1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мокша

МОКША

МОКША (санскр. mokṣa, от глагольного корня «тис» – оставлять, покидать, освобождаться, через дезидератив «мокш» – желать освобождения) – в индийской религиозно-философской традиции – окончательное освобождение от сансары [САНСАРА],т.е. дурной бесконечности все новых и новых рождений. Мокша как одна из четырех целей человеческой жизни (см. Пурушартха [ПУРУШАРТХА])превосходит три остальные (артху, или материальное благополучие, каму, т.е. чувственные радости, и дхарму, или морально-религиозный закон) и тем самым отменяет их; она предполагает выход из-под власти кармы. Представление о мокше сложилось уже в Упанишадах, а затем было окончательно оформлено в философских даршанах.

С точки зрения ньяя-вайшешики [НЬЯЯ-ВАЙШЕШИКА]мокша, называемая также «апаварга», представляет собой отказ от каких бы то ни было свойств или характеристик опыта; душа при этом освобождается от всяких уз, связывающих ее с телом, т.е. от любых ощущений и переживаний. К мокше можно прийти через постижение сущности категорий и следование этическим нормам, вместе с тем мокша здесь отнюдь не означает полного разрушения индивидуального «Я». Для пурва-мимансы [ПУРВА-МИМАНСА]мокша – это «высшее благо» (нихшреяса), обычно отождествляемое с достижением «неба» (сварга); обретение такого блага зависит от неуклонного следования предписаниям Вед (видхи), более того, движение к мокше уже заранее определено внутренней энергией становления (бхавана), проявляющейся в императивных командах ведического откровения. В учении санкхьи [САНКХЬЯ]мокша понимается как разделение сознания (см. Пуруша [ПУРУША])и первоматерии (см. Пракрити [ПРАКРИТИ]);это возвращение Аммана,или Пуруши, в свое изначальное чистое (кайвалья) состояние, когда он перестает ложно отождествлять себя с образованиями Пракрити, в т.ч. и с эмоционально-психическими особенностями личности.

Наиболее последовательно трактует мокшу в духе учения Упанишад адвайта-веданта Шанкары,Мокша здесь – это реализация истинной сущности Атмана, иначе говоря, внезапное постижение адептом абсолютного тождества Атмана и высшего Брахмана. Подобно пурва-мимансе, адвайта также считает опору на Веды принципиально важной для освобождения, однако в учении Шанкары акцент смещается с непреложных команд и ритуальных предписаний на т.н. «великие речения» (маха-вакья): «Ты еси То» (Брихадараньяка-уп. III.9; Чхандогья-уп. VI.8.7), «Этот Атман есть Брахман» (Брихадараньяка-уп.,2.5.19) и др.; эти речения лишены прагматической ценности, они никуда не ведут и никого не воспитывают, они лишь помогают сменить угол зрения, подводя адепта к моменту, когда для него окажется возможным внезапный переворот и прорыв к истинной реальности. С точки зрения адвайты накопление «благой заслуги» (пунья) – это всего лишь предварительное условие, необходимое, но отнюдь не достаточное для достижения мокши. Тот, кто платит аскезой, благочестием или любовью, получает всего лишь «благую долю» (бхага) в новом рождении, это не более чем способ ориентации в мире кармы, не выводящий за ее пределы. По словам Шанкары, «все эти обряды и средства, ношение священного шнура и тому подобное, полностью отделены от постижения единства с высшим Атманом» («Упадеша-сахасри», 1.30). Если в вишишта-адвайте Рамануджи душа постепенно продвигается к освобождению, накапливая знания, опираясь на собственные благие поступки и помыслы, а также на любовь и помощь персонифицированного Бога-творца Ишвары [ИШВАРА],то в адвайте любые вспомогательные средства оказываются недостаточными и ущербными, ничем не помогая адепту в достижении мокши. Потому-то, с точки зрения Рамануджи, даже после выхода из сансарного круга перерождений душа преображается, но сохраняет свою индивидуальность – своего рода сжатую историю своих прежних рождений, между тем как для Шанкары мокша, тождественная высшему Брахману, абсолютно противопоставлена эмпирическому миру, а реализация освобождения предполагает снятие индивидуальных особенностей личности. Мокша в адвайте определяется лишь апофатически, через снятие всех свойств и характеристик; она «не-двойственна» (адвайта) и «лишена качеств» (ниргуна). Вместе с тем, в отличие от буддийской нирваны [НИРВАНА],обретение мокши в адвайте – это «достижение уже достигнутого» (праптасья прапти), иными словами, освобождение не просто задано как «цель человека» (пурушартха), к которой следует стремиться; мокша, тождественная высшему Брахману и чистому Атману, «пред-шествует» эмпирическому миру и предполагает его. В отличие от относительной реальности вселенной, освобождение реально абсолютно, и потому оно существует до и помимо всей иллюзорной игры творения (см. Лила [ЛИЛА], Майя [МАЙЯ]).

Несмотря на крайний радикализм санкхьи и особенно адвайта-веданты в их подходе к мокше, именно эти два учения разделяют идею, касающуюся практической реализации освобождения. В отличие от прочих ортодоксальных школ индийской философии, они допускают возможность т.н. освобождения при жизни (дживанмукти). Согласно этому представлению, мокша отменяет действие всей кармы, связывающей данного индивида, за исключением той, что уже начала «приносить плод» (прарабдха-карма), иначе говоря, той кармы, инерция которой уже действует. В этом случае адепт, достигший освобождения, сохраняет свое тело вплоть до естественной смерти, вместе с тем уже не чувствуя себя связанным этим телом. На этой стадии атман уже осознает себя как сакшин, т.е. внутренний свидетель актов восприятия и действия, отличающий себя от соответствующих ментальных функций. Ему больше не приходится заботиться о сообразовании своего поведения с моральными и религиозными нормами: те не имеют над ним никакой власти, но теперь чистота и благо сопровождают его без каких-либо специальных усилий. Прочие ортодоксальные школы полагали, что полное освобождение возможно лишь при «сбрасывании тела» после смерти (концепция видеха-мукти – освобождение без тела).

Литература:

1. Panikkar R. The Vedic Experience. Poona, 1958;

2. Ramachandra Rao S.K. Jīvanmukti in Advaita. Candinagar, 1979;

3. Oberhammer G. La Delivrance, des cette vie (jīvanmukti). P., 1994.

Мокша (народ)

Всего: 296 904 [1]
Россия :

Мокша́не (мокш. Мокшет ) — официально этническая группа мордвы, говорящая на мокшанском языке волжско-пермской подгруппы [3] . Считают себя отдельным народом [4] . По данным микропереписи 1989 в республике Мордовия 180 тыс. мокшан, остальные проживают за её пределами, в различных областях и республиках Поволжья и Сибири. Крупные диаспоры мокшан также существуют в Эстонии, Австралии, Соединённых Штатах Америки. Большинство мокшан исповедуют православие, есть также лютеране и приверженцы традиционной дохристианской системы верований мокшень кой. Отдельной этнической группой мокшан являются каратаи, проживающие в Камско-Устьинском районе республики Татарстан [5] . Говорят на татарском диалекте с мокшанским субстратом [6] .

Содержание

Численность

Численность мокшан на территории Российской Федерации впервые приводит перепись 1926 г. и она составляет 392,4 тыс. [8] По данным переписи 1989 г. только в республике Мордовия насчитывалось более 180 тыс. человек. По данным Ethnologue за 2000 г. численность мокшан составляла 296,9 тыс. чел. [9]

Читать еще:  Осиновое озеро

Историческая территория проживания мокшан — западные районы современной Мордовии, Тамбовская и Пензенская области, восток и северо-восток Рязанской области.

Древняя история

Андрофаги, которых отождествляют с племенами Городецкой культуры, в частности с предками мокшан, впервые упоминаются у Геродота [10] [11] Он же описывает скифо-персидскую войну 516—512 г. до н. э., которая затронула всё население Поволжья того времени. Вытеснившие скифов сарматы пришли как завоеватели и подчинили себе часть мокшанских кланов, однако вследствие своей малочисленности не смогли далеко распространить свою власть [12] . В I—II тысячелетиях н. э. анты, славяне и мордва были самыми мощными и многочисленными народами Восточной Европы [13] . В конце IV в. н. э. значительная часть мокшан присоединилась к гуннскому союзу [13] , они участвовали в разгроме Остготского королевства в 377 г. н. э. [13] а затем достигли Паннонии. Снаряжение боевого коня у мокшан, в частности удила и псалии совпадают с ранними образцами конского снаряжения гуннской эпохи, их аналоги найдены также в памятниках Восточной Европы и Кавказа [14] . В источниках XIII века мокшане упоминаются среди тогдашнего населения Паннонии и Богемии [15] . Мокшанские княжества Окско-Донского междуречья в этот период находились в союзе с гуннским государством Гунивар [13] . В царствование Аттилы паннонские мокшане были частью его войска в походе на Рим. Археологические данные подтверждают [13] , что границы мокшанских земель не менялись с IV по VIII век н. э. К этому периоду относят [13] [16] время золотого века и правление легендарного Тюштеня, вставшего во главе союза, объединявшего мордовские племена и, вероятно, другие восточно-финские народы [17] . Около 450 года н. э. мокшане формируют союз с аланами в Поволжье [18] , известный впоследствии под именем буртасы [19] .

История средних веков

В IX веке Буртасское княжество становится вассалом Хазарского каганата. [20] В 965 году, как свидетельствует Ибн-Хаукаль, князь Святослав I нанёс удар по союзникам хазар, взял Саркел, Булгар и вышел к Семендеру [21] . Двумя годами позже он взял Итиль [22] . К началу X века царь Волжской Болгарии Алмуш сосредоточил в своих руках сбор и уплату хазарской дани. Приняв ислам, он заручился поддержкой багдадского халифа Муктадира и основал торговую факторию в устье Оки [23] . В связи с этим в 985 году киевский князь Владимир предпринял поход на Булгар. В 1006 году между князем Владимиром и царём Алмушем был заключён договор о торговле и на Волге установился «вечный мир», продлившийся 80 лет [24] . В 1120 году возобновилась борьба за устье Оки и эрзянскую крепость Обран ош [25] . В 1220 владимирский князь Юрий предпринял поход на Ошель и потребовал сокращения влияния булгар на Пургасову Русь, с которой они находились в союзе. В 1221 году Обран ош был сожжён владимирскими князьями, а ниже по течению основан Нижний Новгород. Пургас и Пуреш находились в состоянии постоянной войны, при этом Пургас рассчитывал на поддержку булгарского хана, в то время как Пуреш являлся ратником князя Юрия [26] . В 1229 году булгары выступили в поход против царя Пуреша, однако узнав о разграблении Пургасовой Руси владимирскими князьями, повернули назад. В 1230 Пургас вновь осадил Нижний Новгород, но был отбит, а вслед за этим сын Пуреша Атямас вместе с половцами предпринял опустошительный поход на Пургасову Русь [27] .

Согласно свидетельствам Рашид ад-Дина 4 сентября 1236 года сыновья Джучи Бату, Орда и Берке, сын Угедей-хана Кадан, внук Чагатая Бури и сын Чингиз-хана Кулькан объявили войну мокше, буртасам и эрзе, каждый из них стоял во главе тумена. Война закончилась 23 августа 1237 поражением мокшан в битве у Чёрного леса недалеко от границы c Рязанским княжеством [28] [29] . Между мокшей и монголами был заключён военный союз, по которому царь Пуреш во главе своего войска в качестве союзника и вассала должен был присоединиться к монголам в их походе на запад. В начале 1241 года монгольское войско перешло через Карпаты и вторглось в Польшу. Роджер Бэкон в своей работе Opus majus [30] упоминает, что мокшане находились в авангарде монгольского войска и участвовали во взятии Люблина и Завихоста. По утверждению Бенедикта Полоне мокшанское войско понесло значительные потери во время взятия крепости Сандомир в феврале и Кракова в марте того же года. По свидетельству Гийома де Рубрука и Роджера Бэкона, мокшане тайно вели переговоры с немцами и богемами и ждали случая перейти на их сторону, так как с их помощью надеялись избавиться от навязанного им союза с Бату. [31] . Предположительно 8 апреля Пуреш тайно встретился с Генрихом Благочестивым и сообщил об утреннем выступлении монголов и о своём намерении перейти на сторону силезов [32] . В тот же день Пуреш заявил Субэдэю, что его воины устали и выступить утром не смогут. Субэдэй узнал о заговоре и предложил войску Пуреша сдать оружие и располагаться на отдых, однако ночью по его приказу сам Пуреш и часть его войска были перебиты спящими, остальные бежали [33] .

Здоровье и йога

Проявленные жизни индивидуального сознания называют колесом – колесом сансары, колесом жизни и смерти, колесом бесконечных рождений и смертей. Когда возникает желание, сознание просыпается и начинает совершать действия по осуществлению своих желаний. Когда отведенная энергия заканчивается, тело умирает, а сознание засыпает и набирается сил до следующего рывка (рождения).

Согласно представлениям древних, если желание исполняется, после смерти физического тела индивидуальное сознание испытывает удовлетворенность и отдыхает в так называемом раю – небесном пространстве. Там его посещают новые мысли и видения, обусловленные опытом прошлых воплощений, формирующиеся в желания, побуждающие его снова рождаться.

Если желание не исполняется, а тело умирает, ум продолжает терзаться и изводить себя, пребывая в так называемых демонических мирах, пока наконец не получит возможность снова воплотиться в теле и реализовать свои желания.

Когда истощается сама сила желать, либо вследствие разочарования (все во внешнем мире, что приходит, рано или поздно уходит), либо вследствие пресыщения, приходит мокша или освобождение.

Мокша. Выход из колеса сансары

Мокша – не просто смерть физического тела. Это путь назад, к Источнику, к Истине. Мокша может случиться и при жизни материального тела. Мокша – это освобождение от обусловленностей того или иного иллюзорного видения реальности. Только после мокши расцветает настоящая жизнь или истинное творчество.

Мокша начинается тогда, когда человека перестает удовлетворять его материальная и социальная жизнь, и он начинает искать что-то еще, что-то еле уловимое, не оформленное, не понятное, но это что-то не даст покоя, пока не будет найдено.

Человек обращается к религии, разочаровываясь, начинает заниматься практиками так называемого духовного роста, посещать места паломничества, искать учителей и т.д. и т.п. до бесконечности, но облегчение наступает все равно лишь временное. «От себя не убежишь». И когда он это осознает, осознает, что вся проблематика, вся драма его жизни кроется в нем самом, начинается путь к освобождению.

Читать еще:  Рыбалка в Калининградском заливе с Артемом Ефимовым

Никакие учителя, практики, пути не могут дать истину. Они лишь указывают на нее.

Освобождаются те, кто сумел пройти свой личный ад, посмотреть в лицо своим страхам, осознать и принять свою тень и, тем самым, собрать все разрозненные частицы своей собственной души. Перец жжет только, когда он один. Когда его добавляют в пищу в нужном количестве, он придает пикантность и своеобразие. Также и с человеком. Чем больше отрицать и закрывать глаза на свои теневые стороны, тем они чернее, больше и страшнее кажутся. Но когда оборачиваешься и смотришь на них, весь их ужас улетучивается в одночасье, и кровожадный зверь превращается в милое животное.

Путь к освобождению – это путь страдания и очищения. Страдает и очищается ум, которому приходится расставаться со всеми своими иллюзиями о праведной и неправедной жизни, о благородстве и бесчестии, о грехе и добродетели, о черном и белом, о правильном и неправильном. Одним словом со всеми своими представлениями о мире, людях и даже самоидентификации. «Кто ты?» — основной вопрос пути освобождения. Пока ответы находятся – человек в плену ума. Когда ответы иссякают, ум переключается в иное состояние сознания вне концепций, рационализаций, обусловленностей и поисков. Это и есть проблеск Мокши.

Освобождаются те, кто смог разглядеть Себя сквозь покровы представлений, определений, разрозненных субличностей. Когда подобное видение становится определяющим, случается Мокша. И с этого момента человек перестает быть ограниченным сознанием, и его жизнь превращается в Лилу.

Автор статьи — Лариса Семиколенова
Редактирование и публикация материала — Сергей Чернов

Рекомендуем к просмотру

Эрзя и мокша. Чем на самом деле различаются два мордовских народа

Здравствуйте, дорогие мои любители этнографии! Сегодня мы с вами поговорим о мордовском народе — одном из многих финно-угорских народов нашей великой России.

Как я выяснил, далеко не все знают: мордовский народ делится на два довольно отличные друг от друга крупных субэтноса, эрзя и мокша .

Порой двуединую ситуацию эрзя и мокша этнографы сравнивают с положением соседних луговых и горных мари. Но различия среди эрзя и мокша , по моему мнению, гораздо больше.

Вот еще что надо сказать. Кроме эрзя и мокша у мордовцев имеются еще субэтносы, более малые. Это — шокша: эрзя, попавшие под сильное культурное влияние мокша. Каратаи — мокшане, по историческим причинам принявшие татарский язык. Терюхане — сильно русифицированные еще сто-двести лет назад эрзя.

Любопытно, что общего этнического самоназвания (как и самосознания) у эрзя и мокша нет и никогда не было . Мордовцы — чисто русское наименование этих народов, возможно иранского корня оно.

Как мы видим на карте, эрзя заселяет восток современной Мордовии. А вот за эрзя — центр и запад региона. Столица же республики замечательный город Саранск лежит ровно посередине этнических территорий эрзя и мокша .

В древности мокша и эрзя не женились друг на друге. Даром, что рядом жили. И даже нередко воевали! Бытуют среди мордовцев легенды о том, как яростно сражались друг против друга эрзянский богатырь Пургаз и мокшанский силач Пуреш. Окончательный мир между эрзя и мокша воцарился лишь когда два народа вошли в состав Российской державы.

Мокшу и эрзю объединили кстати, только при СССР в 1920-е годы . Сперва коммунисты планировали создать Эрзя-Мокшанскую республику . Но потом выяснили, что окрестные русские часто называют оба народа мордовцами. Так и стала республика Мордовия. В 1990-е не раз поднимался вопрос о переименовании Мордовии в эту самую Эрзя-Мокшанию . Но далее разговоров дело так и не ушло.

Эрзя и мокша говорят на разных языках , пусть и родственных друг другу, но не особо взаимопонятных. Лингвисты полагают, единый для эрзя и мокша мордовский язык распался еще в V веке нашей эры! Нынешний эрзянский богат на заимствования из русского. А мокшанский, кроме русского, взял немало слов из соседних тюркских, татарского и даже чувашского.

По внешности обитатели лесостепи мокша — крепкие, приземистые, широколицые .

А вот чистые лесовики эрзя — высокие, с тонкими лицами, часто с голубыми глазами и светлыми волосами. За что их этнографы прошлых лет периодически пытались зачислить то в германцы, то в славяне.

Есть еще немалые различия в исконных верованиях двух народов .

Язычество эрзя уцелело в веках. А вот мокшане по каким-то причина свои исконные языческие верования утратили, став более православными. Хотя в последние годы мокша кое-что восстановили — обзавелись собственным неоязычеством Мокшень кой .

yarodom

Мы родом .

Летопись: Люди, места, события, свидетельства

Русский финно-угорский народ — мокшане
Мифы и легенды

Не знаю, правильно ли я употребил слово русский, но в этногенезе славян участвовали и финно-угры, мы всю жизнь живем вместе, исповедуем одну религию и лично у меня нет причин нас как-то делить на разные народы, как и карелов, ингерманландцев и так далее. Мы давно уже один народ.

По данным переписи 1989 в республике Мордовия проживало 180 тыс. мокшан, остальные проживают за её пределами, в различных областях и республиках Центральной России, Поволжья и Сибири. Крупные диаспоры мокшан также существуют в Эстонии, Австралии, США. Большинство мокшан исповедуют православие, есть также лютеране и приверженцы традиционной религии (мокшень кой).

Согласно свидетельствам Рашид ад-Дина 4 сентября 1236 года сыновья Джучи Бату, Орда и Берке, сын Угедей-хана Кадан, внук Чагатая Бури и сын Чингиз-хана Кулькан объявили войну мокше, буртасам и эрзе, каждый из них стоял во главе тумена. Война закончилась 23 августа 1237 поражением мокшан в битве у Чёрного леса недалеко от границы c Рязанским княжеством. Между мокшей и монголами был заключён военный союз, по которому царь Пуреш во главе своего войска в качестве союзника и вассала должен был присоединиться к монголам в их походе на запад. В начале 1241 года монгольское войско перешло через Карпаты и вторглось в Польшу. Мокшане находились в авангарде монгольского войска и участвовали во взятии Люблина и Завихоста.

Во время осады крепости Сандомир в феврале и Кракова в марте 1241 мокшане терпят значительные потери. Накануне битвы при Легнице Пуреш тайно ведёт переговоры с Генрихом Благочестивым о переходе на сторону немцев и богемов, надеясь выйти из под власти Батыя при их поддержке. После тайных переговоров 8 апреля 1241 года Пуреш отказывается воевать с немцами, ссылаясь на большие потери и говорит Субэдэю, что его воины устали. Субэдэй велит отвести мокшанское войска в тыл на отдых и сдать оружие вставшим на их место. Воинам Пуреша он обещает дать новое оружие, которое доставляли обозами из тыла. В ночь на 9 апреля монголы перебили многих из них спящими. Первыми были убиты каназор Пуреш и его сын Атямас.

Те, кому удалось бежать, вернулись в земли мокшан и сообщили Нарчатке, дочери Пуреша, о том, что произошло. Нарчатка, во главе собранной ей армии, опустошила тылы монголов. В ответ монголы осадили основные силы мокшан в Золотаревском городище.

Читать еще:  Лужа

На месте сражения вблизи нынешней Золотарёвки обнаружено более 2000 экземпляров наконечников стрел, несколько сотен деталей сабельного оружия и фрагментов защитных доспехов и тысячи предметов конского снаряжения. Кроме того, найдено много изделий из серебра, золота, свинца.

Осада крепости, по мнению исследователей, была непродолжительной, так как оказались не использованы запасы зерна и животных в крепости, а деревянные строения были сожжены. У стен крепости имеются многочисленные следы конных стычек между завоевателями и защитниками. Как это было принято, после штурма основная масса оружия была собрана, но даже то, что осталось, позволило исследователям определить не только время сражения в 1237 году, но и установить, что в нем принимали участие представители самых разных племен и народов. Со стороны монголов это были различные, в основном тюркские, племена, а со стороны защитников – булгары, буртасы, мокша, русские, кыпчаки и енисейские кыргызы.

Благодаря конскому снаряжению удалось установить, что ведущее место в отряде защитников занимали енисейские кыргызы (на жаргоне археологов «аскизы») — выходцы из Хакасско-Минусинской котловины, где в это время существовала аскизская культура, почти за 3000 км от Посурья.

О том, что произошло на Золотарёвском поселении в последние часы его существования, свидетельствуют такие факты, как огромная площадь разбросанных на поверхности человеческих костей. Согласно исследованиям, территория, на которой произошла военная катастрофа, выходит далеко за пределы крепости. Останки убитых были обнаружены на площади более 60 тысяч квадратных метров. Причем останки людей в большом количестве встречаются не только в поле, но и на крепостных стенах и внутри взятого штурмом городища. Среди костей было найдено много предметов вооружения и конской сбруи. В раскопках найдены кости с воткнутыми в них наконечниками стрел, рубленые черепа, а на крепостной стене — останки воина с булавой. Погибшие воины и жители городища остались не захороненными, что, вероятно, связано с уничтожением не только этого, но и всех окружающих поселений. Такое тотальное уничтожение поселения связано с тем, что его жители, по-видимому, оказали упорное сопротивление.

Мокша – это высшая цель существования в философии индуизма

История возникновения и развития индуизма уводит нас вглубь веков. Имея в своих истоках священные восточные писания и Веды, это учение, многоплановое в своей основе, сформировалось приблизительно за пять тысячелетий до наступления нашей эры, но актуально и по сей день. Данная религиозная философия включает в себя множество абстрактных понятий, одним из которых является «мокша». Это особое состояние освобождения души и осознание ею своей изначальной непорочной сущности.

Иллюзорная реальность

Согласно данному учению, человек, отождествляя душу с телом и материальным миром, в котором она пребывает, принимает себя за того, кем на самом деле не является. Поэтому он находится во власти майи, скованный её цепями. Данное слово переводится как «не это», то есть обман, неверное восприятие действительности. Чтобы осознать, что такое мокша в философии индуизма, необходимо понять суть видимой глазами и воспринимаемой другими органами чувств реальности.

Материальный мир порождается высшей духовной энергией и есть лишь её трансформация, то есть отражение чего-то действительного, что осознаётся как несуществующее. А вместо этого иллюзорное кажется реальней настоящего, хотя на самом деле истиной является лишь единство чистого духа с энергией божества и высшим совершенством.

Конец цепи перерождений

Пока душа (атман) не осознает свои заблуждения, она оказывается прикованной к миру так называемого обусловленного бытия, проходя одно за другим мириады мучительных перерождений и тяжких болезненных смертей, то есть находится в карусели сансары. Она не понимает, что бренному слишком далеко до истинного величия красоты и совершенства царства, где правит свободная мысль. Индуизм сравнивает плоть с оковами, а тленный, приходящий, вечно меняющийся и непостоянный мир — с нераспустившимся цветком, чьи характеристики могут быть только скрытыми и потенциальными.

Захваченные в плен собственными пороками, отравленные гордыней, души отвергают законы божественного предопределения, хотя рождены для высокой радости и беспредельной благодати. Они по-настоящему не понимают, что такое мокша. Определение этому понятию в индуизме даётся однозначное: осознание сущностью тождественного единения с Брахманом (Абсолютом – источником жизни), выражающееся состоянием полного блаженства (сатчитанандой).

Чем отличается мокша из нирваны

Конец череды перерождений приходит и с достижением нирваны. Но чем же отличаются это два состояния? Последнее является высшей целью стремления в буддизме. Это восточное религиозном учении, имеющее с индуизмом глубокие общие корни и сходные черты, но и существенные отличия. Буддизм стремится к духовному пробуждению и просветлению, в нём не существует богов, а только постоянное самосовершенствование. В принципе, указанная философия, являясь скрытым атеизмом, просто не может верить в слияние души с высшим разумом, в то время как мокша это именно подразумевает. Состояние нирваны считается, по сути, уничтожением страдания и достигается обретением высшего совершенства. Буддистские тексты не дают точных определений данному понятию. С одной стороны, получается, что это утверждение собственного «Я», а с другой – доказательство его полного реального несуществования, вечная жизнь и самоуничтожение одновременно.

Различие трактовок

Мокша в философии индуизма представляется во множестве трактовок, которые дают различные направления этого религиозного учения. Самая многочисленная по количеству последователей ветвь этой религии — вайшнавизм — утверждает, что при достижении данного состояния душа становится преданным и благодарным слугой Высшей Сущности, которая именуется, опять же, по-разному. Её называют Нараяной, Рамой, Кришной и Бхагавана Вишну. Другое течение — двайта — учит, что полное единение человеческой души с высшей энергией вообще невозможно по причине непреодолимых различий.

Как достигнуть мокши

Выяснив, что мокша – это духовное перерождение для единства с Божественной сущностью, остаётся только определить, каким образом возможно достичь такого состояния. Для этого необходимо освободиться от цепей кармы. Переводится это слово как «судьба», но по сути означает предопределение не только в одной из жизней человека, а во всей череде перерождений. Здесь кажется всё просто: плохие поступки приковывают человека к сансаре, хорошие – соединяют с Богом. Однако в джайнизме мокша — это освобождение от любой кармы, при этом неважно, является ли её действие положительным или отрицательным. Считается, что если подобные связи с материальным миром всё-таки остались, то плоды их обязательно скажутся. Поэтому приходится избавляться не только от негативных черт, но и от всех привязанностей в земной жизни.

Где можно прочитать о мокше

О мокше рассказано во многих старинных священных текстах индуизма. Получить сведения о ней возможно в Махабхарате, Бхагавад-гите, Рамаяне и многих других писаниях Древней Индии. Они чаще всего повествуют, что данное стремление достигается беззаветной любовью к Богу и преданным ему служением. Школа вишишта-двайта учит, что, обретя высшее блаженство, человек пребывает уже в духовном теле, именуемом сатчитананда, вечно наслаждаясь совершенными взаимоотношениями с верховным божеством.

Источники:

http://gufo.me/dict/philosophy_encyclopedia/%D0%9C%D0%9E%D0%9A%D0%A8%D0%90
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1043640
http://slavyoga.ru/moksha-osvobozhdenie.html
http://zen.yandex.ru/media/id/5d38ab7d46f4ff00ad45ba8e/5e313bc62d2f53010a808163
http://yarodom.livejournal.com/1344116.html
http://fb.ru/article/350607/moksha-eto-vyisshaya-tsel-suschestvovaniya-v-filosofii-induizma

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector
×
×