59 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Поляница

с. Поляница — райский уголок в Карпатах

Существует ли рай на земле? Очевидно, что существует, и у каждого он свой. Для кого-то настоящим наслаждением будут песчаные пляжи с синей морской далью, для кого-то рай — это узкие улочки старинного города, а для кого-то — безграничны горные просторы, покрытые дремучими древними лесами. Своеобразным «раем» в Карпатах можно назвать горное село Поляница, что находится на самом краю Ивано-Франковской области и граничит с Закарпатской. К Полянице можно добраться, если нет собственного транспорта, маршрутками, которіе ездят из областного центра каждые полчаса, или из Львова.

Главным преимуществом отдыха в Полянице считается то, что она находится рядом с современным и крупнейшим горнолыжным курортом Украины — Буковелем. Да, конечно, многие туристы экономят на том, что снимают жилье в деревне (здесь оно в разы дешевле), а в Буковель ездят на современные горнолыжные трассы. Но не в этом главная заслуга Поляницы, в поселении также есть много не менее интересных мест.

Горное село Поляница

История села Поляница

Когда точно было основано село точно не известно. Однако, в ходе исторических исследований можно предположить, что возникла Поляница в 1654 году. Первыми поселенцами были беженцы от монголо-татарского нашествия.

Существует несколько версий происхождения названия села, первая и более вероятна версия о том, что этими землями когда-то владел Микуличинский хозяин Попович. С отсюда и пошло название. Также считается, что такое название село получило из-за того, что слово «поляница» буквально означает выжженное место.
До 2002 года село носило название Паляница («паляница» — вид древнего хлеба).

Поляница и его жители с момента своего основания, как и все окрестные поселения, претерпела немало изменений и беды. Но самым разрушительным периодом для села была Вторая Мировая война. Тогда немецкими оккупантами были разрушены храм, школа и жилища. К середине прошлого века в селе почти из трехсот жителей осталось около сорока.

С окончанием военных действий местных жителей ждала новая беда — сталинские репрессии. Дома разбирались, а людей отправляли в Одесскую область. За недостаточного количества населения село присоединили к соседней Яблунице.

Вид на село Поляница

Но несмотря на это, людей в селе, настоящих сильных духом гуцулов, не смогла сломать беда. Помогла в этом им вера в Господа.

Еще в 1912 году в Полянице была построена величественная церковь Введения в Храм Пречистой Девы Марии. Меценатом и вдохновителем был князь Иоанн ІІІ Лихтенштейн. Открывал и посвящал церковь Преосвященный Епископ Кир Григорий Комишин.

Когда храм в 1942 году было сожжено, на его месте верующие сразу же построили новую маленькую и скромную церковь. И только за год до независимости Украины в Полянице появился храм необычайной красоты. Местные жители гордятся церковью, ведь вложили туда все свои силы и душу.

В 50-х годах ХХ в. в здании бывшей немецкой бани обустроили младшую школу. Уже в 1994 году школу построили, и так возникла общеобразовательная школа I-II степеней. Так, постепенно, село росло, и в 1998 году была избрана исполнительная власть. По состоянию на 2007 год в селе проживало 686 человек. Но когда приходит зимнее время, численность населения растет в три раза. Туризм стал словно оправа для настоящего карпатского бриллианта. Благодаря своему расположению, село не исчезло, но и с каждым годом расцветает и становится достойным конкурентом лучшим горнолыжным курортам Альп.

Поляница — туристическая деревня в Карпатах

Отдых в Полянице

Для каждого туриста в Полянице найдется отдых на любой вкус. В летнее время это идеальное место для отдыха и оздоровления, как самому, так и с семьей. Предлагаются прогулки на велосипедах, верхом на лошадях, или же пешком. Выбрав любой способ передвижения, ни один турист абсолютно ничего не пропустит.

Село защищенное от холодных ветров вековыми лесами и высокими горами, рядом протекает река Прутец (Прутец Поповичевский) с чистейшими водами. Совсем недалеко расположился знаменитый водопад Женецкий Гук. От первого взгляда на водоем захватывает дух. А шум водички поможет забыть обо всех проблемах, заботах и усталостях.

От первого вздоха горного воздуха кружится голова, насколько оно чистое и насыщенное кислородом. Здесь просыпается второе дыхание. Кажется, что от громкого пения птичек можно оглохнуть, и позже понимаешь, что без этих лесных птичек быстро становится как-то грустно.

Расположено село у подножия горных вершин Синяк и Хомяк. Славятся они легкостью подъема, ведь относительно не высокие. Поэтому и подходят начинающим. Да и сам маршрут займет максимум день. Вершина Хомяка покрыта серым неприглядными камнями, на ней установлена ​​фигура Пресвятой Богородицы. Но не это может по-настоящему поразить туриста. С вершины горы открывается невероятный вид на окружающую территорию: гора Синяк со своими более пологими склонами; Черногорский массив с самыми высокими вершинами Украинских Карпат; древние сосновые леса со своими тайнами; окутанные в зелени одеяла и в пахучие травы полонины с приветливыми пастухами и их милыми овечками.

Дом «вверх ногами» в Полянице

В Полянице живут очень гостеприимные люди. Ежегодно местные жители ожидают новых гостей. Ждут новостей не только из Украины, но со всего мира. Здесь не только приветливо встретят, но и вкусно накормят. И через лишние калории не стоит беспокоиться — все они как «корова языком слижет» после первой прогулки в горы. Также в Полянице встретится возможность не пропустить поиски сокровищ! Здесь так называют лесные дары: чернику, бруснику, землянику, невероятных размеров белые грибы. Это настоящие залежи витаминов, которые ни за что не сравнить с купленными в аптеке.

Для настоящих ценителей горного курорта село Поляница — рай. Сюда хочется возвращаться снова и снова.

Амазонки на Руси – славянские поляницы были сильнее богатырей

О храбрости амазонок – женщинах-воинах слагались легенды древними греками. По их преданиям, амазонки проживали где-то в северо-восточной части Малой Азии в районе южного берега Черного моря. В схватках амазонки были смелы и умелы, жили всегда отдельно от мужчин, с пленёнными мужчинами жили недолго, а затем убивали. Родившихся у амазонок мальчиков обращали в послушных рабов или просто калечили. А девочек с детства воспитывали как воинов, обучая их верховой езде, меткой стрельбе из лука, искусному владению оружием.

Но мало кто знает, что и у славянских народов были женщины-воительницы, только звали их не амазонки, а поляницы. Само слово «поляница» имеет происхождение от названия древнего обычая «полякование». Смысл этого обычая был довольно кровожадным: ищущий признания и славы молодой юноша-воин один выезжал в чужое поле и находил там «поединщика» , готового с ним сразиться, себе под силу и стать. Битва должна была длиться до смерти. У убитого победитель отрубал голову и приносил ее в свое племя всем напоказ.

По преданиям, с воинственными поляницами остерегались связываться даже такие прославленные богатыри, как Алёша Попович и Добрыня Никитич. Хотя Добрыня даже женился на полянице . Это была дочь богатыря землепашца Микулы Селяниновича Настасья Микулишна. Их «знакомство» произошло в битве, которую, по преданиям, Добрыня проиграл Настасье. По описаниям, Настасья Микулишна была под стать своему отцу богатырю , была хорошо сложена, сильна и обучена владению оружием.

Вот как в летописях был описан их поединок:

Поединок их протекал весьма своеобразно. Доблестный Добрыня решил «поединоборствовать» в чистом поле с поляницей на свой лад. Он подъехал к ней сзади и ударил ее два раза что есть мочи палицей по голове. Но Микулишна и не взглянула на наглеца и даже не почувствовала удара. Ударил Добрыня Настасью еще сильнее. Оглянулась на него богатырша и говорит: «Я-то думала, комарики покусывают. Ан то русские богатыри пощелкивают!» Схватила Добрыню за кудри и засунула в мешок. Но ее добрый конь не захотел везти двух богатырей. Вынула тогда Микулишна Добрыню из мешка и говорит: «Если стар богатырь — голову срублю, Если млад богатырь — в полон возьму. Если мне в любовь придет — замуж пойду, Не прилюбится — в ладонь складу, другой прижму, сделаю богатыря в овсяный блин». Но Добрыня ей понравился, и сказала она ему: «Как возьмешь меня, Добрыня, во замужество, сделаешь со мною заповедь великую — отпущу тебя». Добрыня, естественно , тут же согласился на женитьбу.

Постепенно, в Западной Европе письменные упоминания о женщинах-воительницах исчезали. Но в славянских летописях поляницы пережили века. Они воевали как в древние века, так и в более позднее время. Упоминания о них были в войнах с крестоносцами, турками, поляками, литовцами. В последствии оставшихся поляниц стали называть казачки-наездницы, так как женщины-воительницы остались только среди казаков.

Если Вам понравилась статья, ставьте «лайк» ( 👍 – палец вверх) и подписывайтесь на канал. Не забывайте комментировать статью.

Поляницы: красавицы-богатырши Древней Руси

Они вызывали ужас и восторг, шок и восхищение. Девы-воины, прозванные поляницами, издавна были известны на Руси. Как появились на славянских землях женщины в доспехах? Как можно было покорить сердца этих красавиц? Ответы нам дают история и былины.

Амазонки, прибывшие в Скифию

На мой взгляд, неверно называть поляниц героинями мифов. Да, они нередко появляются в легендах и былинах, которые пусть и содержат немало выдумок, однако основаны на реальных событиях. Эти прекрасные воительницы были известны не только славянским племенам, но и грекам, живущими далеко от земель дев-богатырей. Первое упоминание о женщинах в доспехах, которые сражались не хуже (а порой даже лучше) мужчин, содержится в записях Геродота. Именно этот древний историк положил начало многочисленным сказаниям об амазонках, которые жили в Малой Азии.

Как же эти женщины оказались на славянской земле? На этот вопрос Геродот тоже даёт ответ. Он рассказывает о случае, когда греки захватили в плен множество воительниц. После успешного набега греческие корабли шли к родным берегам, однако сами амазонки распорядились иначе. Они убили экипажи всех кораблей, но не рассчитали, что в живых нужно было оставить хотя бы штурмана.

Жительницы степей, привыкшие ездить на конях и не сходить с земли, не умели управлять судами, а потому тех прибило к ближайшим берегам. Это было черноморское побережье, принадлежавшее скифам. Согласно легенде, амазонки начали создавать союзы с местными племенами, а славянские поляницы стали потомками этих воительниц и скифов.

Трофей – голова врага

Конечно, большинство историй о девах-воинах являются легендами, но археологи доказывают факт существования воительниц. На территории древней Скифии уже обнаружено немало захоронений женщин, где рядом с погребёнными находятся не украшения и предметы быта (традиционный вариант), а мечи, щиты, воинское обмундирование.

Читать еще:  Изготовление технопланктона своими руками

В русских былинах поляницы описаны как могущественные воины, гордые и благородные женщины. Кстати, название этих воительниц происходит от старинного слова «поляковать». Под данным обычаем подразумевалось «боевое крещение» всякого воина.

Для этого нужно было в одиночестве отправиться в дикую степь, где часто встречались разбойники или захватчики. Выбрав соперника, воин сражался с ним один-на-один. Если победа была на его стороне, трофеем служила голова поверженного противника. Никаких ценностей с поверженного врага воины не брали – этот бой был предназначен не для обогащения, а для славы.

«Сватовство» Добрыни Никитича

Поляницы нередко превосходили мужчин в своём воинском умении. Одна из былин рассказывает о том, как Добрыне Никитичу удалось «сосватать» одну из самых известных воительниц – Настасью Микулишну.

Кстати, заполучить в жёны воинственную красавицу-поляницу было совсем непросто. Немногие решались выйти против воительницы. Только в том случае, если противник сумеет одержать победу над поляницей, он мог рассчитывать на её руку и сердце.

Известен случай, когда Настасья Королевична даже пронзила воина Дуная стрелой, лишив того глаза. Знаменитый Добрыня, зная об этих сложностях, решил проблему по-своему и, на мой взгляд, поступил не слишком по-богатырски. Он подъехал к полянице Микулишне и ударил её палицей по шлему, находясь за её спиной. Что же случилось с девицей? А ничего. Она совершенно не заметила двух богатырских ударов.

Тогда Добрыня решил повторить приём, после чего воительница нехотя обернулась к нему и язвительно отметила, будто богатыри русские ударами напоминают укусы комаров. Сражение оказалось недолгим, завершившись разгромом Добрыни. А вот сама Настасья решила, что если поверженный ею богатырь окажется приятен ей, по сердцу – то выйдет замуж за него. К счастью Добрыни, так и произошло.

Трагедия воина Дуная

А вот история Дуная и Настасьи Королевичны, о которых я уже упоминала, сложилась менее счастливо. По одной из версий былины, воин не был обезображен выстрелом своей возлюбленной. На свадьбе же Дунай решил устроить соревнования по стрельбе, желая знать, кто более меткий – он или его супруга.

Настасья трижды попала в кольцо на голове Дуная, после чего сам воин решил проявить своё мастерство лучника. Увы, выстрел его был куда хуже Настасьиного. Стрела попадает в женщину и та замертво падает, а несчастный супруг, убивший свою возлюбленную, бросился на свой меч, чтобы быть с женой вместе – и в жизни, и в смерти.

Как гласит предание, на месте, где пролилась его кровь, взяла начало река Дунай, носящая имя несчастно воина.

Долгая история поляниц

Женщины-воительницы упоминаются в некоторых европейских источниках, однако, как показало время, наиболее долго поляницы были на Руси. В историях о пирах князя Владимира отмечается, что воительницы также присутствовали за столом воинов.

Как отмечали Лев Диакон и Иоанн Скилица, во время военных походов Святослава поляницы принимали в них непосредственное участие. Когда Русь погрузилась в пучину междоусобиц, а враги, воспользовавшись этим, начали осаждать русские города, женщины наравне с мужчинами обороняли крепости. Нередко их видели с оружием в руках у городских стен.

А в 1641 году против турков выступили казачки, известные своей доблестью в боя. Кстати, именно о них историк Василий Потто писал, отмечая казачек как мастериц, тружениц в мирное время, а в войну преображающихся в бойцов, не хуже, чем её муж или отец.

Поляницы стали символом истинной русской женщины, которой под силу всё. Они немыслимым образом могли сочетать домашние хлопоты и заботу о близких с силой и мужеством, что не раз проявляли в бою. Возможно, именно это качество вызывало страх у врагов и уважение у соотечественников воительниц.

Сегодня мы уже не используем старинное название амазонок, но, глядя на повседневные заботы и трудности, с которыми приходится бороться женщинам, можно уверенно сказать: поляницы живы и поныне. Память о них живёт в народе, сохранившем не только рассказы, но и их характер.

Поляницы русского эпоса: Кто они?

Примерно в 600 годах до нашей эры в евразийской степи начинает фигурировать пока ещё не так значимое индоиранское племя сармат. Это конные воины, бородатые с растрёпанными русыми волосами, их тела имели множество татуировок. Они были беспощадны к врагам и дерзки в своих амбициях. Сарматы имели религиозный культ меча и огня. И первоначально жили они на другой стороне Дона.

Легенда зарождения сармат.

Согласно легенде сарматы являются потомками амазонок и скифов. В архаичное время на Дону жили или, как утверждают греки бежали сюда представительницы племени легендарных амазонок. Они образовали своё небольшое государство с центром Фемискирой в пойме Дона.

  • Первая царица амазонок была Лассипа, под её руководством строились храмы, и была создана первая конная армия.
  • Вторая царствующая особа Пенфесилия вместе с войском сражалась в троянской войне и погибла в бою с Ахиллесом.
  • Третья, Талестрис, возжелала иметь ребёнка от Александра Македонского.

Обо всех великих женщинах Амазонии мы узнаём от греков, которые восхищаются их храбростью и умом.

Но вернёмся к сарматам. По легенде скифские воины, столкнувшись с амазонками, не стали с ними воевать, а даже ходили к ним в гости. У женщин-воительниц рождались дети, и именно они стали основой зарождения нового племени сармат.

Матриархат.

Сарматский матриархат уже не был таким идеальным, как в амазонии. Но женщины продолжали иметь большое влияние, поддерживая культ матери. Кроме того женщины сарматов принимали непосредственное участие в войнах и грабительских набегах. Не смотря, на свою воинственность, они были прекрасны и тщательно следили за своей внешностью, об этом свидетельствуют бронзовые зеркальца.

По преданию девушка сарматка не могла выйти замуж, пока в бою не убьёт врага. Поэтому в армии было полное равноправие между юношами и девушками. К тому же известны и свои царицы. Яркий пример этому царица Томирис. Её войско сражалось с персами, победив их, она приказала обезглавить царя Кира и поместить его голову в курдюк с кровью.

Эра сармат.

В начале нашей эры представители сарматских племен берут власть степного царства в свои руки. Продолжая созидательскую деятельность своих женских предков, они строят сеть торговых городов:

  • Нижнегниловское,
  • Кобякова,
  • Темерницкое,
  • Ростовское,
  • Сухо-Чалтырское,
  • Кизитериновское
  • и ряд городищ на реке Маныч.

Идёт бойкая торговля, в которой участвуют греки и сарматы. Греки представляют страны Черноморского побережья, а сарматы – многочисленные племена евразийской степи и северных лесных областей первославян. Главным торговым центром является хорошо укреплённый город-крепость Танаис.

Конная армия сармат улучшает военную мощь, в неё входят тяжёловооружённые воины. Их вооружения длинная пика и двуручный меч. Они словно волна цунами на скаку сметают на своём пути любого врага, не оставляя шансов. Скифов окончательно разгромило войско понтийского царя Митридата VI Евпатора, таким образом, сарматы стали полными властителями европейской степи до пришествия новой волны кочевников.

Амазонки донских степей.

Ни для кого не секрет, что красивый древнегреческий миф об амазонках – это практически реальность, исключающая некоторые подробности, подчёркивающие дикость, необразованность и варварские нравы. Учёные предполагают, что племена, где женщины имели равные права и даже культовое преимущество (поклонение праматери всего живого), существовали 7-6 веке до нашей эры. Именно в этот временной промежуток жили амазонки донских степей.

Племена амазонок.

В устном сказание многих народов в разных частях света можно встретить легенду о существование древнего племени амазонок. Главные их отличия – это матриархат, женщины-воительницы, преимущественно лучники, обособленная жизнь в труднодоступных местах, предвзятое отношение к мужчинам. Но из древних мифов, мы узнаём о целом государстве на Дону и даже городах, причём они соседствуют со скифским союзом, возможно, входят в него.

Откуда мы, современники предполагаем, что древнегреческие мифы об амазонках имеют реальную основу? Всё просто, об этом говорят результаты последних раскопок курганов древних кочевников. Если раньше определяли пол и датировали захоронения по предметам, найденным рядом в могилах, поэтому женских захоронений казалось было мало. Но проверив кости покойников с точки зрения анатомии, исследовали, заметили, что в могилах со стрелами, мечами и боевыми принадлежностями, обнаружены и женские останки. Это говорит о том, что женщины имели прямое отношение к военному делу и даже управлению военной силой и всего государства.

Письменные источники.

Главным письменным источником о существование амазонок являются мифические рукописи Геродота. Он пишет, что изначально они жили в Малой Азии, но греки разбили их войско, а пленённых везли на ладьях в рабство. Но в море амазонки захватили морские суда и высадились на берегах Азовского моря. С тех пор они стали жить на территории Донских земель, всячески мешая племенам скифского союза. Когда же скифские воины осознали, что новые враги это женщины, они сумели не только договориться о вступление в военный союз, но и имели, сними связь для продолжения рода.

Интересно то, что антропологи, изучающие останки погребённых в курганах женщин-воительниц, отмечают их изменения на гормональном уровне. Не редко это женщины преклонного возраста 50-55 лет, имеющие всевозможные прижизненные ранения, искривление позвоночника и изменения черепа в пользу мужских гормонов.

Гиппократ, рассказывая об амазонках, скорее всего, подразумевает женщин сарматского племени. Им необходимо было до замужества убить трёх врагов. Так же он говорит, что женщины, чтобы быть искусственными воинами прижигают правую грудь в детском возрасте, для лучшей стрельбы из лука. А мальчиков специально калечат, чтобы исключить возможность быть полноценным воином. Конечно, все эти утверждения не имеют подтверждений. На античных вазах и барельефах амазонок изображали всегда с двумя грудями.

Поздний автор античного времени Страбон, говорит о амазонках, как о реальных представительницах сарматских племён. Он утверждает, что женщины сармат намного крупнее и сильнее, чем мужчины. Страбон рассказывает о царицах и военных походах.

Древние захоронения амазонок.

Свидетельства существования амазонок мы встречаем в курганных захоронениях. Например, недалеко от города Миллерово, в курганном захоронении, обнаружили останки женщины. С правой стороны лежал меч, с левой копьё и принадлежности лучника. Так же рядом найдены колечко, бусы и зеркальце, а немного в стороне покоились останки нескольких мужчин, по мнению исследователей рабов. В захоронениях курганной группы “Пять братьев” были найдены золотые украшение, принадлежащие женщинам богатого сословия.

Читать еще:  Ловля судака в апреле

В тюрко- и ираноязычном (то есть арийском, как ни странно для некоторых к ираноязычным народам ученые относят и славян) фольклоре, в эпосе и сказках сохранились, естественно, в преломлении соответствующего жанра, рассказы о женщинах, которые, встав на место своих мужей, взяли на себя тяжкие обязанности управления громадным хозяйством и его охраны. Значительный интерес представляют упоминания в фольклоре воительниц-девушек. Согласно самым древним сведениям, ни одна из девушек, сохранявших относительное гражданское равноправие женщин, не могла выйти замуж до убийства врага, т. е. к ним предъявлялись те же требования, что и к проходившим инициации мальчикам. О девушках-богатыршах всегда упоминалось с восхищением. Они ничем не уступали мужчинам и даже превосходили их мощью и смелостью.

Характерно, что этот яркий героический образ проник в неизмененном виде в русские былины, буквально насыщенные исторически известными степными персонажами, с которыми жестоко воюют знаменитые русские богатыри. Былинная богатырша русского фольклора обычно встречается с русскими богатырями в степях – “в чистом поле”, и только там она с успехом противостоит их силе. Особенно выразительно и подробно освещен образ “поляницы” в былине “Добрыня и Настасья”, в которой богатырь неожиданно столкнулся с ней в степи:
А сидит богатырь на добром коне,
А сидит богатырь в платьях женских.. .
Добрыня подумал:
Есть же поляница, знать, удалая,
А кака ни тут девица либо женщина!
и затем трижды наехал на богатыршу, пытаясь свалить ее ударами по голове. Наконец, только с третьего раза она все-таки оглянулась и, весьма презрительно заметив:
Думала же, русские комарики покусывають,
Ажно русские богатыри пощелкивають!
ухватила Добрыню за “желты кудри” и посадила в седельный кожаный мешок. Впрочем, Настасья заинтересовалась богатырем и быстро выпустила его из обидного плена, представилась ему, и в категоричной форме предложила жениться на себе.
Добрыня, конечно, согласился жениться, привез девушку в Киев и
Привели же ю да в верушку крещеную.
Принял тут с Настасьей по злату венцу
Сообщение о крещении Настасьи особенно важно, поскольку, как представляется, это дополнительно подтверждает связь “поляницы” с языческим “полем”-степью.
Таким образом, в этом живом и юмористичном изложении событий четко видны “отсветы” степных обычаев, а именно:
1. Обязанность девушки до брака участвовать в боевых стычках с воинами соседних государств;
2. Предсвадебное единоборство этой девушки с суженым;
3. Потеря боевой (воинской) силы после совершения бракосочетания
Последнее с еще большей силой отражено в другой русской былине, повествующей о женитьбе богатыря Дуная на “Настасье-королевичне”. Эта девушка в былине названа “татарином”, т. е. уж явно была из степи. Она рыком и посвистом сшибла Дуная с коня, но потом богатырю удалось победить “татарина”, который, к его изумлению, оказался дочерью хорошо знакомого ему крупного феодала. Дунай женился на ней, привез в Киев и там на пиру в похвальбе поспорил с ней о том, кто лучше владеет луком и стрелами. . Настасья осмелилась утверждать, что она стреляет лучше. Дунай предложил поехать в “чисто поле” и “стрелять стрелочки каленые” В этой былине нашли отражение, как и в первой, все три обычая: воинская обязанность до замужества, единоборство с женихом и утрата воинской силы. Правда, силу и искусность женщины обычно просто старались не демонстрировать перед главой семьи, но Настасья в азарте забыла об этом вечном женском “законе” и поплатилась жизнью. Дунай выглядит в былине крайне неприятно: он завистливый, хвастливый и слабый (упал с коня от свиста! ) человек, бесконечно жестокий и в жестокости даже сильный – сильный несправедливостью
Таков образ степной женщины-воительницы в русских былинах, “перекочевавший” в них прямо из степного эпоса.Обычно Илья Муромец встречается со своим «неузнанным» сыном – Сокольником или Подсокольником, иногда же с турком, татарченком или богатырем-жидовином. В публикуемом же варианте чужеземный богатырь – дочь Ильи Муромца. И это не просто механическая «замена». Поляницы (поляничищи удалыя), женщины-богатырши – постоянные персонажи русского эпоса. С поляницей Латыгоркой (Златыгоркой, бабой Горынинкой) бьется Илья Муромец, а через многие годы встречается со своим «неузнанным» сыном или же, как в данном варианте, со своей «неузнанной» дочерью от этой Златыгорки; поляница – жена Добрыни Никитича, с которой он знакомится тоже в бою; с поляницей бьется и на полянице женится Дунай Иванович, а в одном из уникальных вариантов былины – «Про Илью Муромца и Тугарина» поляница Савишна – жена Ильи Муромца, переодевшись в его платье богатырское, спасает Киев от Тугарина (См.: Былины и песни Южной Сибири. Собрание С.И. Гуляева. Новосибирск, 1952, № 6).

Одна из трактовок образа былинных поляниц принадлежит Д.М. Балашову. «Поляницы преудалые русского эпоса,– замечает он, – чрезвычайно оригинальны. Это – степные наездницы и вместе с тем, после сражения с героем,– жены богатырей. Допустить их корневое славянское происхождение едва ли возможно, этому противоречит факт упорной, постоянной борьбы с ними русских героев, хотя нарицательное имя этих наездниц – «поляницы» – славянское. По-видимому, надо признать женщин-поляниц сарматскими конными воительницами, а наличие славянского названия их означает, что представление о поляницах утвердилось в эпическом творчестве до появления в русском языке тюркского слова «богатырь». Когда же появилось слово «богатырь», название женщин-воительниц не изменилось, ибо из живого бытования они уже исчезли».

Международные параллели русским поляницам – греческие амазонки, обитавшие в Малой Азии, в предгорьях Кавказа и Меотиды (Азовского моря). Легенды об амазонках широко известны во всех частях света и являются либо порождением местной традиции, либо распространением греческой. Русские женщины-воительницы, вероятнее всего, принадлежат древнейшей местной традиции.

Международные параллели русским поляницам – греческие амазонки, обитавшие в Малой Азии, в предгорьях Кавказа и Меотиды (Азовского моря) . Легенды об амазонках широко известны во всех частях света и являются либо порождением местной традиции, либо распространением греческой. Русские женщины-воительницы, вероятнее всего, принадлежат древнейшей местной традиции.

Поляницы: русские амазонки, сражавшиеся наравне с богатырями

Русских дев-воительниц никто бы не смог назвать представительницами слабого пола. Наоборот, многие мужчины рядом с ними казались немощными и никчёмными.

Во многих былинах говорилось, что для завоевания сердца поляницы мужчине нужно было одолеть её в бою. И лишь тому, кто сумел побить её, дева отдавала свою любовь. Но какими же были русские амазонки в бою?

«Поленица Удалая, дочь Микулы Селяниновича». А. Рябушкин

Что говорилось в былинах о женщинах-воинах

Во многих былинах воительницы представлялись как равные по силе богатырям. И, разумеется, те, увидев прекрасных дев-воительниц, влюблялись в них и хотели жениться. Но не всё было так просто! Чтобы получить место в сердце женщины-богатыря, мужчине нужно побороть её. Часто это делалось путём полякования.

Русские амазонки выезжали в чисто поле и искали, с кем бы они могли сразиться. Это и называлось полякованием. Вполне вероятно, что от этого процесса и пошло название для женщин-воительниц — поляницы. Несколько по-другому — поленицами — называли женщин, пирующих вместе с дружиной князя Владимира. Не исключено, что эти самые женщины как раз и входили в дружину. Также вероятно, что образ полениц взялся из культур соседних с Русью стран.

Откуда появились славянские амазонки

Образ воинственных богатырш просочился в славянский эпос от соседей. Например, сарматские воительницы очень похожи на наших полениц. Они тоже были искусными мечницами и лучницами. В былинных свадьбах, когда поленица выходила замуж за богатыря, можно проследить отголоски единения сармат со славянами.

В тюркском фольклоре образ женщин-амазонок тоже встречается. Отважные наездницы и воительницы были и у киргизского, и у башкирского, и у уйгурского народов. Схожи и свадебные обряды у восточных «женщин-богатырей». Они тоже должны были сразиться со своим женихом, но без фатального окончания битвы.

Самые известные поляницы

Среди русских амазонок в былинах больше всего выделялись две дочери богатыря Микулы Селяниновича. Звали их Василиса и Настасья. Василиса была женой дворянина и обладала недюжинным умом и сообразительностью. С их помощью она смогла вызволить своего мужа из заточения князя Владимира. Обладая огромной физической силой, она, как и её отец, редко применяла её. Василиса Микулишна больше полагалась на свой ум, в отличие от сестры Настасьи.

Настасья Микулишна же умудрилась подраться с самим Добрыней Никитичем! В одной былине она одолела его, схватила за волосы и засунула к себе в карман. А после, разглядев, кого поймала, решила выйти за богатыря замуж. Стала Настасья героиней и другой легенды, на этот раз про Алёшу Поповича. Но в ней она предстаёт в другом образе, отличном от девы-поляницы.

Примечательна и другая Настасья — дочь Данила Манойловича. По преданиям, она вышла замуж за богатыря Дуная Ивановича. Тот сумел одолеть её в поединке. А на свадебном пиру Настасья Королевична предложила мужу посоревноваться в меткости. Сама она без промаха попала в кольцо, положенное на голову мужа. А когда пришёл его черёд, Дунай промахнулся, и Настасья умерла. Не выдержав этого, Дунай кинулся на собственный меч и умер. Согласно легенде, так появилась река Дунай.

Многие поляницы становились и героинями сказок. Например, Усоньша-богатырша и Марья-Моревна. А если обратиться к официальным документам, то о женщинах, сражающихся наравне с мужчинами, известно ещё со времён князя Святослава. В его дружины входили женщины-лучницы. Участвовали славянки и в битвах с татаро-монголами, литовцами и крестоносцами. В какой-то мере поляницами можно назвать и казачек. Они издревле бились вместе со своими мужчинами, отражая атаки врагов.

Девы-воительницы в русских былинах

Образ дев-воительниц — популярный сюжет в мировой литературе. Амазонки, валькирии, женщины-гладиаторы в Древнем Риме и русские «поляницы» — богатырши. Само слово произошло от глагола «поляковать» — ездить в поле на ратное дело, искать воинов и вступать с ними в поединки. «Культура.РФ» вспоминает отважных воительниц из русских былин.

Василиса Микулишна

Сергей Соломко. «Василиса Микулишна». 1911

Илья Репин. «Василиса Микулишна». 1903-1904. Государственный Русский музей

Василиса Микулишна. Кадры из мультфильма. Реж.Роман Давыдов. 1975

Богатыршей была дочь Микулы Селяниновича Василиса, которая стала женой боярина Ставра Годиновича из земли Ляховицкой, Чернигова-града. На пиру у князя Владимира боярин хвалился перед гостями своей супругой:

Во третьем терему — молодая жена,
Молодая Василиса, дочь Никулишна.
У ней белое лицо ровно белый снег,
Ягодицы ровно маковицы,
Черные брови черна соболя,
Ясные очи ясна сокола,
Ретивым она сердцем хитра-мудра.

Читать еще:  Шенджийское водохранилище

По совету завистливых бояр князь Владимир посадил Ставра в земляной погреб, а за чудной Василисой отправил богатырей Алешу Поповича и Добрыню Никитича. Узнав о насмешках и беде, случившейся с мужем, Василиса Микулишна отстригла русые косы, переоделась добрым молодцем и отправилась в компании с 50 всадниками в стольный Киев-град. По дороге встретила богатырей-посланников Владимира и, представившись грозным послом Василисы Микулишны Василием Васильевичем, развернула столичных гонцов.

Князь устроил молодцу честной прием, но княгиня Апраксия заметила, что под мужским именем скрывается женщина: «Это Василиса ровно дочь Микулишна; / По полу она идет тихошенько, / На лавку садится — коленцы жмет». Отважной жене пришлось пройти испытания: Василиса парилась в жаркой «банюшке-парушке», играла в карты и боролась с другими богатырями. В результате потребовала у князя освободить из заточения Ставра Годиновича и отправилась домой вместе с мужем.

Настасья Микулишна

Николай Рерих. «Настасья Микулишна». 1943. Новосибирский государственный художественный музей

Константин Васильев. «Настасья Микулишна». 1968

«Поленица удалая, дочь Микулы Селяниновича». Эксиз иллюстрации к былине о Василии Буслаеве для журнала «Шут». 1898. Государственный Русский музей

Сестра Василисы, младшая дочь Микулы Селяниновича, была женой Добрыни Никитича. Встретились они во чистом поле, куда богатырь отправился после сражения со Змеем Горынычем. В пути он увидел богатыршу удалую, решил проверить «Или нет у Добрыни силы по-старому? / Или нет у него хватки по-прежнему?» :

Догнал Добрыня поляницу, богатыршу удалую,
Ударил поляницу булатной палицей,
Да ударил ее в буйну голову.
Поляница тут назад приоглянется,
Говорит поляница таковы слова:
— Я думала, меня комарики покусывают,
А это русский богатырь пощелкивает.

В поединке поляница одолела Добрыню. Они понравились друг другу, и богатырь к ней посватался: «Свадьбой провели да и окончили». Позже князь Владимир отправил Добрыню на заставу охранять Русь-матушку от степных наездников. Настасья Микулишна подобно Пенелопе ждала своего возлюбленного долгие 12 лет. За это время к ней несколько раз сватался другой небезызвестный богатырь — Алеша Попович. Через шесть лет Добрыниной службы он привез жене весть о его «смерти», а через 12 лет — приехал вместе с князем и княгинею, чтобы играть свадьбу с поляницей. В этот раз «не хотою взяли — неволею». Добрыня вовремя узнал о торжестве и приехал на пир гостем незваным с гуслями. Поколотил Алешу Поповича, забрал Настасью Микулишну и вернулся в свой терем белокаменный.

Да и стали жить с Настасьей Микулишной,
Уж и стали жить да лучше прежнего.

Настасья Окульевна

Сергей Соломко. «Марья Лебедь белая»

Иван Билибин. «Михайло Потык». 1902

Леонид Кипарисов. «Михайло Потык и Марья Лебедь белая». 2016

«Душа-девица» Настасья Окульевна — одна из героинь сказания о богатыре Михайло Потыке. Она спасла его от происков бывшей жены, Марьи Лебеди белой. Пока Михайло сражался с врагами в чистом поле, Марья стала возлюбленной царя и уехала с ним. Вернувшись, богатырь бросился за ней в погоню, попадая по пути в ловушки хитрой жены: пил сонное зелье-вино, проваливался в глубокую яму, был превращен в горючий камешек. В последний раз, напоив богатыря, распяла Марья его в подвале на каменной стене и оставила умирать. Тогда-то и спасла Михайлу сестра царя — Настасья Окульевна:

Как этая Настасья тут Окульевна
Скорым-скоро бежала в кузницу,
Взимала она клещи там железные,
Отдирала от стены городовые
А молода Михайлушку Потыка.

Излечила от ран, достала хитростью от брата саблю и палицу богатырскую, доброго коня. Возвратился Михайло к царским палатам, убил и бывшую жену, и царя. Женился на Настасье Окульевне и стал править.

Настасья Королевична

Николай Каразин. «Дунай Иванович убивает жену». 1885

Константин Васильев. «Рождение Дуная». 1974

Сергей Соломко. «Настасья Королевична»

Настасья Королевична — возлюбленная Дуная Ивановича. Богатырь встретился с ней, когда отправился в Литву сватать князю Владимиру королевну Апраксью. Отец Апраксьи, литовский король Данила Манойлович, не отдал дочь сватам, и тогда богатыри увезли ее силой. Вслед за «добывшими невесту» отправилась сестра Настасья.

Она ехала в погоню по чисту полю,
А скакала на коне богатырскоем
Да по славну раздолью чисту полю;
По целой версты конь поскакивал,
По колен он в земелюшку угрязывал,
Он с земелюшки ножки выхватывал,
По сенной купны он земелики вывертывал,
За три выстрелы камешки откидывал.

Дунай Иванович вступил с удалой поляницей в поединок и вскоре — как это случалось и в других былинах — сделал ей предложение. А Настасья Королевична приняла его.

В Киеве отпраздновали две свадьбы. Однако Дунай Иванович с молодой женой недолго прожили вместе. Богатырь как-то похвалился своей удалью, а Настасья Королевична ему возразила: «А ничем-то ведь я не хуже тебя: сила моя есть побольше твоей, а ухваточка моя удалее тебя» .

Такая фраза задела его честь — и он вызвал жену на поединок. Каждый должен был попасть стрелой в серебряное кольцо на голове соперника. Поляница попала, а вот Дунай Иванович убил жену. Узнав, что она носила в утробе младенца, богатырь от горя вонзил в себя копье. От его крови родилась Дунай-река, а от крови Настасьи Королевичны — река Непра.

Дочь Ильи Муромца

Виктор Васнецов. Богатырский скок. 1914. Дом-музей В.М. Васнецова

Константин Васильев. Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром. 1974

Евгений Шитиков. Илья Муромец. Гравюра. 1981

Загадочная героиня описана в былине « Илья Муромец и дочь его». По сюжету незнакомая поляница — дева-воительница — появилась рядом с богатырской заставой:

Ай удала поляничища великая,
Конь под нёю как сильня гора,
Поляница на кони будто сенна копна,
У нёй шапочка надета на головушку
Ай пушистая сама завесиста,
Спереду-то не видать личика румянаго
И сзаду не видеть шеи белоей.

Проезжая мимо, она насмехалась над богатырями. Илья Муромец предложил своим соратникам сразиться с удалой девицей. Однако никто не решился вступить в схватку с воительницей, которая «одною рукой палицу подхватыват, как пером-то лебединым поигрыват» . И тогда богатырь сам поехал на встречу с поляницей. Бились они долго — и палицами, и копьями, и врукопашную — и вдруг разговорились. Выспросив, откуда поляница, Илья Муромец признал в богатырше дочь свою, обнял и отпустил. Однако она вскоре вернулась обратно, задумав убить спящего отца. На этот раз богатырь одолел соперницу и скормил серым волкам и черным воронам.

В былинных сюжетах Илья Муромец не раз встречался с поляницами. Среди них — и жена богатыря Савишна, и Златыгорка, родившая ему сына.

  • 1787 просмотров

Материалы по теме

А вот ещё:

Что стало с ближайшими родственниками Достоевского?

Те, кто хоть немного знаком с биографией Федора Михайловича Достоевского, наверняка знают, что его вдова, Анна Григорьевна, намного пережила самого писателя и скончалась в 1918 году. Из четверых детей супругов Достоевских двое умерли еще в раннем детстве, а вот дочь Любовь и сын Федор умерли уже в 1920-е. Но вот подробности их жизни в годы революции, а также после нее мало кому известны. Какими же были судьбы наследников Достоевского?

Анна Григорьевна в апреле 1917-го решила удалиться в небольшое имение около Адлера, чтобы подождать, пока улягутся беспорядки. Однако революция настигла ее и здесь. Дезертировавший с фронта бывший садовник имения заявил, что подлинным хозяином усадьбы должен быть он — «пролетарий». Тогда Анна Григорьевна бежала в Ялту, где у нее был свой дом. Но и там она поселиться не смогла — ещё до приезда хозяйки дача была несколько раз ограблена и здесь были убиты две квартировавших там женщины. Одна из них — ударом топора по голове; брызнувшая кровь попала на мраморный бюст писателя, стоявший в прихожей. Анна Григорьевна была так потрясена случившимся, что уже не нашла в себе сил переступить порог дома. Умерла она в ялтинской гостинице «Франция». Ее было даже некому похоронить, пока спустя полгода из Москвы не приехал сын Федор Федорович Достоевский.

Сын Достоевского, Федор (1871 — 1921), окончил два факультета Дерптского университета — юридический и естественный, стал специалистом по коневодству. Был самолюбив и тщеславен, стремился везде быть первым. Пытался проявить себя и на литературном поприще, но разочаровался в своих способностях. По воспоминаниям его сына (внука писателя) Андрея Федоровича Достоевского, когда Федор Федорович вывозил из Крыма в Москву архив Достоевского, оставшийся после смерти Анны Григорьевны, его едва не расстреляли чекисты по подозрению в спекуляции — сочли, что транспортирует в корзинах контрабанду. Умер Федор Федорович в Симферополе. Могила не сохранилась.

Любимая дочка Достоевского Любовь, Любочка (1868-1926), по воспоминаниям современников, «была заносчива, высокомерна, да и просто неуживчива». Она не помогала матери увековечивать славу Достоевского, создавая свой образ как дочери знаменитого писателя, впоследствии вообще разъехалась с Анной Григорьевной. В 1913 г. после очередного выезда за границу на лечение она осталась там навсегда, взяв себе новое имя — Эма. Написала книгу «Достоевский в воспоминаниях своей дочери», которая, по мнению большинства биографов, изобилует множеством неточностей и спорных утверждений. Личная жизнь ее не сложилась. Умерла в 1926 году от лейкоза в итальянском городе Больцано.

У Федора Федоровича Достоевского было двое сыновей. Старший, тоже Фёдор, в 1921 году 16-ти лет умер то ли от голода, то ли от брюшного тифа. Он был очень музыкален, писал стихи и рисовал.

Племянник Достоевского, сын его младшего брата, Андрей Андреевич (1863–1933), удивительно скромный и преданный памяти Федора Михайловича человек. У него была роскошная квартира на Почтамтской. После революции ее «уплотнили», заселив еще несколько семей. Андрею Андреевичу было шестьдесят шесть, когда его отправили на Беломорканал. Через полгода после освобождения он умер.

Прежняя квартира Достоевских была перегорожена и переделана в советскую коммуналку, и семья была втиснута в одну комнатенку. А перед столетием Ленина этот дом признали непригодным для жилья и осчастливили правнука новосельем на окраине Ленинграда, в убогой хрущевке.

Сам правнук Достоевского, Дмитрий Андреевич, 1945 года рождения, проживает в Санкт-Петербурге. По специальности он водитель трамвая, всю жизнь проработал на маршруте № 34.

Источники:

http://karpaty.life/ru/guide/ivano-frankivska-oblast/yaremchanska-mr/poljanytsja.html
http://zen.yandex.ru/media/id/5c42b886ac3f2c00aefc3d04/5c682d7ad867ce00ae723735
http://zen.yandex.ru/media/id/595a0de5e86a9e0b9a96c5ed/5d4a7900ecfb8000acf23356
http://hazarinn.livejournal.com/125651.html
http://www.factroom.ru/kultura/polyanicy-russkie-amazonki-srazhavshiesya-naravne-s-bogatyryami
http://www.kramola.info/vesti/rusy/devy-voitelnicy-v-russkih-bylinah

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
×
×