0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание

Навесной транец — как сделать своими руками

Как сделать и установить транец на лодку своими руками?

Транец для ПВХ лодки – это приспособление, предназначенное для закрепления лодочного мотора в кормовой части плавательного средства. Представляет собой раму изогнутой формы, изгиб которой повторяет округлую форму заднего баллона лодки. Основным его элементом является прямоугольная платформа из прочного материала, к которой прикрепляется подвесной мотор.

Транец выпускается в заводском исполнении и может быть выполнен в форме и цветовой вариации, соответствующей той или иной модификации лодки. Также он может быть сделан в домашних условиях с применением подручных материалов.

Требования к самодельным транцам

Процесс самостоятельного изготовления транца для лодки должен отвечать двум основным требованиям: безопасность и функциональность изделия. Соблюдение мер безопасности – критерий первостепенной важности. Его выполнение выражается в придании транцу соответствующих характеристик. Его конструкция, а также материалы, из которых он изготовлен, должны быть прочными, лишенными каких-либо конструктивных изъянов: трещин, сколов, вмятин, деформация и других. Присутствие подобных недочетов может привести к разрушению конструкции в процессе эксплуатации, срыву мотора, что способно повредить лодку и создать условия для возникновения чрезвычайной ситуации во время плавания.

Форма и конструктивные характеристики самодельного транца должны соответствовать заявленным потребностям. Рама, на которой удерживается платформа, должна быть способна выдержать вес мотора.

Технические характеристики мотора (количество лошадиных сил, вес и другие) подбираются индивидуально, под характеристики лодки (водоизмещение, грузоподъемность, конструкция, прочность материала).

При установке транца на корму лодки необходимо учитывать и его собственный вес. Вкупе с ним вес мотора может быть избыточным для конкретной модели лодки, что может привести к дифференту на кормовую часть. При таких обстоятельствах зачерпывание воды лодкой становится неизбежным и последовательно увеличивается при прохождении волн.

К дополнительным требованиям, предъявляемым к транцам, изготовленным самостоятельно, можно отнести наличие достаточной влагоустойчивости. Транец – элемент лодочного оборудования, который контактирует с водой. Постоянное нахождение во влажной среде может привести к окислению поверхности металлических частей его конструкции. Деревянные же части самодельного транца без надлежащего водоотталкивающего покрытия будут, впитывая влагу, разбухать. Это приведет к потере надежности крепления мотора и скорейшему выходу транца из эксплуатации.

Необходимые инструменты и материалы

Для изготовления транца своими руками понадобится минимальный набор инструментов и перечень подходящих материалов.

Инструменты:

  • приспособления для распиливания металла: болгарка (УШМ) или ручная пила по металлу;
  • электрическая дрель или шуруповерт;
  • приспособления для распиливания древесины: ножовка или электрический лобзик;
  • сварочный инвертор (в зависимости от конструкции модели);
  • трубогиб (в зависимости от модели или наличия/отсутствия сварочного инвертора);
  • гаечные ключи.

Расходные материалы:

  • саморезы;
  • обрезные диски для болгарки или полотна для пилы по металлу;
  • сверла и насадки-биты;
  • пильные полотна для электрического лобзика;
  • электроды (при использовании сварочного аппарата);
  • лак яхтный;
  • кисть малярная;
  • краска молотковая;
  • специализированный клей для лодок.

Материалы:

  • железная труба до 20 мм в диаметре (предпочтительно круглого сечения);
  • фанера. 30-40 мм толщиной (можно её использовать в 2 слоя по 1,5 или 2 мм).
  • гайки;
  • заводские переходники-крепления (приклеиваются к корпусу лодки), их желательно приобрести в магазине, так как самостоятельное изготовление затруднительно.

Изготовление

Производство самодельного транца начинается с сопоставления размеров и весовых показателей мотора и посадочной площадки будущего крепления. Также нужно правильно рассчитать оптимальную конфигурацию посадочной площадки в зависимости от конструкции креплений двигателя. После сверки и подгонки подготавливаются чертежи изделия. На них должны быть указаны форма и размеры посадочной площадки, её конструктивные характеристики, определяемые видом креплений мотора. На чертежной схеме должны быть отражены форма и размеры металлической рамы транца, точки её креплений к посадочной площадке и корпусу лодки.

Размечаются все отверстия, которые будет необходимо просверлить в посадочной площадке и металлической раме. Если транец регулируемый, это также указывается на чертеже в виде отображения механизма регулировки. Так как самодельный транец будет навесной, необходимо произвести измерения и сопоставление конструкции изделия и посадочной области на заднем борте лодки. Заранее можно выставить отметки на корме, по которым впоследствии будут приклеиваться накладки-крепления.

Способ крепления рамных деталей к посадочной площадке может быть разным. Оптимальным является резьбовое соединение. Для этого в фанерной заготовке на соответствующем уровне просверливаются отверстия нужного диаметра. На краях элементов рамы, которые находятся ближе к площадке, нарезается резьба. Величина резьбового участка должна позволять осуществить крепление при помощи минимум двух гаек и двух шайб на каждом краю элемента рамы. На завершающем этапе нужно вклеить переходники.

Выполнять данную манипуляцию лучше всего следующим образом: надеть переходники на выступы рамы (привести их в такое положение, в котором они будут использоваться в дальнейшем). Приложить их к поверхности лодочного материала и обвести по контуру. Затем по размеченным областям нанести клей и вновь приложить всю конструкцию. Дать высохнуть. После этого установить. По окончании сборки необходимо произвести лакировку посадочной площадки и покраску металлических соединений.

Неукоснительное соблюдение параметров, отраженных на чертежах, позволит получить изделие, отвечающее всем требованиям функциональности, практичности, безопасности и дизайнерским нормам.

Выполнение работы начинается с изготовления отдельных элементов конструкции. Первой деталью должна стать посадочная площадка, так как именно она напрямую контактирует с креплениями мотора, ее форма и функционал являются неизменными. Для её сборки потребуется фанера, заготовленная заблаговременно. Из нее выпиливается деталь квадратной или прямоугольной формы (зависит от расположения креплений двигателя). Если толщина имеющейся фанеры не достаточна для конечного изделия, можно совместить 2 идентичных детали, чтобы увеличить общую толщину.

Для этого необходимо подготовить внутренние поверхности соединяемых частей. В подготовку включается обработка крупной наждачной бумагой, чтобы придать создать шероховатость, а также грунтовка посредством пропитки клеем или грунтовочным раствором. После этого на внутренние поверхности деталей наносится клей (можно использовать столярный или какое-либо другое влагостойкое склеивающее вещество). Части посадочной площадки совмещаются так, чтобы исключить выступы одной за пределы другой. Полученная утолщенная площадка зажимается струбцинами и оставляется на период, длительность которого составляет не менее 24 часов.

После окончательного склеивания двух половин необходимо укрепить соединение ботовыми стяжками. Для этого по углам площадки просверливаются отверстия, входные области которых оборудуются потаем.

Он должен быть высверлен для отверстия с каждой стороны. Диаметр отверстий и потая должны соответствовать диаметру болта на 6 мм, диаметру его шляпки и гайки соответственно. Величины диаметра болта в 6 мм достаточно, нет необходимости использовать болты большего размера, так как они являются лишь усиливающим дополнением – на них не оказывается высокой нагрузки. Перед стягиванием болтовых соединений необходимо залить в них клей или эпоксидную смолу, что позволит исключить их непроизвольное раскручивание от вибрации мотора. Точки расположения отверстий должны быть максимально приближены к краям посадочной площадки.

После этого можно приступать к подгонке и монтированию посадочных мест под крепления двигателя. Так как модели моторов и, соответственно, их крепления отличаются, подгонка осуществляется индивидуально. Некоторые моторные крепления предусматривают сквозное прикрепление его рамы к посадочной площадке транца, что встречается редко, так как не является практичным решением для упрощения процесса установки или снятия двигателя с лодки. Большая часть моделей двигателей имеет крепления, предусматривающие накидной способ закрепления. В таком случае крепежные лапы движка накидываются на посадочную площадку и затягиваются посредством резьбового соединения.

Принцип работы такого механизма крепления схож с принципом действия струбцины.

Когда подгонка креплений двигателя осуществлена, его можно демонтировать до окончания всех работ. На следующем этапе изготавливается рама транца. Она состоит из 2 частей – верхней и нижней. Верхняя часть соединяет верхнюю область посадочной площадки с верхом заднего баллона лодки. Нижняя часть, соответственно, скрепляет между собой нижние части площадки и баллона.

Та деталь рамы, которая находится наверху, должна быть прикреплена к посадочной площадке на высоте, позволяющей креплениям двигателя встать на свое место без каких-либо затруднений. При этом положение верхней рамной составляющей должно оставаться горизонтальным. Данный факт учитывается на этапе планировки и отражается на размерных параметрах, указываемых в чертежах. Вторая часть рамы должна иметь диагональное расположение: от точек креплений к посадочной площадке под углом спускаться к нижней части кормового борта. Нанесение облицовочных материалов лучше производить в 2 этапа: первый до сборки (на все составные части по отдельности) и второй – после полной сборки.

Как сделать транец навесной для лодки ПВХ?

Практически каждый рыболов мечтает приобрести лодку, которая расширяет его возможности, особенно в условиях, когда приходится рыбачить на диких водоемах. Обычно на таких водоемах ловить рыбу с берега сложно из-за наличия густой растительности, расположенной по берегам. Наличие лодки дает возможность не обращать особого внимания на подобные неудобства.

Торговые точки располагают наличием различных конструкций лодок из современного ПВХ материала. Как правило, интерес представляют надувные лодки, которые более практичные и более простые в эксплуатации. Надувные лодки не имеют излишнего веса, поэтому их легко перемещать как по берегу, так и на воде. Кроме этого, они не занимают много места, особенно в ненакачанном состоянии. Это особенно актуально, когда лодку требуется переместить на водоем или определить на хранение. Небольшие модели надувных лодок не требуют специальных средств для транспортировки.

Читать еще:  Большая Кокшага

Подобные простые конструкции подлежат модификации, что и делают многие рыболовы. Наиболее востребованная деталь любой лодки – это навесной транец, который послужит в дальнейшем местом крепления лодочного мотора.

Если купить в отдельности надувную лодку ПВХ и навесной мотор для нее, то это обойдется гораздо дешевле. Но здесь имеется маленькая проблема, которая не позволяет просто так установить навесной мотор. Дело в том, что мотор устанавливается на транец, который можно купить, а можно сделать и самому. Естественно, что самостоятельное изготовление окажется дешевле. Главное, чтобы владелец умел работать с инструментами и различными материалами. А с другой стороны, наши рыболовы являются мастерами на все руки и с подобной задачей могут справиться в два счета.

Несмотря на это, нужно быть очень внимательным и ответственным, иначе конструкция получится неудачной и опасной в процессе эксплуатации.

Транец навесной для лодки ПВХ своими руками

Транец – это место крепления подвесного лодочного мотора. Это должна быть надежная, прочно закрепленная конструкция. Поэтому, к процессу изготовления нельзя подходить безответственно. Нельзя допустить, чтобы этот элемент был неустойчивым и не прочным. Ошибки на воде могут закончиться плачевно. Особенно это актуально, когда в лодке находится несколько человек и их благополучие зависит от этого элемента конструкции.

При осуществлении работ следует четко придерживаться основных рекомендаций, учитывая технические характеристики лодки ПВХ вместе с мотором, который будет крепиться к данному элементу.

Мотор и транец

Транец для надувной лодки рассчитывается исключительно под конкретную модель надувной лодки, поскольку конструкции лодок бывают разнообразными и отличаться размерами. Как правило, на те модели лодок, которые продаются без двигателя и рассчитаны под движения на веслах, не допускают установки подвесного мотора, мощнее 3-х лошадиных сил. Такой мотор позволит перемещаться в надувной лодке по воде со скоростью до 10-ти км/час. Подобные надувные лодки имеют ограничения, связанные с массой мотора. По большому счету, подобные лодки не рассчитаны для того, чтобы на них устанавливали лодочные моторы.

Перед началом работ следует внимательно изучить технические данные лодки ПВХ и мотора, чтобы правильно рассчитать подвесной транец.

Поскольку лодка имеет не большие размеры, то транец является дополнительной нагрузкой, тем более с мотором. При этом, нужно учитывать, что лодка сделана из тонкого ПВХ материала.

И все же, подобный транец способен удержать лодочный мотор, силой до 3-х лошадей, что способствует более комфортным условиям рыбной ловли. При этом, следует тщательно продумать всю конструкцию, так как она оказывает существенное давление на корму лодки. Чем больше по мощности двигатель, тем больше его масса и тем большую нагрузку он оказывает на материал лодки.

Конструкция транца

Как правило, навесной транец для лодки – это очень простая конструкция, состоящая:

  • Из пластины.
  • Из крепежных дуг.
  • Из рымов, которые еще называют бубышками.

Пластина изготавливается из пластины и может иметь произвольную форму. Крепежные дуги – это скобы, которые крепятся как к пластине, так и к лодке с помощью рымов.

Рымы имеют своеобразную конструкцию, состоящую из специальных скоб, которые имеют плоское основание.

Материалы для изготовления

Для изготовления пластины годится только водоустойчивая фанера. Она достаточно легкая и прочная, при этом отличается полированной поверхностью, способной защитить конструкцию от негативных природных факторов.

Для изготовления скоб используется прокатная сталь, которая выгибается в зависимости от заданной формы. Самый лучший вариант – это использование нержавеющей стали или стали со специальным покрытием (хром, никель, цинк).

Наличие элементов из стали позволяет создать прочную конструкцию, устойчивую к деформированию. Если элементы имеют защитное покрытие, то конструкция получается долговечной, защищенной от коррозии.

Рым изготавливается из пластика, который характеризуется легкостью и устойчивостью к влаге, а также к другим негативам. К тому же, пластик без проблем клеится к ПВХ основанию, из которого сделана лодка. Для крепления следует использовать только влагостойкий клей.

Изготовление

Все работы начинаются с наличия чертежа. Причем, подойдет чертеж самой простой конструкции транца.

Для пластины используется фанера, толщиной 10 мм. Края пластины следует обработать наждачной бумагой, чтобы не повредить лодку. К пластине крепятся петли, которые послужат креплением для металлических скоб.

Крепежные дуги выгибаются вручную или на станке.

Рымы покупаются отдельно, если все детали готовы, то их следует установить на лодку.

Установка транца на резиновую лодку

Установить транец на лодку, изготовленную из ПВХ материала, предпочтительнее следующим образом:

  • В первую очередь надувают лодку и, с помощью клея, осуществляют крепление рымов. Причем, очень важно, чтобы они были приклеены именно в тех местах, где они могут быть полезными.
  • Основание рымов покрывается клеящим составом, после чего они крепятся к лодке. Аналогичным образом крепятся и остальные рымы. В зависимости от величины крепежных дуг, устанавливается необходимое количество этих элементов крепления. Когда клей полностью высохнет, из лодки следует стравить воздух, а крепежные дуги соединить с пластиной.
  • После этого лодка опять наполняется воздухом, но не полностью, а наполовину. Крепежные дуги устанавливаются так, чтобы их можно было закрепить с помощью рымов. В заключение, лодка надувается полностью, и вся конструкция надежно удерживается на лодке.

Высота транца

Высота транца или по-другому размер пластины, зависит от высоты бортов лодки в надутом положении. Транец может быть равен высоте бортов или может быть больше, а также меньше, но ненамного. Главное условие заключается в том, чтобы мотор надежно и крепко удерживался на транце, а также был безопасным в процессе эксплуатации.

Усиление навесного транца

Классический транец состоит из двух скоб и четырех рымов. Если требуется произвести усиление транца, то можно увеличить количество скоб, а значит и количество рымов. При этом, не следует забывать, что дополнительные крепежные элементы увеличивают вес конструкции, что является дополнительной нагрузкой на лодку, в том числе и на материал, из которого сделана лодка.

Заключение

В условиях рыбалки, когда требуются переходы на дальние расстояния, без мотора обойтись очень трудно, поскольку вся нагрузка ложится на руки. Это к тому, что на веслах далеко не уплывешь. Рыбалка с веслами комфортная только на не больших озерах или прудах, где наличие лодочного мотора не обязательно. Хотя рыбалка может оказаться комфортной и в таких условиях, главное, что наличие лодки позволяет облавливать труднодоступные участки водоемов.

Естественно, что наличие мотора облегчит процесс рыбалки, но следует задуматься над тем, насколько он необходим. Если предполагается рыбачить на крупных водоемах, то лучше купить лодку из ПВХ вместе с мотором. Хотя это и дороже, зато это надежно, поскольку здесь все рассчитано. К тому же, мотор может быть мощным, что позволит быстро перемещаться по воде.

Транец для лодки: как правильно выбрать, установить и разместить транец. Варианты крепления и особенности конструкций (95 фото)

Любому рыболову отличным приобретением считается покупка лодки. Особенно тщательно стоит подойти к приобретению надувной лодки с возможностью передвижения на моторе.

Так значительно расширяется возможность в поиске уловистых мест. Ведь способ ловли хищника троллингом является уловистым, а без плавательного средства он не возможен. Для этого необходимо приобрести лодку под транец.

Покупкой такой лодки с мотором требует разобраться во всех нюансах. Например, какой высоты должен быть транец лодки, способы крепления и наиболее надежный из них, какие нагрузки может испытывать транец при движении на моторе и прочие моменты.

Поэтому, приобретение и установку моторы лучше устанавливать со знающим в данном деле толк человеком.

Краткое содержимое обзора:

Разные и многообразные

Предварительно разберемся в основных правилах, знание которых поможет в выборе транца. Три правила:

  • надежность транца зависит от уровня его качества,
  • правильное рабочее положение, в котором он закреплен,
  • оптимальная ценовая характеристика.

Как таковых четкой классификации не существует. Они могут различаться по производителю, материалах изготовления, размеры (по высоте) ценовой характеристике.

При этом цена — не является определяющим фактором. Главное в транце это надежность, ведь при поломке существует вероятность потери движка, испортить плавсредство его винтами, либо травмироваться.

Транец своими руками

При отсутствии подходящего, как известно, можно самому сделать транец для лодки.

Транцы различаются в зависимости от крепления: навесные (применяются к моторам небольшой мощности, иначе не выдержит больших нагрузок) и стационарные (для крепления более мощных двигателей, при этом необходимо учитывать высоту транца).

Нагрузки на транец

При движении на транец воздействуют следующие нагрузки (тяжесть мотора, его толкающая сила, и вибрация от работы):

Сила тяжести воздействует на транец с различным усилием, зависит от особенностей транца и способа монтажа.

Опасность вибрации, передающейся от двигателя к транцу, представляет опасность для крепежа транца, удерживающие его (к примеру, гайки — они могут открутиться), использование контргаек исправит ситуацию.

Как крепить

Чтобы правильно закрепить транец необходимо соблюсти несколько условий:

  • лодка должна иметь корму трапециевидной формы,
  • посредине кормы необходим абсолютно прямой участок,
  • ширины и длинны данного участка должно быть достаточно для двигателя.

Крепеж навесного транца

Для этого необходимо знать, как закрепить навесной транец на лодку:

  • специальными скобами за баллон на корме. Крепления устанавливаются пока лодка не накачана, только после установки транца баллоны надувают и транец крепко удерживается. При снижении давления в баллоне крепление транца теряет свою жесткость;
  • на предусмотренные для этого усиленными лентами из ПВХ. Крепление осуществляется через имеющиеся в них отверстия (популярен у производителей лодок);
  • в специальных креплениях из пластика, приклеенных на корме (просто и надежно, пользующийся заслуженной популярностью у производителей).

Делаем навесной транец для лодки ПВХ

Сегодня транец стал неотъемлемой частью катеров, моторных и гребных надувных лодок, грузоподъемность которых превышает 220-250 кг.

В зависимости от типа лодки различают два основных вида транца: стационарный (несъемный) и навесной (съемный).

Многие любители активного отдыха на воде, имеющие в своем распоряжении резиновую или ПВХ лодку, желают увеличить скорость передвижения по воде за счет установки мотора – бензинового или электрического. Стационарный жесткий элемент наглухо вклеивается в корму судна заводом-изготовителем. Как правило, он изготавливается из многослойной водостойкой бакелитовой фанеры.

Читать еще:  Озеро Пирос

Многие производители включают в комплект поставки навесной транец. Каждый из них имеет свои элементы крепления и предназначен для установки маломощного мотора (до 3 л.с.). Кроме этого жесткий элемент на корме судна из ПВХ часто используется для крепления дополнительного оборудования, например, датчика эхолота.

В том случае, когда навесной транец предусмотрен заводом-изготовителем и входит в комплект поставки, особых проблем не возникает – необходимо закрепить его в соответствии с инструкцией и использовать по назначению.

А вот любителям рыбалки и других видов отдыха на воде, имеющим лодки достаточной грузоподъемности и по различным причинам не укомплектованные жестким элементом для крепления мотора, приходится покупать его или делать своими руками.

Изготавливаем транец для лодки ПВХ

Способ установки транца зависит от формы лодки.

Возможные варианты:

  • крепление к формованным элементам, закрепленным на судне попарно – два сверху (для крепления) и два снизу (упор в борт);
  • монтаж к бортам с помощью специальных штырей;
  • увеличение опорной площади за счет установки кронштейнов в виде изогнутых трубчатых рам;
  • пристегивание с помощью ремней или шнуровка жесткого элемента к борту кормовой части надувной лодки.

Один из наиболее доступных и менее затратных способов – установка транца, прикрепленного к металлическому каркасу, через стандартные элементы для надувных лодок.

Для работы понадобятся:

  • слесарные инструменты;
  • сварочный аппарат;
  • растворитель, клей для лодок ПВХ, наждачная бумага;
  • толстая влагостойкая фанера 15-17 мм;
  • каркас из металлических прутьев или полос;
  • лодочные леера и защелки для весел.

В первую очередь лучше сделать металлический каркас, изготовить, собрать и прикрепить к каркасу самодельный навесной транец.

После чего (в зависимости от размеров получившейся конструкции) приклеить дополнительные крепежные элементы.

Каркас изготавливается из металлического прутка сечением 10 мм.

Для увеличения периода службы желательно сразу подобрать подходящий материал – нержавейку.

Далее в соответствии с размерами в нужных местах делаем загибы элементов, после чего скрепляем их при помощи сварки.

Приступаем к изготовлению транца. Он состоит из двух плит, изготовленных из влагостойкой бакелитовой фанеры (можно использовать обычную фанеру – понадобится соответствующая обработка).

Вырезаем нужные фрагменты, обрабатываем края, размечаем места для отверстий и проделываем их в соответствии с размерами.

В случае, когда под рукой нет водостойкой фанеры, используем обычную.

Обязательна соответствующая обработка водоотталкивающими составами, после чего фрагмент покрываем яхтным лаком.

Особое внимание уделяем обработке отверстий и краев. Правда, срок службы такого жесткого элемента будет намного короче.

Собираем всю конструкцию в соответствии с картинкой. Упорами для металлического каркаса служат шайбы, предварительно надетые на пруток со стороны кормы и приваренные точечной сваркой.

Последовательность выполнения операций:

  1. Полностью накачиваем лодку.
  2. Прикладываем навесной транец так, чтобы он плотно прилегал к корме.
  3. Размечаем маркером места для крепления лееров в верхней и нижней части баллона.
  4. Выпускаем воздух из баллонов и расправляем кормовую часть.
  5. Тщательно удаляем загрязнения с поверхности и легонько зачищаем размеченные места для приклеивания лееров «нулевкой».
  6. Обезжириваем место предстоящей склейки при помощи растворителя 646.
  7. Оклеиваем периметр размеченной области бумажным скотчем.
  8. Аккуратно наносим клей для лодок ПВХ (лучше из ремкомплекта) тонким слоем на склеиваемые поверхности, выжидаем 10-15 минут и повторно наносим слой клея.
  9. Через 5 минут состыковываем склеиваемые поверхности и тщательно «прокатываем» место склейки резиновым валиком, не допуская остатков воздуха.
  10. Прижать склеиваемые части тяжелым предметом (если есть возможность – стянуть струбциной через тонкую дощечку) и оставить сохнуть на сутки.

Данный способ крепления жесткого элемента для установки маломощного мотора подходит для лодок, имеющих О-образную и похожую на них форму.

Для этих же типов надувных плавсредств можно использовать и более простой вариант крепления для мотора – на шнуровке. Преимущество такого способа – уменьшение точечного давления на борт, недостаток – более длительное время установки.

Для крепления нижняя часть жесткого элемента вставляется в «ручку», закрепленную внизу кормового баллона, после чего одна приклеенная часть с отверстиями для шнуровки заводится через специальную прорезь, совмещается со второй и закрепляется через отверстия капроновым шнуром.

Используем мотор «по полной», или особенности усиления транца

Практика показывает, что рассмотренные способы крепления жесткого элемента хорошо показывают себя при работе мотора на половинной мощности.

Как только мотор включается на всю мощность, его часто начинает «заворачивать» под лодку, сгибать баллоны и т.п.

В большинстве случаев избавиться от этой проблемы позволяет усиление жесткого элемента. Суть процедуры – правильное распределение нагрузки от мотора по поверхности лодки. Сделать его своими руками также довольно просто.

Приемлемый вариант – установка дополнительных «растяжек», изготовленных из металлического прутка.

Для этого на борта лодки наклеиваются дополнительные леера, в отверстия которых вставляются металлические усилители.

Вместо бортов для придания дополнительной жесткости можно продумать вариант крепления навесного транца, где дополнительные «растяжки» крепятся к днищу или скамье (банке) лодки.

Бывалыми рыбаками замечено, что для придания нормального хода лодке из ПВХ с использованием мотора лучше использовать не настил днища, изготовленный в виде сланей из раздельных элементов, а представляющий собой цельную конструкцию.

Покупка готового транца – оптимальное решение проблемы с мотором

Как бы ни были хороши самоделки, но все же лучше использовать приспособления, изготавливаемые в промышленных масштабах на заводском оборудовании.

Тем более, что современная промышленность предлагает готовые комплекты для лодок ПВХ, цена которых вполне приемлема.

Своими руками остается только надежно приклеить крепежные элементы и правильно установить навесной транец.

Комплект, состоящий из каркаса, жесткого элемента и крепежных приспособлений, похожий на рассмотренный выше, обойдется владельцу недорого – его цена составляет примерно 2000 рублей.

Что касается варианта жесткого крепления с использованием шнуровки, то такой комплект также можно купить в интернет-магазине по цене 600-800 рублей.

Не стоит забывать, что даже выполнив усиление, подобные жесткие крепления нельзя использовать с моторами, мощность которых превышает 3,5-5 л.с.

Делаем навесной транец для резиновой лодки

Сегодня ПВХ лодки довольно популярны среди рыбаков. И в этом нет ничего странного – они стоят довольно дешево, максимально просты в транспортировке, не требуют много места для хранения, но при этом вполне удовлетворяют требованиям большинства любителей рыбной ловли.

С помощью таких лодок можно легко добраться до труднодоступных мест, где шанс добыть достойный трофей резко увеличивается.

Некоторые владельцы надувных лодок предпочитают плавать по старинке – при помощи весёл. Что ж, если требуется проплыть всего несколько десятков метров – вполне удачное решение. Другие же, кому приходится проплывать целые километры, предпочитают установить на свою ПВХ лодку навесной мотор.

Правда, в таком случае им приходится получать права на лодку, потратив время на сбор документов, зато с мотором любые, даже самые сложные путешествия по рекам и озерам превращаются в сплошное удовольствие.

Однако не стоит забывать, что при установке навесного мотора на лодку нужно использовать транец.

Он представляет собой специальное крепление, позволяющее надежно зафиксировать мотор на лодке и не допустить повреждения резины.

Поэтому пользоваться мотором без транца – довольно опрометчиво и даже опасно, как для лодок, так и для их владельцев.

Где можно взять транец?

Этим вопросом задаются многие люди, впервые купившие ПВХ лодку и мотор, и не имеют никакого опыта работы с ними.

Конечно, самый простой способ добыть транец – сходить в магазин и подыскать подходящую модель.

Но при этом придется заплатить довольно крупную сумму – цена на них начинается от нескольких тысяч рублей.

Если при использовании массивного навесного мотора, мощностью в десятки лошадиных сил, это оправданно, то для небольших моторов (2-3 лошадиных силы), какие чаще всего устанавливают на резиновые лодки, могут быть варианты.

Что представляет собой транец для простых лодок? Это кусок прочной фанеры с несколькими металлическими деталями, позволяющими крепить его на лодке и надежно фиксировать мотор. Как видите – все довольно просто. Поэтому многие владельцы лодок предпочитают изготавливать этот аксессуар своими руками.

Какие материалы понадобятся?

Купить все необходимые материалы можно, заглянув в любой строительный и рыболовный магазин. Причем потратить придется от силы несколько сотен рублей.

Поэтому выгода по сравнению с покупкой готового транца, цена которого в несколько раз больше, налицо.

Итак, чтобы выполнить всю работу своими руками, вам понадобится:

  • Кусок прочной фанеры (толщиной 18-24 миллиметра);
  • Металлический каркас;
  • Защелки для вёсел (2 штуки);
  • Крепления леера (4 штуки).

Кроме того, вам понадобится немного бензина, надежный резиновый клей и различные мелочи, какие есть в каждом доме. Найти все необходимые компоненты в любом городе вовсе не проблема. Когда все необходимое будет подготовлено, можно начинать конструировать самодельный транец.

Приступаем к работе

Для начала нужно надуть лодку. Сделать это можно в гараже или в квартире (если размеры позволяют). Выбираем подходящее место для установки защелок вёсел (некоторые называют их адаптерами). Устанавливать их нужно на бортах, чтобы иметь возможность зафиксировать весла на время, когда они не будут использоваться.

Место нужно выбирать так, чтобы пристегнутые и сложенные весла не могли помешать работе мотора.

Найдите подходящие места и пометьте их маркером. Спустите лодку. Найдите отмеченные места и тщательно зачистите их. Делать это нужно на ровных, твердых поверхностях, чтобы добиться ожидаемого результата. Сначала можно пройтись наждачной бумагой с мелким зерном, но осторожно, чтобы не повредить борт лодки.

После этого обмакните кусок ткани (желательно хлопчатобумажной) в бензин и тщательно протрите помеченные места.

Нанесите резиновый клей на подготовленное место.

Для этого можно пользоваться обычной кисточкой. Сразу же нанесите клей и на нижнюю поверхность защёлок.

Подождите 10-15 минут и нанесите ещё один слой клея. Оставьте лодку на 5-7 минут, чтобы клей успел слегка схватиться. После этого установите защелки на соответствующих местах и плотно придавит. Лучше будет придавить их чем-нибудь тяжелым и оставить на сутки – за это время клей наберет максимальную прочность.

Точно такую же процедуру проделайте с креплениями леера безопасности. Их устанавливать нужно на корме лодки – две сверху и две сбоку. Именно на них будет крепиться изготовленный своими силами навесной транец.

Читать еще:  Свияга

Теперь переходим к металлическому каркасу.

Сделать его тяжелее – понадобится не только сварка, но и определенный опыт работы с нею.

Изучить саму конструкцию каркаса можно как в интернете, так и в обычных магазинах.

Если нужно, немного измените габариты каркаса, чтобы он соответствовал вашей лодке и мотору.

В качестве основного материала можно использовать любую полосу достаточной толщины из нержавеющей стали. Полоски нужно изогнуть под определенным углом, соединить между собой одной-двумя перемычками и приварить к концам металлические трубки, по диаметру подходящие к креплениям лееров, уже установленным на борту лодки.

В части каркаса, которая будет располагаться позади, нужно заблаговременно проделать четыре отверстия под болты – именно с их помощью чуть позже вы зафиксируете фанеру.

Выпилить прочную фанеру (в крайнем случае ДСП) сможет любой человек, даже без особых навыков.

Дерево желательно густо покрыть краской или лаком – в 2-4 слоя, выжидая, чтобы предыдущий слой подсох.

Это защитит древесину от воды и, следовательно, гниения.

Приложите подготовленную фанеру к каркасу и пометьте места, где будут располагаться отверстия для шурупов. Проделайте сквозные отверстия при помощи дрели. Установите фанеру на каркас и плотно затяните болты. Вот и всё. Навесной транец готов, и на всю работу было затрачено всего несколько часов.

Осталось только закрепить мотор на фанере – сделать это довольно просто, благодаря имеющимся на нем креплениям.

Если со временем вы решите установить другой мотор, крепления которого не смогут надежно фиксировать его на фанере из-за её малой толщины, вовсе не обязательно переделывать транец – достаточно просто подложить ещё один лист фанеры – его не нужно приклеивать или фиксировать иначе. Крепления мотора надежно зажмут лист, исключая возможность люфта.

Можно ли произвести усиление?

Некоторые люди, купив транец для ПВХ лодки, могут убедиться, что его конструкция не слишком надежна.

Да, она представляет собой систему из нескольких досок, соединенных между собой исключительно при помощи клея.

В целом такая конструкция может выдержать нагрузку от нетяжелого мотора без вреда для себя.

Но при экстремальных нагрузках она вполне может сломаться, тем самым оставив вашу лодку и вас в опасном положении.

Чтобы этого не произошло, можно выполнить усиление – ничего сложного здесь нет, так что, со всей работой может справиться каждый.

Всё, что вам понадобится, это: небольшой кусок уголка 50х50х5 (купить его можно в любом строительном магазине, а цена колеблется от 100 до 200 рублей), электрическая дрель, ножовка по металлу, отвертка и горсть коротких, но толстых саморезов.

Отпилите от уголка кусок нужной вам длины – он должен быть на 2-4 сантиметра меньше, чем ширина навесного транца.

Проделайте в каждой стороне уголка по 5-8 небольших отверстий, в которые свободно пройдет саморез. Приложите кусок уголка к транцу и пометьте места, где находятся отверстия.

Самым тонким сверлом проделайте в помеченных местах отверстия в дереве. Теперь осталось только прикрутить уголок при помощи саморезов.

Точно также можно провести усиление всех стыков, которые кажутся вам ненадежными. Затем покрасьте уголок, чтобы он не бросался в глаза, а заодно был защищен от влаги.

Как видите – вполне можно изготовить своими руками транец для ПВХ лодки. Для этого понадобится не так уж много инструментов, материалов и времени.

Впрочем, если вы не уверены в своих силах, или вам нужен транец для более мощного (и, соответственно, тяжелого) мотора, то всегда можно обратиться в специализированные магазины, занимающиеся продажей ПВХ лодок.

Стоимость транца, в зависимости от крепости и используемых материалов, может колебаться от 1 до 4 тысяч рублей.

Так что – решайте сами, изготовить ли конструкцию самостоятельно или же просто заплатить за неё.

Навесной транец — как сделать своими руками

Многие из рыбаков, имеющих в распоряжении гребные надувные лодки, рано или поздно задумываются о монтаже лодочного мотора. Это очевидное решение, позволяющее сэкономить много сил и времени, особенно после долгой спиннинговой ловли, когда руки кажутся каменными от многих десятков забросов. Но установку мотора подразумевает конструкция не всякого плавсредства — например, популярные маломестные лодки bark по логике производителя предназначены для перемещения только с помощью весел. Поэтому для установки двигателя на такое плавсредство используется специальное приспособление — навесной транец для лодки.

Почему он необходим

Навесной транец для надувной лодки — это жесткая досчатая конструкция, специальная площадка для монтажа мотора на округлый борт надувной лодки. Применение навесных транцев для лодок ПВХ или резиновых — единственный способ установить на них двигатель, если изначально его применение для этой модели не предусматривалось. При этом транцы-самоделки не подпадают под понятие «существенных изменений в конструкции», поэтому их применение не требуется согласовывать с производителем либо какими-то контролирующими инстанциями.

Подвесной транец может быть смонтирован не только для мотора: его можно применять для установки держателей удочек, т. н. «подстаканников», а также другого бортового оборудования, например эхолота.

Применение моторов более высокой мощности оправдано только на тех лодках, которые уже имеют все необходимые крепления, т. к. рассчитаны на ход с высокой скоростью. Примером могут служить восьмиместные суда «Барк» серии BT — транцы у них встроенные.

Самодельные транцы — какие они бывают

Транец навесной для лодки ПВХ своими руками изготовить вполне возможно. Обратите лишь внимание, что лодка должна быть сделана именно из поливинихлорида — прочного и стойкого к истиранию материала. Установка самодельного транца на резиновую лодку возможна, но резина — менее прочный материал, чем ПВХ, а использование мотора даст дополнительную нагрузку.

Транец для лодки ПВХ имеет, как правило, одну универсальную форму — это прямоугольная или квадратная пластина из влагостойкой и прочной бакелитовой фанеры толщиной 16-20 мм. ДСП, ДВП и другие подобные материалы не применяются — их прочностные характеристики не подходят для требуемой цели — выдерживания веса мотора. Но обычная многослойная фанера для изготовления транца допустима при условии пропитки водоотталкивающим составом и покрытия сверху яхтным лаком.

Различия в конструкции транцевых приспособлений сводятся к разным способам крепежа на корпус плавсредства.

  1. Крепление опорной плиты на гнутых кронштейнах на специальные рымы, или бобышки. Их устанавливают при помощи клея непосредственно на баллон. Рым представляет собой «присоску» с отверстием или кольцом, в который вставляется кронштейн. Некоторые модели лодок имеют встроенные рымы.
  2. Прижим опорной плиты с помощью струбцин, если корма лодки жесткая, а не в виде баллона.
  3. Конструкция навесного транца для надувных лодок из ПВХ Г-образной формы, которая привязывается к рамам или другим специальным креплениям прочным шнуром либо ремнями.
  4. Сваренная из металлического прута или трубы рама, которая повторяет форму кормы лодки.

Последний способ — самый трудоемкий, но позволяет оптимальным способом распределить массу двигателя и за счет этого добиться лучшей управляемости лодки.

Варианты изготовления

Мы опишем самый распространенный вариант изготовления транца на лодку ПВХ своими руками — это использование конструкции на кронштейнах.

Для изготовления и прикрепления транца к баллону лодки понадобится:

  • бакелитовая фанера — один лист шириной примерно 30*30 см, второй — 30*20 см, толщина каждого 16 мм;
  • металлический прут сечением 10 мм для изготовления каркаса;
  • специальный клей для лодки ПВХ, оптимально — из ремкомплекта;
  • наждачная бумага;
  • растворитель;
  • дрель и инструменты для работы с металлом;
  • сварочный аппарат;
  • покупные либо изготовленные самостоятельно рымы.

В качестве последних можно использовать лодочные леера.

Из бакелитовой либо иной влагостойкой фанеры нужно вырезать два прямоугольника указанных размеров. Аккуратно обработать напильником края. Скрепить их вместе так, чтобы суммарная толщина получилась 32 мм (для крепления большинства лодочных моторов толщина опоры должна быть 30-35 мм). Крепеж можно осуществлять с помощью обычных болтовых соединений.

По углам большой плиты просверлите 4 отверстия для монтажа каркаса.

После этого приступаем к сборке каркаса, на котором будет держаться наш транец. Для того, чтобы высчитать длину кронштейнов каркаса, придется полностью надуть лодку и приложить опорную пластину к ее корме вертикально. Воспользуйтесь помощью другого человека — он должен удерживать пластину, пока вы с помощью рулетки измеряете длину будущих элементов каркаса, а также маркером на баллоне отмечаете точки приклеивания лееров.

Два рыма будут крепиться на баллоне сверху, один — служить опорой транцу в нижней части кормы.

Из стали, лучше — нержавейки, необходимо изготовить 2 прутка круглого сечения (1 см) измеренной длины плюс несколько сантиметров запаса. Можно использовать готовые кронштейны любого другого сечения, подходящие по длине. Они надежно прикрепляются к верхней части опорной плиты при помощи болтов. Конструкцию можно усилить дополнительными ребрами жесткости при помощи сварки, чтобы двигатель на транце меньше «гулял». К нижней части плиты крепится один опорный кронштейн.

Транец своими руками готов. Осталось его установить.

Как установить транец

Установка транца на резиновую лодку — самая непростая операция. Сама по себе конструкция такого плавсредства не допускает применения самых простых и надежных соединений — на болтах, с помощью сварки и т. п., поэтому используется соединение на клею.

Транец устанавливают в рымы, которые должны быть приклеены к баллону лодки клеем, предназначенным для ее ремонта. Видом рыма является, например, леер, либо ручка для переноски лодки (удобна в качестве опоры для нижней части транца). Рекомендуется использовать покупные детали, т. к. изготовить рымы самостоятельно сложно (но можно — например, из вулканизированной ткани или из материала, предназначенного для наклейки заплат на лодку).

Сначала плавсредство необходимо надуть полностью. Размеченные ранее места для монтажа лееров слегка зачистить наждачкой-нулёвкой, обезжирить растворителем и нанести первую порцию клея для ПВХ. Выждать некоторое время, чтобы первый слой клея частично застыл, нанести второй, приложить пластиковый рым и плотно придавить. Разместить таким образом все бобышки, удостовериться, что схватывание произошло, и сдуть лодку наполовину.

На последнем этапе крепления необходимо установить транец нижним концом в опорный рым, верхние кронштейны вставить в соответствующие леера, и надуть лодку полностью. Обратите внимание, что в этой конструкции удержание транца на баллоне происходит благодаря силам упругости.

Источники:

http://wlooks.ru/lodki/tranec-svoimi-rukami/
http://fishingday.org/kak-sdelat-tranec-navesnoj-dlya-lodki-pvx/
http://fishingadvice.ru/tranec-dlya-lodki/
http://boatcity.ru/motor/tyuning-i-zapchasti-plm/delaem-navesnoj-tranec-dlya-pvx-lodki.html
http://tvoyarybalka.ru/lodki-i-katera/kak-samomu-sdelat-navesnoj-tranec.html
http://catcher.fish/ekspertnyi-tsentr/lab/navesnoj-tranec-kak-sdelat-svoimi-rukami/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector
×
×