20 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Озеро Рдейское

Озеро Рдейское

…Заканчивается долгое и мучительное трехчасовое блуждание по клюквенным болотам и малорослым соснякам, поросшим багульником и перед глазами возникает колоссального размера, удивительной красоты храм, возносящийся в небо своими куполами среди бескрайних верховых болот.

Увиденное поражает сознание и разум отказывается понимать, каким образом сюда, в это безлюдье и абсолютное бездорожье завозились кирпичи и прочие стройматериалы? И удивительно, что в таких болотных топях удалось найти возвышенный кусок сухой суши, способный вместить подобную махину и выдержать ее вес.

Монастырь основан как мужской во второй половине 17-го века. В то время все строения были деревянными. Первой каменной постройкой стала церковь Успения, законченная в 1710-м. В 1764 году монастырь упразднили, а к концу 18-го века местный приход был переведен из бывших монастырских построек в дер. Наволок.

Возрождение обители (уже в качестве женской) произошло в конце 19-го века благодаря стараниям купца А.Н. Мамонтова. В это время были построены деревянная часовня, различные хозпостройки и ограда (с восточной стороны — каменная). В 1898-1902 гг. вместо прежнего возведен новый Успенский собор. Храм закрыли в 1932-м, хотя по рассказам местных, последняя монашка жила при нем до начала Второй Мировой.

Рядом с храмом вижу палатку. Странно, что ее поставили в нескольких метрах от церковной стены. Хлопаю в ладони, чтобы предупредить хозяина о своем визите… Никого нет. Захожу внутрь храма. Вижу заготовленные дрова, топор пилы, различный строительный материал. Обращаю внимание на новую дверь, очевидно в келью. Никого…

Обхожу храм. Алтарь. Мраморный иконостас. Множество икон. Свечи. Вижу журнал для посетителей. Записи, записи. Люди со всей страны. Пожелание одно – восстановить храм. Оставляю свою запись: «Уму непостижимо, как все это удалось построить?».

Выхожу на крыльцо. На нем – трехлитровые банки маринованных огурцов и помидор. Иду к озеру. Беседка, большой дощатый туалет, оборудованное кострище и – люди! Трое человек!

Подхожу, здороваюсь. Молодые ребята. Двое из них — рыбаки, третий резко отличается внешним видом, чувствуется — не местный и какой-то особый говор. На голове — повязка, худощавый, немногословен. Начинаем разговор.

-Юра, живу здесь с начала лета. Приехал издалека, ухаживаю за храмом, сохраняю, что есть, кое-что ремонтирую.
-Так ты на церковной службе?
-Нет, по душе.
-А на что живешь?
-А что бог подаст. Много людей сюда ходит, особенно летом. Я для них хорошо делаю, убираю мусор, ухаживаю, слежу за порядком — и меня не забывают. Кто что может, то и подает. А много ли мне надо? Помолюсь — и покой в душе, а остальное – житейское.
-Вот и замечательно, сейчас сварим рис с тушенкой, будем обедать.
-А нельзя, ведь сегодня пятница.
-Ну и что?
-Нельзя принимать пищу. Пятница!


-Бери на завтра банку, раз сегодня нельзя.
Быстро берет банк тушенки в руки, читает наклейку и сразу возвращает.
-Мясо не употребляю, спасибо.
-А сушки и макароны можно?
-Сушки, это так замечательно.
Отдаю сушки и макароны. Сразу бережно их убирает.
-Мне пора. Надо идти работать. Я ведь живу в палатке, а сейчас вот отремонтировал келью, перебираюсь в нее. Холодно скоро будет. Надо печку делать.
Уходит, вдруг останавливается.
-А ведь правда, что храм восстановят? Денег-то уж больно много на это доброе дело надо, а где их взять? Но надо восстановить, обязательно надо

Договариваюсь с одним из рыбаков, Алексеем, работником пожарной охраны из Поддорье – и на резиновой лодке выезжаем на озеро, чтобы с воды увидеть храм и сделать нужный фотоснимок. Вот и купола над вершинами деревьев. Вид- чарующий: черная вода, синее небо и купола над желто-зеленой листвой.

Долго стоим на месте, молчим, каждый думает о чем-то своем. Едем к берегу, расспрашиваю об озере.

-Озеро огромное, но не глубокое, не более пяти метров. Странная особенность озера – в нем нет белой рыбы, только щука, окунь и ерш. Больше ничего. Пробовали запускать, но не принимает озеро чуждую рыбу, не приживается она. А почему? Непонятно. По берегам озера – пять избушек, было больше — но одну сожгли.

Кому надо? Кто-то, видно, злой приходил. Бог ему судья.

Вид Рдейских болот поражает любого человека – мхи, малорослые сосняки, снова мхи – до самого горизонта. Это самый большой в Европе болотный массив, занимающий площадь 37 тыс. га. Здесь живет 122 вида птиц. Здесь гнездится крупнейшая в Европе популяция большого кроншнепа (несколько сот пар), имеются гнезда черного аиста. В болотах растет более пятидесяти видов различных видов мхов, а толщина торфяников достигает 8 метров.

Рдейские болота — накопитель и резервуар чистой пресной воды для значительной территории юго-запада Новгородской области.
На закате и восходе солнца моховое безграничье плавно переходит линию горизонта и сливается с желтовато-голубыми небесами.

Часть сосняков состоит из больших массивов уродливых, засохших деревьев. И некая тревога охватывает любого, кто идет по такому мертвому лесу, особенно в сумерках – как в каком-то фантастическом фильме, на неизвестной планете, вот-вот тебя ждет встреча с чем-то загадочным и неизвестным – и ощущение нарастающей опасности заставляет ускорять ход, переходить на бег и как можно быстрее выйти на чистое место. Автор строк в полной мере испытал на себе эти ощущения, когда плутал в болотах и старался в потемках выйти к месту назначения.

Болота практически не тронуты жизнедеятельностью человека. Здесь организован Рдейский государственнй природный заповедник и только следы гусеничных тягачей от ближайших деревень Наволок и Каменка до монастыря разрезают болотную топь и ранят девственную природу, образуя две дороги и указывая путникам направление пути.

Рдея. Собор на болотах

Путешествие к затерянной обители

Кусок тундры

Представьте себе километры болот, топей, гатей, мха… «Нечто вроде куска тундры, капризом природы перенесенного на 20 градусов южнее тех мест, где ей полагается находиться», как писал путешественник XIX века князь В. А. Оболенский. И вдруг — небольшой островок леса и твердой земли: с трех сторон к нему подступает чистейшей воды Рдейское озеро, но дойти можно только с четвертой, с болот. Потому что берега озера заболочены. И вот на этом пустыре стоит огромный собор в псевдорусском стиле — все, что осталось от богатейшего монастыря, Свято-Успенской Рдейской пустыни.

Раньше добраться до нее можно было даже на карете, но сегодня дорога заросла, прежние гати сгнили. Пешком мало кто ходит на Рдею: в основном люди добираются до пустыни на самоходках, массивных машинах на гусеничном ходу. Садятся внутрь, а смельчаки на крышу, и — поехали! Но даже самоходки иногда застревают, зарываются носом в болотную жижу.

Мы с друзьями пошли пешком, и решено было добираться в два дня: чтобы не получилось с корабля на бал, из клокочущей Москвы, с поезда — и сразу в монастырскую глушь. Ко встрече со Рдеей хочется подготовиться…

Самое раннее документальное упоминание о монастыре — 1666 год, год строительства того самого первого, деревянного, храма в память основателей сурового Соловецкого монастыря. Хотя, по всей видимости, отшельники селились здесь еще раньше.

Пустынь уже когда-то приходила в упадок и «восставала из пепла»: при Екатерине II труднодоступный монастырь расформировали, хотя местные жители, «жихари», продолжали ходить сюда как в приходской храм. Возродился монастырь благодаря меценату Александру Мамонтову в конце ХIX века. Последний, и единственный сохранившийся, собор — Успенский — строили именно его стараниями в течение пяти лет, с 1897 по 1902 год.

Этот храм вполне достоин стоять в одном ряду со Спасом-на-Крови в Санкт-Петербурге: храмовое пространство, вмещающее около 800 человек, витражи на окнах, плитка, кованые узорчатые решетки, чуть ли не впервые использованное паровое отопление. На освящении в 1902 году собралось столько жителей из окрестных сел и деревень, что в огромном соборе — толчея, и большинство приехавших «усыпало» монастырскую территорию.

«Вереницы богомольцев все прибывают и прибывают. Все помещения для публики (гостиницы и сторожки) нарасхват занимаются. За стенами монастыря около причтовых домов расположились торговцы с пряниками, кренделями, яблоками и селедками; их толпою окружают покупатели-богомольцы. Кое-где раздается веселый смех молодежи. Интеллигенты с важным видом гуляют по берегу озера. Тут же просят откуда-то взявшиеся нищие…» — писал о дне храмового праздника (Успение 1908 года) священник Успенского собора Владимир Мстиславский.

Это момент расцвета монастыря — во всяком случае, внешнего. Он огражден трехметровой крепостной стеной, внутри стоят несколько храмов, в том числе надвратная церковь; гостиницы принимают паломников; обширное хозяйство — пахотные, сенокосные земли, деревни, лес — кормит множество людей; на территории обители — конюшня, каретный сарай, дома причта и избы для рабочих; монахини работают в мастерских, ухаживают за обширным садом, огородами. И на много километров вокруг слышен звон 300-пудового колокола…

Благоденствие и бунт послушниц

Современную Рдею мы увидели совсем другой: от стены остался метр камня, а из нескольких десятков зданий уцелел только собор – стоит, зияет пустыми глазницами зарешеченых окон и плачется стенами, «щедро» исписанными вандалами. Еще в Первую мировую войну рдейская гостиница принимала беженцев, а в Великую Отечественную здесь был партизанский край. Немцы выжигали окрестные деревни, и, чтобы заново отстроиться, местные жители разобрали все здания на кирпичи. Но собор — не тронули.

Хотя он уже тогда стоял пустой…

Революция довольно скоро «докатилась» до рдейских болот — конфискацией имущества, продуктов, скота, посевного зерна. В монастырь пришла скудость. А вместе с ней — бунт. В 1918 году против игуменьи взбунтовались трое послушниц. Они изгнали ее и организовали «комитет» сестер в качестве альтернативного метода управления. Итог — анархия. Вскоре бунтовщицы были изгнаны из монастыря. Но в обитель дисциплина и мирный дух уже никогда не вернулись.

В 1920-е годы закрыли собор, сначала там была сельхозтехника, а в 1934 году здание просто опечатали, местного священника и последнюю игуменью — расстреляли. Собор разворовали, хотя чудом сохранилось мраморное обрамление иконостаса и польская плитка с голубыми цветами, напоминающими и сегодня о «детстве» этого храма.

Эти места знают трех новомучеников. Последний священник Рдейской пустыни, Иоанн Белоликов — потомственный священнослужитель, чьи отец и все семь братьев были в сане — был расстрелян в 1937 году. Трое его братьев также погибли от рук новой власти. Последнюю игуменью — семидесятилетнюю старицу Филарету — расстреляли в 1938 году. Местный отшельник, Юрий, и другие знатоки этих мест утверждают, что была еще одна мученица: говорят, монахиню, жившую здесь отшельницей до 1942 года, пытали и убили партизаны, заподозрив в сотрудничестве с немцами. Правда это или нет, но с тех пор постоянному присутствию человека тут пришел конец. До наших дней…

Фото с ежегодного фестиваля мотопарапланеристов

Монтаж купола на новую деревянную церковь Сретения Господня

Тяжелые восстановительные работы

Отшельник

…Обычная предпоходная переписка: «Разбирайте еду! Кто возьмет продукты для Юрия?» — «Стоп. А кто такой Юрий и почему для него нужны отдельные продукты?» — «Ты все пропустила: это отшельник, он живет один на Рдее!»

Как правило, мы не ходим в обжитые места. Но, как правило, люди при разрушенных храмах и монастырях и не живут. А Юрий семь лет живет на Рдее. Когда-то задумал уйти в монастырь, на Валдай, но, услышав про Рдейскую пустынь, приехал посмотреть, да так и остался. Совсем один. Ребята познакомились с ним в прошлую ходку — зимнюю (обычно люди ходят на Рдею зимой, когда болота покрываются льдами). Соорудили вместе с ним мостки через речку Редью, что на Тропе. Сфотографировались на память. Прошло пять лет. И вот — везем ту фотографию и, конечно, продукты. Юрий обрадуется! Что-то будет.

Первая ночевка — в бывшем монастырском селе Высокое. Последний житель уехал оттуда еще в 2001 году, кругом запустение, деревянные постройки безропотно разрушаются, но вот чудо: яблони в Высоком клонятся, усыпанные плодами, и до того сладкими и сочными. Когда-то это гиблое место было богатой деревней, с конным двором, коровником, садом, пахотными землями.

Из Высокого вышли наугад, не зная тропы, по GPS, и вечером увидели над лесом купола. Рдея! Непривычно твердая земля — не надо смотреть под ноги, «щупать» тропу шестом!

Вместо Юрия навстречу выходит какой-то незнакомый мужчина: оказалось, их теперь двое, насельников! Сергей, столяр из Санкт-Петербурга, тоже приехал сюда несколько лет назад и своими руками построил маленькую деревянную церковь вместе с десятками и даже сотнями добровольцев. Более приветливого и «юморного» человека себе трудно вообразить.

— Стой. Спаси меня! — останавливает Сергей одного из спутников, задумчиво бредущего по своим делам. — Возьми огурцы! У меня их столько, я уже их видеть не могу!

Сергей. Фото А. Кочевника.

Юрий совсем другого склада: молитвенного. Приехав сюда, он умел только читать Псалтирь. В своей деревне немного пел на клиросе в храме. А тут пришлось самому осваивать устав. Положил себе правило, от которого не отступал ни на день: каждое утро вставать с рассветом и служить утреню. «Однажды работы было очень много — крышу крыл, не успевал закончить, и решил опустить это правило. Пять дней не читал. И так мне плохо было! Понял, что ничто не стоит того, чтобы оставлять молитву».

Это сейчас у него маленькое хозяйство — пасека, огород, а раньше ничего, кроме маленького деревянного домика, не было. «Было иногда так тяжело, что не описать. Если бы не вспоминал, что “претерпевший до конца спасется”, не знаю, как выдержал бы!»

Рассказывает, что в первые годы во время дождей не знал, где в соборе встать так, чтобы на него не капала вода! За десятилетия запустения крыша поросла деревьями, которые практически закрывали собой уцелевшие купола. Налетел слой земли в несколько метров. Когда добровольцы стали очищать ее, сняли и вывезли 80 тонн земли! Вместе с Юрием сделали кровлю, надстроили отсутствовавший центральный купол.

На алтарной перегородке висит почтовый ящик.

На полу — плитка.

Ее пытались вывозить отсюда. Легенда это или нет, но говорят, что облицованные этой плиткой бани или дома сгорали, и по этой или по какой иной причине перепуганные грабители, бывало, возвращали плитку на место. «Ничего не берите в соборе — добром это не кончится», — полусуеверно говорят на видео с Youtube ребята, ездившие на Рдею на внедорожниках. То же говорили многие из бывавших на Рдее.

Волчара

Рдея привлекает самых разных людей. К примеру, каждый год в марте сюда прилетают спортсмены на парапланах и дельтапланах — в этом году уже в двенадцатый раз. Фотографии с высоты — просто потрясающие!

Но для кого-то Рдея — святыня, для кого-то — культурное наследие, а для кого-то, увы, — «место силы»…

В храме нам встречается залихватского вида мужчина в черных кожаных штанах и берцах, с волосами в хвост и большущим серебряным крестом на шее. Байкер, наверное? Он почти по-хозяйски входит в алтарь, целует икону. И потом с большой готовностью предлагает нам экскурсию.

Молодой паренек, друг «байкера», тут же приносит из лагеря фонари, и мы спускаемся и в подвалы монастыря… Удивительные, чем-то напоминающие Печорские пещеры — со сводчатыми потолками, лестничной кладкой стен, а главное — совсем сухие! Так тогда строили. В подвале лежит огромный котел — ему 100 лет, а выглядит так, будто стоит немного почистить и он готов хоть сейчас топиться!

Все интересно, хорошо, но что-то режет слух в рассказах нашего нового знакомца — и не поймем никак, что.

— А как вашего друга звать? — спрашиваем у паренька, сгрудившись в темноте подземелья.

— Нет, серьезно, как вас зовут? — это уже к нашему экскурсоводу.

— Мое имя — Волычар.

— А можно, мы вас как-нибудь попроще будем называть, но похоже? Например, Володя.

— Нет, называйте меня Волчара.

Улучив минутку, мчимся к Сергею.

— Сергей, а вот что это за человек такой нам все здесь показывал? Волчара, говорит. А как его на самом деле звать-то?

— Горе! — по-белорусски «гэкая», отвечает Сергей. — Не связывайтесь вы с ним, это компания эзотериков. Кто только сюда не приходит…

Компания «Волка» очень гостеприимна и дружелюбна: они стоят лагерем по соседству и настойчиво зовут нас вечером на копченую рыбу. Вечером заходим к ним. Новые знакомые допытываются: а какие имена у вас, как вас назвали люди? Но нас, как и вас, в крещении называли в честь мучеников — чего тут добавишь.

Пока большая часть компании где-то ходила, в наш лагерь заглянул Юрий: предлагал присоединиться к нему, почитать правило. Жаль, что разминулись с ним! Но назавтра твердо обещаем себе не проспать и прийти в шесть на утреню…

Воскресенье. Проспав, с приличным опозданием прибегаем в маленький деревянный храм… Утреню служим втроем: один поет, двое читают. Юрий стоит босиком, привычными движениями перекладывает и листает книги. Время летит незаметно.

В собор мы вернемся еще раз, уже без экскурсий и рассказов про нумерологию и «места силы». Стоим без движения, в тишине, — и время снова исчезает…

Бесшумно пришел Юрий, и мы вдруг слышим за спинами его тихий, но уверенный голос:

— А давайте я тропарь Преображению прочитаю?

И читает тропарь и кондак.

— И еще — Успению Божьей Матери. Скоро праздник…

Это потом уже, сопоставив факты, мы поняли, что вышли в день памяти Савватия и Зосимы — покровителей Рдеи, а шли Успенским постом — к храму Успения. Это все потом. А пока — собираемся с силами, чтобы снова «форсировать» болота.

Вот и все. Прощай, Рдея!

Километровый участок дороги по болоту, который сделал Юрий

Как помочь Рдейскому монастырю

Почтовый адрес фонда: 175270, Новгородская область, г. Холм, ул. Октябрьская, д. 6а

Фото Александра Кочевника и др

Редакция благодарит авторов фотоснимков и фонд возрождения Рдейского монастыря за безвозмездно предоставленные снимки.

Легенды про Рдейский монастырь

Россия богата на знаменитые места, увидеть которые не откажется всякий любитель острых ощущений. Рдейский храм, стоящий на огромном болоте, является одним из них. Жители соседних деревень охотно рассказывают о местонахождении монастыря, а заодно могут поведать и пару легенд, связанных с этой постройкой. Однако стоит помнить, что добраться до храма очень сложно, и далеко не каждый сможет преодолеть этот путь. Где же всё-таки находится бывшая обитель?

Болото, расположенное на границе Новгородской и Псковской областей, можно назвать одним из самых больших и труднопроходимых в Европе. Рдейское озеро, берег которого и занимают руины некогда прекрасного монастыря, раскинулось на восточном краю этого болота. Несмотря на устрашающие окрестности, это место определённо можно назвать чарующим.

Где расположена святыня

Дорога к храму расположена на длинном тонком мысе, разделяющем озеро напополам. Он окружён дремучим лесом, добраться до которого можно только по зыбкому болоту. Из-за этого он и считается таким недоступным и отдалённым от цивилизации. Люди, посетившие храм, иногда возвращаются с багажом из удивительных и часто абсолютно не реалистичных историй. Если верить им, то на пути к храму можно встретить и инопланетян, и болотистых чудовищ, и даже, как ни странно, волосатых обезьян с чешуйчатыми крокодилами.

  1. Впрочем, эти рассказы можно легко объяснить, ведь дорога к святыне, действительно, ужасно выматывает, особенно летом. Речка Редья, которая вытекает из Рдейского озера, затем впадает в другое знаменитое озеро – Ильмень.
  2. Каким бы страшным и таинственным ни являлся путь, это место пользуется большой популярностью у туристов, которая с годами только возрастает.
  3. Рдейское озеро манит своей красотой, в то время как руины монастыря привлекают интересом к его истории.

Как найти монастырь?

Летом здесь очень редко можно встретить людей. Из-за болота в тёплую погоду дорога до монастыря становится буквально непроходимой. Много ли найдётся желающих добираться до обители по вязким топям, рискуя здоровьем? Поэтому основной пик количества посетителей этой местности приходится на зиму.

  1. Зима приносит с собой холода, благодаря которым дорога до монастыря замерзает. Становится очень легко доехать туда на внедорожнике.
  2. Некоторые предпочитают проходить последний отрезок пути на лыжах. Хоть дорога и является очень длинной (три с половиной часа в один конец!), осенью в сухую погоду дойти до монастыря можно и пешком.
  3. Летом и весной же от посещения храма лучше отказаться ради собственного же благополучия. Мало кто сможет высоко оценить сырость и огромное число насекомых.

Легче всего добираться до храма от селения Наволок. Преодолеть придётся двенадцать километров. На юг от села идёт полевая дорога, по которой можно, в конце концов, попасть в небольшой лес. На входе в этот лес официально начинается зона природного заповедника под названием Рдейское озеро. Сам храм расположен в часе езды в юго-восточном направлении. При хорошей погоде уже издалека можно заметить купола Рдейского Успенского монастыря.

История монастыря

Историки до сих пор не могут определить точную дату возведения храма. Большая часть сходится во мнении, что он был построен во второй половине семнадцатого столетия как часть Новгородской епархии. В 1700 году из-за пожара были уничтожены два деревянных строения на территории монастыря: построенный в 1666 году деревянный храм преподобных Савватия и Зосимы и обитель Преображения Господня.

В 1710 году на месте уничтоженного храма был возведён новый каменный храм Успения Пресвятой Богородицы, который успешно просуществовал до середины восемнадцатого века. Увы, в 1764 году храм был упразднён, так как жизнь в нём стала приходить в упадок. В течение следующих ста лет здесь продолжала рдеть одна-единственная Успенская церковь. В 1885 же году здесь были созданы женская община и детское училище, в 1893 году ставшие пустынью.

Возрождение

Рдейская обитель многим обязана двоюродному брату знаменитого купца-мецената Мамонтова, который всячески помогал обустраивать храм. При его поддержке к 1890 году на территории монастыря было возведено множество новых строений, в том числе жилые корпуса, трапезная и часовня. Старинная Успенская церковь, тем не менее была снесена. Заменить её планировалось новым пятиглавым монастырем, строить который архитектор Борютин начал в 1898 году.

  1. Монастырь должен был вмещать семьсот пятьдесят человек.
  2. Мамонтов не скупился на материалы для постройки. Благодаря его вложениям во время возведения монастыря были использованы самые последние технологии.
  3. Рядом с монастырем стоял небольшой кирпичный завод, с которого поставлялись ресурсы.
  4. А котлы Демидова, использовавшиеся для парового отопления, сохранились здесь и до сих пор.

Как выглядел храм

Изнутри монастырь был отделан роскошно. Его главным украшением был мраморный иконостас, созданный московским мастером Захаровым. Иконы также были написаны художниками из столицы. Окна Рдейского монастыря были украшены витражами, а снаружи – узорчатыми решётками. На полу рдела мраморная плитка. Осенью 1920 года храм был освящён, и сюда перенесли чудотворную икону во имя Успенской Богоматери. Несмотря на то что уже тогда дорога до обители была труднопреодолимой, паломники издалека выдвигались сюда, чтобы поклониться этой святыне.

Судьба монастыря в послереволюционное время

После революции жизнь в храме стала неспокойной. Волнения среди монахинь, начавшиеся в 1918 году, привели к тому, что настоятельницы здесь сменялись с необычайной скоростью. В итоге к тридцатым годам обитель была закрыта. Несколько монахинь продолжали жить в храме вплоть до войны. Во время самой же войны храм был сильно разрушен. Пострадали и окрестные деревни. Скоро единственными посетителями храма стали мародёры, желавшие присвоить себе его украшения и святыни. После войны Рдейский Успенский храм так и не был восстановлен, возможно, из-за отсутствия жителей в деревнях поблизости.

Святыни монастыря

Обитель, просуществовавшая больше двух столетий, стала местом хранения для множества духовных реликвий, которые вызывали интерес к монастырю у прихожан и паломников. Самыми знаменитыми иконами Рдейского храма были икона Успения Пресвятой Богородицы и икона Соловецких Зосимы и Савватия, которые, увы, были утеряны после войны и разрушения обители. Считалось, что эти иконы могли лечить людей.

  1. Серебряный напрестольный крест чеканной работы вызывал у прихожан особенно сильный интерес.
  2. Вызолоченный восьмиконечный крест обладал большой ценностью за счёт того, что в него были вложены частицы святых мощей.
  3. Когда-то на территории храма были расположены три деревянные церкви, и три восьмиконечных храмовых креста – главное наследие, оставшееся от них.

Легенды о монастыре

Поразительно, но сегодня Рдейский храм пользуется огромной популярностью у туристов. Частично причиной такого интереса можно назвать удивительные легенды, окружающие это место. Приезжие, не опасаясь предостережений жителей соседних деревень о трудности дороги, тянутся к храму, увлечённые таинственностью его расположения и существования. Тем не менее факт остаётся прежним: путешествие к развалинам храма является сложным и сравнительно опасным.

  1. Полезно знать, что в обители и вокруг неё нет трудностей с водой.
  2. Хотя здесь и нельзя найти святых ключей, вода в самом Рдейском озере приятная на вкус и может долго храниться.
  3. Самые многочисленные легенды и рассказы о Рдейском храме связаны с его целебными свойствами.
  4. В старинные времена здесь изгоняли бесов, лечили людей с проблемами с опорно-двигательным аппаратом и женщин, страдавших от бесплодия.
  5. Считается, что человек, взявший из храма какую-то вещь, будет наказан высшими силами.

В подтверждение этого можно привести случай, произошедший не так давно. Два охотника украли из монастыря плитку для своей бани. В короткое после этого время оба они погибли, а плитка была перенесена обратно в обитель. Есть ещё одна похожая история. Она, в свою очередь, повествует о тракторе, вёзшем украденный из храма кирпич. Трактор увяз в болоте.

Во времена своего существования Рдейский храм был усыпан лилиями. Не настоящими, правда, а расписными. Их можно увидеть и на сохранившихся фрагментах храма, в том числе на чудесном мраморном иконостасе. Считается, что раньше они даже были вплетены в кресты. Многие приписывают храму мистические свойства и способности, словно оживляя его.

  1. Они рассказывают о том, что храм не подпускает к себе посетителей, прежде там не бывавших, и тех, кто идёт в монастырь со злым умыслом.
  2. Некоторые вспоминают о том, что во время посещения храма они слышали колокольный звон, хотя нигде поблизости нет церквей.
  3. Учитывая количество людей, слышащих его, колокольный звон можно назвать самой большой загадкой обители.

Отзывы туристов

Практически все из тех, кто побывал в Рдейском храме, считают, что тяжёлая дорога туда оправдывает себя. Многие считают, что монастырь обладает особой силой и энергетикой. Некоторые даже заявляют, что посещение храма исцелило их и изменило их жизнь. Они советуют посетить обитель, чтобы хотя бы просто ощутить на себе эту атмосферу святости и вековой истории.

Для осмотрасвятыни будет вполне достаточно всего одного часа. Есть множество причин для ее посещения. Одними из них являются культовость этого места, чудесное по красоте Рдейское озеро и не менее чудесное, в особом смысле, Рдейское болото и, наконец, развалины самого монастыря, представляющие большой исторический интерес.

  1. Монастырь давным-давно потерял свой прежний вид.
  2. В наше время от него остались только Успенский собор, сильно пострадавшее монастырское кладбище и обломки ограды.
  3. Купола собора наполовину разрушены, но на некоторых из них ещё рдят кресты. Сам собор местами стал краснокирпичным после того, как белая штукатурка начала осыпаться.
  4. Внутреннее убранство собора также сохранилось скудно.
  5. На некоторых окнах сохранились кованые решётки с узорами, кое-где можно увидеть фрагменты росписей.

В неплохом состоянии остаются мраморный иконостас и котёл отопления. Внутри собора есть много надписей 40-80 годов девятнадцатого века, а в журнале посетителей каждый имеет возможность оставить свою запись. В наше время в соборе иногда проводят службы, там можно помолиться. С основания купола собора открывается хороший вид на близлежащую местность. Памятники на кладбище сохранились плохо, большая часть из них разрушены. Однако на некоторых из них до сих пор видны даты захоронений.

Тем не менее, несмотря на все невзгоды, которые пришлось пережить Рдейскому монастырю, он всё увереннее восстанавливает своё прежнее положение и притягивает к себе всё больше паломников. Многие из них возвращаются сюда не один раз, считая монастырь местом просвещения и исцеления. Остаётся только надеяться, что однажды Рдейский монастырь вернёт себе не только былую славу, но и былую красу.

Один день в Рдейской святыне

Рдейская святыня – одно из самых труднодоступных и таинственных мест Новгородской области. Добраться до окутанного лесом и окружённого болотами монастыря на автомобиле крайне тяжело. Тем не менее, у нас Mitsubishi L200, сделать это получилось.

Он находится на полуострове посреди огромного Рдейского озера. Озеро же, напоминающее по форме знак бесконечности, в свою очередь расположено внутри Рдейского болота, самого большого из европейских болот.

  1. Чтобы добраться до монастыря, нужно преодолеть 12 километров болотной топи.
  2. Понятно, что дорога эта не из простых. Большую часть года проехать здесь можно только на специально предназначенном болотоходе или на гусеничном вездеходе.
  3. Поэтому туристам лучше дождаться зимы. Во время морозов топь застывает, предоставляя шанс добраться до обители без потрясений.

Пять часов потребуется, чтобы доехать от Москвы до Торопца, то есть проехать 450 километров. Следующие три часа – ледяная трасса Торопец-Холм. Нужно сказать, что этот участок дороги приятным не назовёшь. Из-за льда и ям нужно вести автомобиль крайне аккуратно. Людей в округе встретить получится вряд ли, все соседние деревни в основном заброшены. Единственными признаками наличия жизни можно считать редкие одинокие дома и возвышающиеся местами лесопилки. Ещё один признак жизни – указатель о начале территории Новгородской области.

По дороге добраться можно только до Наволока, дальше начинаются топи. От Холма ехать туда всего около двадцати километров. Здесь можно одолжить гусеничный вездеход у кого-то из местных жителей или всё-таки направиться дальше в одиночку и без чьей-либо помощи.

Нам выбирать не пришлось. Хоть единственного знакомого владельца вездехода и не оказалось дома, дорога до монастыря сдалась зимним морозом и буквально превратилась в каменную. Доехать на машине можно было абсолютно спокойно.

И, наконец, вот он! Рдейский монастырь во всей своей красе. Одинокий, на километры окутанный лесом, топью и водой, он прекрасен в своей недоступности. Небольшой полуостров, на котором он располагается, является единственным участком суши внутри Рдейского болота. Путешествие в Рдейский монастырь – отличный выбор, который придётся по вкусу и экстремалам, и любителям истории, и почитателям святынь.

Рдейское (озеро)

Рде́йское – болотное озеро в Холмском районе Новгородской области. Расположено на Валдайской возвышенности, в юго-западной части области, на территории Рдейского заповедника и является самым крупным его водоёмом. Окружено обширной системой верховых болот.

Из северной части озера вытекает река Редья — левый приток Ловати. На одном из двух озёрных мысов расположен Рдейский монастырь.

Рдейский край описан в книгах новгородского писателя-краеведа Марка Кострова «Рдейский край», «За счастьем на озеро Дулово», «Русское озеро».

Примечания

  1. Государственный водный реестр: озеро Рдейское. // textual.ru. Проверено 28 сентября 2011.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Рдейское (озеро)» в других словарях:

Рдейское — Координаты: Координаты … Википедия

География Псковской области — Псковская область на карте России … Википедия

Список особо охраняемых природных территорий Новгородской области — На начало 2012 года на территории Новгородской области существуют следующие категории особо охраняемых природных территорий государственные природные заповедники (1), национальный парк (1), государственные природные заказники (28), памятники … Википедия

Редья (река) — Редья Протекает по территории Новгородской области Исток озеро Рдейское Устье река Ловать Длина 133 км … Википедия

Старая Русса — уездный город Новгородской губернии, при впадении речек Порусьи и Перерытицы в Полисть, приток реки Ловати, в 32 верстах от впадения последней в озеро Ильмень. Пароходное сообщение по Ильменю с Новгородом и узловая станция Моск. Винд. Рыб.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Список государственных природных заказников Новгородской области — Государственный природный заказник ООПТ с заказным режимом или регулируемым режимом хозяйственной деятельности, предназначенная для сохранения и воспроизводства одного или нескольких объектов государственного природно заповедного фонда.… … Википедия

Рдейский заповедник — Государственный природный заповедник «Рдейский» Категория МСОП Ia (Строгий природный резерват) Координаты: Координаты … Википедия

Редья — в деревне Иванково Парфинского района Характеристика Длина 146 км … Википедия

Рдейский монастырь — затерянная святыня Новгородской области!

Про Рдейский монастырь я слышала давно, но решили собраться мы туда только в этом году. Рдейский монастырь находится в Холмском районе Новгородской области. С трёх сторон он окружён Рдейским озером, которое считается святым, а с одной стороны болотом. Добраться до него летом самостоятельно проблемно, если только договариваться с местным предпринимателем, который возит до монастыря и обратно на гусеничном вездеходе «ГТС-ке», живёт он в деревне Каменка. Поэтому мы решили идти до Рдея зимой, когда болото затянется льдом. Идти нам предстояло долго — примерно 12 км в одну сторону.

Мы взяли с собой немного продовольствия и начали наш путь с деревни Наволок (Холмский район). В начале пути, мы прошли рядом с деревней Высокое — она, как и некоторые другие деревни была оставлена жителями после Великой Отечественной Войны.

Вокруг — тишина, снег и болото. По пути иногда проезжали снегоходы — или тоже в монастырь, или на зимнюю рыбалку на Рдейское озеро.

Когда ты понимаешь, что идёшь к святому месту, то путь не кажется таким тяжелым. Мы специально захотели пойти пешком, чтобы пройти своё малюсенькое испытание.

Завалиться на снег и просто полежать дыша свежим зимним воздухом всё-таки мне потребовалось.

Вот и виднеется уже в дали то, ради чего мы идём — наша жемчужинка — Рдейский Успенский монастырь.

Дороги напрямик к монастырю мы не увидели, хотя она там есть — обратно мы шли уже по ней, поэтому мы подошли к монастырю с другой стороны — прошли по льдом затянутому озеру.

Монастырь расположен на территории природного заповедника «Рдейский». Рдейский заповедник расположен на юге Новгородской области, на территориях Холмского и Поддорского районов и охраняет часть Полистово-Ловатской болотной системы.

Всё ближе и ближе мы приближаемся к этой загадочной святыне. В душе радость и спокойствие. Рдейский монастырь был основан в Лазаревском стане (городе) Торопецкого (бывшего Холмского) уезда (района) в 1666 году отшельниками.

Два храма, которые находились на территории монастыря были деревянными. Один из них был освящен во имя Преображения Господня, другой — во имя преподобных Зосимы и Савватия, соловецких чудотворцев. Храм во имя преподобных Зосимы и Савватия сгорел в 1700 г. На его месте был заложен каменный двухэтажный храм с шатровой колокольней во имя Успения Пресвятой Богородицы, а внизу — во имя соловецких старцев, освященный в 1710 году. Для храма была написана икона Успения Богоматери — святыня обители, которая содержала в себе частицы мощей святых мучеников.

Храм Преображения Господня был разобран в конце 18 века по ветхости.

Озеро Рдейское. Начало исследований.

На границе Новгородской и Псковской областей привольно раскинулось Рдейское Болото — одно из самых крупных и труднопроходимых в Европе. У его восточного края, всего в каких-то семи километрах от Большой Земли, на берегу одноименного озера высятся руины Рдейского монастыря.

Рдейский мужской монастырь был основан «не ранее второй половины 17 века». В.В.Зверинский в своей книге «. о православных монастырях в Российской империи» указывает на существование обители в 1670-1688 годах. В историко-статистическом описании 1859 года приводится подпись, которая была на кресте на предалтарном иконостасе в церкви Успения (1700-1710 годов). «Лета 7200 (1692) марта в 10 поставлен животворящий крест в обитель преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев, рекомые Рдейские, на месте идеже водружен руками преосвященного Корнилия, Митрополита Великаго Новгорода и Великих Лук водрузися»

С 1999 года научно-исследовательское объединение «Космопоиск» организует исследовательские экспедиции, с целью проверки слухов о возможном наличии животных, существование которых не доказано, либо считается невозможным в данной местности и/или в данное время в водоемах России. За последние восемь лет было исследовано более десятка озер. Озеро Рдейское в данном контексте представляется не менее интересным. В частности его расположение, удаление от крупных очагов цивилизации и малой плотности проживания людей на рассматриваемой территории в купе с труднодоступностью озера делают его перспективным местом для возможного существования в его водах либо на примыкающей территории некоего сообщества криптоживотных.

Отдельно стоит отметить следующий факт: известно, что еще в IV-X веках новгородские словене поклонялись загадочному богу-ящеру в образе «коркодила», который «преобразуется во образ лютого зверя коркодила и залегаша в той реце Волхове водный путь. И непоклоняющихся ему овых пожираше, овых изверзая потопляше». Образ речного ящера многократно встречается среди памятников культуры и археологии Новгородско-Псковских земель. Академик Б.А. Рыбаков посвятил водяному богу-ящеру целую главу в своей книге «Язычество Древней Руси», где, в частности, приводит фрагмент Псковской летописи, в котором сообщается о нападении «коркодилов» на людей: «В лето 7090 (1582). Того же лета изыдоша коркодил лютии звери из реки и путь затвориша; людей много поядоша. И ужасошася людие и молиши Бога по всеи земли. И паки спряташася, а иных избиша». Действительно, Рдейский монастырь расположен вдали от очагов цивилизации, на краю крупнейшего болота Европы.

Если немного вернутся к истории данных мест, то нетрудно обнаружить что в псковско-новгородской местности еще поклонялись богу Ящеру — огромной рептилии, если судить по дошедшим до нас описаниям. Предпочитал Ящер реки и болота, поэтому именно по их берегам люди устраивали капища и приносили ему жертвы. Возможно, Рдейский монастырь и был построен на месте подобного капища — в качестве символа защиты от нечисти. Подобная практика характерна для России: церкви и монастыри и сейчас порой возводят на месте древних святилищ и языческих «мест силы». Как водится, со временем жестокий славянский бог был забыт, оставив на память легенду о страшном болотном звере. Косвенно, подтверждением высказанного предположения может быть ориентация Рдейского монастыря. Святыни обычно строго сориентированы по сторонам горизонта, в православии, как правило, алтарная часть храма ориентированной на восток. Уцелевшей Успенский собор в данном контексте ориентирован совершенно не правильно. Возможно, что сориентировали его, словно языческое капище, на какое-то знамение или знаковое явление когда-то происходившее на этом месте.

Лев Гаврилович Соколов — большой знаток здешних мест, во время своих походов в глубь болот неоднократно, по его словам, встречал отпечатки странных следов, похожих на птичьи, но пятипалых. Видел Соколов и то, как один раз стая уток, мирно искавшая в камышах корм, вдруг с шумом взмыла вверх, но одна утка забилась в зубах черной блестящей «рыбины» и быстро ушла под воду. А однажды на закате, сидя у костра на островке, он отчетливо увидел черное извивающееся тело, быстро пересекающее гладь вечернего озера. О следах на болоте и встречах с «ящером» рассказывают и другие старожилы здешних мест. Только становится их все меньше и меньше — новгородские и псковские деревни пустеют, а особенно быстро как раз те, что стоят близ болот.

С целью проверки слухов о наличии некоего крупного животного на территории Рдейско-Полистовского болотного массива РО Рязань-Космопоиск совместно с с технической группой исследований и разработок ТЕГИР организуют исследовательскую экспедицию на озеро Рдейское.

Старт экспедиции намечен на конец апреля, возможно участие в экспедиции. Подробнее о целях экспедиции в экспедиционном разделе форума.

Источники:

http://www.okulovka.net/historynature/535-2010-08-17-11-05-43
http://foma.ru/rdeya-sobor-na-bolotax.html
http://turisti.guru/rossiya/legendy-pro-rdejskij-monastyr.html
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1611326
http://www.tourister.ru/responses/id_28531
http://www.ufo-com.net/news/detail.php?ID=2999

Читать еще:  Карповые удилища для дальнего заброса
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector
×
×