43 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Соловецкое озеро

Фотография: Легендарное озеро Соловецкое

Краткое описание: Соловецкое — малое озеро в Ветлужском районе Нижегородской области, в междуречье реки Большая Какша и Чёрной реки, в 4 км к востоку от деревни Ченебечиха. Озеро круглое, 50—70 м в диаметре.

Здесь обитает небольшая рыбка, похожая на карася, которая не встречается ни в одном другом водоеме района и название которой не могут определить даже опытные рыбаки.

В феврале 2016 года озеро посещала лыжная экспедиция из Нижнего Новгорода под руководством кандидата географических наук, доцента Мининского университета — Асташина Андрея Евгеньевича При обследовании озера выяснилось, что оно имеет почти правильную воронкообразную котловину с мощной сплавиной по берегам. Максимальная глубина составила 13,9 метра. Была сделана батиметрическая карта озера.

Вода в озере очень чистая и мягкая, дождевого и талого происхождения. Искупатся особенно летним зноем, после очень тяжелой дороги к нему одно удовольствие. Из озера вытекает небольшой ручей в соседнее Казанское болото. Берега заболоченные, часть поверхности озера покрыта плавучим ковром из болотной растительности и мха.

По преданиям, название озеру дали монахи (старообрядцы), которые бежали в Ветлужский край из монастыря на Соловках после десятилетней осады.

По легендам, в районе этого озера прятались бывшие воины Степана Разина. Разбойник Ляля, ограбив в Ченебечихе монастырь, затопил в озере драгоценности и золото. Он положил награбленное в бочку и опустил её в воду озера на сохранность, приковав бочку цепями к сосне. Так гласит легенда.

Кроме того, существует еще одна легенда о жившем неподалеку от этого озера другого разбойника Саввы. Вот, что можно найти о нем в интернете:

После разграбления разбойником Лялей деревни Черебениха монастырь так и не востановился. На месте церкви была построена только маленькая часовня, а большинство монахов покинули эти места.

В XIX веке здесь в сосновом бору (в 300-х метрах от деревни) поселился разбойник Савва. Он бежал сюда из деревни Хохонихи со своими друзьями. В Хохонихе он повздорил с помещиком Яблочковым, и вынужден был бежать из деревни из-за мести помещика. Он стал грабить обозы на дорогах, баржи на реке Ветлуге, нападал на помещичьи усадьбы. Из Костромской губернии прислали солдат, чтоб поймать Савву и его друзей. Схватка Саввы с царскими солдатами была кровопролитной. Все его друзья погибли, но не сдались. А сам Савва, с молодой женой утонул в лесной речке. Позже эту речку стали называть — Саввина речка, а сосновый бор, где жил Савва с друзьями — Саввиным бором. По преданию в этом бору на Саввиной гриве лежит его клад.

Неоязычество и кладоискательство

Любит Лев Рудольфович финно-угорские народы, что собственно не мудрено: свои же в какой-то мере(прямо каламбур выходит)! Но вот почему-то выдаёт их за славян, что же тут поделать. Не обошёл он вниманием в своей книжке “Язычники Крещённой Руси” и “последних язычников Европы” -марийцев. Открываем главу V сей книги:” В бору Белая Грива у озера Соловецкого росли дубы, у которых, по преданию, было становище разбойников. На дубах имелась резьба — человеческие лица и лезвие полумесяца (не Перунова ли секира? Ведь дубы — деревья Громовержца.”

Что же, озеро Соловецкое находится в Нижегородской области, расположено недалеко от деревни Ченебечиха (Ветлужский район) и на этих землях жили раньше марийцы(черемисы) и находилось Ветлужское княжество .

В документах Макарьевского , что на Унже, монастыря имеется запись: « В 1644 году старцы (монахи) Тихон, Пансий, Козьма и Пафнутий поселились в диком лесу Унвежской осады Ветлужской волости Воскресенского стану за рекой за Ветлугой по реке Какше в пустоше Ченебечихи».
Говоря про деревья, то ” у марийцев особым уважением и почитанием пользовались дуб и берёза. Подобное отношение к деревьям известно не только марийцам, но и многим финно-угорским народам “(Сабитов, С. С. (1982). К вопросу о происхождении некоторых мотивов в марийских волшебных сказках // Вопросы марийского фольклора и искусства. Вып. 3. Йошкар-Ола: МНИИ. С. 34–42).
Конечно, понятно наверняка славяни-язычники скрывались, а это попы с жидоучёными всё придумали как обычно. Только вот самое интересно это источник- “кладовые записи”.
Чем интересен? Духовник Льва Рудольфовича, волхв Доброслав твердил: “язычество это волшебство” да и для многих это успех в этом мире с помощью каких-то технологий
колдовских!Но можно ли с помощью него найти клад?

Что ж обратимся к людям , что изучили данный вопрос – откроем большую сборную работу А.Г. Косарев, Е.В. Сотсков ” Самые знаменитые клады России”, 2004 г.:

“книги Он[ Владимир Цыбин в книге «Заговоренные клады и кладоискатели»] озвучивает предание, записанное им в Костромской области. (Не забудем, что Костромская область в тех местах широко граничит с областью Нижегородской.)

Приезжал он (Степан Разин) с Лялиных гор. На Ченсбечи-хе стояло большое черемисское село и церковь была Успенская. Село Успенское на Ченебечихе он сжег, церковь разорил, церковный колокол бросил в озеро. За это поплатился. Чтобы вымолить прошение — бросил в озеро золото. На восточной сто-роие озера есть камень велик, а на камне— зарубки, вроде бы крест, а от того камня идти к берегу, и У берега будут уступчики. С последнего уступа можно достать клад, а последний уступок на сажень в воде. Кто достанет— одна десятая себе, остальное отдай на дела Божьи. А колокол в озере издает гул каждый год в Успеньев день».

Неплохая версия, правда? Во всяком случае, достаточно романтичная и весьма убедительная. Ведь каждый из нас твердо знает, что Степан Разин некогда жил на самом деле и грабил вполне профессионально. Но вот вам для сравнения несколько иная история, связанная с той же самой темой. Правда, теперь источник информации у нас несколько иной. Мы обратимся к книге В.Н. Морохин — «Легенды и предания Волги-реки».

«Ляля жил в горах у самой Ветлуги неподалеку от Варнавина. (Теперь данная местность называется Лялины горы.) 8 Ченебечихе стоял монастырь. Этот монастырь «Ляля» разграбил Колокол сбросил в реку Большую Кокшу. Золото же положил в бочку и бочку опустил в озеро, привязав его цепями к пню. Монастырь в настоящее время не сохранился».

Замечаете, события начинают принимать интересный оборот. Хотя и не легендарный Степан Разин, а неведомый «Ляля» (подругой версии его звали «Сява»), но тоже разграбил, поганец этакий, некий монастырь, тоже сбросил колокол в реку и тоже (совершенно непонятно зачем) утопил добытое непосильным трудом золото в озере. Интересно, что и по сию пору напротив Ченебечихи, если смотреть через протекающую с юга реку, находится местность, называемая — Саввин бор. Сохранился ц населенный пункт, названный по имени знаменитого в тех местах разбойника. И это ещё не все в бору есть Савина грива, о которой известно, что это именно то место, где наш разбойник якобы закопал сокровища из ограбленного его шайкой монастыря.

Вы думаете, теперь-то мы с вами вплотную приблизились к разгадке места захоронения колокола и сокровищ? А вот и нет. Давайте ради большей точности и справедливости рассмотрим третью версию, описывающую вышеперечисленные события. Заглянем в очень интересную книжку краеведа В. Смирнова — Клады, паны и разбойники (Этнографические очерки Костромского края. Кострома, 1921 г) Вот, что там изложено по существу дела:

“Повыше села Воскресенского за восемь верст впала река Б. Кокша. Вверх по ней есть деревня (теперь пустошь) Ченебечиха. От Ченебечихи три версты есть Подборная грива. От Подборной гривы верст 20 вверх по Кокше есть Быково озеро, не очень велико, продолговато, один конец на летний восток, а яругой в зимний запад. Из озера бежит речка Медянка в Б. Кокшу.Версты полторы от речки по озеру три кучи костей, от косгеи но берегу была изба пятистенная в 3 ряда, выкопана в земле против озера лестница о семи ступеней, от лестницы на берегу сосна на парей верченная (вывороченная ураганом). И на том озере погреб печатную сажень вышиной и шириной. В этом прогрес деньги: два винных перярда серебра, ларь меди, на ларесундук золота, на сундуке пудовая мера деньги и т.д. и т.п. А также икона Храмовая Богородица. »

Читать еще:  Ушайка

Ага, можем удовлетворенно воскликнуть мы, вот наконец-то и подходящее озеро появилось! Ведь рядом с Ченебсчихой никаких озер нет, только старица. Не то ли это самое озеро, куда «Сява», он же «Ляля», он же Степан Разин сбросил бочку с храмовыми сокровищами? А икона Богородицы из подвала? Это же полное откровение! Не та ли это икона, которую разбойники некогда с улюлюканьем выволокли из разоренной ими церкви?

Но у меня особой ясности что-то не прибавилось. Кто воровал? Где именно спрятал? Зарыли ли грабители добычу на Савиной пустоши? Либо они все что было спрятали в подвале избушки около Быкова озера? А может быть, доставшиеся им сокровища они все же утолили в том же озере?

Полный хаос у нас получается, полная бессмыслица и путаница. Просто никакой определенности. Это всея пишу для тех. кто безоговорочно верит первой же попавшейся кладоискательской легенде. Не верьте, господа» ничему, проверяйте каждое слово тщательнейшим образом! В нашем деле нужен глаз да глаз! Но чтобы моим читателям хоть как-то помочь разобраться в данной проблеме, я на всякий случай оглашу и четвертую версию, для убедительности объединив ее с версией пятой. Их мы возьмем из книг Н.В. Морохина и ссылок В. Смирнова на этнографические записки А.А. Шири некого от 1909 года. Все у нас окажется в одной куче, все в одном стакане.

«Быково озеро есть близ Ченебечихинской мельницы. В озеро впадает речка Медянка, Будто бы клад в озере! Есть еще озеро — Соловецкое (речка и через него протекает). У того озера бор — Белая грива. Там было становише разбойников, строения и крест медный. И далее. В Шахунских лесах, среди болот есть Соловецкое озеро. По его берегам жили разбойники. Через эти места шла Ратная тропа. А у разбойников параллельно и короче шла Черная тропа. Говорили, будто по берегам озера спрятаны сокровища».

Что же, давайте подведем некоторый итог нашим теоретическим изысканиям. Помните, как все хорошо и достойно начиналось? История была проста и понятна каждому, лежала как на открытой ладони. Прибежали из леса разбойники, пограбили монастырскую братию. На радостях и, разумеется, после грандиозной пьянки налетчики из-за озорства скинули с колокольни колокол, а возможно и не один, который, если смотреть на реальную местность, вполне мог скатиться в речную волу.

Вот, казалось бы, и все. Опрос местных жителей показал, что. скорее всего, колокол, некогда сброшенный с Ченебечехинской колокольни, так до сих пор и лежит под толстым слоем речных наносов. Некоторые даже припоминали, что в детстве вставали на него при купании. Но за прошедшие столетия неуемная людская молва прибавила к этой самой тривиальной истории и народного героя Стеньку Разина, и тайный подвал с сокровищами и затопленные бочки с золотом.

Мне только непонятно одно. Для чего разбойники, под чьим бы руководством они ни находились, бросили в воду с таким трудом добытые ценности? Ведь достать их обратно в те времена было весьма затруднительно. Версия с набитым добром подвалом мне как-то ближе. Да и звучит она естественней. Во-первых, если в тех местах действительно располагалась бандитская «малина», то вряд ли она находилась рядом с большим и старинным населенным пунктом. Другое дело Быково озеро, которое и сейчас лежит достаточно далеко от обжитых мест. С точки зрения «лихих людей» устроить именно там свое становище и хранилище было бы просто идеально. Только хорошо организованная экспедиция с лодками и надежными проводниками могла добраться до замаскированного и укрытого за водной преградой логова бандитов; Так что у них вполне была возможность накапливать добытые разбоем денежки в подполе собственной избушки. Проверить данную гипотезу, разумеется, можно хоть сейчас» вот только добраться туда и в наше время довольно трудно.”

Что же не получается найти клад!Может язычество левое?

“В одно из деревьев был врублен медный крест — отчётливый знак того, что место почиталось прибежищем языческих Богов.Так насекали кресты на почитаемых камнях от Западной Двины до Северной” пишет дальше Лев Рудольфович и как обычно садится в лужу. Ведь это похоже на Экскалибур чем-то: медный крест в камень!Но что же, такого обнаружено не было.
Пускай не совсем в камне, да и ещё при том не такой уж славяно-языческий: в книге “Русское медное литье” можем видеть нательный “крестик с криновидными концами . Такие крестики известны в византийских древностях XI-XII веков, а в XIV-XV веках были широко распространены на Руси” (М., 1993, стр. 159).

Говоря же о крестах на камнях, то кресты (понятно, что христианский символ) сопровождаются надписями типа:
« Вспомози Господи раба своего
Бориса сына Генвилова“
[ Источник: А. М. Сементовский. «Белорусские древности». — С.-Петербург: Типо-литография Н. Степанова, 1890. — С. 92 — 101 ]

И им подобные и понятно, что язычеством там пахнет прямо скажем никак.
Что не удивительно, ибо представление о нём у Льва Рудольфовича весьма и весьма интересные:

“Это описание очень напоминает какое-то языческое святилище, причём святилище славянское — судя по основной части с идолами на север от жилой — как на горе Богит”

Что же обратимся к археологам, открывшим указанное место:
“Культовый ров ограждал всю территорию, предназначавшуюся для почитания языческих богов. За пределами этого рва с его внешней стороны располагаются западины жилищ. С западной стороны на пологом вклоне горы 10 западин окружают самое священное место — капище (рис. 1). С восточной стороны пять западин ограждают площадку перед въездом на городище.

С западной стороны на пологом вклоне горы 10 западин окружают самое священное место — капище (рис. 1). С восточной стороны пять западин ограждают площадку перед въездом на городище. Одна из этих западин была раскопана и оказалась котлованом обычной славянской полуземлянки размерами 3*3 м. Жилище отапливалось печью-каменкой, и вдоль одной из его сторон, где обычно и славянских жилищах находились нары, был оставлен каменный материковый останец, который мог быть обшит деревом и служить местом для спанья. Расположение всех этих западин-жилищ вдоль культового рва на неудобных для жизни склонах позволяет предположить, что они предназначались для специальной

Збручское святилище находилось в окружении синхронных ему селищ, обнаруженных в трех местах на склонах горы Богит. Первое расположено к северо-востоку от городища, к востоку от земляного вала и могильника (рис. 1). “(стр.97-98. И. П. Русанова, Б. А. Тимощук. Збручское святилище (предварительное сообщение). // Советская археология, 1986, № 4, с. 90-99.)

Между прочим указанных археологов Прозоров упоминает в данной главе(и не только).
Что же с неоязычникоми (с Озаром Вороном и его адептами в частности) клад мы не найдём, как и язычестве славян сведения у него прямо скажем, не совсем такие. Что же, не зря говорят про Прозоровых и его адептов в Ижевске: “Сегодняшняя “правая молодёжь” по образу сознания и общественной жизни – суть вотяки столетней давности.” При том сами непосредственные свидетели!

________________________________________ ____
*ссылки даны по состоянию на 17 апреля 2016 года

Соловецкие озёра (Россия): фото и отзывы

Соловецкие озёра

Соловецкие озёра: фото и описание

Соловецкий архипелаг стал местом размещения порядка 560 озёр с пресной водой, причем численное большинство, а именно 503 озера расположились на Большом Соловецком острове. В период между 18 и 19 веками больше ста больших озёр соединили системой каналов, которые позволяли улучшить экологическую обстановку на Соловаках, а также обеспечить местный монастырь пресной водой.

Система озёр и каналов сложилась во время постройки мощнейшей дамбы на Большом Красном озере, которая свернула водный сток с севера на юг.

В. И. Немирович – Данченко (писатель) посетил озёра в 1872 году, они его безмерно поразили, он описал их следующим образом: «Описывать здешние озера, невозможно. Извивы на зеленых берегах, их зеркальные прозрачные воды, их волшебные острова полны такой прелести, что я стоял по целым часам в каком-нибудь безлюдном уголке, не отрывая глаз от этих чудных картин. каждое так и просится на полотно. На небольшом клочке земли природа развивает перед вами все свои богатства. ». И действительно, всю прелесть «зеркал», которыми усыпан остров, просто не получится, стоит хоть раз в жизни увидеть их своими глазами.

Читать еще:  Ловля окуня в январе

Озёра, большая их часть, имеют ледниковое происхождение, и только несколько – некогда существовавшие морские лагуны. Следует заметить, что топографию озер нельзя назвать стабильной, поскольку она постоянно меняется. Огромное озеро из-за пересыхания превращается в несколько небольших, которые разделяются тонкими перешейками.

Развитую сеть озёр можно рассмотреть в центре острова, где существует сильная изрезанность рельефа, в то время как на его окраинах их практически нет.

Перечислить все названия озер попросту не получится, да и понять, что это именно озеро Ломинога попросту не удастся. Помимо разнообразия среди наименований, озёра классифицируют и по площади. Одни из них имеют площадь в 2500 м², а некоторые не превышают и 30 м². Они уникальны, имеют самые разнообразные формы! Часть озёр располагает несколькими заливами, а некоторые даже собственные острова. Примечательно, но из-за окиси железа, некоторые из озёр обладают шоколадным оттенком воды, но в большинстве случаев вода имеет голубой или зелёный цвет.

Чтобы рассмотреть всю красоту озёр следует направиться к лодочной станции, что у озера Средний Перт. Находится она всего в 2500 метрах от Соловецкого Кремля. На станции есть возможность взять напрокат лодку и отправиться в самостоятельное плаванье по Большому или же Малому кругу.

Соловецкое озеро (Нижегородская область)

Соловецкое — малое озеро в Ветлужском районе Нижегородской области, в междуречье реки Большая Какша и Чёрной реки, в 6 км к востоку от деревни Ченебечиха [1] . Озеро круглое, 50—70 м в диаметре.

В феврале 2016 года на озеро приезжала экспедиция из Нижегородского Новгорода под руководством кандидата географических наук, доцента Мининского университета – Асташина Андрея Евгеньевича. При обследовании озера выяснилось, что оно имеет почти правильную воронкообразную котловину с мощной сплавиной по берегам. Максимальная глубина составила 13,9 метра. Была сделана батиметрическая карта озера.

Вода в озере ключевая, всегда холодная. Из озера вытекает небольшой ручей в соседнее Казанское болото. Берега заболоченные, часть поверхности озера покрыта плавучим ковром из болотной растительности и мха.

По преданиям, название озеру дали монахи (старообрядцы), которые бежали в Ветлужский край из монастыря на Соловках после десятилетней осады.

По легендам, в районе этого озера прятались бывшие воины Степана Разина. Разбойник Ляля, ограбив в Ченебечихе монастырь [2] , затопил в озере драгоценности и золото. Он положил награбленное в бочку и опустил её в воду озера на сохранность, приковав бочку цепями к сосне. Так гласит легенда [3] .

Напишите отзыв о статье “Соловецкое озеро (Нижегородская область)”

Ссылки

  1. [gpska.yapl.ru/show-map-250.php?id_map=O-38-081-A-a Топографическая карта O-38-081-A-a]
  2. [zapoved.net/index.php/Каталог/Регионы/Приволжский_округ/Нижегородская_область%20/Шахунья Заповедная Россия]
  3. [nnov.kp.ru/daily/25914/2867948/ Комсомольская правда]

Источники

  • Белоусов А., Морохин Н. По реке Ветлуге. — Нижний Новгород, 2012. — 280 с. — С. 192.
  • Асташин Андрей Евгеньевич. astashinae.wordpress.com/

Отрывок, характеризующий Соловецкое озеро (Нижегородская область)

– Очень хорош.
– Ну, приходи скорей чай пить. Все вместе.
И Наташа встала на цыпочках и прошлась из комнаты так, как делают танцовщицы, но улыбаясь так, как только улыбаются счастливые 15 летние девочки. Встретившись в гостиной с Соней, Ростов покраснел. Он не знал, как обойтись с ней. Вчера они поцеловались в первую минуту радости свидания, но нынче они чувствовали, что нельзя было этого сделать; он чувствовал, что все, и мать и сестры, смотрели на него вопросительно и от него ожидали, как он поведет себя с нею. Он поцеловал ее руку и назвал ее вы – Соня . Но глаза их, встретившись, сказали друг другу «ты» и нежно поцеловались. Она просила своим взглядом у него прощения за то, что в посольстве Наташи она смела напомнить ему о его обещании и благодарила его за его любовь. Он своим взглядом благодарил ее за предложение свободы и говорил, что так ли, иначе ли, он никогда не перестанет любить ее, потому что нельзя не любить ее.
– Как однако странно, – сказала Вера, выбрав общую минуту молчания, – что Соня с Николенькой теперь встретились на вы и как чужие. – Замечание Веры было справедливо, как и все ее замечания; но как и от большей части ее замечаний всем сделалось неловко, и не только Соня, Николай и Наташа, но и старая графиня, которая боялась этой любви сына к Соне, могущей лишить его блестящей партии, тоже покраснела, как девочка. Денисов, к удивлению Ростова, в новом мундире, напомаженный и надушенный, явился в гостиную таким же щеголем, каким он был в сражениях, и таким любезным с дамами и кавалерами, каким Ростов никак не ожидал его видеть.

Вернувшись в Москву из армии, Николай Ростов был принят домашними как лучший сын, герой и ненаглядный Николушка; родными – как милый, приятный и почтительный молодой человек; знакомыми – как красивый гусарский поручик, ловкий танцор и один из лучших женихов Москвы.
Знакомство у Ростовых была вся Москва; денег в нынешний год у старого графа было достаточно, потому что были перезаложены все имения, и потому Николушка, заведя своего собственного рысака и самые модные рейтузы, особенные, каких ни у кого еще в Москве не было, и сапоги, самые модные, с самыми острыми носками и маленькими серебряными шпорами, проводил время очень весело. Ростов, вернувшись домой, испытал приятное чувство после некоторого промежутка времени примеривания себя к старым условиям жизни. Ему казалось, что он очень возмужал и вырос. Отчаяние за невыдержанный из закона Божьего экзамен, занимание денег у Гаврилы на извозчика, тайные поцелуи с Соней, он про всё это вспоминал, как про ребячество, от которого он неизмеримо был далек теперь. Теперь он – гусарский поручик в серебряном ментике, с солдатским Георгием, готовит своего рысака на бег, вместе с известными охотниками, пожилыми, почтенными. У него знакомая дама на бульваре, к которой он ездит вечером. Он дирижировал мазурку на бале у Архаровых, разговаривал о войне с фельдмаршалом Каменским, бывал в английском клубе, и был на ты с одним сорокалетним полковником, с которым познакомил его Денисов.

О Соловецких каналах и озерах: Соловецкие каналы и озера

На островах Соловецкого архипелага насчитывается 560 пресноводных озер, из которых 503 озера находятся на Большом Соловецком острове. В период 18-19 века более сотни крупных озер были связаны системой каналов, позволивших не только обеспечить монастырь пресной водой, но и улучшить экологию на Соловках.

Во время посещения Соловком можно увидеть много православных святынь: Большой Заяцкий остров или Свято-Вознесенский скит на Секирной горе, а экскурсия по озерам и каналам даст представление о девственно чистой природе Соловков, практически не тронутой цивилизацией.

Как известно, монахи начали создавать озерно-канальную систему в 18 веке, когда у стен Соловецкого Кремля было создано рукотворное Святое озеро, которое было соединено каналом с Питьевым озером. Из Святого озера вода через Мельницу и Портомойню отводилось в залив Белого моря. Однако воды для питья и хозяйственных нужд растущего монастыря все равно не хватало, поэтому создание полноценной канальной системы было необходимо.

Озерно-канальная система Соловков сложилась, когда на Большом Красном озере была построена мощная дамба, которая повернула сток Соловецких рек с севера на юг, к Соловецкому Кремлю. После этого монахи стали следить во время весенних паводков, где появляются каналы для стока вод. Они их углубляли, а берега выкладывали мощными камнями, чтобы защитить от разрушения.

Чтобы увидеть озерно-канальную систему Соловков, нужно отправиться на лодочную станцию на озере Средний Перт. Она расположена в 2.5 километрах от Соловецкого Кремля. Там можно взять лодку и, самостоятельно управляя ей, проплыть по Большому или Малому кругу (покупать для этого экскурсию смысла нет).

Обязательно нужно рассчитать свои физические силы, так как даже по Малому кругу грести придется не менее 3 часов, а учитывая сильные Соловецкие ветра, это будет весьма сложно. По Большому Кругу придется грести не менее 5-6 часов до дамбы на Большом Красном озере. Сюда лучше всего ехать на весь день с остановками на еду и прогулки по Соловецким лесам на берегу озер. В плохую и ветреную погоду от этой экскурсии лучше воздержаться, так как реально будет очень тяжело грести.

Читать еще:  Тыелга

Во время экскурсии по озерам и каналам Соловков можно будет увидеть знаменитую дамбу между Круглым Орловым озером и Щучьим озером, которая позволяла настолько регулировать уровень воды в каналах, что делало их судоходными не только для лодок, но и для небольших пароходов, которые доставляли грузы из разных частей острова.

После дамбы нужно будет решить, плыть по Большому или Малому кругу. Если вы не готовы грести целый день, то плыть лучше по Малому кругу, так как наиболее интересная достопримечательность этой экскурсии – узкие каналы с шириной 3 метра, выложенные большими камнями – в Малом круге находятся гораздо ближе, чем в Большом круге.

Озера Соловков

“Только, пожалуйста, запомните: по соловецким дорогам надо ходить. Не соблазняйтесь никакими механизированными транспортными средствами. Ездить по этим дорогам — преступление: настолько они красивы, настолько чист и живителен их воздух.”
( Богуславский Густав, 1978. )

Озера Соловков: 562 соловецких озера

“На архипелаге 562 озера. Из них основная часть находится на Большом Соловецком острове – 503. Озер на островах так много, что неоторые из них не имеют названий. Но даже и у тех, что получили имена, они неоднократно менялись. Так, озеро Питьевое прежде называлось Даниловым, затем Сплавным. Не совсем просто, например, установить все озера, которые упоминает соловецкий историк архимандрит Досифей (в 1834 году). На островах до середины ХХ века не было коренного населения, не сложились и топонимические традиции. Сменялись люди, времена, прошлое забывалось, появлялись новые наименования. Вот, к примеру, как менялись названия соловецких озер после революции в 1920-е годы: озеро Белое переименовали в Красное, Крестоватое – в Комсомольское, Игуменское – в Биосадское, Чудотворное – в Пригубное, озеро Святое стало Кремлевским. Но есть у некоторых соловецких озер названия звучные, поэтические, идущие от тонко подмеченных их особенностей: Светлый Луч, Печальное, Лебединое, Березовское, Светлодорожное, Поднебесное, Серебряное.” (Богуславский Густав. Острова Соловецкие: Очерки. Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1966. – 163 с: ил.)

Классификация Соловецких озер по размерам: малые, очень малые и озерки “Озера архипелага отличаются необычным разнообразием по своему положению, очертанию, площади, глубине, рельефу дна, цвету воды, растительности, ихтиофауне. Расположены они неравномерно. Центр острова и некоторые прибрежные районы почти лишены озер. В западной, северо-восточной и юго-восточной частях острова имеются три компактные группы озер. По размерам все они относятся к малым, очень малым и озеркам. Их площади колеблются от 1 до 250 га. Наибольшее по площади озеро Большое Красное – более 250 га. Отдельные группы озер расположены ярусами с перепадами высот, иногда превышающими 10 метров. Так, расстояние между озерами Благодатным и Тарасовым всего 50 метров, а разница их уровней достигает 12 метров. Между соседними Большим Зеленым и Лапушистым озерами разница уровней превышает 20 метров. Высота озера Поднебесного – самая большая изо всех озер острова – 67 метров, т.е. озеро расположено чуть ли не на уровне горы Секирной, высота которой 71 метр. Оно находится неподалеку о! т ! самой высокой вершины Большого Соловецкого острова – горы Поднебесной (80 метров)”.

4 типа Соловецких озер: ледниковые, ледниково-тектонические, реликтовые, вторичные “Соловецкие озера по происхождению делятся на четыре типа: ледниковые, ледниково-тектонические, реликтовые, вторичные. Котловины озер ледникового типа имеют плавные очертания, блюдцеобразную форму (Карасевое, Мостовое, Плотичье). Строение ложа ледниково-тектонических озер сложнее: они имеют глубокие впадины, разделенные мелководьями и островами (Большое Красное, Кривое, Ломинога). Дно таких озер имеет глубокий врез в сушу, достигает глубин ниже уровня моря на 2-7 метров. Глубокая впадина (30 метров) в Большом Красном озере на 13 метров ниже уровня моря”. (Богуславский Густав. Острова Соловецкие: Очерки. Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1966. – 163 с: ил.)

Павел Флоренский жил на берегу Святого озера. при коммунистах называемого “Кремлёвским”

Сейчас я живу на берегу Святого озера, так близко от него, что из комнаты берега не видишь. Погода дождливая, порою бушует ветер со шквалами, озеро бурлит словно море. Дом старинный, с крепостными почти стенами.

Мама безпокоится относительно здешних холодов. Но это ошибка с ее стороны: на Соловках климат гораздо теплее московского, правда лето прохладное, но зато и зима не холодна. Мы говорим, что здесь — словно в термостате.

Зимой непрестанно дуют ветра, летом — часто. Поэтому я называю Соловки Островом Ветров (по греческим воззрениям жилище ветров было в стране гипербореев, т.е. следовательно на Соловках).

1935.IX.16. № 30 Сейчас я нахожусь на новом месте, переведен в новое учреждение, живу в новой квартире. Но, кажется, эта квартира очень непрочна и предстоит еще переселение. Живу на берегу большого озера, так близко от воды, что из комнаты берега не видно. Водная поверхность очень красива и все время меняет свой цвет: в серую погоду свинцовая, в ясную — голубая, на закате розовая и сиреневая. Особенно красиво озеро при восходе солнца, здесь пышного от изобильной влажности воздуха. Ночами, если ясно, все озеро серебрится под луною и местами золотится от фонарей на набережной. Начались обычные для Соловков осенние ветры. Вот сейчас бушует за окном, озеро плещется о берег, а в комнате у меня гуляет ветер, несмотря на подушку, которою заткнуто место выбитого стекла и ставни. “(Флоренский Павел А., священник. Сочинения. В 4 т. Т.4 Письма с Дальнего Востока и Соловков / Сост. и общ. Ред. Игумена Андроника (А.С. Трубачева) П.В. Флоренского, М.С. Трубачевой. – М.: Мысль, 1998. – Философское наследие).

Святое озеро для Крещения: подобные озера существовали по всей России

Соловецкая химическая лаборатория СЛОНа о воде соловецких озер

Из прямых краеведческих работ лаборатории удалось за последнее время начать систематически исследования соловецких вод. Интерпретируя эти данные с общехимической гигиенической и технической точки зрения, можно в настоящее время дать следующую характеристику соловецких озерных вод.

Воды исследованных соловецких озер принадлежат к очень мягким. Очень мягкой вода считается при общей жесткости до 4 немецких градусов. Соловецкая же озерная вода имеет общую жесткость в среднем только 0,86 немецких градусов с максимумом 1,92 (Белое озеро) и минимумом (Б. Каменное) 0,3. Жесткость эта слагается в большей части из устранимой, которая в среднем составляет 0,48º и постояной – 0,38º. Максимум и минимум жесткости устранимой 1,12º (Филимоново озеро) и 0,28º (ряд озер) и постоянной 0,86 (Перт, оз.) и 0,02º (Б. Каменное).

По содержанию хлора (среднее 1,6 мгр., при максимуме 2,1 и минимуме 1-3 мгр.) соловецкая озерная вода принадлежит также к бедным этими элементами водам (хорошая питьевая вода допускает 2-3 милг. в 100 к.с.м. воды).

Наконец, по содержанию органическая веществ, выражаемых числом кубиков 1,100 норм. раствора марганцево-кислого калия в 100 к. с. м. испытуемой воды, соловецкую воду также нужно отнести к очень чистым (соедняя окисляемость 0,02 к.с. марганцевого раствора при максимуме 0,75 к.с. и минимуме 0,15). Характерным признаком для соловецких озерных вод является присутствие гуминовых кислот, окрашивающих воду в бкуроватый цвет.

И в питьевом, и в техническом отношении вода соловецких исследованных озер является вполне пригодной. Как среду для жизни водных организмов, ее нужно призвать бедную минеральными веществами и в частности известью, служащей материалом для панцирных организмов.

Ожидаемое снабжение лаборатории позволят вести анализ вод систематичнее и полнее. Исследование озерных грунтов только что началось. ” (Простосердов Н.Н. Соловецкая химическая лаборатория на службе краеведения. Журнал «Соловецкие острова» Соловки, N4, С.130-134. 1926)

Источники:

http://www.turizmvnn.ru/cont/show/5792197/
http://w-okkam.livejournal.com/19425.html
http://turizm.ngs.ru/russia/sights/prochee-solovetskiye-ozera-5213/
http://wiki-org.ru/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%BE_(%D0%9D%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C)
http://geomerid.com/ru/place/746/
http://www.solovki.ca/geography_05/lakes.php

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
×
×