Палешка
Палешка
Палехский район Ивановской области
Россия Россия
— исток,
— устье
Па́лешка — небольшая река в Ивановской области; левый приток реки Люлех.
Длина — около 10 км. Устье реки находится в 37 км по левому берегу реки Люлех.
Первоначальное название — Палех.
Палешка начинается из родников около деревни Смертино Палехского района Ивановской области. Перед Палехом в реку впадает ручей Вязовка.
Протекает по территории Палехского района среди холмов, покрытых лиственными лесами. На берегах реки расположен посёлок Палех. В черте Палеха имеются две плотины, один автомобильный мост и несколько пешеходных. Образованное плотинами водохранилище занимает площадь 8 га.
Река впадает в Люлех около села Красное Палехского района. Долина Палешки в границах посёлка Палех является региональным памятником природы.
В водном реестре России обозначается как Люлих.
Данные водного реестра
По данным государственного водного реестра России относится к Окскому бассейновому округу, водохозяйственный участок реки — Клязьма от города Ковров и до устья, без реки Уводь, речной подбассейн реки — бассейны притоков Оки от Мокши до впадения в Волгу. Речной бассейн реки — Ока [1] .
По данным геоинформационной системы водохозяйственного районирования территории РФ подготовленной Федеральным агентством водных ресурсов [1] :
- Код водного объекта в государственном водном реестре — 09010301112110000033457
- Код по гидрологической изученности (ГИ) — 110003345
- Код бассейна — 09.01.03.011
- Номер тома по ГИ — 10
- Выпуск по ГИ — 0
Напишите отзыв о статье “Палешка”
Ссылки
- [www.outdoors.ru/russiaoutdoors/show_obj2.php?id=6490 Путешествия по России]
- [www.ivzakon.ru/ivanovo/165_stat.html Природоохранные зоны Ивановской области]
Примечания
- ↑ 12 [textual.ru/gvr/index.php?card=179664 Государственный водный реестр РФ: Люлих]. [www.webcitation.org/69IDdq6oC Архивировано из первоисточника 20 июля 2012].
Отрывок, характеризующий Палешка
– Морковное.
– Нет, какое? Марья Дмитриевна, какое? – почти кричала она. – Я хочу знать!
Марья Дмитриевна и графиня засмеялись, и за ними все гости. Все смеялись не ответу Марьи Дмитриевны, но непостижимой смелости и ловкости этой девочки, умевшей и смевшей так обращаться с Марьей Дмитриевной.
Наташа отстала только тогда, когда ей сказали, что будет ананасное. Перед мороженым подали шампанское. Опять заиграла музыка, граф поцеловался с графинюшкою, и гости, вставая, поздравляли графиню, через стол чокались с графом, детьми и друг с другом. Опять забегали официанты, загремели стулья, и в том же порядке, но с более красными лицами, гости вернулись в гостиную и кабинет графа.
Раздвинули бостонные столы, составили партии, и гости графа разместились в двух гостиных, диванной и библиотеке.
Граф, распустив карты веером, с трудом удерживался от привычки послеобеденного сна и всему смеялся. Молодежь, подстрекаемая графиней, собралась около клавикорд и арфы. Жюли первая, по просьбе всех, сыграла на арфе пьеску с вариациями и вместе с другими девицами стала просить Наташу и Николая, известных своею музыкальностью, спеть что нибудь. Наташа, к которой обратились как к большой, была, видимо, этим очень горда, но вместе с тем и робела.
– Что будем петь? – спросила она.
– «Ключ», – отвечал Николай.
– Ну, давайте скорее. Борис, идите сюда, – сказала Наташа. – А где же Соня?
Она оглянулась и, увидав, что ее друга нет в комнате, побежала за ней.
Вбежав в Сонину комнату и не найдя там свою подругу, Наташа пробежала в детскую – и там не было Сони. Наташа поняла, что Соня была в коридоре на сундуке. Сундук в коридоре был место печалей женского молодого поколения дома Ростовых. Действительно, Соня в своем воздушном розовом платьице, приминая его, лежала ничком на грязной полосатой няниной перине, на сундуке и, закрыв лицо пальчиками, навзрыд плакала, подрагивая своими оголенными плечиками. Лицо Наташи, оживленное, целый день именинное, вдруг изменилось: глаза ее остановились, потом содрогнулась ее широкая шея, углы губ опустились.
– Соня! что ты?… Что, что с тобой? У у у!…
И Наташа, распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурною, заревела, как ребенок, не зная причины и только оттого, что Соня плакала. Соня хотела поднять голову, хотела отвечать, но не могла и еще больше спряталась. Наташа плакала, присев на синей перине и обнимая друга. Собравшись с силами, Соня приподнялась, начала утирать слезы и рассказывать.
– Николенька едет через неделю, его… бумага… вышла… он сам мне сказал… Да я бы всё не плакала… (она показала бумажку, которую держала в руке: то были стихи, написанные Николаем) я бы всё не плакала, но ты не можешь… никто не может понять… какая у него душа.
Палешка
Ошибка выражения: неопознанный символ пунктуации «д»[[К:Карточка реки: заполнить: Координаты истока Ошибка выражения: неопознанный символ пунктуации «д»]][[К:Карточка реки: заполнить: Координаты устья Ошибка выражения: неопознанный символ пунктуации «д»]] В карточке реки неверно заполнен параметр «Длина» либо параметр «Площадь»! В данных параметрах должно быть только неформатированное число. Пожалуйста, исправьте данную ошибку! В шаблоне «Река» обнаружен параметр «s_lat_sec». Пожалуйста, исправьте или удалите его!
В шаблоне «Река» обнаружен параметр «Ширина карты». Пожалуйста, исправьте или удалите его!
В шаблоне «Река» обнаружен параметр «Подпись». Пожалуйста, исправьте или удалите его!
В шаблоне «Река» обнаружен параметр «Карта». Пожалуйста, исправьте или удалите его!
В шаблоне «Река» обнаружен параметр «s_lon_dir». Пожалуйста, исправьте или удалите его!
В шаблоне «Река» обнаружен параметр «m_lat_deg». Пожалуйста, исправьте или удалите его!
В шаблоне «Река» обнаружен параметр «m_lat_dir». Пожалуйста, исправьте или удалите его!
В шаблоне «Река» обнаружен параметр «s_lat_deg». Пожалуйста, исправьте или удалите его!
В шаблоне «Река» обнаружен параметр «s_lat_dir». Пожалуйста, исправьте или удалите его!
В шаблоне «Река» обнаружен параметр «s_lon_sec». Пожалуйста, исправьте или удалите его!
В шаблоне «Река» обнаружен параметр «Commons». Пожалуйста, исправьте или удалите его!
В шаблоне «Река» обнаружен параметр «Ширина изображения». Пожалуйста, исправьте или удалите его!
В шаблоне «Река» обнаружен параметр «m_lat_sec». Пожалуйста, исправьте или удалите его!
В шаблоне «Река» обнаружен параметр «s_lat_min». Пожалуйста, исправьте или удалите его!
В шаблоне «Река» обнаружен параметр «m_lon_min». Пожалуйста, исправьте или удалите его!
В шаблоне «Река» обнаружен параметр «m_lon_sec». Пожалуйста, исправьте или удалите его!
В шаблоне «Река» обнаружен параметр «m_lat_min». Пожалуйста, исправьте или удалите его!
В шаблоне «Река» обнаружен параметр «Подпись карты». Пожалуйста, исправьте или удалите его!
В шаблоне «Река» обнаружен параметр «m_lon_deg». Пожалуйста, исправьте или удалите его!
В шаблоне «Река» обнаружен параметр «m_lon_dir». Пожалуйста, исправьте или удалите его!
В шаблоне «Река» обнаружен параметр «Оригинальное название». Пожалуйста, исправьте или удалите его!
В шаблоне «Река» обнаружен параметр «Бассейн рек». Пожалуйста, исправьте или удалите его!
В шаблоне «Река» обнаружен параметр «s_lon_deg». Пожалуйста, исправьте или удалите его!
В шаблоне «Река» обнаружен параметр «s_lon_min». Пожалуйста, исправьте или удалите его!
Па́лешка — небольшая река в Ивановской области; левый приток реки Люлех.
Длина — около 10 км.
Первоначальное название – Палех.
Палешка начинается из родников около деревни Смертино Палехского района Ивановской области.
Протекает по территории Палехского района среди холмов, покрытых лиственными лесами. На берегах реки расположен посёлок Палех. В черте Палеха имеются две плотины, один автомобильный мост и несколько пешеходных. Образованное плотинами водохранилище занимает площадь 8 га.
Река впадает в Люлех около села Красное Палехского района. Долина Палешки в границах посёлка Палех является региональным памятником природы.
- ↑ Ресурсы поверхностных вод СССР: Гидрологическая изученность. Т. 10. Верхне-Волжский район / под ред. В. П. Шабан. — Л. : Гидрометеоиздат, 1966. — 528 с.
Палешка
Палехский район Ивановской области
Россия Россия
— исток,
— устье
Па́лешка — небольшая река в Ивановской области; левый приток реки Люлех.
Длина — около 10 км. Устье реки находится в 37 км по левому берегу реки Люлех.
Первоначальное название — Палех.
Палешка начинается из родников около деревни Смертино Палехского района Ивановской области. Перед Палехом в реку впадает ручей Вязовка.
Протекает по территории Палехского района среди холмов, покрытых лиственными лесами. На берегах реки расположен посёлок Палех. В черте Палеха имеются две плотины, один автомобильный мост и несколько пешеходных. Образованное плотинами водохранилище занимает площадь 8 га.
Река впадает в Люлех около села Красное Палехского района. Долина Палешки в границах посёлка Палех является региональным памятником природы.
В водном реестре России обозначается как Люлих.
Данные водного реестра
По данным государственного водного реестра России относится к Окскому бассейновому округу, водохозяйственный участок реки — Клязьма от города Ковров и до устья, без реки Уводь, речной подбассейн реки — бассейны притоков Оки от Мокши до впадения в Волгу. Речной бассейн реки — Ока [1] .
По данным геоинформационной системы водохозяйственного районирования территории РФ подготовленной Федеральным агентством водных ресурсов [1] :
- Код водного объекта в государственном водном реестре — 09010301112110000033457
- Код по гидрологической изученности (ГИ) — 110003345
- Код бассейна — 09.01.03.011
- Номер тома по ГИ — 10
- Выпуск по ГИ — 0
Напишите отзыв о статье “Палешка”
Ссылки
- [www.outdoors.ru/russiaoutdoors/show_obj2.php?id=6490 Путешествия по России]
- [www.ivzakon.ru/ivanovo/165_stat.html Природоохранные зоны Ивановской области]
Примечания
- ↑ 12 [textual.ru/gvr/index.php?card=179664 Государственный водный реестр РФ: Люлих]. [www.webcitation.org/69IDdq6oC Архивировано из первоисточника 20 июля 2012].
Отрывок, характеризующий Палешка
– Морковное.
– Нет, какое? Марья Дмитриевна, какое? – почти кричала она. – Я хочу знать!
Марья Дмитриевна и графиня засмеялись, и за ними все гости. Все смеялись не ответу Марьи Дмитриевны, но непостижимой смелости и ловкости этой девочки, умевшей и смевшей так обращаться с Марьей Дмитриевной.
Наташа отстала только тогда, когда ей сказали, что будет ананасное. Перед мороженым подали шампанское. Опять заиграла музыка, граф поцеловался с графинюшкою, и гости, вставая, поздравляли графиню, через стол чокались с графом, детьми и друг с другом. Опять забегали официанты, загремели стулья, и в том же порядке, но с более красными лицами, гости вернулись в гостиную и кабинет графа.
Раздвинули бостонные столы, составили партии, и гости графа разместились в двух гостиных, диванной и библиотеке.
Граф, распустив карты веером, с трудом удерживался от привычки послеобеденного сна и всему смеялся. Молодежь, подстрекаемая графиней, собралась около клавикорд и арфы. Жюли первая, по просьбе всех, сыграла на арфе пьеску с вариациями и вместе с другими девицами стала просить Наташу и Николая, известных своею музыкальностью, спеть что нибудь. Наташа, к которой обратились как к большой, была, видимо, этим очень горда, но вместе с тем и робела.
– Что будем петь? – спросила она.
– «Ключ», – отвечал Николай.
– Ну, давайте скорее. Борис, идите сюда, – сказала Наташа. – А где же Соня?
Она оглянулась и, увидав, что ее друга нет в комнате, побежала за ней.
Вбежав в Сонину комнату и не найдя там свою подругу, Наташа пробежала в детскую – и там не было Сони. Наташа поняла, что Соня была в коридоре на сундуке. Сундук в коридоре был место печалей женского молодого поколения дома Ростовых. Действительно, Соня в своем воздушном розовом платьице, приминая его, лежала ничком на грязной полосатой няниной перине, на сундуке и, закрыв лицо пальчиками, навзрыд плакала, подрагивая своими оголенными плечиками. Лицо Наташи, оживленное, целый день именинное, вдруг изменилось: глаза ее остановились, потом содрогнулась ее широкая шея, углы губ опустились.
– Соня! что ты?… Что, что с тобой? У у у!…
И Наташа, распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурною, заревела, как ребенок, не зная причины и только оттого, что Соня плакала. Соня хотела поднять голову, хотела отвечать, но не могла и еще больше спряталась. Наташа плакала, присев на синей перине и обнимая друга. Собравшись с силами, Соня приподнялась, начала утирать слезы и рассказывать.
– Николенька едет через неделю, его… бумага… вышла… он сам мне сказал… Да я бы всё не плакала… (она показала бумажку, которую держала в руке: то были стихи, написанные Николаем) я бы всё не плакала, но ты не можешь… никто не может понять… какая у него душа.
Палешка
Ошибка выражения: неопознанный символ пунктуации «д»[[К:Карточка реки: заполнить: Координаты истока Ошибка выражения: неопознанный символ пунктуации «д»]][[К:Карточка реки: заполнить: Координаты устья Ошибка выражения: неопознанный символ пунктуации «д»]] В карточке реки неверно заполнен параметр «Длина» либо параметр «Площадь»! В данных параметрах должно быть только неформатированное число. Пожалуйста, исправьте данную ошибку! В шаблоне «Река» обнаружен параметр «s_lat_sec». Пожалуйста, исправьте или удалите его!
В шаблоне «Река» обнаружен параметр «Ширина карты». Пожалуйста, исправьте или удалите его!
В шаблоне «Река» обнаружен параметр «Подпись». Пожалуйста, исправьте или удалите его!
В шаблоне «Река» обнаружен параметр «Карта». Пожалуйста, исправьте или удалите его!
В шаблоне «Река» обнаружен параметр «s_lon_dir». Пожалуйста, исправьте или удалите его!
В шаблоне «Река» обнаружен параметр «m_lat_deg». Пожалуйста, исправьте или удалите его!
В шаблоне «Река» обнаружен параметр «m_lat_dir». Пожалуйста, исправьте или удалите его!
В шаблоне «Река» обнаружен параметр «s_lat_deg». Пожалуйста, исправьте или удалите его!
В шаблоне «Река» обнаружен параметр «s_lat_dir». Пожалуйста, исправьте или удалите его!
В шаблоне «Река» обнаружен параметр «s_lon_sec». Пожалуйста, исправьте или удалите его!
В шаблоне «Река» обнаружен параметр «Commons». Пожалуйста, исправьте или удалите его!
В шаблоне «Река» обнаружен параметр «Ширина изображения». Пожалуйста, исправьте или удалите его!
В шаблоне «Река» обнаружен параметр «m_lat_sec». Пожалуйста, исправьте или удалите его!
В шаблоне «Река» обнаружен параметр «s_lat_min». Пожалуйста, исправьте или удалите его!
В шаблоне «Река» обнаружен параметр «m_lon_min». Пожалуйста, исправьте или удалите его!
В шаблоне «Река» обнаружен параметр «m_lon_sec». Пожалуйста, исправьте или удалите его!
В шаблоне «Река» обнаружен параметр «m_lat_min». Пожалуйста, исправьте или удалите его!
В шаблоне «Река» обнаружен параметр «Подпись карты». Пожалуйста, исправьте или удалите его!
В шаблоне «Река» обнаружен параметр «m_lon_deg». Пожалуйста, исправьте или удалите его!
В шаблоне «Река» обнаружен параметр «m_lon_dir». Пожалуйста, исправьте или удалите его!
В шаблоне «Река» обнаружен параметр «Оригинальное название». Пожалуйста, исправьте или удалите его!
В шаблоне «Река» обнаружен параметр «Бассейн рек». Пожалуйста, исправьте или удалите его!
В шаблоне «Река» обнаружен параметр «s_lon_deg». Пожалуйста, исправьте или удалите его!
В шаблоне «Река» обнаружен параметр «s_lon_min». Пожалуйста, исправьте или удалите его!
Па́лешка — небольшая река в Ивановской области; левый приток реки Люлех.
Длина — около 10 км.
Первоначальное название – Палех.
Палешка начинается из родников около деревни Смертино Палехского района Ивановской области.
Протекает по территории Палехского района среди холмов, покрытых лиственными лесами. На берегах реки расположен посёлок Палех. В черте Палеха имеются две плотины, один автомобильный мост и несколько пешеходных. Образованное плотинами водохранилище занимает площадь 8 га.
Река впадает в Люлех около села Красное Палехского района. Долина Палешки в границах посёлка Палех является региональным памятником природы.
- ↑ Ресурсы поверхностных вод СССР: Гидрологическая изученность. Т. 10. Верхне-Волжский район / под ред. В. П. Шабан. — Л. : Гидрометеоиздат, 1966. — 528 с.
Палех, Палегъ – этимология
О Палех, о Палех, о мастер в избушке,
На зимней опушке мохнатых лесов!
М. Вега. Палехские мастера (1963-1969)
1) Краткая официальная история Палеха
а) Палех — посёлок городского типа, районный центр Ивановской области, расположен в 30 км к востоку от г. Шуя, на малой реке Палешка (дл. 10 км), которая берет начало у города. На старых картах река Палешка более полноводна, что вероятно связано с природными особенностями региона, карты составлены в разные климатические периоды (дождливый, сухой). Точная дата основания поселения не установлена, упоминается в грамоте Ивана Грозного в 1572 и первой половине XVII века (писцовая книга 1645 года). Территория лесисто-болотистая, пашенной земли мало, население в XIX веке в основном занималось ремеслами, фиксируется садоводство (яблоки, вишня).
В Национальном корпусе русского языка (1800-2015) топоним Палех регистрируется с 1934 года (см. график).
* См. топографическую карту Палех 1989 г. http://mapo37.narod.ru/map1/io37120.html
С XVIII века Палех — центр иконописи в традициях русской живописи XV—XVII веков, точная дата возникновения палехской иконописи письменными источниками не установлена. В 1762—1774 годах мастером Егором Дубовым, возведен Крестовоздвиженский храм, расписан палехскими иконописцами в 1807 г.
* Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907): «Палех — село Владимирской губ., Вязниковского уезда. Жит. 1431, дворов 214, церковь, школа. Жители занимаются уже издавна писанием икон (по исследованию 1894 г. — 250 мужч. и 120 подростков). Ежегодно делают до 10 тыс. икон, ценой от 1 до 100 руб. и дороже. Вязниковский уезд. В. уезд, особенно с. Мстера и Холуйская слобода, славится с давних лет своими иконописцами (см. Холуй)».
б) Владельцы Палеха
В духовном завещании 1572 года Иван Грозный определил село Палех в поместное владение своему сыну Ивану; «да село Палех, что было княж Дмитриевых детей Палецкаго», см. Духовную грамоту Ивана Грозного, http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/ivan4.htm
Некоторые авторы считают, что Палех был столицей удельных князей Палицких, ветвь князей Стародубских (удел в картографии не выделен, территория неизвестна). Права на удел князья потеряли во вт. пол. XV в., в связи с переходом на службу к московскому князю, род пресекся в 1580 году, имя Палех выводят от прозвища первого князя – Палица (дубина).
В 1627/8 году Палех был пожалован царём Михаилом Романовым стольнику Ивану Матвеевичу Бутурлину и его сыновьям, участвовавшим в ополчении Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, «за Московское осадное сиденье королевичево». Село принадлежало графам Бутурлиным до 1861 года.
2) Природа. Лухское полесье
Антон Платов. Заколдованный лес, жур. Вокруг света № 4, 1995
см. http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/1141/
«Бассейн Луха, находящийся во Владимирской и частично в Ивановской областях, бросился в глаза зеленым пятном бескрайних (на моей двухверстке) лесов. В литературе эти места назывались Лухским полесьем, но позднее я услышал другое, более звучное, на мой взгляд, имя Мугреевский лес. … Лес, единый монолит, в котором на тысячу квадратных километров я насчитал лишь около десятка населенных пунктов, включая деревеньки в несколько дворов. …
Больше всего меня поразили названия: маленькими синими кляксами лежали на карте озера Гарава, Санхар, Ламхор, Юхар, тянулись ниточки рек: Лух, Таих, Мертюх, Палех, Утрех. Что это за язык? Не славянский хотя бы потому, что ударение всегда падает на первый слог. Не похоже и на финно-угорский слишком много СОГЛАСНЫХ. Тюркский? Но попробуйте перевести эти названия, используя тюркские корни, ничего не выйдет. Да и звучат эти имена затерянных в Мугреевском лесу озер и рек слишком по-индоевропейски (а значит, уж точно не по-фински и не по-тюркски). Так и хочется увидеть в имени Гарава индоевропейские корни «gar» — «жар» и «awa» — «вода», в имени Палех — «pal» — «болото», в имени Сех — «sen» — «струиться».
Палех уникален в своем роде едва ли существует другое большое село, половина жителей которого интеллигенция. Здесь живут художники. …Да уж, не в каждом городке удастся обсудить происхождение его названия с местными жителями. Мне удалось в Палехе. Бытует версия образования его названия от глагола «палить»; мол, придя на берег реки, люди выжигали леса, чтобы освободить место для поселения и полей. … А колдовской Мугреевский лес хранит свою тайну и ждет исследователей».
3) Существующая этимология
а) Г.П. Смолицкая. Топонимический словарь Центральной России
Происхождение названия окончательно не установлено. Формант –ех свидетельствует о том, что оно очень древнее и уходит за пределы нашей эры, в дофиноязычный период. С другой стороны, основу пал- можно соотнести с глаголом палить «жечь, палить» лес, расчищать землю под пашню, при подсечно-огневой системе землепользования. Первоначально – это название речки (совр. Палешка).
б) Географическая энциклопедия
Пгт, р.ц., Ивановская обл. В писцовых книгах 1628-1630 гг. упоминается с. Палех, названное по расположению на р. Палех (ныне Палешанка). Гидроним входит в ареал дорусск. речных названий, оканчивающихся на -х: Варех, Ландех, Люлех, Пурех, Сезух, Утрех и др. и имеющих фин.-угор. происхождение.
в) Интернет библиотека
Название этого села по одной из версий происходит от слова «палетка» (от французского palette – пластинка, планка). Палетка означает тонкую плитку с рельефным изображением, характерным главным образом для искусства Древнего Египта. Возможно, палехское искусство берет начало от искусства Древнего Египта. Египтяне изображали различные события, людей, животных на тонких плитках специальными палочками, которыми наносили раствор так, чтобы изображение получалось объемным, рельефным. По другой версии, слово «палех», возможно, происходит от слова «палец», так как это связано с тем, что расписывали иконы и различные миниатюры руками.
До середины XIX века в России не было топографических карт в современном понимании этого слова, были карты-схемы (упрощённый графический документ), по которым можно было составить только общее представление о местности. На них указывались, как правило, дороги, поселения, крупные географические объекты: озера, реки, редко леса и возвышенности. В XVIII веке начали проводить изучение и описание местности и картографическую съёмку, в середине XIX века появились первые карты современного вида, которые позже дополнялись и уточнялись.
а) Мелкомасштабные карты
* На Большой карте России для Наполеона 1809 года указано поселение Palekh.
* На Квартирной карте Владимирской губернии 1839 года указано поселение Палехъ
* На карте Европейской России 1875 года Stielers Handatlas указано поселение – Palek.
* Настольная генеральная карта Европейской России издания Ильина 1913 г. – село Палеха.
б) Крупномасштабные карты
* На карте Менде (генерал-лейтенант, топограф) Владимирской губернии 1850 года указано поселение – Палегъ и река Пальшекъ. См. картографический ресурс “Это место”.
* На карте Стрельбицкого (генерал-лейтенант, топограф) 1871 года указано село Палегъ. См. картографический ресурс “Это место”.
На картах XX века указано только имя Палех.
5) Обобщение и вывод
Из приведенных выше историко-лингвистических фактов «вырисовываются» следующие основные версии этимологии топонима Палех.
а) Палех = жечь, палить; от лесных пожаров (сосновые леса); леса горят постоянно, данная интерпретация не имеет смысла из-за частоты лесных пожаров.
б) Палех = предположительно к гидрониму Палех, Палешка (Палешанка) из не дошедших до нас финно-угорских (меря) языков IX века, либо ранее.
в) Палех = название села по одной из версий происходит от слова «палетка», от французского palette – пластинка, планка. Не имеет логической и лексической связи с топонимом.
г) Река Палех = реке ПАЛЕГЪ. Используя топографические карты середины XIX века, мы установили, что на двух крупномасштабных (детальных) картах указан топоним ПАЛЕГЪ, которому нужно дать объяснение.
Целесообразно рассмотреть топоним ПАЛЕХ-ПАЛЕГЪ в связи с библейскими образами и терминологией иврита.
В этом регионе с X века распространяется иудеохристианство, до этого времени – территория подвассальная Хазарскому каганату (бассейн Волги, иврит, иудаизм). Русская Церковь единственная религиозная организация имевшая людские, духовные и материальные ресурсы для культурного обустройства территории по библейским образцам (по образу и подобию).
Разумно выстраивать историческую логику и лексику на сведениях, которые у нас есть, а не использовать гипотетические «дофиноязычные» языки, которых никто не знает. Практика исследования гидронимов показывает прочную связь с ивритом.
а) Терминология. Варианты
* русск. ПАЛЕХ = русск. ПАЛЕГЪ (на картах) = ивр. ПЕЛЕГ, ПЕЛАГА ручей, поток, река; т.е. село у крупного ручья, потока; село, где есть питьевой источник.
Согласно Книге Большому чертежу (XIV-XVII вв.) в средние века передвигались по рекам или вдоль рек, от одного питьевого источника к другому. Общая тенденция – поселения основывались у источника воды, необходимой для поддержания жизнедеятельности человека и животных, а также для различных видов ремесла.
См. стронг иврита 6388, ПЕЛЕГ
См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г.http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_380.htm
* русск. ПАЛЕХ = ивр. ПЕЛАХ, ПАЛАХ отправлять богослужение, служить; т.е. село с церковью, где ведётся богослужение.
См. стронг иврита 6398-6399, ПЕЛАХ
Объяснить связь топонима ПАЛЕХ с библейским понятием ПЕЛАХ пока не удаётся в связи с полным отсутствием ранних источников, первые сведения от 1572 года. Мы не знаем, была ли церковь в селе ниже этой даты, хотя церкви ставили именно в сёлах, здесь же был и церковный приход, в который входили окружающие село деревни.
б) Библейский образ
* Иов 20:17: «Не видать ему ручьев (ПЕЛАГА), рек, текущих медом и молоком!».
* Иов 29:6: «когда пути мои обливались молоком, и скала источала для меня ручьи (ПЕЛЕГ) елея!».
* Исаия 30:25: «И на всякой горе высокой и на всяком холме возвышенном потекут ручьи (ПЕЛЕГ), потоки вод, в день великого поражения, когда упадут башни».
Таким образом, используя сакральный язык иудеохристианства и здравый смысл (совокупность взглядов на действительность), мы смогли выделить содержание не объяснённого русского топонима и гидронима ПАЛЕХ-ПАЛЕГЪ (х-г) = ручей, река, поток. Выдающийся местный ориентир.
Русские топографы XIX века, проводя инструментальную съёмку на местности, уточняя имена географических объектов у местного населения, отметили словом ПАЛЕГЪ существовавшую в то время форму топонима.
Примечание
Интересная статья, П.С. Дубровский, С.П. Дубровский, г. Шуя. Палех – исторические хроники.
Палех — город художников
Многие знают Палех прежде всего как центр лаковой миниатюры. Но лаковой миниатюрой в Палехе стали заниматься только после революции 17-го года, когда стало невозможно заниматься иконописью, которой издревле был знаменит город. Хорошо политикам, которые мгновенно перестраиваются со сменой политического строя, а художникам приходится мучительно искать новые направления в своей творческой деятельности. И так было не один раз в 20-ом веке. Когда иконопись в начале века стала неактуальна, лучшие художники Палеха создали феномен палехской лаковой миниатюры, ставшей знаменитой на весь мир. В 90-е годы опять потребовалась перестройка творческой работы палехских художников, когда был до основания разрушен коллективистский артельный уклад, созданный за годы советской власти. Но палехские художники опять с честью вышли из создавшегося положения и смогли сохранить накопленный многовековой опыт как в иконописи, так и в создании лаковой миниатюры. К счастью, связь поколений не прервалась.
Посетили Палех в ходе ставшей уже традиционной летней поездки по городам Золотого кольца. Если в прошлом году главным городом поездки был Плёс, то в этом году таким городом стал Палех. Город произвел неизгладимое впечатление. Многие отмечают своеобразие атмосферы Палеха и необычную ауру этого места — удивительного города художников. В городе протекает река с красивым названием — Палешка. А жители Палеха называют себя палешанами. Палех — родина Жар-птицы, на гербе и флаге города красуется Жар-птица, исполненная в традиционном для палехской лаковой миниатюры стиле — золотом по черному фону.
История Палеха
История Палеха уходит в глубокую древность. Существует несколько версий происхождения топонима Палех. В этих местах в непроходимых лесах и на болотных топях в древние времена жили угро-финские племена, которые позже слились с племенами южных славян. Палех на угро-финском означает возвышенное место. Возможно, название произошло от слов «пал, палить», т. е. выжигать лес для поселения и распашки полей. Из письменных источников известно, что уже в 12–13 веке Палех был крупным селом. Предполагается, что иконописцы пришли в Палех и окрестные деревни после взятия Владимира татарами в 1238 году, т. е. без татар и здесь не обошлось. Часть населения Владимиро-Суздальской земли, в том числе иконописцы-монахи, бежали от татар в дремучие, непроходимые леса, где обосновались и сохранили искусство иконописи. Иконописание было родовым делом и существовали целые семейные династии, где мальчики становились сначала иконописцами по рождению, а уже затем — по призванию. В 18-ом веке искусство палехских иконописцев приобрело своеобразный стиль, названный впоследствии «палехскими письмами». Палехские иконы славились особой тонкостью письма, яркими темперными красками с применением золота на одеждах святых. Палешане были известны и как мастера монументальных росписей, они участвовали в росписи и реставрации многих церквей и соборов по всей России. Например, мастерами мастерской братьев Белоусовых была расписана Грановитая палата Московского Кремля. Перечень культовых объектов, к росписи и реставрации которых приложили руку палехские мастера-иконописцы, впечатляет: это Дмитровский и Успенский соборы Владимира, Благовещенский собор Московского Кремля, Успенский собор Свияжского монастыря, Софийский собор в Новгороде, Новодевичий монастырь в Москве, Ипатьевский монастырь в Костроме и многие другие.
Известный русский историк Георгий Дмитриевич Филимонов, один из основателей первого в Москве Публичного музея и заведующий архивом Оружейной палаты, побывавший в 1863 году в Палехе, так отозвался о палехских художниках: «…В деле иконописи ни одна местность не может сравниться в настоящее время с Палехом, потому что иконопись здесь не одно средство, а цель». И еще цитата: «Вместо жалких крестьян-ремесленников я, совершенно неожиданно, встретился с народом развитым, исполненным светлых убеждений и знающих свою историю…». С легкой руки Г. Д. Филимонова с тех пор к Палеху пристало название «село-академия».
В те времена известность Палеха вышла далеко за пределы России. Из переписки историка Н. М. Карамзина известно, что немецкий поэт Гёте на склоне лет мечтал приехать в Палех и увидеть, как среди русских просторов художники, больше похожие на крестьян, пишут по дереву иконы, которым позавидовали бы византийские мастера. Владимирский губернатор А. Н. Супонев даже послал в подарок Гёте в Веймар две иконы работы палехских иконописцев братьев Каурцевых.
Возникшая в глубокой провинции, в крестьянской среде, иконопись Палеха стала значительным явлением русской художественной культуры. Но всё иконописное творчество с приходом к власти большевиков закономерным образом прекратилось. Многие семьи остались без средств к существованию, многие мастера навсегда расстались с художественным ремеслом. Однако немало среди палешан оказалось тех, кто не мыслил себя вне художественной профессии. И случилось новое художественное явление, вновь прославившее небольшое поселение в Ивановской области на весь мир. Палехская миниатюра, возникшая в результате социальных и культурных изменений, произошедших в России после революции 17-го года, сумела сохранить вековые традиции иконописи как высокого искусства, перенести их на новые формы и наполнить иным, востребованным обществом содержанием.
Родоначальником палехского стиля считается Иван Голиков, который в московской мастерской Александра Глазунова написал первую работу в так называемом палехском стиле. Эта работа называлась «Адам в раю». Мастера освоили роспись на новом материале папье-маше, из которого изготавливали шкатулки, пудреницы, украшения, и перенесли на них традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи и условную стилистику изображения. Впервые палехские миниатюры на папье-маше, выполненные по заказу Кустарного музея, были представлены на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в 1923 году, где были удостоены диплома 2-й степени. В 1924 году семеро палехских художников, в прошлом состоявшихся мастеров иконописи, во главе с Иваном Голиковым объединились в «Артель древней живописи». Уже в 1925 году палехские миниатюры экспонировались на Всемирной выставке в Париже и получили там золотую медаль. В 1932 году после знаменитой московской выставки «Искусство Палеха», вызвавшей необычайный интерес публики, возник Союз художников Палеха. В 1954-м образовались Палехские художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР, которые благополучно закрылись в 90-е годы.
Что посмотреть в Палехе
Государственный музей палехского искусства. Сайт музея весьма информативный и на нем есть интересная видеоэкскурсия по Палеху. Музей организован в 1934 году. В организации музея активное участие принимал Максим Горький, правда, он никогда не был в Палехе. Музей палехского искусства является значительным музейным комплексом, включающим множество подразделений. Последним открылся экспозиционно-выставочный центр, в котором сегодня располагается музей икон. В экспозиции музея есть множество подлинных древних палехских икон.
Источники:
http://wiki-org.ru/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%88%D0%BA%D0%B0
http://wi-ki.ru/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%88%D0%BA%D0%B0
http://wiki-org.ru/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%88%D0%BA%D0%B0
http://wi-ki.ru/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%88%D0%BA%D0%B0
http://www.proza.ru/2017/02/10/883
http://www.tourister.ru/responses/id_20415