7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Шуя

Шуя: история древней столицы Белой Руси

О начале Шуи – города, или, как сказано в древних грамотах, пригородка, сказано в Никоновской летописи под 1539 годом. Шуя — один из самых древних городов и была когда-то столицей Белой Руси. Но именно с середины XVI века город ведет своё летосчисление.

Древнее поселение на месте Шуи основали, вероятно, финно-угорские племена чудь и меря, и название его может происходить от финского слова «суо» – болото, озеро, болотистая местность. Согласно другой версии, «шуя» — славянское слово и означает «левая сторона». По течению реки Теза город действительно находится на левом берегу.

История

Посад Шуя был известен и до 1539 года. Тогда он назывался Борисоглебская слобода — по одноименной церкви, находившейся здесь.

Улица в центре Шуи
Фото: ivteleradio.ru

О Борисоглебской слободе есть легенда. Митрополит Московский Алексий, проезжая мимо селения в Золотую Орду для врачевания ханской жены, спросил бывших при нём людей: «Что это за место?». Ему ответили, что это Борисоглебская слобода. После этого он, обратясь к посаду, будто бы благословил его следующими словами: «На месте сем возникнет и умножится богатством город Шуя».

Что город Шуя раньше назывался Борисоглебской слободой, доказывает и грамота Ивана Грозного, данная в 1574 году боярам Лазаревым. Там говорится, что поместье Лазаревых находилось близ самой Шуи в «Борисоглебском или Шуйском стану».

Во время разделения Руси на княжества Шуя сначала относилась к Ростовскому княжеству, а затем к Суздальскому. Считается, что потомки князей Суздальских, получив в удел Шую, стали называться князьями Шуйскими. Так, историк Устрялов в своей родословной таблице князей Шуйских прямо производит их от князей Суздальских Василия Кирдяпы (1407 год) и его сына Юрия. От последнего был сын Василий Юрьевич. Он-то первый и стал называться князем Шуйским.

Шуйским был и Василий Иванович — последний царь из рода Рюриковичей (годы правления 1606-1610). После него на российский престол взошла династия Романовых.

Страдала Шуя, как и другие русские города, от врагов. В 1539 году в числе потерпевших от набега Казанского хана Сафа-Гирея упомянута и Шуя — она была разграблена.

В 1548 году царь Иван Васильевич Грозный отдал городок Шую в кормление боярину Игнатию Борисовичу Голохвастову, а в 1549 году после смерти Сафа-Гирея Иван Грозный предпринял поход на Казань, и один из его передовых полков собирался в Шуе из шуян.

Вид на Воскресенский собор

В 1565 году Иван Грозный разделил всё государство на опричнину и земщину. 19 городов, в том числе и Шую, с их волостями и доходами он объявил своей собственностью. Выбрал тысячу телохранителей из князей, дворян и боярских детей и дал им поместья в своих городах, а тамошних владельцев пересилил в другие места. В 1572 году по духовной грамоте Ивана Грозного Шуя переходит в наследство его сыну Фёдору.

В XVII веке в Шуе было немало усадеб русской знати: бояр и князей Черкасских, князей Д. М. Пожарского, И. И. Шуйского, Г. С. Куракина, И. И. Гундорова, княгинь А. П. Скопиной-Шуйской и М. И. Борятинской и других. Большинство из них назывались «осадными дворами», поскольку представляли собой небольшие крепости, способные вести самостоятельную оборону. В августе – сентябре 1738 года в Шуе проживала дочь Петра Великого Елизавета Петровна. Она любила охотиться в местных лесах.

Ремесленные традиции

В 1781 году императрица Екатерина Великая издаёт указ об образовании Владимирского наместничества и утверждает герб города Шуи. Старинный герб представлял собой щит, разделённый на две части. В верхней стоящий на задних лапах львиный леопард – символ губернского города Владимира. А в нижней части – кусок мыла. Почему? Одним из самых древних местных промыслов было мыловарение. На Борисоглебскую ярмарку съезжались специально за шуйским мылом со всех концов Руси. Поэтому на шуйском гербе императрица повелела изобразить «на красном поле брус мыла, означающий славные находящиеся в городе мыльные заводы».

Много было здесь и кожевенных, и овчинно-шубных мастерских. Ещё при Петре I шуяне выполняли заказы на изготовление полушубков и рукавиц для армии, на поставку кожи для казённых нужд. Зажиточные мастера не только имели городскую артель, но и развозили материал по деревням, где на них работали крестьянские семьи. Во время Русско-турецкой войны 1877—1878 годов около 1200 швецов (то есть портных), работавших в Шуе и уезде, еженедельно поставляли в армию до 15 тысяч полушубков.

На Всероссийской выставке кустарной промышленности в 1902 году обратили на себя внимание изделия мещанина из Шуи В. Н. Фролова. Он с небольшой артелью шил полушубки для флота, снабжал ими далёкий Сахалин, торговал в Москве и Петербурге, вывозил крупные партии в Польшу. Шкуры закупал на Колывань, в Семипалатинск, Акмолинск. Годовая выручка его мастерской достигала почти 12 тысяч рублей. Ремесло было наследственным, семья занималась им более сорока лет.

Высота колокольни Воскресенского собора — 106 метров
Фото: azbyka.ru

Издавна Шуйско-Ивановский округ славился производством льняных тканей. Этим заинтересовался Пётр I. В 1720 году по его указу в соседнем с Шуей селе Кохме голландский мастер И. Тамес устроил первую полотняную мануфактуру. Часть денег дала казна, часть вложил сам Тамес, остальное добавило «кумпанство» местного купечества. Шуяне быстро оценили выгоды нового предприятия, и в 1755 году купец Я. Игумнов открыл полотняную фабрику в самой Шуе. Ему покровительствовал Р. Л. Воронцов, став Владимирским наместником. По преданию, он приезжал в Шую, чтобы наблюдать за развитием фабричных дел. За Игумновым последовали Шиловы, Корниловы, Носовы, Холшевниковы, и к середине XIX века в Шуе работало 17 различных ткацких фабрик и 8 ситценабивных. Даже сейчас шуйские ткани и изделия из них высоко ценятся.

Архитектурные традиции

Архитектуру Шуи определяли храмы. К 1917 году в городе было двадцать церквей. Шедевром русского зодчества первой половины XIX века считается комплекс Воскресенского собора с его всемирно известной 106-метровой колокольней — первой в Европе среди звонниц, стоящих отдельно от храмов. В 1891 году на третий ярус колокольни подняли седьмой по величине колокол в России весом 1270 пудов. Он был отлит в Москве на средства крупнейшего фабриканта М. А. Павлова. С 1991 года Воскресенский собор является подворьем Свято-Николо-Шартомского мужского монастыря — шуйской православной обители, известной с 1425 года.

В 1922 году большевистские власти Шуи по указанию из Москвы приступили к изъятию церковных ценностей, в том числе освящённых предметов, которые использовали священнослужителя при службах. 15 марта 1922 года прихожане и священники Воскресенского собора вышли на Соборную площадь, чтобы защитить храм от разграбления. Для подавления народного выступления власти применили военную силу. По людям, в том числе женщинам и детям, был открыт пулемётный огонь. Четверо шуян и среди них девочка-подросток были убиты на месте.

Шуя — пригород Иванова в часе пути от атовокзала (причем лишь 20 минут маршрутка идет по сельской местности, а остальное время по кварталам Иванова, Кохмы и самой Шуи). Однако Шуя, в отличие от многих своих «собратьев» вроде Вичуги или Фурманова — не конгломерат старых фабричных поселков, а настоящий город. Шуя известна с 1393 года, отсюда происходит знаменитый боярский род Шуйских (который мог стать царским), а есть версии, якобы город был столицей угрофинского княжества в дорусское время. Шуя — город с узнаваемым лицом, с цельным и четко локализованным старым центром, с высотной доминантой — колокольней, и многочисленными отдельными достопримечательностями.

Главная достопримечательность города — Колокольня. Именно так, с большой буквы: ее высота со шпилем 106 метров. Среди колоколен со шпилями она уступает только Петропавловскому собору в Петербурге (там 127 метров), и в целом как высотная доминанта Шуйская колокольня забивает даже фабричные трубы. Издалека она видна за много километров:

От автовокзала до колокольни идти около получаса. Автовокзал находится на правом берегу Тезы, на самом краю старого центра. Однако здесь сохранилась довольно целостная уездная застройка:

В том числе обезглавленная церковь и многочисленные фабрики:

У моста через Тезу — раритетная будка смотрителя. Что здесь завалено на бок — будка или горизонт, я не понял.

На мосту сейчас ремонтные работы. Был ли он проезжим, я не знаю, но сейчас — пешеходный, и даже с брусчаткой:

С моста хорошо видна колокольня, но до нее еще далеко. А если посмотреть назад, открываются впечатляющие виды на промзону правого берега:

До чего живописны старые текстильные фабрики, без которых на Ивановщине не обходится ни один крупный город! То, что здесь был один из главных промышленных районов, видно невооруженным глазом.

Ступаем на левый берег:

О рядовой застройке Шуи уже хорошо рассказано на russiantowns . Достаточно посмотреть по тэгу — выпадет несколько хороших и подробных фотоотчетов. Поэтому не буду на этом останавливаться подробно. Однако в Шуе хватает всего: и старых деревянных домиков, и купеческих особняков, и кирпичных зданий, и уездного конструктивизма. Застройка города очень целостна, почти как в Ельце — но только гораздо скромнее изначально.

Заброшенная промзона — по масштабам промышленной разрухи Ивановщина больше похожа на бывшие ССР, чем на регионы России.

Покровская церковь (1757):

Странное дело — вроде бы кубик и кубик, хотя и с главками. Но почему-то очень красиво!
От церкви недалеко до улицы Ленина, в начале которой стоит роскошное для уездного города здание музея в псевдорусском стиле:

Но особенно хороша застройка с левой стороны улицы Ленина — целый ряд особнячков первой половины 19 века с колоритными двориками:

Народ здесь весьма доброжелательный. Так как почти все здания в этой части улицы заняты учреждениями, вопроса «Что фотографируем?» и «Вы кто такие?» не избежать. Однако, сказав, что фотографируем архитектуру, а сами «туристы» (чтоб понятнее было!), мы сразу превращались из шпионов в гостей, и нам начинали рассказывать об этих домах и о связанных с ними преданиях. Например, как сообщили жители, в одном из них бывал цесаревич Александр Второй во время путешествия по России.

Читать еще:  Запечённая щука с картофелем и овощами

Здесь уже царит Шуйская колокольня:

Чуть дальше начинается местный Арбатик, впрочем, очень красивый для районного центра:

Старая застройка тут приведена в порядок, а колокольня нависает над домами — она уже рядом:

В начале Арбатика — торговые ряды 19 века:

По бокам много интересных двориков и закоулков:

С середины открывается вид на главную площадь (не очень красивую, правда), а в конце стоит конструктивистский дом почти как в Иванове:

Выйдя на улицу Свердлова, оказываешься у подножья колокольни. Но еще можно посмотреть в другую сторону и увидеть там пожарное депо 1883 года постройки:

И вот, наконец, колокольня. Запредельно гигантская:

Это часть Соборного ансамбля, построенного в начале 19 века (закончен в 1832 году). Ансамбль этот по сути своей представляет «тройник»: два собора (Никольский и Воскресенский) и колокольня перед ними. Как пишут в путеводителях — одна из самых оригинальных для своего времени стилизация под древнерусскую архитектуру:

Перед колокольней — памятник Новомученикам Российским: в 1922 году здесь была расстреляна народная демонстрация против закрытия храмов, погибло 12 человек, в том числе женщины и дети.

За собором — прекрасно сохранившиеся деревянные городские кварталы с настоящими узкриулами («узкими кривыми улочками»). А ведь деревянное зодчество в России занимает ту же нишу, что средневековая архитектура в Европе.

Шуя однозначно превзошла мои ожидания. Это город того же типа, что Елец, Елабуга, Осташков, Касимов — пример «Старого города по-русски».
Дальше наш путь лежал вглубь Ивановщины — в «город мастеров» Палех.

Ехал я из Палеха в Шую на автобусе сообщением Лух — Иваново. Автостанция в Шуе находится рядом с железнодорожным вокзалом, то есть ближе к выезду в сторону Иванова. Однако я решил не выходить из автобуса в центре города, а ехать до автостанции, потому что хотелось в светлое время суток увидеть красивый старый ЖД вокзал (вечером мне всё равно предстоит с него уезжать, но уже затемно). Однако водитель автобуса почему-то решил, что на автостанции никто здесь выходить и садиться не может, и проехал мимо неё. Сразу я этого не заметил, и лишь когда автобус уже приближался к выезду из города, я понял, что сейчас незаметно уеду в Иваново с билетом до Шуи (кстати, при посадке на автостанции в Палехе никто билеты не проверял). Пришлось просить водителя остановить на ближайшей автобусной остановке ещё в черте города.

2. В итоге я вышел из автобуса на улице Второй Дубковской. И именно отсюда выдвинулся в сторону центра города.

Пройдя пару сотен метров по этой улице с деревянной застройкой, я перешёл железнодорожный переезд через местную тепловозную однопутку. Правда, сфотографировать его забыл.

3. Это уже за железной дорогой. Пейзаж сильно напомнил Чухлому.

4. Выложенная камнем водопропускная труба под улицей. По фотографии можно оценить толщину снежного покрова. И он продолжал увеличиваться, — начавшаяся в Палехе метель хоть и ослабла, но снег в Шуе идти продолжал.

5. А вот и вокзал постройки 1860-х годов — один из наиболее красивых, на мой взгляд, памятников железнодорожной архитектуры России царской эпохи.

6. Вокзал, как видим, частично кирпичный, частично деревянный, и украшен добротной деревянной резьбой, а также коваными узорами.

Уездный город Шуя (на тот момент Владимирской губернии) услышал первый гудок паровоза в 1868 году, когда от открытой несколькими годами ранее Московско-Нижегородской железной дороги было построено ответвление на север — от станции Новки (напротив Коврова, через Клязьму) до Иваново-Вознесенска. Ещё спустя три года — в 1871 году, железная дорога была продлена к берегам Волги — до города Кинешма. Ещё спустя двадцать лет Шуйско-Ивановская железная дорога была соединена прямой веткой с Нерехтой и Ярославлем, благодаря чему стала почти одной магистралью с Рыбинско-Бологовской железной дорогой. До Шуи можно доехать прямым поездом из Петербурга (а из Москвы, кстати, нет), и в июле 2013 года я проезжал здесь по дороге из Ярославля в Нижний Новгород. А в мае 2013 года, по дороге на поезде из Питера в Питкяранту, моей попутчицей была пожилая женщина, которая в своё время уехала в Карелию по распределению, будучи родом из Шуи, — это мне тоже запомнилось.

7. Деревянный флигель вокзала. Радует, что здание в хорошем состоянии.

8. Со стороны перрона:

9. Вид в сторону Коврова:

10. Во время моего нахождения на станции по первому пути со стороны Коврова прошёл грузовой поезд под тепловозом 2ТЭ116У. Фото, правда, слегка смазанным вышло.

11. Вид в сторону Иванова. Кроме вокзала, сохранилась и старая водонапорная башня.

Затем я покинул вокзал, на который мне предстоит вернуться вечером, чтобы уезжать отсюда во Владимир с пересадкой в Коврове.

12. Вокзальная улица — в своём роде ворота города:

13. Одна из первых достопримечательностей Шуи, которую видит приезжий, — мемориал революции и гражданской войне:

14. А по соседству — выкрашенный серебрянкой памятник Владимиру Ильичу, стоящий на фоне старых домов, не все из которых обитаемы.

15. С первых же шагов видим, что в городе есть образцы провинциального уездного модерна:

16. Церковь Пророка Илии, построенная в 1881 году. Явно заметно, что главки и колокольня восстановлены недавно (впрочем, мне удалось найти фотографии 2010 года, где они ещё отсутствуют).

17. Направляясь дальше в центр, я вышел на широкий пешеходный мост через реку Тезу, на которой стоит город Шуя.

18. Взгляд обратно. В кадре видна Ильинская церковь, а справа — кирпичные фабрики конца XIX—начала XX веков. Дух старого купеческого и промышленного города в Шуе ощущается хорошо.

19. Замёрзшая река Теза — приток Клязьмы:

Что интересно, кроме текстильной промышленности, Шуя давно славилась ещё и мыловарением. Причём настолько, что ровный прямоугольный кусок мыла до сих пор изображён на гербе города.

20. С моста хорошо видна Колокольня — высотная доминанта Шуи, видимая издалека за несколько километров (в 2013 году из поезда я тоже её хорошо видел). Сейчас, правда, она в лесах.

Перейдя мост, я попадаю в центр города, на левый берег Тезы. Предположительно, название города Шуя произошло именно от его местоположения «ошую» (то есть, на старославянском, слева) от реки. Есть, правда, и финно-угорская гипотеза, согласно которой название восходит к мерянскому слову «болото»; на современном финском языке болото будет Suo, а на карельском «Шуо», — в Карелии есть река Шуя (и одноимённый посёлок близ Петрозаводска), финское название которой звучит как Суойоки («болотная река»), и которая берёт начало из озера Суоярви (давшего название городу у его берегов).

21. Добротный пятиэтажный сталинский дом в районном городе — это серьёзно. И говорит о том, что Шуя уже в те годы была весьма значимым в этих местах городом. Предполагаю, что изначально это был дом рабочих какой-то из ткацих фабрик.

22. На Комсомольской площади я увидел забавную зимнюю достопримечательность — Дед Мороз, воздевающий руку, стоя на высоком постаменте. Очень похоже, что это аналогия с памятниками Ленину.

24. Жилой конструктивизм здесь для районного города тоже весьма солидный:

25. Новые здания в городе тоже нередко встречаются, а старые, как правило, содержатся в хорошем состоянии. В общем-то Шуя на фоне бедной Ивановской области — город достаточно развитый и современный, и, как и Кинешма, нельзя сказать, что депрессивный.

26. Памятник шуянам, погибшим на Великой Отечественной войне:

27. Красивое здание уездного музея начала XX века в псевдорусском стиле:

29. Городская больница, построенная в стиле классицизма в середине XIX века. По назначению используется до сих пор.

30. Напротив больницы — Покровская церковь (XVIII век) конструкции «кубик с главками»:

31. Площадь Ленина:

32. Почтамт в стиле конструктивизма:

34. Разумеется, площадь Ленина не обходится без Самого:

35. Прилегающие улицы:

36. Дальше на восток от площади Ленина идёт пешеходный Шуйский Арбат с целостной уездной застройкой:

38. Центральная площадь Шуи. В зимний выходной день (к тому же, не в самую лучшую погоду) народу в центре города немного.

39. Тем временем вечереет. На фотографиях начинает вылезать крайне нелюбимая мной синева, которую я, по мере возможности, пытался убрать при обработке фотографий.

40. Конструктивизм соседствует с модерном. А издалека этого даже не заметить сразу. Над домами всё так же возвышается Колокольня (специально пишу с большой буквы).

42. Храмовый комплекс сложен из двух соборов — Никольского (1756) и Воскресенского (1799). Колокольня построена уже в начале XIX века, и её высота составляет целых 106 метров, то есть всего на двадцать метров ниже шпиля Петропавловского собора в Петербурге.

44. Чуть в стороне находится водонапорная башня начала XX века из красного кирпича. Честно говоря, сначала я принял её за лишённую завершения колокольню какой-то недействующей церкви.

45. Улица Ленина, идущая от Центральной площади на восток, то есть в сторону Палеха, откуда я приехал. Дальше в ту сторону я уже не пошёл.

47. Тем времнем, сумерки сгущаются.

48. Вид на Центральный рынок и Колокольню:

49. Дома напротив рынка:

Медленно приближалось время моего отправления в сторону Владимира, где мне предстояло быть в этот же день к полуночи. Уже почти совсем стемнело, шёл снег. Я ещё несколько раз прошёлся кругами через Центральную площадь (на которой долго находиться было невозможно из-за постоянно транслируемой звуковой рекламы), а также мимо соборного ансамбля с Колокольней.

50. Шуйский рынок зимним вечером. В кадре, кроме Колокольни, видна и водонапорная башня.

51. День, вроде, подходит к концу, но на самом деле, ещё только пять часов вечера, а мне предстоит путь до Владимира с пересадкой, по железной дороге.

52. Вид улицы Ленина (главная улица Шуи) от центра в сторону вокзала:

Времени ещё довольно много. Пригородный поезд Иваново — Ковров из Шуи отправляется только в 18-21. Но так как стемнело, я решил уже выдвигаться на вокзал. Пешком идти не захотел, — усталость взяла своё. Подождал у Центрального рынка городской автобус и уже в половине шестого был на вокзале, где успел немного отдохнуть, ожидая свой поезд. Ну а осмотр старинного города Шуя у меня на этом месте был завершён.

Официальный туристический портал Ивановской области

История города Шуя

Территория Шуйского муниципального района изначально составляла часть так называемой Ростово-Суздальской земли, которая в 1097 году выделилась в особое княжество. Впоследствии из Ростово-Суздальской земли, в результате удельного дробления, образовались 3 удела, один из которых – наш – Суздальско-Нижегородский – включал, в том числе, Шую с прилегающими территориями и просуществовал до 1392 года, войдя затем в состав Московского государства.

Читать еще:  Бабуринское озеро

О древности шуйских земель во многом говорит современный герб Шуйского муниципального района, внесённый в Государственный геральдический регистр под № 1400: «В червлении серебряный обращённый и обернувшийся сокол, раскрывший крылья вправо, коронованный княжеской шапкой естественных цветов (пурпурной, с золотыми дугами, серебряным жемчугом, лазоревой державой с золотыми украшениями и крестом и горностаевой опушкой), и сопровождённый по углам четырьмя косвенными трилистными золотыми крестами». Княжеская шапка намекает на князей и бояр Шуйских, вотчиной которых в 14 веке была данная территория. Сокол – герб Суздаля – говорит о родовых корнях Шуйских – нижегородско-суздальских князях. Кресты символизируют 4 древних монастыря, расположённых на территории района (Николо-Шартомский в Введенье, известный с 1425 года, Свято-Успенский и Благовещенский в Дунилове, Воскресенско-Феодоровский в Сергееве).

Шуйская сторона не одно столетие была связана с представителями царствующих фамилий. Родственники одной из жён Ивана Грозного – Марфы Собакиной – владели селом Ильинское или Телешовским погостом Шуйского района (хоть этот факт и оспаривают некоторые историки), первая жена Петра Великого жила, по преданию, в дуниловском Благовещенском монастыре, селом же в этот период начала 18 века владел её отец Фёдор Лопухин.

Шуя — один из древних городов России, в русских летописях упоминается с конца XIV в., хотя как поселение, вне сомнений, возник гораздо раньше. Есть основания предполагать, что Шуя существовала уже в XIII в. и входила в состав Владимиро-Суздальского княжества. Возможно, Шуя была в числе городов-крепостей, строившихся на землях княжества по указанию великого князя Юрия Всеволодовича перед нашествием Батыя. После образования в 1350г. Суздальско-Нижегородского княжества, Шуя вошла в его состав.

Наиболее раннее упоминание о Шуе связано с князем Василием Кирдяпой, которому она была дана московским князем Василием Дмитриевичем. Сын Кирдяпы, Юрий, стал основателем знаменитого рода князей Шуйских, игравших значительную политическую роль в середине XVI-начале XVII вв. К этому роду принадлежал царь Василий Иванович Шуйский (годы правления 1606-1610). В самом начале XV в. Шуя — центр маленького удельного княжества, которым правили князья Шуйские. Позднее Шуя в течение нескольких столетий входила в Суздальский уезд.

Об истории города до начала XVII в. известно мало. Среди главных причин этого — утрата всех древних актов Шуи в Смутное время, а также отсутствие археологических исследований города. Можно отметить лишь несколько вех в его развитии, относящихся к XVI в. Значительным фактом в истории города этого периода является разорение Шуи казанским ханом Сафа-Гиреем в 1539 г ., о чем упоминается в Никоновской летописи. Во время правления Ивана Грозного Шуя в 1548 г . была отдана «в кормление» боярину И.Б. Голохвастову, а в 1565 г . Шуя и Телешовская волость в числе других 19 городов были причислены к опричнине; городу были пожалованы новые земли. По духовной грамоте Ивана Грозного Шуя в 1572 г . была отдана во владение его сыну Федору.

Со 2 четверти XVII в. начинается становление Шуи как промыслового и торгового города. Этому немало способствовало и удобное географическое положение на судоходной реке Тезе, сообщающейся через Клязьму и Оку с Волгой, и обилие подсобных ремесел, развивающихся ввиду низкого плодородия почв. Судоходство на Тезе впервые упоминается в 1614 г . Местные купцы отправляли товары во все понизовые волжские города до Астрахани, а с Макарьевской ярмарки, крупнейшей в России в те годы, проходившей ежегодно на левом берегу Волги у стен Макарьева Желтоводского монастыря (ныне территория п. Макарьево Нижегородской области), они возвращались с рыбой, солью, хлебом и другими товарами. В шуйском гостином дворе, который упоминается уже в 1629 г ., в середине XVII в. находилась лавка английской торговой компании.

Наиболее древним и одним из отличительных для Шуи промыслов было мыловарение и, когда в 1781 г . учреждались гербы русских городов, Шуе неслучайно был дан герб с брусом мыла. Высочайше утвержденный 16 августа 1781 года, подлинное описание которого гласит: . Красный цвет поля герба аллегорически говорит о богатой событиями истории Шуйской земли. В дореволюционный период в России был утверждено всего три герба городов нынешней Ивановской области: Кинешма, Лух и Шуя.

В царствование Михаила Федоровича главным ремесленным делом стало кузнечное. Среди шуйских ремесленников в документах 2 половины XVII в. упоминаются кожевники, скорняки, сыромятники. Кроме того, в XVII в. Шуя была одним из центров суздальской школы иконописи. Происхождение местного иконописания, по-видимому, восходит к более древнему времени, а традиции его были продолжены впоследствии в знаменитых школах Палеха и Холуя. Одним из шуйских мастеров был изограф Герасим Тихонов сын Иконников. Именно он в 1654 г . написал икону Шуйско-Смоленской Божией Матери, признанную впоследствии чудотворной (с конца 1930-х гг. считается исчезнувшей).

При Петре I начали возникать мелкие текстильные предприятия (в частности, изготовлявшие паруса). Позднее, около 1755 г ., первую полотняную мануфактуру основал шуйский купец Яков Игумнов, а в начале царствования Екатерины II появились полотняные предприятия купцов Шилова, Корнилова, Носова и др. К концу XVIII в. текстильная промышленность заняла ведущее место в экономике Шуи. В XIX в. Шуя стала в ряд экономически наиболее развитых уездных городов. В этот период она прочно заняла одно из ведущих мест в текстильной промышленности России.

Во второй половине XIX и в начале XX в. Шуя была не только крупным торгово-промышленным центром, но и отличалась хорошим благоустройством и довольно высоким уровнем просвещения и культуры. К началу XX в. Шуя — один из крупнейших городов Владимирской губернии. По численности населения она в два-три раза превосходила такие города, как Ковров и Муром, и лишь немного уступала губернскому Владимиру. За счет роста промышленности со 2 половины XIX в. к началу XX в. Шуя имела развитую текстильную промышленность и многочисленный рабочий класс, в основном не порвавший с деревней. В 1918 г . образована Иваново-Вознесенская губерния, куда и перешел город Шуя, с 1929 г . Шуя стала районным центром Ивановской области.

В настоящее время Шуя — исключительно интересный по архитектуре и градостроительному ансамблю город Центральной России. Редкая по сохранности застройка XVIII-начала XX в. донесла до наших дней атмосферу среднерусского купеческого города.

Шу́я — город в России, административный центр Шуйского района Ивановской области. Город Шуя расположен в междуречье рек Волги и Клязьмы в 32 км к юго-востоку от областного центра Иваново. Через город с севера на юг протекает река Теза (приток Клязьмы), протяжённость которой в городской черте составляет 6,6 километров.

Площадь — 33,29 км², население 58,4 тыс. человек (2011). По численности населения Шуя является третьим после Иванова и Кинешмы городом Ивановской области.

Содержание

История города

Согласно одной из версий, древнее поселение на месте Шуи основали угро-финские племена чудь и меря; и название его может происходить от финского слова «суо» — болото, озеро, болотистая местность. По другой версии, наименование восходит к древнеславянскому «ошую», то есть «слева», «по левую руку» (в данном случае «на левом берегу»).

В XX веке неподалёку от Шуи были обнаружены древние захоронения (так называемые Семухинские курганы), относящиеся к Волжскому торговому пути X—XI веков.

Шуйское княжество

С 1403 года упоминаются князья Шуйские, которые владели городом на протяжении почти 200 лет. Род Шуйских ведёт своё начало от Василия Кирдяпы — одного из князей Суздальских. Представителем этого рода был Василий Иванович Шуйский — последний царь из рода Рюриковичей (годы правления 1606—1610), после него на Российский престол взошла династия Романовых. Как повествуют легенды, Василий Шуйский часто наведывался в свою вотчину, чтобы поразвлечься соколиной охотой. В селе Мельничном (ныне пригород Шуи), по преданию, похоронена дочь царя княжна Анна. В Шуйском кремле (ныне территория Союзной площади) были осадные дворы, принадлежавшие князю И. И. Шуйскому, князю Д. М. Пожарскому и др.

Первое документальное свидетельство о городе Шуе относится к 1539 году. Под этой датой Шуя упоминается в Никоновской летописи среди городов, разорённых казанским ханом Сафа-Гиреем, и именно от неё город ведёт своё летосчисление. До этого город был известен под названием Борисоглебская слобода, в честь расположенной в нём церкви Святых Бориса и Глеба.

Шуя и венценосные особы

Иван Грозный во время похода на Казань в 1549 году посетил Шую и вскоре включил её в числе других 19 городов в состав опричнины (1565—1572), объявив своей собственностью. Затем в 1572 году по духовной грамоте Ивана Грозного Шуя перешла в наследство его сыну Фёдору. В 1609 году город был разорён поляками, а в 1619 — литовцами.

В 1722 году по пути в Персидский поход в Шуе побывал Пётр I. Он остановился в городе, чтобы приложиться к местной святыне — чудотворной иконе Шуйско-Смоленской Божией Матери. Икона была написана шуйским иконописцем в 1654—1655 годах, когда в городе свирепствовала моровая язва. Вскоре после написания иконы эпидемия прекратилась, а образ Божией Матери явил чудодейственные исцеления больных. Пётр I тоже избавился от недуга и хотел увезти чудотворную икону в Санкт-Петербург. Горожане, узнав об этом, упали перед царём на колени и умолили оставить Небесную Покровительницу и Заступницу города в Шуе на своём месте в Воскресенском храме.

В 1729 году в Шуе некоторое время жила дочь Петра I царевна Елизавета, которая любила охотиться в окрестных лесах. Побывал в Шуе и ещё один наследник престола. В 1837 году, путешествуя по России в сопровождении известного русского поэта В. А. Жуковского, Шую посетил будущий император Александр II. Познакомившись с достопримечательностями города, цесаревич удостоил своим посещением дома наиболее знаменитых горожан — богатейших купцов Посылиных и Киселёвых.

Шуйское купечество и текстильный промысел

Развитию промышленности и торговли в Шуе способствовало удобное положение города на судоходной реке Тезе. В Шуе имелся большой гостиный двор (на месте современного Гостиного двора). Торговать в Шую приезжали иногородние и иностранные купцы — в 1654 году в гостином дворе была лавка английско-архангельской торговой компании. В это же время Шуя славилась ярмарками.

В 1755 году купец Яков Игумнов открыл первую полотняную мануфактуру, в доказательство чего ему был выдан на устройство фабрики из шуйской воеводской канцелярии билет [2] .

В 1781 году российская императрица Екатерина Великая издала указ об образовании Владимирского наместничества и утвердила герб города Шуи. Старинный герб Шуи представлял собой щит, разделённый на две части. В верхней части стоящий на задних лапах львиный леопард — символ губернского города Владимира; в нижней части — «на красном поле брус мыла, означающий славные находящиеся в городе мыльные заводы». Действительно, мыловарение было самой древней промышленностью города Шуи, первое упоминание о них находим в писцовой книге Афанасия Векова и подъячего Селиверста Иванова 1629 года. Уже в XVI веке определился промышленный характер города Шуи. Наряду с мыловарением другим старинным промыслом Шуи был овчинно-шубный. Он особенно процветал в XVI—XVII веках, поэтому царя Василия Шуйского в народе называли «шубником».

Читать еще:  Рыбалка на линя поплавочной удочкой: сбор снасти и поиск перспективных мест

С давних времён развивался в Шуе текстильный промысел — изготовление льняных тканей. Ткачество холстов производилось во многих крестьянских избах и в домах посадского населения города Шуи на деревянных ткацких станах. С середины XVIII века в Шуе появились ткацкие полотняные мануфактуры, самая первая мануфактура купца Якова Игумнова была открыта в 1755 году. Однако уже к концу XVIII века всемирный рынок завоевывает хлопок. Шуйские купцы династии Киселёвых были первыми предпринимателями, кто наладил поставку хлопчатобумажной пряжи из Англии не только в Шую, но и её окрестности.

Параллельно Кисёлевым быстро развивались фабрики купцов братьев Посылиных. А. И. Посылин первый завёл бумагопрядильную фабрику на 11 000 веретён, действовавшую посредством паровых машин [3] . Продукция посылинских мануфактур была удостоена большой золотой медали на Первой Всероссийской выставке мануфактурной промышленности в Санкт-Петербурге в 1829 году. «Этот купеческий дом в Шуе искони богатый, расчётливый и настойчивый в исполнении задуманных предприятий, имеет все средства вещественные и невещественные, чтоб сделать свою прядильную фабрику одним из первых заведений в государстве», — так писатель Дмитрий Шелехов в середине XIX века отзывался о тех, кто стоял у истоков шуйской текстильной промышленности.

По данным на 1859 год, в городе проживало 8555 человек (675 домов) [4] .

Шуйское дело

15 марта 1922 года жители Шуи, в основном рабочие, вышли на центральную площадь, чтобы не допустить изъятия церковных ценностей из городского Воскресенского собора. Для подавления народного выступления власти применили военную силу, был открыт пулемётный огонь. Четверо шуян (по другим данным — пятеро), и среди них девочка-подросток, были убиты на месте [5] [6] .

В связи с этими событиями 19 марта председатель Совета Народных Комиссаров В. И. Ленин составил секретное письмо. Письмо квалифицировало события в Шуе как лишь одно из проявлений общего плана сопротивления декрету Советской власти со стороны «влиятельнейшей группы черносотенного духовенства» [7] .

22 марта Политбюро ЦК РКП(б) на основе письма Л. Д. Троцкого приняло план мероприятий по репрессиям против духовенства. Он включал арест Синода, показательный процесс по Шуйскому делу, а также указывал — «Приступить к изъятию во всей стране, совершенно не занимаясь церквами, не имеющими сколько-нибудь значительных ценностей» [8] .

Менее чем через 2 месяца, 10 мая 1922 года были расстреляны протоиерей собора Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Пётр Языков [5] .

В 2007 году в городе был установлен памятник священнослужителям и мирянам, репрессированным в годы Советской власти [9] .

Экономика

Город исторически является центром текстильной промышленности; в городе действуют текстильные фабрики «Шуйский пролетарий», «Шуйско-Тезинская фабрика», «Шуйские ситцы». Работают также швейная, строчевышивальная, трикотажная фабрики.

Помимо предприятий лёгкой промышленности, в городе действуют следующие промышленные предприятия:

  • Шуйская гармонь (ОАО) — выпускает гармони, баяны и аккордеоны, детскую мебель.
  • Машиностроительный завод имени Фрунзе (АО) — производство ткацких станков.
  • Шуйская мануфактура (ООО) — швейное предприятие.
  • ШуяТекс+ (ООО) — швейное предприятие.
  • Спецпошив (ИП Дурандин) — швейное предприятие по производству спецодежды.
  • Иваново мебель (АО).
  • Шуя-мебель (АО).
  • Эггер древпродукт — завод по производству ДСП.
  • Шуйский завод Aquarius (ОАО) — сборка компьютерной техники.
  • Шуйская водка — ликёро-водочный завод.
  • Товары из пластмасс (ООО).
  • Различные предприятия пищевой промышленности.

В 2010 году отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по обрабатывающим видам деятельности по крупным и средним предприятиям на 4,97 млрд руб. (2008 г. — 6,31 млрд руб.).

Отраслевая структура, %: лёгкая промышленность — 36,0, пищевая — 33,0, деревообрабатывающая — 27,0.

В 2011 году открыт гостиничный комплекс «Гранд Отель Шуя» европейского уровня (три звезды).

Образование

В городе работает Шуйский государственный педагогический университет, сельскохозяйственный колледж, медицинское училище, индустриальный техникум (оба созданы в 1930 году). Начальные профессиональные учебные заведения в городе представлены тремя профессиональными училищами, в которых проводится обучение по специальностям: ткач, прядильщица, портная, пекарь, продавец, слесарь, электрик, механизатор, повар и другим. В городе работает 14 школ, в том числе семь средних, пять основных, две начальных, одна гимназия, в которых в общей сложности учится около 7500 школьников.

ШУЕ ППШ

ШУЕ ППШ – субкультура людей, которые утверждают, что шизофрении не существует, а шизофреники (шизы) – обычные люди с нестандартным мышлением. ШУЕ расшифровывается как “Шизофренический уклад един” или “Шизоидный уклад един”. ППШ – путь пустого шприца. В 2019 году движение ШУЕ стало популярным благодаря постироничным мемам.

Что такое ШУЕ ППШ

Аббревиатура ШУЕ (Шизодиный уклад един) – это отсылка к мему А.У.Е (Арестантский уклад един). В широком смысле она означает единство людей, которые считают себя шизофрениками. Последователи ШУЕ призывают отказываться от лечения, ненавидят психиатров и частично связаны с религиозным движением Абдуловера.

Главные термины и лозунги:

ППШ – Путь пустого шприца. Смысл в отказе от медикаментозного лечения.

ШПШ – Шизик помоги шизу. Смысл во взаимоподдержке последователей ШУЕ.

Власть шизам, смерть санитарам. Шизы ненавидят санитаров и карательную психиатрию.

Внук Елькина – видеоблогер, ютубер, который записывает очень странные ролики. Верит, что в скором времени шизофреники будут править миром. Называет себя внуком Александра Елькина – советского ученого. По сути, он и есть создатель движения ШУЕ.

Банду Елькина под суд – отсылка к политическому лозунгу “Банду Ельцина под суд”. Так оппозиция 1990-х годов выступала против президента России Бориса Ельцина.

Абдуловера или абдуловерование – религиозное движение и субкультура, направленная на травлю некоторых блогеров (грешников). В центре поклонения – актер Александр Абдулов, скончавшийся в 2008 году. Считается, что Абдулов был плохим человеком, это своего рода Сатана абдуловеров (они называют его Богосатаной). Религию придумал некий Абдуль, который стал ее пророком. Абдуль – фигура мифическая, он тоже видеоблогер и проповедник. Но никто точно не знает, кто это на самом деле.

Есть версии, что Абдуль и Внук Елькина – один и тот же человек. Но сами адепты абдуловеры так не считают. Они говорят, что Абдуль, вероятно, знаком с Внуком и периодически выходит через него на связь с внешним миром.

Читайте также

“Хотим сделать интернет лучше”. Адепт Абдуловеры – о смысле религии, связи с ШУЕ и мемах про Александра Абдулова

Анша Абдуль – сакральное приветствие адептов Абдуловеры.

Маслята – грешники Абдуловеры. Термин произошел от фамилии блогера Ваномаса (Иван Маслаков), который считается наряду с Озоном одним из главных грешников.

Партия “Партия” (Партия Автоматизированных Робото-Технологий И Ядерного вооружения) – партия, созданная Внуком Елькина. Он же – ее цифровой лидер. “Партия” стремится к тому, чтобы человеческий труд был заменен роботами. В целом шизы выступают за технологический прогресс, который сможет улучшить мир.

Биборан – священная книга абдуловеры. Название происходит от Библии и Корана. В Биборане описаны все грехи Александра Абдулова.

Возрождение Абдуловеры. ШУЕ ППШ

Сама формулировка ШУЕ появилась не так давно, в сентябре 2018 года. Ее зафорсил видеоблогер “Внук Елькина”.

Но история, стоящая за мемами про ШУЕ ППШ, уходит в далекие 2010-2013 годы. Все началось с Абдуловеры – интернет-религии, пришедшей на смену Упячке.

Абдуловера появилась в 2010 году и была достаточно локальным мемом. Через 2 года из движения ушел его основатель Абдуль, и активность пошла на спад. В 2014 году началось первое возрождение религии, форс активизировался в 2015-2016 годах. Среди широких масс Абдуловера не была особо популярной, но с появлением ШУЕ о ней стали вспоминать все чаще – в том числе через постироничные мемы.

Движение ШУЕ создал адепт Абдуловерования – Внук Елькина. Как рассказал “Мемепедии” источник, знакомый с ситуацией, блогер придумал ШУЕ в ответ хейтерским комментариям на ютубе. Но основной смысл не столько в троллинге, сколько в правозащитной деятельности по отношению “узников психушки”.

Абдуловеры не связывают себя с ШУЕ, но поддерживают некоторые идеи. В частности, борьбу с беспределом и “торжество справедливости”.

Внук Елькина создал партию “Партия” и еще несколько групп во “ВКонтакте” (Антибеспредел, Абдулоразвитие). С их помощью началось активное распространение мемов про шизофреников, санитаров, Абдуля и т.д.

За год ШУЕ стало достаточно массовым явлением. В сентябре-октябре 2019 года мемы этого плана достигли своего пика и стали частью общего постироничного тренда.

Счет древних шизов

Счет древних шизов – локальный мем ШУЕ, отсылка к “счету древних русов”. Его придумал ученый и преподаватель Юрий Степанович Рыбников.

Рыбников полагает, что древние русы имели свои уникальные цифры: ноль, целковый, полушка, четвертушка, осьмушка, пудовичок, медячок, серебрячок, золотничок, девятичок, десятичок.

Научное сообщество не воспринимает Рыбникова всерьез. Это своего рода фрик-ученый, как и маэстро Понасенков. А его “счет древних русов” – полнейшая выдумка. Тем не менее, Рыбников пишет книги, преподает в университете и приходит на телепередачи.

В одной из таких он появился в 2015 году. И там снова повторил свой счет.

Через несколько лет запись перемонтировали, превратив ее в мем. А счет древних русов превратился в счет древних шизов. Вот как он звучит: ноль, целковый, чекушка, порнушка, пердушка, засирушка, жучок, мудачок, хуй на воротничок, дурачок.

ШУЕ – это серьезно?

Как и в случае с Евгением Понасенковым, поклонение ШУЕ и Абдуловере – высочайший троллинг. Но истинные последователи обоих движений всерьез воспринимают основные идеи. То есть искренне пропагандируют борьбу с беспределом и выступают за “торжество справедливости”.

В широком понимании ШУЕ и Абдуловера уже стали частью массового хайпа. Большинство “последователей”, которые называют себя шизами или абдулями, превратили всё в постироничный мем. Так же когда-то случилось с движением А.У.Е. и концепцией Clown World.

Мемы про ШУЕ ППШ

Самым заметным мемом, связанным с субкультурой ШУЕ, на данный момент является санитар. Это нарисованный в стиле Rage-комиксов мужчина в колпаке. Он является главным врагом шизов и хочет всех поместить в дурку.

Мем стал популярным осенью 2019 года, его зафорсили крупные постироничные паблики, такие как Е8АТЬ и “Абстрактные мемы для элиты всех сортов”.

Галерея

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источники:

http://interesnayarossiya.ru/regiony/ivanovskaya-oblast/shuya-istoriya-drevnej-stolicy-beloj-rusi/
http://varandej.livejournal.com/169841.html
http://nord-ursus.livejournal.com/131111.html
http://visitivanovo.ru/shuya/history/
http://3dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/17071
http://memepedia.ru/shue-ppsh/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector
×
×