37 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пегтымель

Пегтымель

Пе́гтымель – река в Азиатской части России, в Восточной Сибири, в Чукотском АО.

Название реки в переводе с чукотского означает «сломанный полоз нарты». В верховье Пегтымель имеет название Рапылькатын – «быстрая вода».

Река берёт начало в центральной части Чукотского нагорья, на Паляваамском хребте. Впадает в Восточно-Сибирское море. Длина реки 345 км, площадь бассейна 17,6 тыс. км 2 . По площади бассейна Пегтымель занимает 6-е место среди рек Чукотского автономного округа и 63-е – в России [*] Без учёта параметров притоков 1-го, 2-го и пр. порядка, а также рек, впадающих в сточные озёра. По сводным данным Государственного водного реестра и Научно-популярной энциклопедии «Вода России». . Гидрографическая сеть развита хорошо, речной бассейн имеет правобережную асимметричность. Наиболее крупные притоки: Кувет (253 км), Кусьвеем (143 км) (правые); Кукевеем (58 км), Гэсмыткун (64 км) (левые).

В пределах Чукотского нагорья река течёт по широкой (более 5 км) долине, по краям которой тянутся цепи гор. В верхнем и среднем течении реку окружают высокие сопки. В межгорном понижении местности Пегтымель имеет многорукавное русло. При пересечении Петгымельского хребта река приобретает горный характер, изобилует порогами. В районе впадения притока Рыннатинын долина реки становится шире, скорость потока заметно уменьшается, а глубина русла возрастает. В 50 км от устья река пересекает горный массив Кейныней и течёт между Кайкуульскими обрывами, которые тянутся несколько километров. Ниже по течению река выходит на Валькарайскую низменность. Скорости течения существенно уменьшаются, река меандрирует, делится на рукава. При впадении в море река образует заболоченную многорукавную дельту.

Климат бассейна умеренный резко континентальный, суровый. Здесь зона многолетней мерзлоты. Выделяются длинный холодный (октябрь–май) и короткий прохладный (июнь–сентябрь) сезоны года. Среднегодовая температура воздуха понижается с юга на север бассейна от -4°С до -12°С. Средняя температура воздуха в июле +4°С… +14°С, в январе -40°С (минимум -60ºС). Лето очень короткое, дождливое и холодное. Среднегодовое количество осадков 250–300 мм. Толщина снежного покрова составляет 30–50 см, в горах – до 70 см.

Среднемноголетний расход воды в устье реки 180 м 3 /с (объём стока 5,681 км 3 /год). Питание реки снеговое и дождевое. На весенне-летний сезон приходится 90–95% годового водного стока, на осень – около 5–6%, на зиму – до 2%. Расходы воды в зимнюю межень близки к нулю. В первой декаде сентября начинаются осенние ледовые явления. Зимой река может промерзать. Пегтымель вскрывается ото льда примерно в середине июня.

На Кайкуульских обрывах берега в 1965 г. обнаружены пегтымельские петроглифы, единственный в азиатском Заполярье памятник наскального творчества. Петроглифы привлекают внимание любителей спортивного сплава. Постоянного населения в бассейне реки нет.

Пегтымель

Пегтымель — в переводе с чукотского означает «Сломанный полоз нарты».

Река начинается в центральной части Чукотского нагорья, на Паляваамском хребте. В верховьях Пегтымель также имеет название Рапылькатын — «быстрая вода». Река на этом участке течет по широкой (более 5 километров) долине, по краям которой тянутся цепи гор.

В верховьях и в среднем течении реку окружают высокие сопки, Пегтымель разливается на многие, часто мелководные, протоки, изобилует порогами, пересекает Пегтымельский хребет.

Ближе к месту впадения реки Рынкатынын скорость течения заметно снижается, появляются плесы, долина становится шире, сопки отходят от реки и становятся ниже.

За устьем притока Кууль-Иннукай, на правом берегу поднимается массив Кейныней. Он подступает к Пегтымелю Кайкуульскими обрывами, которые тянутся на несколько километров. В этом месте в 1965 году были обнаружены пегтымельские петроглифы, своеобразные изображения, единственный расположенный за полярным кругом памятник наскального творчества.

Далее Пегтымель проходит через Кейнынейский массив, выходит на Валькарайскую низменность, течение становится совсем слабым, река расчленяется на мелкие рукава, воды Пегтымеля смешиваются с морскими водами Восточно-Сибирского моря.

Пегтымель вскрывается ото льда примерно в середине июня. В начале сентября по ночам появляются забереги. Питание реки снеговое и дождевое.

Примечания

  1. Ресурсы поверхностных вод СССР: Гидрологическая изученность. Т. 19. Северо-Восток/ Под ред. Ю. Н. Комарницкой. — Л. : Гидрометеоиздат, 1966. — 602 с.

Ссылки

  • Пегтымель — статья из Большой советской энциклопедии
  • Туристские маршруты по Магаданской области
  • Наскальное искусство России

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое “Пегтымель” в других словарях:

Пегтымель — Рапылькатын, река в Чукотском национальном округе Магаданской области РСФСР. Длина 345 км, площадь бассейна 17600 км2. Берёт начало в Паляваамском хребте, пересекает хребет Пегтымельский; впадает в Восточно Сибирское море, образуя дельту … Большая советская энциклопедия

Кувет — Куэт Характеристика Длина 253 км Площадь бассейна 4220 км² Бассейн Северный Ледовитый океан Бассейн рек Восточно Сибирское море … Википедия

Чукотское нагорье — система средневысотных хребтов и массивов на С. В. Азии, простирающихся от Чаунской губы (Шелагский высотой 1105 м, Экиатапский 1522 м, Пегтымельский 1810 м, и др.) и переходящих восточнее р. Амгуэма в возвышенности и гряды (высоты 500… … Большая советская энциклопедия

ПАЛЕОАЗИАТСКИХ НАРОДОВ МИФОЛОГИЯ — северо восточных палеоазиатов мифология, мифология чукотско камчатской группы народов чукчей, коряков, ительменов. Термин «палеоазиатские народы» для обозначения более широкой группы народов северной и северовосточной Сибири (кроме названных… … Энциклопедия мифологии

Певек — город, р.ц., Чукотка. Основан в 1936 г. как пос. Певек, с 1967 г. город. Название дано по соседней горе Пээкиней толстая (вздутая) гора (из чукот. пэвэк, пээк толстый, вздутый ). Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ … Географическая энциклопедия

Чукотское нагорье — система ср. высотных (в среднем ок 1000 м, макс. 1843 м) хребтов и массивов на крайнем СВ. Азии (Чукотский авт. округ). Простирается на 700 км с СЗ. на ЮВ., от Чаунской губы до Чукотского п ова. Сев. хребты сложены гл. обр. песчаниками и сланцами … Географическая энциклопедия

Список рек России — Систематический перечень рек России. Формирование перечня проходило по принципу: океан море река приток реки приток притока и так далее. Порядок притоков отсчитывается от истока к устью. Всего на территории России порядка… … Википедия

Мухомор красный — ? Красный мухомор Научная классификация … Википедия

Анадырь (река) — У этого термина существуют и другие значения, см. Анадырь (значения). Анадырь Йъаайваам … Википедия

Малый Анюй — У этого термина существуют и другие значения, см. Анюй. Малый Анюй Өньүүй Характеристика Длина 718 км Площадь бассейна 30 000 км² Бассейн Северного Ледовитого океана … Википедия

Пегтымель

На них изображены сцены охоты на оленей и морских животных, а также таинственные люди-мухоморы.

Петроглифы – это один из самых древних способов передачи информации, который начал практиковаться еще в каменном веке. Появление их в том или ином месте нередко связано со святилищами, местами проведения ритуальных праздников, а также важными географическими точками для древних людей, такими как перевалы, переправы и тд.

Пегтымельские петроглифы были обнаружены в 1960-е годы примерно в 50 км от Восточно-Сибирского моря вдоль правого берега реки Пегтымель.

Основное скопление изображений находится примерно на протяжении полутора километров Куйкуульского обрыва, который в высоту достигает 30 м. На каждой из 12 скал расположены десятки изображений. При этом в ходе экспедиций в этой области в 2000-х годах ученые нашли еще около 170 рисунков, сюжеты которых не повторялись с обнаруженными ранее.

Рисунки Пегтымеля – единственный в России памятник наскального творчества, расположенный за полярным кругом.

Уникальность Пегтымельских петрографов еще и в том, что они являются самыми поздними из всех известных на планете. Их возраст ученые оценивают от первого тысячелетия до нашей эры по конец первого тысячелетия нашей эры.

Петроглифы на скалах Куйкуульского обрыва выполнены в различной технике: выбиты или выгравированы в горной породе.

Орудием живописцам служили куски белого кварца. На многих выбитых изображениях видны тонкие линии предварительных эскизов.

Размер пегтымельских петроглифов небольшой, примерно с ладонь. Их трудно заметить с реки, не видны они и с верхнего края обрыва, многие укрыты в скальных нишах. Расположены рисунки на уровне глаз сидящего, реже стоящего человека.

Пегтымельские петроглифы можно условно разделить на две группы, связанные с двумя культурами того времени. Предки юкагиров охотились на Чукотке на диких оленей. Тогда как предки эскимосов уже пробовали себя в более передовом направлении – морской охоте.

Чаще всего повторяются сцены, связанные с охотой на северных оленей.

Животные изображаются по одиночке или в стаде. Зачастую это силуэтные изображения в профиль, животное при этом с узкой мордой и характерными очертаниями рогов.

Одна из типичных сцен – охотник преследует оленя, который плывет по воде. Задние ноги животного опущены ниже передних, линия воды плавной дугой идет от человека к жертве. Объект охоты при этом нередко изображался непропорционально большим, тогда как человек мог быть представлен очень схематично, буквально одним штрихом. Хотя есть примеры, когда преследуемое животное проработано более реалистично, а человек более детально. Охотился человек на этих изображениях с небольшой лодочки, каяка, поражая дикого оленя копьем или гарпуном.

На некоторых петроглифах появляются крупные лодки с большим количеством гребцов: они задерживали оленей, не давая им уплыть по реке. Раньше в этих местах весной и осенью олени переправлялись через реку, становясь легкой добычей охотников.

Уникальны сцены транспортировки убитого оленя, чей перевернутый корпус тащат каяки.

Кроме того, есть петроглифы с охотой на оленей на суше совместно с собаками, а также сцены преследования оленей волками. Иногда древние люди вырезали только часть фигуры оленя или отпечатки копыт.

Встречаются сцены пешей охоты с пикой или рогатиной на медведя или лося. Кроме того, можно увидеть других животных и птиц: белых медведей, песцов, журавлей.

Реже сюжеты связаны с морскими животными: китами, касатками, тюленями. В подобных сценах морской охоты также появляются байдары, которые использовали северные народы.

На Куйкуульском обрыве можно увидеть изображения конструкций из костей кита, которые предназначались для просушки кита.

Многие рисунки на скалах Пегтымеля отображают экстремальные состояния. Иногда картины охоты соседствуют с изображениями, которые больше напоминают видения. Это завораживающие, не передаваемые человеческим языком сцены диалога духов, людей и зверей, которые, по-видимому, воспроизводились в древних ритуалах.

Среди петроглифов Пегтымеля выделяются загадочные изображения пляшущих людей-мухоморов.

Это антропоморфные фигуры в грибообразных головных уборах. Многие из них выглядят так, как будто находятся в движении или танце. Гриб при этом находится над головой или на голове человека, а иногда и заменяет голову. В некоторых случаях шляпок грибов может быть несколько. Ноги людей при этом могут напоминать ножки грибов.

Самым большим из всех петроглифов (35 см в высоту) является рисунок женщины-гриба с двумя косами. Рядом с ней изображена группа людей-грибов, которые исполняют ритуальный танец вокруг поверженного оленя.

Для древних людей мухомор имел культовое значение. Народы Сибири, Дальнего Востока и Аляски имеют многовековые традиции использования этих грибов в медицине и для проведения ритуалов. При этом чукотские шаманы использовали их для вхождения в транс. Иногда люди-мухоморы изображаются рядом с обычными людьми, что символизировало связь загробного мира с земным. Считалось, что мухоморы уводят человека в потусторонний мир и раскрывают сущность бытия.

Недалеко от скал с петроглифами на краю обрыва были обнаружены пещера, а также стоянки древних охотников.

Добраться до пегтымельских петроглифов непросто, для этого нужно совершить настоящую экспедицию на вездеходах или вахтовке из Певека. И если на Пегтымель попасть трудно, то в самый северный город России – Певек, долететь не представляет сложностей. Это второй город на Чукотке, который связан прямым авиасообщением с Москвой.

Фонд развития туризма, международных и межрегиональных проектов Чукотского автономного округа
689000, г. Анадырь, ул. Беринга 7

Пегтымель

Иллюстрации:

Список литературы:

// Чукотка в прошлом и настоящем. М.: Научно-информационный издательский центр, 2009. С. 258–267. (Наследие народов Российской Федерации; вып. 11).

Дэвлет Е.Г., Миклашевич Е.А., Мухарева А.Н.

Новейшие полевые исследования петроглифов Чукотки

// Вестник РГНФ. 2009. № 3 (56). С. 213–223.

2007.СПб.: ЗАО «Антарсат»

Петроглифы на р. Пегтымель – единственное заполярное местонахождение в Евразии. Обследовано и опубликовано Н.Н. Диковым [Диков 1969, 1971, 1992, Dikov 1999], позднее сведения о нем были дополнены [Кирьяк, 2001; Головнев 2000; Питулько 2002; Слободзян 2004; Петроглифы Пегтымеля 2007; Дэвлет, 2009, 2010]. Основное скопление изображений (Кайкуульский обрыв) локализуются примерно на протяжении километра на сложенных песчаником и алевролитами скальных выходах на обрывистом правом берегу р. Пегтымель в 1 км ниже устья Кайкуульского ручья, где насчитывается около 350 плоскостей с петроглифами.

Образы и сюжеты наскального искусства Пегтымеля гомогенны в силу особенностей хозяйственно-культурного типа и природно-географической специфики региона. Анализ сюжетов показывает, что на удаленном от побережья памятнике представлены как картины быта обитателей тундры, так и виды промыслов, связанных с приморским типом адаптации населения региона. Как и в мелкой пластике, тема тундры и моря неразрывно переплелась в искусстве петроглифов.

Преобладают силуэтные профильные изображения северных оленей, одиночных и в стаде. Чаще других повторяется сцена охоты на плывущего оленя с каяка. В большинстве вариантов охотник из одноместной лодки поражает животное гарпуном, реже копьем на длинном древке, подобные сцены могут фигурировать одиночно или быть включенными в более сложные сюжетные композиции. Часто показан линь гарпуна, натянутый или провисший, человек в небольшом каяке бывает просто обозначен вертикальным штрихом, но есть и иные варианты, когда и преследуемое животное реалистично проработано, и человек вместе со снаряжением и транспортным средством представлен более детально. Многие из фигур загарпуненных оленей показаны с задними ногами, опущенными ниже передних, как будто животное плывет по воде. Объект охоты порою непропорционально велик.

Этнографические источники свидетельствуют, что около столетия назад дикие олени, жившие постоянно в одних и тех же местах, большими стадами перекочевывали от лесных окраин на тундру. По древнему юкагирскому обычаю охота на суше строго запрещалась, и оленей безжалостно били на переправе, которая ежегодна была в одном и том же месте. Добыча оленей на переправе перестала быть юкагирской прерогативой, и по берегам рек охотники – чукчи, эвены (ламуты), обрусевшие туземцы – группировались в артели по национальностям, устраивая засады несколько ниже переправы. Большинство изображенных сцен охоты на воде довольно схематичны, но есть и подлинные шедевры. Уникален сюжет транспортировки оленя, перевернутый корпус которого с каяком и гребцом соединяет линь. Мотив перевернутого убитого(?) животного встречается и в других группах, подобным образом, по-видимому, побежденными или поверженными, представлены и некоторые антропоморфные персонажи.

Не имея возможности подробно охарактеризовать все особенности изображений оленей, отмечу и вариативность поз (плывущие, пасущиеся с опущенными головами, отдыхающие олени с подогнутыми ногами, с опущенными копытами и др.), и стилистическое разнообразие. В группе могут соседствовать варьирующие по стилю фигуры. Иногда бывает показана только голова и часть спины животного – так выглядят олени в стаде, плывущие или выходящие из воды. Встречаются изображения отпечатков копыт – своего рода символических заместителей животных. Среди других изображенных копытных – лось, горный баран. Как изолированно, так и связанными с другими сюжетами, могут быть выполнены сцены преследования оленей волками или собаками.

Реже встречается пешая охота с копьем, пикой, рогатиной на медведя или лося, участниками сцен преследования могут быть собаки. Уникальна фигура лучника. Имеется несколько изображений собак, волков, показаны бурые и белые медведи, росомахи, песцы, многообразны образы обитателей моря – китов, тюленей и др. Особое место занимают изображения птиц. Есть группы, состоящие исключительно из профильных фигур журавлей, отдельные силуэты этих пернатых могут быть включены в сюжетные сцены. Есть изображения и других птиц, представленных в многофигурных композициях и изолированно.

Охотничьи сюжеты связаны не только с образом северного оленя, но и с морскими животными, фигуры оленей и сюжеты их добычи могут сопутствовать композициям, связанным с морской охотой. Для морских охотничьих сцен преимущественно характерен иной тип средств передвижения – изображались крупные байдары, команда которых чаще всего обозначена штрихами (прямыми или чуть загнутыми), реже это более проработанные антропоморфные фигуры. Байдары могут быть снабжены кормовыми веслами. В композициях с байдарами встречен очень широкий круг образов и сюжетов: помимо собственно объектов охоты с байдар – китов и других обитателей моря – представлены олени, сцены охоты на оленей с каяков, медведи, разные птицы, волки/собаки, антропоморфные фигуры, люди-мухоморы, двулопастные весла, следы, каяки. Таким образом, разграничить сцены, связанные с тундрой и с морем, не представляется возможным. Высказывалось соображение, что наличие многоместных лодок в сценах охоты на оленей с каяков находит объяснение в том, что подобные лодки могли использоваться при коллективной охоте, подниматься вверх по течению реки и отсекать путь оленям на переправе: однако сюжетный анализ не подтверждает этого суждения. Помимо байдар, много изображений одноместных каяков, у многих вариантов этих транспортных средств показан раздвоенный нос.

Уникально изображение конструкции, которую можно интерпретировать как жилище, показанное в плане. Также встречены необычные знаки, которые предположительно можно интерпретировать как изображения конструкций, сооруженных с использованием костей кита, предназначенных для просушки лодок.

К повторяющимся знакам относятся антропоморфные следы, варьирующие от одиночных и парных до образующих цепочку, обозначающую путь, и даже заполняющих целое пространство плоскости. Единично воспроизведен след человека на лыжах. Идентификация некоторых из напоминающих одиночный след фигур вызывает сомнения, нельзя исключать, что это не след, а изображенный предмет материальной культуры.

Несмотря на изобразительный схематизм, люди занимают в композициях место, заставляющее предполагать их деятельную роль. Много фигур в полный рост анфас с разведенными руками и ногами, трактованных весьма лаконично. Иногда обозначены элементы одежды. Контекст изображений заставляет полагать, что это мужчины, среди атрибутов – весла, каяки на плечах или на голове, оружие. Двулопастные весла часто фигурируют и как самостоятельный символический образ, соседствуя в композициях со значительным репертуаром образов, что не удивительно, поскольку, снабженные небольшим наконечником, они служили оружием при охоте на воде. Наиболее своеобразный сюжет пегтымельских петроглифов – антропоморфные фигуры, представленные анфас (хотя есть и одно уникальное профильное изображение), в грибообразных головных уборах, одиночные или входящие в композиции, многие показаны в позе, имитирующей танец или движение. Гриб находится над головой или на голове антропоморфной фигуры, иногда заменяет голову, в некоторых случаях шляпки показаны ярусами. Обозначены ноги ступнями вовнутрь или как бы расширяющиеся книзу ножки гриба. По бокам головы наиболее нарядных женских фигур проработаны косы или подвески, некоторые одеты в меховые комбинезоны-керкеры или одежда вовсе не обозначена.

Фото и прорисовки: Георгиевский И.Ю., Гиря Е.Ю., Дэвлет Е.Г., Миклашевич Е.А., Мухарева А.Н., Соротокина А.М.

Овцебыки в наскальных рисунках древних людей

Неопознанные образы петроглифов реки Пегтымель: про овцебыков и антропоморфных существ

Авторы благодарят ЗАО «АНТАРСАТ» и лично Феликса Владиславовича Жарновецкого за предоставленные материалы

За Полярным кругом, вдали от городов, сел и полей, среди унылой пустоты чукотской тундры несет свои мутные воды река Пегтымель. Примерно 50 км до берегов Восточно-Сибирского моря, после впадения ручья Кайкууль, на восточном борту речной долины хорошо видны выходы коренных скальных пород темно-серого цвета.

В конце августа 1965 года геолог-съемщик Николай Саморуков, спускаясь вниз по реке на лодке, остановился возле обрыва, что бы отколоть несколько образцов коренных пород. Приказав сопровождавшему его рабочему крепко привязать лодку, геолог вскарабкался через густые заросли тальника к выходу коренных пород. Уже нацелившись тяжелым геологическим молотком на угловатую глыбу, ученый вдруг с удивленным восклицанием одернул руку – вся поверхность камней была густо испещрена множеством рисунков. Искусная рука неизвестного художника отразила на каменном «холсте» все события неведомой древней жизни этих мест – охота на оленьи стада, жестокие схватки с медведями и волками, стаи гусей отдыхающих на тундровых озерах и гиганты-киты, бьющие хвостами среди ледяных вод океана…

С тех пор немногие люди смогли также увидеть петроглифы Пектымеля. Исключительная удаленность и труднодоступность местонахождения до сих пор препятствуют доскональному изучению рисунков. А между тем значение петроглифов для науки невозможно переоценить – других таких на всем протяжении северо-востока Азии просто нет.

Что же изображено на камнях Кайкуульского обрыва? По результатам исследований ученых удалось определить, что наиболее частым является изображение дикого северного оленя.

Древние художники многократно изобразили на скалах оленей (отдельно и группами) во множестве сценок. Преобладают, конечно, охотничьи мотивы. Специфическим видом охоты, для данной местности, является т.н. «поколка» – охотник в лодке- каяке колет копьем плывущего в реке оленя. На приведенном ниже рисунке, изображен наиболее успешный охотник, колющий одновременно двух оленей (возможно, рисунок представлял собой нечто вроде учебного пособия для подготовки начинающих).

На другом рисунке, мы видим сцену охоты на оленя двух волков (или собак, если предположить, что неясное пятно в левой части камня – охотник, притаившийся за кустом).

Как видите, почти каждый сюжет петроглифов допускает расширенное (и не всегда однозначное) толкование. Кроме оленей, ученые выделяют изображения и других животных – водоплавающих птиц, медведя, собак (или волков), китов, акул, ластоногих.
Кажется на первый взгляд , что овцебыков этом списке нет. Но означает ли это, что изображение овцебыка отсутствует на петроглифах реки Пегтымель? Конечно, нет! Ведь значительное число (точный процент неизвестен!) изображений до сих пор не поддается расшифровке.

Какое животное изображено на этом рисунке? Овцебык? Кабан? Трудно ответить однозначно, но ясно, что перед нами НЕ ОЛЕНЬ. А вот еще один интересный фрагмент.

В каменном веке хорошо знали овцебыка!

Обратите внимание на изображение в верхнем левом углу. Конечно, изображение животного сильно повреждено трещиной, но все-таки видно его разительное отличие от оленя, изображенного в нижнем правом углу. В глаза бросается массивность неизвестного животного, большая голова и небольшие, но широкие рога. При этом, размер этого неизвестного животного чуть больше северного оленя. Итак, что мы видим – массивное животное, с большой головой и короткими рогами, размером немного больше северного оленя, что это за животное? В тундре нет другого животного, подходящее под этого описание, кроме овцебыка! К сожалению, ученные занимавшиеся расшифровкой петроглифов, почему-то прошли мимо этого сенсационного открытия…
К сожалению, не только мимо это, в чем мы скоро убедимся.

Древние люди одомашнивали овцебыков?

Что изображено здесь? Для нас, очевидно, что два оленя изображены справа. А какие животные ( взрослое и детеныш) изображены слева? Опять отличная от оленя форма туловища, массивная голова… Овцебыки! Немного смущает некоторая «длинноногость» этих изображений. Конечности овцебыка, укрытые длинной шерстью, зрительно кажутся короткими. Но если внимательно присмотреться к изображению большого овцебыка, то видно, что конечности были «продлены» много позже основного изображения. Возможно, более поздний художник уже не застал в тундре живых овцебыков и удлинил им конечности, как у известных ему оленей. Но, при анализе данного рисунка, нами была подмечена еще одна важная деталь, почему- то пропущенная учеными. Овцебыки и олени движутся в противоположных направлениях, они как бы «противопоставлены» друг другу. Зачем древнему художнику было подчеркивать это «противостояние» оленей и овцебыков? Не потому ли, что первые представляют собой диких животных, а вторые домашних? На первый взгляд, это предположение кажется невероятным, но если вспомнить, что современные овцебыки удивительно легко поддаются одомашниванию – даже недавно пойманные детеныши, через несколько дней берут пищу прямо из рук человека! – то становиться абсолютно ясно, что древние овцебыки вполне могли быть домашними животными!

Перед вами еще один удивительный рисунок. Что изображено на нем? Человек и два небольших животных возле него. Кто они? Форма и размер животных вполне позволяет идентифицировать их как шестимесячных детенышей овцебыка! А если так, то перед нами сцена приручения овцебыков по методике «выкармливания» ( т.е. когда человек кормит с рук детеныша дикого животного с целью его дальнейшего приручения). Невероятно, как ученые до сих пор не замечали этого факта!
Какой же вывод? Овцебыки не только населяли территорию Чукотки совместно с древними людьми, но и были первыми домашними животными, задолго до оленей! Уничтожение же овцебыков в Азии, как мы уже отмечали в статье «Как овцебык стал мамонтом», связано не с приходом в эти места людей, а с заменой автохтонного населения ( онкилоны) на пришлое ( чукчи и другие).
Но овцебыки – это не единственные нерасшифрованные петроглифы с камней Кайкуульского обрыва.

Кто это? Официальная наука пока не в состоянии объяснить эти изображения. Для их обозначения в специальной литературе применяется ничего не говорящий термин – «антропоморфные персонажи с грибовидным силуэтом». По первоначальной гипотезе, эти антропоморфные существа – люди в каких-то особых одеждах и головных уборах. Однако, сейчас уже ясна сомнительность этого вывода, т.к. изображения человека довольно часто встречаются на камнях Пектымеля, и они совершенно непохожи, на эти антропоморфные фигуры ни формой, ни размером – см. на рисунок ниже, где человек и антропоморфная фигура изображены рядом, как бы для сравнения.

Позже появились и другие гипотезы, объясняющие эти загадочные изображения. По одним из них, это не посланцы от внеземных цивилизаций или параллельного мира, по другим – это вообще не люди, а гигантские галлюциногенные грибы-мухоморы! Мы считаем, что первая из этих гипотез не имеет вообще никакого отношения к петроглифам, а вторая – возможно, имеет косвенное отношение. Давайте, рассмотрим еще один рисунок.

Что мы видим? Люди-китобои в большой лодке (слева) охотятся на стадо китов (справа), причем рядом присутствуют два загадочных антропоморфных персонажа. Один из них (длиной, кстати, 10-12 метров) движется параллельно китобойной лодке, но под водой, видимо выполняя функцию загонщика китов, а другой летит (плывет?) непосредственно перед носом лодки, как бы указывая людям дорогу. Итак, если бы это было произведение не изобразительного искусства, а кинематографического, то чем бы оно было? Правильно! – фантастическим боевиком, которых много сейчас снимается и в Голливуде, и вообще по всему миру. Типа – «поехали наши парни на охоту, а там такооое!» Ну, вспомните «Ведьму из Блэр», хотя бы.
Древние люди, хотя и были ограниченны в изобразительных средствах, но отнюдь не обладали меньшей фантазией, чем мы с вами. А если собственной фантазии не хватало, то можно было прибегнуть и к веществам «расширяющим сознания». Ну как Керуак или Джим Мориссон.
И это только две загадки петрографов реки Пегтымель. А сколько их еще?

Про мамонтов и анкилонов, про овцебыков и схииртя в Арктике читайте здесь:

Если вам понравился наш материал, мы будем рады, если вы поддержите наш проект и поделитесь им с друзьями:

Друзья! Если вы хотите поделиться с нами своей информацией о древних овцебыках и других представителях мамонтовой фауны, свяжитесь с координатором проекта: по тел.: +7(921)-353-93-49 или на Email: portobello_72@mail.ru или Whatsapp

Овцебыководство:

Все материалы раздела “Овцебык человек”

Овцебык в природе:

Все материалы раздела “Овцебык в дикой природе”

Оксмаксмания:

Овцебык в метафизике культуры и истории, что скрывают ученые.

Пегтымель

Автор: Алексей Глазачев · 18 декабря, 2016

Пегтымель | runemagic.ru рунолог, гадание на рунах, рунические амулеты.

Пегтымель река чукотская

Надысь посмотрел короткий (33 минуты), но очень интересный фильм «Пегтымель» про Чукотку 1998-1999 годов. Пегтымель с чукотского языка переводится как сломанный полоз нарты. Название реки в верхнем течении немного другое — Рапылькатын — означает «место, где провалились под воду яранги». По местным преданиям, весной через реку переправлялся караван, который провалился на хрупком, подтаявшем льду. Уцелела всего лишь одна кибитка. В данном кино показана повседневная и ритуальная жизнь (с очень интересными деталями) оленеводов Северной Чукотки перекликается с «мухоморными историями» деда Наталько и древними наскальными рисунками, запечатленными на скалах реки Пегтымель. Рисунки были обнаружены в 1965 году. Так называемые Пегтымельские петроглифы примечательны тем, что являются единственными памятниками наскального творчества, расположенными за Полярными кругом. Камера передает диалог между древними символами и живыми традициями, между людьми и природой.

Фильм хорош сам по себе, но меня привлекло другое. Примерно на 30 минуте фильма, шаман играет на бубне, а на бубне руна Эйваз! На шаманском бубне, инструменте перемещения между мирами, руна Эйваз! Скорее всего это просто совпадение. Скорее всего это просто трещины на коже, или может быть сажа от костра. Но если это не так, это невероятно и замечательно! Мне ещё ни разу не приходилось слышать, чтобы на Чукотке встречались руны и рунические письмена, но если это так, то это своего рода сенсация. Это может быть дополнительным маленьким кирпичиком в здание теории, что руны существовали значительно древнее, чем мы предполагаем и на значительно более широких пространствах, чем мы предполагали ранее.

Помимо этого фильм интересно небольшим рассказом про каменных гигантов — людей, которые были настолько страшные, что просто окаменели и их кожа превратилась в камень. И ещё крайне занимательно послушать настоящую чукотскую речь — несколько раз приводится диалог деда Наталько и пожилой женщины, которая на вид значительно старше Наталько, возможно мать, но возможно и жена.

Вот такой вот тебе Пегтымель, вот такая Чукотка!

Источники:

http://water-rf.ru/%D0%92%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B/1215/%D0%9F%D0%B5%D0%B3%D1%82%D1%8B%D0%BC%D0%B5%D0%BB%D1%8C
http://dal.academic.ru/dic.nsf/enwiki/"/dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1594484
http://chukotka.travel/article/pegtymelskie-petroglify/
http://rockart-studies.ru/?page_id=22
http://xn--90abjvq3cwb.xn--p1ai/i-chelovek/ovcebyki-i-antropomorfnye-sushchestva-na-petroglifah-reki-pegtymel
http://runemagic.ru/kultura/pegtymel

голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Иваньковское водохранилище
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
×
×