные примечательности – большое карстовое озеро и старинный храм, где хранились настоящие реликвии. О нем и его любопытной истории я узнала случайно и решила обязательно посетить. Но сначала, конечно,

немного истории

Когда в центре Москвы кричала и лязгала копьями продуманная Хованщина, а потом хмурые стрельцы убирали с площади трупы своих братьев по оружию и недругов по идее, когда Нарышкины были готовы править по родовому старшинству в лице Натальи Кирилловны и ее 10-летнего сына Петра, когда будущий великий император, пусть номинально, но все же был венчан на царство, Софья, опираясь на клан Милославских, встала у руля России. В это время в отдаленном тысячами верст от этих бурных событий лесном краю на древней марийской земле возникло небольшое русское селение. Шел 1682 год.

По старинной легенде, случилось это так:

На месте, где сейчас находится озеро, был дремучий лес. На опушке его стояла маленькая марийская деревня, население которой поклонялось языческим идолам. В наказание за то, что оно не приняло православную веру, вся деревня и лес провалились под землю, и котловину залило водой, а на волнах образовавшегося озера всплыла иконка с ликом Архистратига Михаила. В честь этого события на берегу водоема был построен храм, освященный во имя изображенного на чудом явившейся иконе святого.

Бояре Милославские, оставшиеся у власти после учиненного стрелецкого бунта, пожертвовали деньги на строительство и содержание здесь церкви, и она была срублена незамедлительно, в этом же 1682 году. Почему именно сюда, в пока никому не известное место направили часть своих денег бояре, остается только догадываться. Возможно, это была традиция – выделять средства на культовые постройки, а возможно, стремясь увековечить свой статус правящего клана, такой неперспективный и висящий на волоске, они даровали деньги на возведение всех храмов, чтоб праведным образом войти в историю…

Сохранились сведения, что в 1685 году укрепившие свои позиции Милославские прислали сюда, в Архангельскую церковь, богато украшенное Евангелие, на первых листах которого было начертано, что оно послано «на вечное поминовение боярина Ивана Михайловича, Матроны и сродников». Уточню, что названный боярин – это двоюродный брат царевны Софьи, очень влиятельный человек, в чьих руках находились финансы государства, его регулярные военные силы – стрельцы и еще ряд нитей управления страной. Как раз в 1685 г. он ушел из жизни.

Кроме этой ценности, в Архангельской церкви находилась иконка святого архистратига Михаила, якобы всплывшая на водах озера, которое, кстати, изначально было известно как Лобново озеро. Очень любопытное название, очень созвучное с наименованием известного Лобного места в Москве. Учитывая бурное время в столице в год образования села, можно изощриться и связать эти два, выражаясь научно, топонима… Однако, в средневековой России «лбом» именовали крутой спуск к реке, любому водоему. Этимологически сюда подходит именно эта версия, хотя как было на самом деле – кто ж знает… Особо крутых спусков к озеру в Кувшинском я не обнаружила, а вот заросшие, низкие и заболоченные – да.

Впечатления

Сейчас озеро называется Кувшинское, как и село на его восточном берегу. Но, несмотря на то, что является центром среди населенных пунктов – сел Кувшинского и Заозерья, существует будто бы само по себе. Совершенно неухожено, будто не нужное. Несколько рыбацких тропинок в кустах, отсутствие прямых подъездов к воде, обустроенных мест, да и местные жители как-то сухо отзываются о своей достопримечательности, говоря, что сами к ней редко подходят, не купаются и почти не рыбачат, да и кувшинки в нем не растут, несмотря на название. Очень странно мне все это показалось. Такое красивое у него имя, такое старинное место, да и суть нечасто встречаемый в наших краях водоем карстового происхождения, а так запущен и нелюбим

О храме

Что касается Михаило-Архангельской церкви, которая стоит недалеко от озера, можно сказать, на его берегу, то она построена в 1821 году. Небольшая, двухпридельная, исполнена в стиле классицизма, господствующего в то время. Очень люблю шпили на зданиях, поэтому очень порадовалась, увидев эту архитектурную деталь здесь, на двухъярусной колокольне. Сейчас на ней нет колоколов, забиты досками проемы звонницы, а когда-то, по воспоминаниям старожилов, здесь колокольный звон был чудный и разливался на многие версты, будучи слышным в Царёвосанчурске…

Конечно, в дореволюционные времена, Архангельская церковь была православным и культурным центром округи. В 1839 г при ней было открыто приходское училище, через 8 лет – церковно-приходская школа, а в 1897 г – земская школа. Храм, с виду простой, любили и украшали, его приход в начале 20 в составлял чуть больше полутора тысяч человек.

Об утраченных реликвиях

Кроме уже упомянутого дорогого и исторически ценного Евангелия Милославских, перешедшего из старой деревянной церкви в новое каменное здание, здесь имелись и другие богослужебные книги, печатанные в 18 веке. Но самой главной реликвией все же была икона святого Михаила. Она хранилась в храме с самых первых дней его истории и истории села, творила чудеса и особо почиталась местными. Изображение само по себе имеет большую художественную ценность, поскольку вырезано на твердом материале – камне или кости, и вложено в доску, на которой есть еще 2 святых образа – Знамения Богоматери и Благовещения Богоматери, исполненное одно на дереве, другое на медной пластине.

Когда в 1930-е закрывали храм и приспосабливали его помещение под нужды колхоза, эта реликвия пропала, и сегодня, возвращая постепенно церковь к жизни после времен существования в качестве зернохранилища и хлебопекарни, люди надеются, что она вернется к ним таким же чудесным образом, как явилась три века назад…

Как добраться

Из Кирова по любой трассе на Яранск (либо через Советск, либо через Котельнич), и далее на Санчурск. До него будет еще примерно 55 км спокойной, несложной и неплохой асфальтированной дороги. Въехав в старинный Санчурск, придется петлять по его улицам, добраться до автовокзала и выбрать дорогу направо, чтоб выехать в нужном направлении на Сметанино – Кувшинское. До села с озером будет километров 6 асфальта и 8-9 км грунтовки вперемешку с гравийкой. Места людные, дорога приемлемая, хоть и неровная. Общий путь от Кирова составит примерно 300 км через Котельнич и не существенно меньше, если ехать через Советск.

Дополнительно о Кувшинском озере и других интересных озерах Кировкой области можно прочитать здесь

Кувшинское озеро

Бесцветочное Кувшинское озеро (Санчурский р-н)

Это одно из немногочисленных карстовых озер в Кировской области, настоящая жемчужина Санчурских мест. Очень интересный водоем, хотя на первый взгляд, обычен. Его форма с высоты чем-то напоминает перевернутый кувшин, отсюда и название, хотя так и хочется связать название озера с красивым цветком. И некоторые связывают, считая, что форма водоема напоминает лист кувшинки. Но, как говорят местные, сейчас эти цветы здесь не растут… Старинное название водоема – Лобново озеро. Давным-давно на его берегу, там, где была основана и до сих пор стоит Михаило-Архангельская церковь, проживало только духовенство, и водная гладь разделяла представителей этого сословия с другими обитателями села.

Подобно Шайтану и Лежнинскому озеру, у Кувшинского своя легенда о происхождении:

На месте, где сейчас находится озеро, был дремучий лес. На опушке его стояла маленькая марийская деревня, население которой поклонялось языческим идолам. В наказание за то, что оно не приняло православную веру, вся деревня и лес провалились под землю, и котловину залило водой, а на волнах образовавшегося озера всплыла иконка с ликом Архистратига Михаила. В честь этого события на берегу водоема был построен храм, освященный во имя изображенного на чудом явившейся иконе святого.

. И наступает ночь, когда жители некогда великого, а теперь почти неизвестного человечеству города стекаются на берег реки Большой Кокшаги и устраивают там игрища. Возжигаются большие костры, девушки свивают венки и на берег выходят русалки.

Читать еще:  Западная Лица

Наверное все мы немножко язычники. А некоторые и “множко”. Для городка Санчурска это слишком злободневно, ибо здесь при весьма острых обстоятельствах соединились две культуры — христианская и языческая.

Согласно официальной версии город основал русский царь Иван Васильевич Грозный. И город — это как бы “пальцы веером” нашего противоречивого царя. Я не шучу. В излучине реки центр Санчурска, и от него расходятся веером пять радиальных улиц, образуя паутину с кольцевыми улицами. Раньше улицы назывались по именам церквей, к которым они вели: Троицкая, Владимирская, Никольская, Покровская. Ну, и Мельничная, которая вела, соответственно, к водяной мельнице. В известное время улицы переименовали, дав им оригинальные имена: Карла Маркса, Якова Свердлова, Владимира Ленина, Карла Либкнехта. Мельничную переименовали в честь Зевахина, местного героя. Церкви сломали. Одну — не до конца, ее перестроили в райком партии. И лишь одна церковь спаслась — из-за того что в ней сделали городскую баню. Ее снова вернули верующим, но одна санчурянка (так зовут санчурских женщин; мужчин называют “санчурятами”) мне признались в том, что когда она приходит туда по праздникам, думает: “Я в женском отделении, или в мужском. ”

И у города убрали приставку “Царево”. А жаль — было красиво. И легенда осталась: город был назван Царево-Санчурском в честь дочери Грозного царя, Александры, которую властитель ласково называл “Санчурой”. Город был достаточно мощным купеческим центром. Только по недоразумению Екатерина Великая лишила его статуса уездного центра, переведя Царево-Санчурск в разряд “заштатных” городов. Советская власть поступила еще жестче: Санчурск не только “обесцарили”, но и вообще назвали его “поселком городского типа”. Еще раньше того подсуропили санчурские купцы: они отправляли товар по реке, и, когда вели железную дорогу, купцы дали большую взятку чиновникам для того, чтобы дорога прошла мимо. Купцы не хотели ломать свой речной бизнес. И поплатились: когда-то великий город остался за бортом не только большой истории, но и большой экономики.

И удивительно, почему так превозносили санчурята местного купца Александра Васильевича Булыгина. Он построил в Царево-Санчурске пивозавод, в котором варили великолепное пиво. Есть легенда, что санчурское пиво нашли в бункере Гитлера, когда наши взяли Берлин. Говорят, когда тело купца Булыгина привезли из Каира (он там внезапно скончался), гроб от ближайшей станции несли на руках. Поскольку из-за взятки железная дорога прошла далеко, нести гроб пришлось несли ой, как долго! Я нашел могилу купца Булыгина. Крест с нее украли, а вот надгробие не тронули. Наверное, пожалели. Или не смогли утянуть? Как бы то ни было, новых купцов типа Булыгина история Санчурска эпохи возрожденного капитализма пока не породила. Да и вообще с экономикой здесь туго. Санчурский район дотационный на 97%. В поселке осталось только одно производящее предприятие: маслозавод. Его хозяйка — новоявленный купец Зоя Вахмянина. Очень хотелось поговорить с ней на тему того как еще может удерживать свой бизнес. Но хозяйка от общения отказалась, сослалась на то, что после всякой публикации на маслозавод как мухи на. сладкое, набрасываются всевозможные проверяющие органы. А бизнес ломать ой, как не хочется! После этого короткого разговора и надобность во встрече отпала сама собой: ясно стало, что бизнес держится исключительно на том, что хозяйка “звезд с неба не хватает”. Ну, и ведет себя очень осторожно, избегая “больших акул” бизнеса, которые с легкостью сметают мелких конкурентов.

Но вернемся к язычеству, с которого я, собственно, начал. Есть сведения, подтвержденные легендами, сказаниями и тостами, что город был основан задолго до Грозного царя и первыми его поселенцами были. язычники-черемисы.

Существует другая легенда о происхождении названия города.

У черемисского народа (по-современному, луговых марийцев) был князь и звали его Балтауш. Он был вассалом казанского хана и за относительную свободу, которую хан предоставлял черемисам, Балтауш охранял границы ханства. На большой Кокшаге стоял укрепленный черемисский город. Он назывался Шемчура, якобы в честь дочери Балтауша. Ох уж, эти дочери. ну, никакие правители без них в те времена не могли обойтись! В год похода Москвы на Казань (1552), когда один из отрядов войска Ивана Грозного пытался перейти Большую Когшагу, гарнизон города оказал ожесточенное сопротивление. И была сеча, результатом которой явилось странное событие: начальник московского отряда воевода Дерябин. перешел на сторону черемисов! По приказу царя на правый берег реки были привезены пушки и город Шемчура подвергся жестокому обстрелу. Много защитников крепости полегло, а выживших (включая воеводу Дерябина) добили вступившие в город русские отряды.

Что защищали черемисы? Здесь имелся один щекотливый момент, о котором соловьевы-ключевские скромно не упоминают. Татары не трогали черемисской веры, они не насаждали ислам. Вместе с русскими войсками шли православные священники, для которых язычники были “погаными”, и целые селения, гонимые копьями русских воинов, насильно подвергали крещению. Это называлось “приобщением диких народов к культуре”. Аборигены, лишенные своего вождя (князь Балтауш погиб в одной из битв), безмолвно подчинялись силе. Ну, а после окончания русско-татарской войны по приказу Ивана IV напротив разрушенной черемисской крепости стали строить русский город. Так что легенда о “пальцах веером” грозного царя вполне может соответствовать действительности — ведь Царево-Санчурск — памятник торжеству русского оружия. Ну, и “крутому” царю тоже.

И, соответственно, вновь присланные стрельцы да служивые люди стали брать в жены черемисских девушек. Казалось бы, одна культура поглотила другую, ассимилировала. Однако, скорее всего обе культуры — христианская и языческая — взаимодополнили друг друга и в чем-то обогатили. Женщины-черемиски наверняка сохраняли веру своих предков, хотя бы тайно. Иначе ведь предательство какое-то выходит, ренегатство.

Поэтому не стоит удивляться, что любимым праздником санчурят был и остается, пожалуй, самый языческий из всех праздников — Иван Купала. Действо впечатляющее и таинственное. Чего стоят только огромные костры, которые возжигают на берегу реки! Не сказал бы, что игрища вокруг костров непристойны — они даже очень целомудренны. И пьяных очень мало, потому что люди осознают, что приходят на мистерии, некое таинственное действо. И сами следят за порядочностью своего поведения. Тем более что санчурята приводят с собой своих детей.

Я долго не мог понять, откуда в Купальскую ночь здесь такая душевная, радостная атмосфера. Люди будто просветлены, них чувствуется внутренняя свобода. И лишь недавно понял: в сущности Купальская ночь — праздник единения жителей маленького, историей довольно сильно обиженного городка! Других праздников здесь нет. Ивана Купалу люди ждут весь год. И после праздника он становится главным предметом разговоров на всю долгую зиму. Пока есть праздник, у людей сохраняется надежда, что все еще наладится и город вернет себе былую славу.

Почему у Кувшинского озера такое название

Еженедельно по пятницам мы публикуем интересные факты из истории нашего региона, которыми с нами поделились специалисты туристско-информационного центра. Сегодня расскажем, где в области можно посмотреть на озеро в форме кувшина.

В Кировской области существует множество красивых мест, где природа сохранилась в своем первозданном виде. Одним из таких тихих уголков считается бесцветочное Кувшинское озеро. Оно расположено в Санчурском районе. Водоем относится к тем немногочисленным карстовым озерам , сохранившимся на территории нашего края. По всей видимости, такое название оно получило из-за своей формы. Если смотреть с высоты, то очертания явно напоминают кувшин. Но некоторые все-таки связывают название с цветком. Кроме этого, озеро входит в тройку самых глубоких в области. Наибольшее расстояние до дна достигает 41 метра.

Много лет назад озеро и вовсе называлось Лобновым. А на его берегу, где сейчас стоит Михаило-Архангельская церковь, жили представители духовенства. Кстати, среди местных жителей сохранилась история появления храма, больше похожая на легенду. В те времена на месте озера был дремучий лес. На его опушке располагалась деревня с марийскими народами. Они все без исключения поклонялись языческим идолам. Поэтому приход православия на русскую землю обошел их стороной. В итоге в качестве наказания вся деревня и лес ушли под землю. Оставшийся котлован залило водой. На поверхности осталась лишь всплывшая икона с ликом Архистратига Михаила. Именно после этого события на берегу озера решили построить храм. До сих пор церковь носит имя святого, изображенного на той самой иконе.

Читайте также

В прическе Голунова нашли следы наркотиков

Журналист считает, что это лишь доказывает то, что обвинения против него сфабриковали

Вопрос дня: А какие штрафы вы бы вообще отменили?

Минюст сообщил, что запланированное ранее ужесточение наказаний за нарушение ПДД не будет резким и быстрым

«Влюбился безумно, страстно»: Мэр Георгиевска раскрыл подробности личной жизни

«Секс-скандал» с Максимом Клетиным оброс откровенными признаниями

Фотографии «Самой красивой страны» украсили «Сбербанк Онлайн»

Снимки финалистов фотоконкурса РГО стали анимированными и ими теперь можно делиться

В Юрмале пробки из «Бентли» сменились объявлениями русских о продаже жилья

Журналист «КП» Елена Кривякина разбиралась, как власти Латвии облапошили звездных эмигрантов из России и сами на этом погорели [Часть 3]

Спецкор «КП» Дарья Асламова в карантине из-за коронавируса: Муж требует, чтобы я летела к нему в Хорватию, но там тоже меня изолируют!

Наш журналист всю прошлую неделю передавала репортажи из охваченного эпидемией Пекина. А когда вернулась домой — попала в строгий карантин в Москве и столкнулась с кучей проблем

Чтобы не вернуться к России, Латвия убила свои советские заводы. А теперь просит компенсацию

Журналист «КП» Елена Кривякина проехала по прибалтийским республикам, чтобы убедиться — действительно ли там вытравляют все русское? И узнать, чего хотят от России сотни тысяч оставшихся там жить русских людей [Часть 2]

«Или кошки — или дети». Органы опеки забрали из семьи детей из-за бедности и потому что живут в деревне

Родители пытаются вернуть двух девочек в семью

Кто-то знает о коронавирусе больше, чем мы

Наш обозреватель о том, почему на фоне казалось бы незначительной угрозы приняты такие беспрецедентные меры безопасности

Народ выберет флотоводцев и мореплавателей для воплощения в Аллее героев в Кронштадте

Голосование стартует 1 марта на сайте кронштадт.рф

Почему российские новостройки могут превратиться в гетто

Решая квартирный вопрос мы рискуем невзначай наступить на чужие грабли

«Не успела дописать последнюю сказку»: скончалась бабушка-писательница из Екатеринбурга, которая продавала книги на морозе

Веры Сибиревой не стало на 91-ом году жизни

Михаил Горбачев о своем здоровье: Мне сделали две операции. Я принимаю все меры.

Наш обозреватель Александр Гамов поинтересовался самочувствием экс-президента СССР

Читать еще:  Как пользоваться мультипликаторной катушкой

Маршала Язова похоронили рядом с создателем АК-47 Михаилом Калашниковым

На траурную церемонию прибыло огромное количество офицеров, а также все руководство Министерства обороны

Топ лучших мест Великого Новгорода и Новгородской области

Великий Новгород: история России от Рюрика до Виктора Цоя

«Папа видится с сыном и даже купил ему телефон»: мама мальчика из реабилитационного центра рассказала другую версию скандала

Ваня Тупиков из социального учреждения вернулся к маме

Возрастная категория сайта 18+

Киву — самое опасное озеро в мире

Киву это крупное озеро в центральной Африке. Оно расположено на линии тектонического разлома, называемого Восточно-Африканская рифтовая долина, потому входит в 10-ку наиболее глубоких озер в мире. Кроме того, тут активно идут геологические процессы, связанные с разломом земной коры, такие как извержения вулканов и землетрясения.

На берегах африканского озера Киву проживает около 2 миллионов человек. Каждый день эти люди купаются в горячих источниках, ловят рыбу, катаются на лодках, словом, радуются жизни и даже не задумываются о том, что в любой момент их живописный водоем может превратиться в настоящего монстра и уничтожить все живое на расстоянии нескольких километров.

Главная опасность исходит от огромных запасов газов вулканического происхождения, накопленных в озере. Согласно исследованиям, на его дне скрывается около 65 куб. км метана и 256 куб. км углекислого газа, которые в совокупности способны вызвать глобальную катастрофу.

Киву – не единственное озеро в Африке, способное на смертельные извержения. На севере Камеруна лежат еще два водоема, которые уже убивали людей. В августе 1984 года местный фермер Ахабай Абду ехал на велосипеде по проселочной дороге, проходящей мимо озера Манун в вулканическом поле Оку. Неожиданно он увидел грузовую машину, вокруг которой были раскиданы трупы людей. Соседи, прибывшие на подмогу Абду, принялись собирать погибших, число которых составило 37 человек.

Первое время причина смерти людей оставалась загадкой. Два выживших, сидевших в верхней части грузовика, рассказали, что пассажиры попросту падали и умирали. Сначала погиб водитель, который вышел посмотреть, что случилось с его двигателем. Потом остальные, решившие выйти и посмотреть, почему он умер. Окрестные поселения охватила паника. Многие думали, что по региону распространилась инфекция, а некоторые пересказывали слухи о каком-то биологическом оружии.

Через несколько месяцев на озеро Манун прибыли ученые. Опросив местных жителей, они выяснили, что незадолго до катастрофы рядом с водоемом было замечено густое белое облако, от которого исходил запах пороха и тухлых яиц. Взяв лодку, специалисты выплыли на середину озера и взяли пробы воды. Оказалось, что на глубине вода перенасыщена газом. Диоксид углерода – опасный убийца, который и стал причиной смерти 37 человек.

Перед учеными стояла непростая задача – выяснить, каким образом газ поднялся к поверхности. Но прежде чем они сделали какие-то выводы, мир ошеломила еще одна катастрофа. В 1986 году со дна кратерного озера Ньос, расположенного на другой стороне вулканического массива Оку, поднялось смертельное облако, которое со скоростью 100 км/час спустилось в долину и уничтожило свыше 1700 человек.

Целые деревни заполнились трупами людей и домашнего скота. Многие умирали в своих постелях или во время приготовления пищи. Некоторые остались в живых, но впали в забытье, а проснувшись, увидели сцены ужасающих разрушений. Как и в случае с Манун, причиной смерти людей у озера Ньос стал диоксид углерода.

Что же произошло? Углекислота и метан в озере опускаются на глубину, где благодаря высокому давлению и низкой температура резко повышается растворимость газов. В придонных водах скапливаются огромные объемы газа.

Однако, это очень неустойчивое состояние, стоит случиться землетрясению, воды озера начнут перемешиваться, и произойдет то, что бывает когда открываешь бутылку газировки после интенсивного встряхивания. Из озера выбрасываются тонны углекислоты, а поскольку этот газ имеет плотность выше чем у воздуха, он слетится по поверхности земли и удушает все живое в округе.

Площадь Киву в 2000 раз превышает размеры Ньос, а на побережье живет около 2 миллионов людей. Когда специалисты принялись изучать Киву, оказалось, что концентрация двуокиси углерода в его водах не так высока. Можно было бы успокоиться… Но неожиданно ученые обнаружили в водоеме другой смертоносный газ, который делает Киву одним из самых опасных мест на планете. Метан! Оказалось, что озеро способно не только выпустить отравляющий газ, но и привести к катастрофичному взрыву. И для этого достаточно небольшой искры…

Когда власти Руанды услышали о существовании метана, поначалу эта новость не показалась им угрожающей. Однако доказательства вероятной опасности пришли из прошлого. Во время исследования Киву ученые взяли образцы донных отложений в озере и обнаружили, что ранее на нем уже происходили мощные взрывы. Считается, что катастрофа повторялась, по крайней мере, 5 раз с интервалом около 1000 лет.

После катастроф на Ньос и Мануне ученые установили в этих озерах вертикальные трубы, которые смешивают воду и приводят к подъему на поверхность малых порций ядовитых газов. С Киву дела обстоят иначе. Водоем слишком огромен – установка вытяжных труб будет стоить намного дороже. До сегодняшнего дня не был инициирован ни один план по снижению риска, поэтому 2 миллиона людей продолжают подвергаться смертельной опасности.

Кувшинское (Архангельское)

КУВШИНСКОЕ, с, центр ЗАОЗЕРСКОГО сельского округа и сельскохозяйственного кооператива «Заозерский».

Расстояние до центра р-на (пгт Санчурск) 14 км, дата основания — 1630 г., число жителей 220 чел. (2001 г. ).

По одной из версий название села происходит от формы озера (подобно кувшину) Лобаново (прежнее название Лобное — «высокое, известное всем»), на берегу которого расположено.

Раньше в селе жило одно духовенство, крестьяне — на другом берегу.

Заозерский округ — бывший черемисский край, согласно легенде мари пришли сюда в начале XVI в., поднявшись вверх по течению рек Большая Кокшага и Большой Кундыш. В конце I XVII в. началась христианизация мари, по храмозданной грамоте митрополита Казанского Андриана построена первая деревянная холодная церковь во имя Архангела Михаила. Согласно легенде один из мари-язычников увидел в прозрачных водах озера икону с ликом святого Михаила, воспринял это как предзнаменование, что надо принять христианскую веру. В 1688 г. заозерские мари подают челобитную Петру и Софье, в которой дают «полюбовное их согласие на содержание новопостроенной церкви и причта».

Ввиду позднего заселения русскими этих мест крестьяне были ка­зенными (государственные). В 1784 г. построена Знаменская теплая церковь. Архангельская церковь, каменная, построена в 1820 г. (ныне действующая), предыдущие деревянные разобраны, приход состоял из 18 селений (православные русские 3315, мари 578). В 1839 г. в селе открыто училище для первоначального обучения, в 1847 г. — церковно-приходская школа, в 1897—1898 гг. земская школа (125 учеников), в 1914—1916 гг. земские училища открываются в ЗИМНЯЧКЕ и РУССКОМ ТАРАСОВЕ (Арсибеково).

Согласно переписи населения 1926 г. деревни современного Заозерского округа входили в состав трех сельсоветов: Заозерского, Зимнячинского Санчурской волости и Абрамовского Кикнурской волости. Ныне в округе 10 населенных пунктов, число жителей 464 чел. В с. Кувшинское контора СХПК «Заозерский», медпункт (1890), отделение связи, магазин, Дом культуры (1985), библиотека (1979), школа, музей им. В. И. Ленина, в котором собраны экспонаты, макеты, выполненные руками детей (создатель музея В. В. Ложкин, несмотря на почти полную неподвижность, в 1951 г. окончил учительский институт, работал в Кувшинской школе, сын А. А. Ложкиной, удостоенной двух орденов Ленина). Заслуженный учитель России А. А. Ложкина, работала в школе 57 лет.

О храме

Что касается Михаило-Архангельской церкви, которая стоит недалеко от озера, можно сказать, на его берегу, то она построена в 1821 году. Небольшая, двухпридельная, исполнена в стиле классицизма, господствующего в то время. Очень люблю шпили на зданиях, поэтому очень порадовалась, увидев эту архитектурную деталь здесь, на двухъярусной колокольне. Сейчас на ней нет колоколов, забиты досками проемы звонницы, а когда-то, по воспоминаниям старожилов, здесь колокольный звон был чудный и разливался на многие версты, будучи слышным в Царёвосанчурске…

Конечно, в дореволюционные времена, Архангельская церковь была православным и культурным центром округи. В 1839 г при ней было открыто приходское училище, через 8 лет – церковно-приходская школа, а в 1897 г – земская школа. Храм, с виду простой, любили и украшали, его приход в начале 20 в составлял чуть больше полутора тысяч человек.

  • Подробные
  • Обзорные

Фотографии вблизи этого места с сайта

Права на фотографии принадлежат их авторам или владельцам

Правление колхоза Заозерский (Alex1281) Акушерско-фельдшерский пункт в с. Кувшинское (Шуркiт) Дом культуры (Alex1281) Церковь Михаила Архангела в с. Кувшинское (Шуркiт) Дом в Кувшинском (Alex1281) Дом в Кувшинском (Alex1281)

Список населённых мест Вятской губернии 1859-1873 гг.

«Книга Вятских родов» В.А.Старостина

Список населённых мест Вятской губернии 1905 г.

Список населённых мест Вятской губернии по переписи населения 1926 г.

Список населённых пунктов Кировской области 1939 г.

Список сельских населённых мест Кировской области на 1 января 1950 г.

Административно-территориальное деление Кировской области на 1 июня 1978 г.

Список населённых пунктов Кировской области по данным Всесоюзной переписи населения 1989 года

Административно-территориальное устройство Кировской области на 1 июня 1998 г.

Всероссийская перепись населения 2010 года

Государственный каталог географических названий (АГКГН)

Реестр зарегистрированных в АГКГН географических названий объектов на 18.11.2010. Кировская область

Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО)

Данные за 2014 год

Церковные приходы (общины) в этом населённом пункте (до 1-й пол. XX в.)

Храмозданные грамоты

Приходы Вятской епархии за 1872 г.

361. Архангельская в селе Кувшинском.

Построена в 1820 г., каменная. В ней два престола: в холодном храме во имя Архистратига Божия Михаила и во имя Знамения Божией Матери.

Причт состоит из священника, диакона на псаломщ. вакансии и дьячка. Казенных квартир не имеют. Во владении причта 156 дес. 2314 с. пахатной и сенокосной земли.

Приход простирается на 15 в. от церкви; к нему принадлежат 20 селений; прихожан 994 м. п. и 1124 жен., в том числе Черемис, в седми селениях, 301 м. п. и 364 ж.

Село Кувшинское от г. Вятки в 280 в. Ближайшия села: Сметанино в 6 в. и Галицкое в 10 в.

361. Архангельская въ селѣ Кувшинскомъ.

Построена въ 1820 г., каменная. Въ ней два престола: въ холодномъ храмѣ во имя Архистратига Божія Михаила и во имя Знаменія Божіей Матери.

Причтъ состоитъ изъ священника, діакона на псаломщ. вакансіи и дьячка. Казенныхъ квартиръ не имѣютъ. Во владѣніи причта 156 дес. 2314 с. пахатной и сѣнокосной земли.

Читать еще:  Толстолобик: тактика успешной ловли

Приходъ простирается на 15 в. отъ церкви; къ нему принадлежатъ 20 селеній; прихожанъ 994 м. п. и 1124 жен., въ томъ числѣ Черемисъ, въ седми селеніяхъ, 301 м. п. и 364 ж.

Село Кувшинское отъ г. Вятки въ 280 в. Ближайшія села: Сметанино въ 6 в. и Галицкое въ 10 в.

Церкви и часовни Вятской епархии за 1890 г.

Села и храмы Вятской епархии. Начало ХХ века

Приходы Вятской епархии за 1912 г.

6) Село Кувшинское – Архангельская церковь, каменная, построена в 1820 г.; расстоянием от гор. Вятки в 280 в., от г. Яранска в 56 в., от Царевосанчурска и от благоч. в 12 в.; причта но штату положено: 1 св., 1 диак. 1 пс.; дома у всех членов причта собственные; земли: усад., под церк., кладб. 4 д. 750 с., пах. 78 д. 74 с., сен. 40 д. 1840 с., лес. 22 д. 550 с., неудоб. 12 д. 1500 с.; братский денежный доход: свящ. 468 р. 30 к., диак. 312 р. 20 к., псал. 156 р. 10 коп.; прихожан: правосл. рус. 1617 м. п., 1698 ж. п., крещ. черем. 239 м. п., 239 ж. п.; руги собир. на весь причт до 100 пуд. ржи, 80 п. овса и 20 п. ячменя; приход оостоит из 18 селений, расстоянием 1 – 8 вер.

Село расположено в низменности на берегу озера: называемого «Лобаново», которое имеет в длину 400 саж., в ширину 230 саж.; местность безлесная. Вь селе живет одно духовенство, а крестьяне живут на противоположном берегу В селе церк.-приход. школа; в деревнях же школ нет. Прихожане занимаются земледелием. Медиц. пунк. – больница в г. Царевосанчурске: вол. правл. Пибаевское в 4½ в.; прист. парох. на реке Волге в 95 в.; ст. ж. д. в г. Котельниче в 180 вер. Село стоит на проселочной дороге.

В церкви имеются древния богослужебные книги, жертвованные от боярскего Милославского двора, именно: евангелие полулистовое, обложенное малиновым бархатом и украшенное по средине и по бокам сребряными чеканными изображениями, печатанное в Москве в 1685 году; триодь цветная, триодь постная и общая минея, печатанные в Москве в 1680 г. На первых листах в этих книгах сохранилась старинная запись, что они посланы в Архангельскую церковь села Кувшинского на вечное поминовение бояриня Иоанна Михайловича, Матроны и сродников. Есть в церкви и другия еще богослижебные книги, печатанные до 1800 г. Есть в церкви и чтимая икона С. Дрхистратига Божия Михаила, изображенная на камне или на кости, разлить трудно, вида темного, величиною в 1½ х 1 вер. Икона эта вложена в доску вышиною 7½ вер., шир. 6 вер. В этой же доске находятся такой же величины еще две иконы: Знамения Божией Матери и Благовещения Божией Матери, изображенная на меди. Икона Св. Архистратига Михаила находится в церкви более уже 200 лет. По народному преданию она явилась до основания села, потому почитается за явленную и чудотворную не только местными прихожанами, но и жителями окрестных сел.

6) Село Кувшинское – Архангельская церковь, каменная, построена въ 1820 г.; разстояніемъ отъ гор. Вятки въ 280 в., отъ г. Яранска въ 56 в., отъ Царевосанчурска и отъ благоч. въ 12 в.; причта но штату положено: 1 св., 1 діак. 1 пс.; дома у всѣхъ членовъ причта собственные; земли: усад., подъ церк., кладб. 4 д. 750 с., пах. 78 д. 74 с., сѣн. 40 д. 1840 с., лѣс. 22 д. 550 с., неудоб. 12 д. 1500 с.; братскій денежный доходъ: свящ. 468 р. 30 к., діак. 312 р. 20 к., псал. 156 р. 10 коп.; прихожанъ: правосл. рус. 1617 м. п., 1698 ж. п., крещ. черем. 239 м. п., 239 ж. п.; руги собир. на весь причтъ до 100 пуд. ржи, 80 п. овса и 20 п. ячменя; приходъ оостоитъ изъ 18 селеній, разстояніемъ 1 – 8 вер.

Село расположено въ низменности на берегу озера: называемаго «Лобаново», которое имѣетъ въ длину 400 саж., въ ширину 230 саж.; мѣстность безлѣсная. Вь селѣ живетъ одно духовенство, а крестьяне живутъ на противоположномъ берегу Въ селѣ церк.-приход. школа; въ деревняхъ же школъ нѣтъ. Прихожане занимаются земледѣліемъ. Медиц. пунк. – больница въ г. Царевосанчурскѣ: вол. правл. Пибаевское въ 4½ в.; прист. парох. на рѣкѣ Волгѣ въ 95 в.; ст. ж. д. въ г. Котельничѣ въ 180 вер. Село стоитъ на проселочной дорогѣ.

Въ церкви имѣются древнія богослужебныя книги, жертвованныя отъ боярскяго Милославскаго двора, именно: евангеліе полулистовое, обложенное малиновымъ бархатомъ и украшенное по срединѣ и по бокамъ сребряными чеканными изображеніями, печатанное въ Москвѣ въ 1685 году; тріодь цвѣтная, тріодь постная и общая минея, печатанныя въ Москвѣ въ 1680 г. На первыхъ листахъ въ этихъ книгахъ сохранилась старинная запись, что онѣ посланы въ Архангельскую церковь села Кувшинскаго на вѣчное поминовеніе бояриня Іоанна Михайловича, Матроны и сродниковъ. Есть въ церкви и другія еще богослѵжебныя книги, печатанныя до 1800 г. Есть въ церкви и чтимая икона С. Дрхистратига Божія Михаила, изображенная на камнѣ или на кости, разлить трудно, вида темнаго, величиною въ 1½ х 1 вер. Икона эта вложена въ доску вышиною 7½ вер., шир. 6 вер. Въ этой же доскѣ находятся такой же величины еще двѣ иконы: Знаменія Божіей Матери и Благовѣщенія Божіей Матери, изображенная на мѣди. Икона Св. Архистратига Михаила находится въ церкви болѣе уже 200 лѣтъ. По народному преданію она явилась до основанія села, потому почитается за явленную и чудотворную не только мѣстными прихожанами, но и жителями окрестныхъ селъ.

Лежнинское озеро

Лежнинское озеро находится в Кировской области, в Пижанском районе. Озеро небольшое, но глубокое. Оно имеет размеры около 250 метров в длину и 200 в ширину, является самым глубоким в области. Глубина озера достигает 40 метров, резкий обрыв начинается на глубине около 15 метров. Озеро находится на 6–8 метров выше уровня реки Елёвки. Лежнинское является региональным природным памятником.

С происхождением озера связана легенда. Согласно ей, Лежнинское озеро образовалось около 400 лет назад. Ночью жителей соседних деревень разбудил страшный шум, земля уходила из-под ног. В центре котловины оказалась деревянная часовня. Обвал быстро наполнился водой. Вместе с часовней, на дне озера оказался и священник. Говорят, что рыбаки еще долго вылавливали черные бревна часовни. До сих пор местные верят в священника, который ходит ночами по деревне и слышат колокольный звон со дна озера.

Ученые объясняют почти идеально круглую форму озера особенностью его происхождения. Согласно главенствующей версии это карстовое озеро образовалось в результате обвала подземной пещеры. Другая гипотеза гласит, что Лежнинское озеро — это метеоритный кратер.

Марийцы считают Лежнинское озеро местом силы. В древности здесь проводились языческие обряды. Воду из озера марийцы считают способной исцелять болезни. С ними соглашаются и ученые. Вода в озере имеет высокую плотность из-за насыщения разнообразными минералами. Поэтому сюда приезжают марийцы даже из дальних районов. Местные жители называют Лежнинское озеро своим Красным морем и утверждают, что не смотря на большую глубину в озере ни разу никто не утонул.

Рыбалка на Лежинском озере

Рыбаков на Лежинское озеро привлекает обилие щуки и плотвы. Еще один трофей охотников — речные раки, множество которых выползают на берега озера ночью в теплую погоду. Любители порыбачить на глубине могут взять лодку в пункте проката. На Лежнинском озере достаточно много отдыхающих, поэтому рыбачить лучше ночью или рано утром. Среди рыбаков ходит легенда о гигантской щуке Лежнинского озера. Говорят, она может проткнуть резиновую лодку. А сети, будто порванные снарядом, на самом деле не раз доставали местные рыбаки.

Популярно Лежнинское озеро не только у рыбаков, но и у дайверов. Вода здесь очень прозрачная, видимость достигает 11 метров. Температура в толще воды почти всегда составляет +4 °C, летом верхние слои прогреваются до +16…+17 °C. Озеро имеет богатый животный и растительный мир, так что любителям подводного плаванья будет чем полюбоваться. И, конечно, все дайверы хотят найти таинственную затопленную часовню.

Отдых

Лежнинское озеро — пожалуй самая известная и популярная природная достопримечательность Кировской области. Озеро очень живописное, вокруг него высажены молодые ели и сосны, которые наполняют воздух прекрасным полезным ароматом. Местные пейзажи радуют глаз как в солнечную погоду, так и под тенью туч.

У берегов вода в озере зеленая или бирюзовая. Дно песчаное, в некоторых местах есть тонкий слой белого известкового ила. На больших глубинах озеро имеет изумрудно-синий цвет.

В теплое время года множество туристов останавливаются на берегу озера с палатками. Гостевых домов, баз отдыха здесь нет. Однако для удобства «диких» туристов по берегам обустроены скамейки, столы, костровища, есть удобные спуски к воде. Приезжая сюда на отдых, берите дрова с собой, сухих старых деревьев и веток в окрестном лесу почти нет. Купаться в озере можно, чистая вода и удобные берега этому способствуют. Вот только вода будет весьма прохладной даже в разгар лета.

Поблизости от озера есть еще несколько природных достопримечательностей. Речка Елёвка вытекает из озера и живописно бежит по окрестным лесам. С высоты её изгибы напоминают символ «инь-ян». Также неподалеку бьет святой источник. Найти его можно на левом берегу речки, напротив заброшенной деревни Мокрецы. В восьми километрах к западу от озера можно посетить раскопки Ижевского городища. Здесь изучают культурные слои VII — IV в. н. э. В соседнем Горском городище обнаружены средневековые артефакты.

Как доехать до Лежнинского озера

В общей сложности дорога от Кирова до озера займет около трех часов.

На машине двигайтесь от Кирова до Советска прямо по Советскому тракту около двух часов. Далее в Советске продолжайте движение прямо, по улице Строителей. На выезде из Советска с левой стороны вы увидите АЗС. Здесь соединяются две трассы, двигайтесь по той, что идет прямо. Затем проезжайте еще около 25 километров по трассе Советск-Пижанка, далее сверните направо. После чего вас ждет девять километров дороги с плохим асфальтовом. После поверните налево, в поле. Чуть дальше, чем через три километра вы подъедете к развилке. Выбрать можно любое направление. Слева берег менее удобный, крутой и высокий, к воде ведут ступеньки. Справа можно отдохнуть на более пологом берегу. Дорога от Советска до займет около часа.

Добраться до озера на общественном транспорте не получится.

Источники:

http://www.adsl.kirov.ru/projects/articles/2016/04/10/dalekoe-kuvshinskoe-selo-ozero-khram/
http://vk.com/topic-50420307_27833521
http://www.kirov.kp.ru/daily/26621.7/3638329/
http://pikabu.ru/story/kivu__samoe_opasnoe_ozero_v_mire_5894424
http://rodnaya-vyatka.ru/places/95592
http://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/kirov/lakes/33509

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector
×
×