43 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Поньгома

Сплав по реке Поньгома: описание

легкий, средняя сложность, опыт не обязателенможно взять с собой детей от 10 лет«>Сложность : Простой маршрут. Может представить сложность для людей без опыта походов. Но главное для участия — ваше желание!

легкий, средняя сложность, опыт не обязателенможно взять с собой детей от 10 лет«> легкий, опыт не обязателен, средняя сложность

  • Длительность: 7 дней (без дороги на поезде или самолете)
  • Размер группы: от 5 до 17 человек
  • Участие с детьми: можно взять с собой детей от 10 лет
    • Бесплатно из любой точки России: 8-800-200-70-23, доб. 207
    • WhatsApp и мобильный (Санкт-Петербург): +7 (911) 234-53-11

    Река Поньгома расположена в северной части Карелии. Берет свое начало из озера Поньгома и течет на восток, впадая в губу Домашняя Белого моря. На 110 км сплава приходится перепад высот 90 м. Насчитывают до 56 порогов, первые 40 из которых относительно легкие (1-2 к.с.), что позволяет нарастить мастерство и подготовиться к более сложным, расположенным ближе к концу маршрута, порогам. Сложность порогов сильно зависит от уровня воды.

    Маршрут оптимален для желающих отдохнуть и насладиться северной природой без особого физического напряжения – ходовые дни регулярно перемежаются дневками, а пороги безопасны. Отдельно рекомендуем путешественникам с детьми.

    Сплав проходит на 2-местных надувных байдарках типа Ватерфлай. На них участники идут самостоятельно под руководством инструкторов, которые на инструкторских судах показывают правильный и безопасный путь и осуществляют страховку в порогах. Инструктор в начале сплава обучает команду необходимым навыкам, которые совершенствуются по ходу сплава. Поэтому в сплаве могут принять участие люди без походного опыта. С группой идут как минимум 2 инструктора.

    В отличие от катамаранов на данных судах мы находимся намного ближе к воде, и все те препятствия, которые катамаран просто давит своими размерами, мы ощущаем на себе. Прохождение сложных порогов требует организации страховки, которую с вашей помощью осуществляют инструктора.

    Сплав на Ватерфлаях более интересен и сложен, чем на катамаранах, требует лучшей подготовки личного снаряжения, внимания и умения на маршруте. Рекомендуется иметь сплавной опыт на любом типе судов по порожистым рекам.

    Размер группы
    от 8 до 20 участников. С группой идет 2 инструктора.

    Погода в Карелии мало чем отличается от погоды в Санкт-Петербурге и Москве. Бывает разная, в июле и августе, в среднем, стоит сухая жаркая погода, с температурой 20-30 градусов.

    Комары и мошки присутствуют, но их обычно немного, число их зависит от погоды и времени года. Клещей на маршруте нет.

    На маршруте работает связь Megafon, ловит на большей части пути, но также есть зоны без связи. Другие операторы ловят хуже.

    Посмотреть фотографии прошлых лет и задать вопросы можно в нашей группе по сплавам на байдарках В Контакте.

    Программа по дням

    День 1

    Встречаемся на вокзале Лоухи в 03:40 утра. Грузимся в микроавтобус и отправляемся к началу маршрута (1,5 часа по трассе). Ставим лагерь и досыпаем остаток ночи. Нас ждёт очень насыщенный день!
    Утром завтракаем, плотнее знакомимся друг с другом, собираем байдарки, разбиваемся по экипажам, проходим инструктаж и начинаем сплав. Сегодня будем учиться грести и маневрировать, будет интересно и познавательно.

    Впереди у нас порог «У гранитной скалы» и автомобильный мост, далее череда шивер и перекатов. Следом пороги «Падун», «Стол» и «Кособокий» — одни из самых сложных на маршруте, все третьей категории сложности.

    Почти сразу же за мостом — пор. Стол, представляющий собой крутой, достаточно глубокий слив в скалистой теснине, за ним — Падун, где река падает с 0,8-метрового гранитного уступа. Перед порогами останавливаемся на просмотр, делаем яркие фотографии и видео. Где-то здесь остановимся на обед.

    После нескольких более протяженных, хотя и несложных порогов, река успокаивается и впадает в Большое Рогозеро, украшенное живописными островками и песчаными отмелями.
    Здесь, на большой песчаной косе, мы и встанем лагерем. Нас согреет большой костёр и душевное общение после активного сплава.

    День 2

    Выходим из оз. Бол. Рогозеро и попадаем в оз. Мал. Рогозеро, здесь берега изрезаны и лесисты, стоянок нет. Далее, на протяжении 13 км, река вновь изобилует мелкими порожками и перекатами 1-2 к.с. Обязательно остановимся на обед в подходящем месте. Доходим до Роман-порога 3 к.с. — длинный, технически интересный порог с несколькими небольшими сливами. Здесь, на высоком берегу, мы остановимся на ночлег.

    День 3

    Сегодня днёвка, никуда не плывём. Отдыхаем, купаемся и загораем, наслаждаемся природой, делаем потрясающую походную баню, ловим рыбу.

    День 4

    Пришло время двигаться дальше! Сегодня среди несложных порожков выделяется Корней — порог 3 к.с.
    Перед ним остановимся на просмотр и фото-видео съемку. При желании — покатаемся. После впадения р. Ергут, р. Поньгома становится шире в два раза.

    Выбираем подходящее место и разбиваем лагерь.

    День 5

    Нас ждёт череда интересных порогов и шивер — за порогом «Кувшинка» 2 к.с. начинается деревня Поньгома, одно из старейших русских поморских поселений (предположительно деревня существует с 15 века).

    Проходим автомобильный мост, перед ним останки старого деревянного моста. Впереди красивейший порог «Морской» 2 к.с. — живописный пологий слив в скальной расщелине. После пары перекатов — выход в величественное Белое море.

    Встанем на острове Шангостров напротив деревни. Виды вокруг потрясающие!

    День 6

    Стоим на острове в Белом море. Можем совершить экскурсию вокруг острова, исследовать его скальные берега и пляжи. А можем просто загорать и купаться в море.

    После ужина собираем вещи и пересекаем протоку до материка, не более полукилометра. Здесь наш маршрут заканчивается и уже через пару часов нас заберёт машина. Сушимся и пакуемся.

    Переезд до станции Кузема занимает около получаса, ближайшие поезда на Москву отправляются в 2:36 и 5:47 утра. Вот и завершилось наше приключение на Поньгоме и Белом море! Обмениваемся контактами, прощаемся и обещаем — мы увидимся в походе снова!

    dor_zhur

    dor_zhur

    Поезд отправляется из Орла ночью. В Москву он не заходит, а идёт окольными путями через какую-то станцию Поварово. Идёт с продолжительными техническими остановками непонятно в каких местах. За окнами иногда появляются заброшенные здания станций, они без вывесок, так что установить точное местонахождение не представляется возможным почти до Твери.

    Река Мста близ деревни Мстинский Мост имеет широкую пойму. Лес сменяется обширным болотом, затем дорога проходит над широкой рекой и мимо деревни.

    Едем уже по Карелии. День выдался дождливый.

    В Медвежьегорске вывеску на станции сменили; карельского варианта названия на ней нет. На других станциях они присутствуют: « Segezha », « Kemi ». Очень красивый вид из окна можно наблюдать, например, на станции Шпаловои. Местами встречаются подтопленные сараи и столбы.

    В нашей походной группе – 10 человек плюс собака. Лабрадора Жозефину не кормят почти всю дорогу – а это 38 часов пути от Орла до Кеми.

    Заброска на Поньгому (авт. кадров Р.Щуров).

    От Кеми до озера забрасываемся грузовиком. В крытом кузове весьма комфортно, потому как на этот случай имеются в качестве сидений мягкие кровати: водитель регулярно забрасывает туристские группы на ту или иную реку. Где-то на полпути к озеру делали остановку. Идёт дождь. Комаров в лесу нет. Но и ягод тоже.

    Приехали на озеро где-то вблизи урочища Трифон-Варакка. Белая ночь. Пасмурно. Но красиво.

    Озеро Поньгома в длину имеет 13 км , в ширину – 6 км . Через протоки сообщается с другими озёрами – Вуаръярви, Левицким, Ивановым и др. А Левицкое озеро через протоку сообщается с огромным Топозером. Точнее говоря – с Кумским водохранилищем, возникшем на месте Топозера. Когда протока не была перегорожена плотиной, сток из Топозера в Левицкое был намного больше, чем сейчас, а река Поньгома была вдвое полноводнее.

    Кстати, ударение в слове «Поньгóма» ставится на второй слог.

    Вода в озере Поньгома мягкая, мыло с рук не смывается.

    Стапель. Он немного затягивается, но после обеда, как и планировалось, мы выходим на воду. Нет, сегодня мы не намерены начать сплав по реке. Первым делом собираемся посетить озеро Вуаръярви, оно же – Варозеро. Якобы там «очень много рыбы». Во всяком случае, именно это утверждается в интернетовском отчёте.

    Читать еще:  Лучшие ультралайт спиннинги

    Сначала движемся по озеру, затем неполными экипажами заходим в протоку. Длина протоки – около 2-х км, поначалу она очень мелкая. Комаров вдоль протоки не очень много, ожидали худшего. В первой половине протоки нам встретилось аж 3 небольших моста. Этого мы не ожидали. Через первый мост байдарки перетаскиваем, два других обносим. Далее движемся полными экипажами, протока напоминает собой Вытебеть окрестностей Большой Михайловки: примерно такая же шириной и примерно такая же извилистая. Очень извилистая. Имеется слабое встречное течение – от Вуаръярви к озеру Поньгома. В воде в небольшом количестве присутствуют камни и коряги. В воздухе стоит сильный запах цветущего багульника. К концу прохождения протоки у одной из участниц начинает болеть голова. Не сомневаюсь, что из-за багульника.

    Протока между озёрам Поньгома и Вуаръярви
    (авт. кадра Р.Щуров)

    Выходим на Варозеро («вар» — дорога, или же «вара» — гора). Озеро мелкое, во всяком случае, в своей северной части. Местами из воды торчат камни. Очень красивы берега озера с валунами. По причине мелководности вода в озере не особо холодна.

    По маршруту наш экипаж движется так: один день за капитана идёт Люся, другой – я. Сегодня Люся идёт матросом, шланги баллонов находятся в носовой части. Где-то посреди Варозера они расходятся, воздух с шипением вырывается из баллонов. Оставшуюся часть пути мы проходим на полуспущенных баллонах.

    На ночёвку остановились на мысу в северной части озера. Комаров мало, мошка присутствует, но это тоже терпимо.

    В предвкушении рыбной ловли Лёха обещает к утру завалить вход в палатку лещами – до самого верха.

    Утром просыпаюсь оттого, что дежурные будят народ к завтраку. Поскольку никто из палаток выбираться не собирается, Юля пускается на всевозможные уловки. Например: «- А вот кто сейчас первым подойдёт к столу, тот получит тройную порцию изюма!» Ага! Я попытался выбраться из палатки, но куда там! Выбраться из палатки сразу не получилось. Вовсе не потому, что вход оказался завален лещами. Нет, это Люся завязала рукав палатки снаружи. Повозившись немного и изобразив из себя «копперфильда», я выбрался таки из палатки. Но утроенной порции изюма уже не получил.

    Кстати, лещи в Варозере если и водятся, то только виртуальные. Реально же рыбы в озере так мало, что можно считать, её там нет.

    «Не солоно хлебавши», покидаем Варозеро. Сегодня матросом иду я, где-то посреди Варозера шланги баллонов подо мной расходятся, воздух с шипением вырывается наружу. Оставшуюся часть пути мы опять проходим на полуспущенных баллонах.

    Проходим ту же самую протоку – теперь в обратном направлении. Выходим на озеро Поньгома. Вода в озере очень чистая. Навстречу идут небольшие волны. Облака идут северные, пасмурные, иногда идёт дождь, изредка слышны раскаты грома. Люся учит меня, как делать веслом зацеп.

    В восточной части – там, где берёт начало одноимённая река, озеро Поньгома образует узкий и длинный залив – шириной метров 300. У берегов из воды торчит немало сухих деревьев. Озеро подпружено. На выходе из озера появляется течение, берега очень сильно сужаются. Здесь мелко, а в самом узком месте поперёк русла лежат плотно друг к другу 3 бревна – так это видно из байдарки. Это и есть плотина. С этого места начинается река Поньгома.

    ПОНЬГОМА В САМОМ ВЕРХНЕМ ТЕЧЕНИИ.

    Почти сразу же начинается препятствие №1. По описанию имеет категорию трудности 1а. В начале его имеется поворот вправо, далее струя по дуге идёт близ левого берега и «толково» несёт байдарку среди камней. Корректировать движение приходится слегка, лишь в нижней части необходимо сделать манёвр, обходя валуны.

    Препятствие №2 (1а к.т.) – аналогичного типа шиверка.

    Препятствие № 3 (1а к.т.) немного интереснее. Траектория движения одна, фарватер узкий, поэтому байдарка проходит близко к камням. В конце необходимо пройти узкие «ворота» между двух валунов. Затем чистый поток проходит под бревенчатым мостом. Мост имеет типичный для Карелии облик. Он обветшал, настил прогнут посередине. Транспорт по мосту не ходит.

    Препятствие №4 (1б к.т.) мы назвали бы «Эстафетой». Впереди нас в шиверу заходит Лёха, мы тоже входим в неё, и дистанция между байдарками невелика. А вскоре Лёха застревает посреди реки на камне. Мы не имеем возможности остановиться, и Люся направляет байдарку левее в едва заметный проход между камней. Вот так мы обогнали Лёху. Однако, мы оказались в узком коридоре чистой воды, проходящем между камней. Вскоре этот коридор заканчивается тупиком, и мы основательно садимся левым бортом на плиту. Лёха тоже садится на камни – чуть правее нас и чуть выше по течению. Затем снимается с камней, движется далее, по ходу движения немного сдвигает нашу байдарку. Приложив ещё немного усилий, мы тоже снимаемся с камня. Вот так Лёха обогнал нас. Но мы движемся за ним и почти догоняем его среди камней в нижней части порога.

    Лёха намерен вырезать из дерева эстафетную палочку. Как-никак впереди на реке ещё 61 препятствие.

    Препятствие №5 (1б к.т.) ничего интересного не представляет. Но камней много. Всё такая же шиверка. Препятствия №№4 и5 лоции рекомендуют осмотреть. Мы не осматривали.

    Река Поньгома на пройденном участке неширокая. Ширина, наверное, не более 30 метров .

    На ночёвку остановились на левом берегу. Комаров почти нет. Зато поблизости на болотце растёт клюква, и можно набрать немного ягод, сохранившихся с осени прошлого года. Вкусные ягоды, и форму ещё не потеряли. Кстати, о ягодах. Клюква и брусника только цветут, голубика ещё зелёная. Только-только поспели первые ягоды водяники (шикши). В небольшом количестве встречаются подосиновики.

    река Поньгома ниже препятствия №5. Прошлогодняя клюква на болоте.

    Мало кто знает, что орхидеи встречаются в наших лесах до полярного круга включительно:
    ятрышник либо пальчатокоренник.

    Препятствие №6 (1б к.т.) – ничего страшного не представляет. Шиверка. Препятствие №7 (1б к.т.) – тоже шиверка. Сильно разгоняться не надо.

    Выходим в Номозеро. Оно сильно вытянуто в длину, вдоль берегов поросло кувшинками. Пасмурно. Ветер встречный слева.

    На выходе из Номозера находится бревенчатая плотина. Проходится ближе к левому берегу, струя чистая. За плотиной находится препятствие №8 (1а к.т.) – абсолютно не запоминающееся. Вероятно, их следует считать одним препятствием.

    Препятствие №9 (1б к.т.) немного сложнее предыдущих. Лоции рекомендуют осмотр. Мы проходили с ходу. В верхней его части на камнях на повороте до нас посидели два экипажа. Мы это место прошли удачно, но вот далее – в центральной части шиверы – застряли на камнях. А далее на выходе из порога имеется гряда мелкосидящих камней по всей ширине реки. Мы её проскочили, не застряв, но надо полагать, именно в этом месте пробились.

    препятствие №9 (авт. кадра Р.Щуров)

    Сразу же за препятствием №9 ближе к правому берегу из воды торчит пень, а прямо на этом пне растёт берёзка.

    Берёзка на пне посреди реки.

    Таким образом, Поньгома в самом верхнем течении представляет собой череду несложных, но изобилующих камнями мелких шивер и нешироких плёсов.

    Вскоре выходим на озеро Кокóрино. Очень красивое озеро. С востока в озеро далеко вдаётся большой полуостров. На мысу этого полуострова мы остановились на обед. Немного выше места стоянки находится кладбище. В туристских отчётах оно фигурирует как старообрядческое, но это не совсем соответствует действительности. Староверов здесь хоронили, но это было более века тому назад, а с те пор захоронения производятся по православному обычаю. Оград на кладбище нет. На некоторых могилах стоят низкие – не больше полуметра – срубы с двухскатными крышами; по площади они чуть больше могил. Большинство видимых могил датируется 1930-50-ми гг. На крестах чаще всего встречается фамилия «Рудомётов». И, кстати, километрах в семи находится озеро Рудомётово и заброшенная деревня с таким же названием.

    Отсюда по тропинке мы ходили в деревню Кокорино. В туристских описаниях о ней ничего не говорится, по карте показана как нежилая, но это чушь. В деревне имеется два больших бревенчатых дома и чуть ниже по склону виден третий. На грядках – образцово ухоженная картошка и другие овощи.

    Читать еще:  Нахлыст зимой? Можно!

    В Кокорино живёт бабуля Рудомётова (имени-отчества, к сожалению, не зафиксировал) 1923 г . рождения. Мы заходили к ней в гости, посмотрели, как выглядят помещения изнутри. На входе – низкая притолока, поэтому, входя в дом, необходимо сделать поклон. Дом просторный, чистый. Образа – в обязательном порядке. Имеется две печки – русская и голландка.

    Хозяйка оказалась очень хорошей рассказчицей. Она много рассказывала. В частности.

    — Деревню основали её предки – два брата, бежавшие сюда из рекрутчины. Они дали название деревне по названию прежнего места жительства. В каком веке это произошло – теперь неизвестно.

    — Когда-то участвовала она в прокладке дороги, которая связывала деревню с остальным миром. Дорога представляла собой гать. А чтобы она была ровнее, деревья укладывались по принципу «верхушка, основание, верхушка, основание». И так – 18 км .

    — В середине XX века деревня выглядела иначе. Леса вблизи деревни было меньше. Были поля, засеваемые ячменём и другими культурами. В деревне было большое стадо коров, работало почтовое отделение. Сама бабуля работала тогда на почте и ставила печати проходящим по реке туристам. Но с тех пор, как Хрущёв причислил деревню в число неперспективных, ни стада, ни почты больше нет, а поля заросли лесом.

    — Пчеловодства здесь вообще нет. Летают, правда, шмели, но исключительно дикие.

    — Однажды передвигаясь на лодке в сторону Вокшозера, бабуля повстречалась с медведем: тот появился в кустах на берегу. Друг друга испугали.

    — Все пороги на Поньгоме – именные: как выше по течению, так и ниже по течению. Названия хорошо знал её покойный супруг, а сама она не знает этих названий.

    — Родственники её живут кто где: кто в Кеми, кто в Питере, кто в Куземе, кто в посёлке Авнепорог.

    — Когда-то деревня входила в состав карело-финской автономии. Жители в обязательном порядке изучали финский и карельский языки: финский – 4 года и карельский – 2 года. Сама она, по видимому, имеет и русские и карельские корни. Во всяком случае, владеет и тем и другим языком, русским, вероятно, лучше. Напоследок мы попросили её сказать, что-нибудь на карельском. Она сказала краткую напутственную речь. Поскольку сами мы карельского языка не знаем, то попросили перевести. В русском варианте, конечно, нам несоизмеримо понятнее. Впрочем, пожелание счастья ( onnea ) было вполне различимо и в карельском варианте.

    Вот в сущности и всё, что мне удалось запомнить.

    Возвращаемся к байдаркам. В лесу появились первые зрелые ягоды черники.

    nord_ursus

    Записки северного медведя

    Cogito ergo sum

    Описание любой к поездки к северным российским морям хочется начать с фразы о том, как хорошо бывает поехать на море, и продолжить тем, какое именно море. В июле этого года я поехал на два дня на север Карелии, к Белому морю. Вообще я планировал поехать на четыре дня и посетить ещё и запад Северной Карелии, но в итоге та часть поездки как-то не сложилась, и я назад поехал раньше (хотя и у этого в итоге был свой плюс), но об этом потом. Первой моей целью была поморская деревня Поньгома, что стоит у Белого моря и устья одноимённой реки, в 50 километрах к северу от города Кемь — уже на Карельском берегу (когда к югу от Кеми начинается Поморский). Довольно интересная деревня, которую я увидел в пусть и летний, но всё-таки прохладный день.

    Почему именно Поньгома? Хотелось побывать на Белом море, а доступных мест на его берегу в Карелии не так уж и много. Чтобы туда добраться, я сел на 22-й скорый Петербург — Мурманск и отправился на нём до станции Кузема — следующей остановки этого поезда после Кеми. Тут важно не перепутать: есть и станция Поньгома, которая находится немногим ближе, но к одноимённой деревне она фактически не имеет никакого отношения (предположу, что назвали её так из-за того, что рядом находилась пристань на Белом море, откуда и был кратчайший путь в эту деревню). По забавному совпадению, в соседнем вагоне со мной до Медвежьегорска ехал varandej , с которым мы немного пообщались (через несколько дней после встречи в Питере).

    2. А я наконец воспользовался «РЖД-бонусом» и до Куземы взял премиальный билет в купейный вагон (потратив половину баллов из накопленных). Причём мне попался ламповый «шоколадный» Аммендорф.

    Ехать 14 часов. Утром в Карелии за окном была хмурая и дождливая погода. Пока стояли 15 минут в Кеми, было всего +8 градусов и дождь с холодным ветром. Я, однако, подбадривал себя мыслями, что скоро должно распогодиться, да и, в конце концов, знал же, куда еду: Северная Карелия — это вам не Крым. Мой оптимизм даром не прошёл: пока ехали оставшиеся 50 минут до Куземы, действительно распогодилось, и, хоть и оставалось холодно, но дождя в моей короткой поездке больше не было.

    3. Итак, Кузема. Маленькая станция в 892 километрах от Петербурга, в посёлке, где проживает лишь немногим более трёхсот человек. Поезд постоял минуту и поехал дальше. Кажется, я был единственным пассажиром, вышедшим здесь.

    4. Поезд ушёл, и станция опустела. Лишь железнодорожники в оранжевых жилетках местами мелькали. Вокзал в Куземе кирпичный, позднесоветский, а теперь ещё и в сером сайдинге — а потому совсем невзрачный. В его зале ожидания мне ещё предстояло ночевать, так что он станет для меня базой до завтрашнего утра.

    На часах полдень. До Поньгомы 8 километров, и мне нужно за день сходить туда и обратно. Впрочем, можно не торопиться, поэтому первый час я решил посидеть на вокзале, а потом, не спеша выдвигаться в путь, заодно зайдя купить воды в поселковый магазин.

    5. Кузему я в итоге подробно не смотрел. В целом я увидел посёлок примерно таким.

    Кузема названа так по одноимённой реке, которая протекает в двух километрах севернее станции. Название происходит от карельского «Kuuzi mua», что дословно переводится как «еловая земля». У меня по-прежнему, кстати, вызывает затруднение правильная постановка ударения в этом названии. По идее, оно должно ставиться на первый слог, как и во всех подобных карельских названиях, однако, к моему удивлению, местные говорили «Кузема», и так же объявлял эту остановку информатор в электричке (но он почему-то и «Поньгома» произносил на второй слог), хотя, например, в зале ожидания человек с кем-то говорил по телефону и сказал «я в Куземе». Значит, по какой-то причине исторический вариант вышел из употребления.

    7. Видел такое деревянное старое здание. Возможно, бывшая школа.

    8. И маленький памятник Великой Отечественной войне у дороги:

    9. Тут я выхожу из Куземы и беру курс в сторону Белого моря. В Поньгому ведёт вот такая грунтовая дорога среди леса. Поскольку Поньгома являет собой тупик, машины по дороге проезжали очень редко.

    10. И шёл я этой дорогой до Поньгомы примерно два часа. Среди леса.

    12. Порой с запахом хвои смешивался запах болотной воды.

    13. В июле на болотах Северной Карелии ещё отцветает пушица:

    14. Незадолго до Поньгомы дорога подходит близко к Белому морю. Его воды становятся видны за соснами, и заметно усиливается ветер. Оно и хорошо — комаров всех сдувает. Благодаря ветру, их было очень мало.

    15. Ну здравствуй, Белое море! Я ненадолго отошёл с дороги, чтобы посидеть у берега. Это, как видим, не открытое море, а губа Домашняя, которая чуть западнее переходит в Куземскую губу — у устья реки Куземы.

    16. Тут хоть и была волна, но поспокойнее, чем на открытом море. В заливе явно и шторма реже бывают. Так что губа действительно Домашняя. Но погода всё же суровая. Было около +10 градусов.

    17. На другом берегу губы — гладкие скалы, так называемые «бараньи лбы». На них, кстати, видна характерная «ватерлиния», показывающая, докуда поднимается вода во время приливов.

    18. Во время отлива у берега пахнет просоленной тиной, и лежит много разных водорослей. Вот, например, фукус, широко распространённый в Белом море.

    Читать еще:  Ловля жереха в сентябре

    19. Посмотрим направо. Виден скалистый остров.

    20. А ещё дальше — открытое море. Ветер дует именно оттуда.

    21. Ну, пожалуй, пора идти дальше. Ближе к Поньгоме лес становится каким-то особенно красивым.

    22. У обочины стоит поклонный крест. Табличка гласит, что в память жертв политических репрессий. Правда, не очень понятно, почему именно тут. Может быть, и с близостью Соловков как-то связано.

    23. На пути к деревне дорога пересекает по деревянным мостам две реки. Первая из них — Шоньга. Название, вероятно, происходит от саамского слова Šuenn — «заливной покос на болоте» (сколь сложный термин в русском языке, а тут одним словом). Мостик явно новый или недавно ремонтировался — от него прямо пахнет свежей древесиной.

    24. А рядом — остатки старого моста. Судя по состоянию, заброшены уже давно.

    25. Вид на устье реки. Белое море снова приветствует меня, подобно тому, как люди машут рукой, обдувая ветром, и накатывая на берег пенистые волны. Кстати, и в этом пейзаже хорошо виден отлив: здесь приливы уже заходят в речку, поэтому при малой воде речка мелкая, а на берегах её — ил и заросли.

    26. В ещё одном месте увидел какой-то строительный вагончик у берега. Вероятно, заброшенный.

    27. А потом впереди ещё один деревянный мостик.

    28. И это уже река Поньгома. Место очень живописное. Перед устьем водный поток дробится о скалы, создавая небольшую дельту. Вода бурлит на порогах и шиверах, будто показывая свой нрав напоследок, перед тем, как влиться в море. Это место напоминает дельту Нижнего Выга в Беломорске и его ближних окрестностях. Ландшафты такие же, как и там.

    29. А за правым рукавом реки уже видна деревня:

    30. Взгляд вверх по течению. Там человек на лодке плывёт. Ещё выше я уже видел эту реку из окна поезда: за шесть километров до Куземы есть и ЖД мост через Поньгому.

    31. Я пошёл к берегу и на гранитной скале устроил привал с отдыхом и приёмом пищи. Одновременно слушая неутихающий рёв речного потока.

    32. Сбоку мост немного позабавил. Один из его пролётов сделан из железнодорожного вагона-платформы. Что под рукой было, так сказать.

    33. Карельская хвоя:

    34. Отдохнув, возвращаюсь на дорогу, и за поворотом её сразу начинается деревня Поньгома.

    Деревня эта старинная. Известна с XVII века, а, возможно, существовала и ещё раньше, так как поморы в этих местах живут давно. Поньгома довольно маленькая, и облик у неё не такой колоритный, как у какого-нибудь Сумского Посада (видимо, село было небогатым), но всё-таки есть тут атмосфера такого отрешённой «глухой провинции у моря». Тем более, в прохладный, ветренный и пасмурный день.

    35. За домами — река, а там и её устье.

    36. Добротные поморские пятистенки здесь, конечно же, тоже есть. Но всё же не такие огромные, как обычно бывают в Архангельской области.

    37. А вот этот дом, увы, явно давно заброшен и разрушается. А он, кстати, необычный — с двумя фасадами.

    38. Есть и вот такие простые домики. А ещё есть раритетные грузовики.

    39. А вот карбас — традиционная поморская лодка. Вроде, у поморов считалось грехом рубить свою старую лодку, и они их часто просто оставляли гнить — «умирать» на суше.

    40. Земля в этих местах настолько скалистая, что кое-где гранитные скалы выпирают из неё прямо на дороге. Издалека можно принять их за асфальт, но нет, материал натуральный!

    41. Деревенский магазин и футбольные ворота:

    42. А это, вероятно, бывший ДК. На стенах — мемориальные доски местным уроженцам, погибшим на войне.

    43. Деревня довольно людной оказалась. Много детей, которых, наверное, на каникулы к бабушкам и дедушкам привозят. При виде меня люди не удивлялись. Видимо, туристы здесь дело привычное.

    44. Есть в Поньгоме и такие жители:

    45. Вот так и выглядит впадение реки Поньгомы в море. Северный пейзаж хоть и суров, но очень притягателен.

    46. Приземистая изба:

    47. Ещё в Поньгоме я видел пару домов с четырёхскатной крышей. Это редкость в этих краях.

    49. Домик на скале:

    50. У некоторых домов и заборов нет:

    51. Особенно мне почему-то этот дом приглянулся. Долго его рассматривал.

    53. Пройдя насквозь деревню, иду ещё немного дальше. Из дороги всё так же выпирают карельские скалы с местами немного причудливой фактурой.

    54. У опушки леса — ещё один поклонный крест:

    55. А в лесу — сельское кладбище:

    56. И сразу за ним я наконец вышел к морю. Здесь тоже ещё Домашняя губа, но открытое море совсем близко, и отлично видно.

    57. Впереди открывались бескрайние просторы. С моря, не ослабевая, дул ледяной ветер, и шумел прибой, который и в деревне хорошо слышен.

    58. Север! Карельский берег.

    59. Пока что на море ещё отлив, что видно по каменистой литорали. Здесь, на поморском диалекте, отлив называется «куйпога» — происходит это слово от карельско-финского «kuiva pohja» — «сухое дно».

    60. А вот ещё одна характерная беломорская водоросль — ламинария, она же морская капуста. Её едят даже. И на Соловках её добывают в промышленных масштабах.

    61. У ворот Домашней губы находится скалистый мыс Губный наволок, за которым уже полностью открытое море. Но туда я не доходил.

    62. А за мысом уже волны бушуют помощнее:

    63. А тут можно разглядеть чаек над водой:

    64. Прибрежные скалы:

    66. Ветер дул холодный, и я успел заметно подмёрзнуть. Но мне всё никак не хотелось отсюда уходить.

    67. Но потом я наконец решил поворачивать обратно к деревне. На этом фото как раз видно место устья реки.

    68. Снова прохожу через уже знакомую деревню и выдвигаюсь обратно в Кузему. И снова делаю привал у реки. Но теперь уже на левом её берегу.

    69. Вода в углублениях скал — от дождя.

    Напоследок — небольшое видео. Тут и река, и море.

    70. Покинув это красивое и гармоничное во всех отношениях место, я иду обратно на станцию всё те же восемь километров. Уже наступал вечер. Торопиться, впрочем, мне всё равно некуда.

    71. Проходя уже обратно мимо берега губы, я снова решил посидеть там на камнях. Как я успел заметить, часть прибрежной отмели, которую я видел по пути туда, теперь уже скрыта под водой. А пока я сидел, морская вода подступала всё ближе. Шёл вечерний прилив.

    72. И через час с небольшим я вернулся в Кузему. Эти два населённых пункта совсем разные по сути своей: Поньгома — старинная деревня, и шум там от морского прибоя, а Кузема — рабочий посёлок железнодорожников, выросший при станции на построенной в 1916 году стальной магистрали; тут, вроде, и более тихо, так как не у моря, но часто грохочут поезда.

    Не спеша, я пришёл обратно на вокзал, где мне предстояло в одиночестве (хотя на самом деле, в компании дежурной по станции за дверью) провести время до утра. Вроде бы, ночью никто на вокзал не заходил, хотя несколько поездов проходит Кузему ночью. Впрочем, ещё раз убедился, что ночевать на вокзале (пусть и на пустой маленькой станции, а не в крупном городе) очень неудобно, и даже если поезд уходит рано, намного лучше это делать в палатке 🙂

    73. Выходил немного поснимать вечернее небо. Ну и станцию заодно. Эти кадры сделаны в 11 часов вечера. Да, приполярные широты, 65 параллель — в июле здесь почти не темнеет. Это настоящие белые ночи, а не питерские 🙂

    74. Начало белой ночи над Куземой. Солнце взойдёт уже около двух часов, но даже оставаясь за горизонтом, оно так и будет светить в облака.

    На второй день этого небольшого путешествия мне предстояло посетить посёлок Лоухи, расположенный ещё севернее, а также город Кемь (откуда я уже поехал назад в Питер). Про Лоухи будет следующий рассказ.

    Северная Карелия. Июль 2019:
    Кузема и Поньгома
    Лоухи
    Кемь

    При желании вы можете поддержать этот журнал:
    Карта Сбербанка: 4276 5500 8564 0756
    Яндекс-кошелёк: 4100 1993 8952 030

    Источники:

    http://www.vpoxod.ru/route/karelia/Pongoma_splav/about
    http://dor-zhur.livejournal.com/9173.html
    http://nord-ursus.livejournal.com/265574.html

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:

    Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

    Принять
    Adblock
    detector
    ×
    ×