Вытегра
Вытегра: история города и достопримечательности
Вытегра — небольшой город, расположенный на севере Вологодской области в России, административный центр Вытегорского района, с численностью населения в 10200 человек (2017). Город находится в 10 км от Онежского озера на реке Вытегре. Статус города Вытегра получила в 1773 году. Первое письменное упоминание о Вытегорском погосте (ныне деревня Анхимово в 7 км от Вытегры на берегу Вытегорского водохранилища) на торговом пути Великий Новгород — Шексна относится к 1496 году. В 1710 году в Вытегре была открыта пристань, через которую прошел торговый тракт из Архангельска в Санкт-Петербург. В 1715 году была построена государственная верфь, действовавшая до 1847 года.
Причал Вытегра. 2015 г. Фото: Михаил Архипов
В 1810 году с открытием Мариинской водной системы статус Вытегры, где находилось Правление Вытегорского округа путей сообщения, повысился и даже рассматривался вопрос о переносе сюда из Петрозаводска административного центра Олонецкой губернии. Мариинская система сделал город одним из важных транзитных пунктов на пути из центральных районов страны в Санкт-Петербург.
Обелиск в честь открытия Мариинской водной системы. 2016 г. Фото: Ульяна Ромащенко
Река Вытегра в Вытегре. 2016 г. Ульяна Ромащенко
В 1961 году был открыт Волго-Балтийский судоходный канал, заменивший собой Мариинскую водную систему. В Вытегре расположен Вытегорский гидроузел, включающий в себя ГЭС и судоходный шлюз №1 Волго-Балтийского канала.
Шлюз №1 Волго-Балта в Вытегре. 2014 г. Фото: Михаил Архипов
При этом в Вытегре сохранился один из шлюзов Мариинской системы, расположенной на реке Вытегре в центре города, рядом со зданием ГЭС из той же эпохи: сейчас в здании бывшей гидроэлектростанции открыт музей «Водные пути Севера», в экспозицию которых входит и сохранившийся шлюз.
В Вытегре нет железной дороги, но через город проходит федеральная трасса А-215, связывающая Санкт-Петербург и Архангельск. С начала 1960-х годов и до 1997 года существовала скоростная пассажирская линия Вытегра — Петрозаводск, обслуживаемая СПК «Комета» Беломоро-Онежского пароходства. А также скоростная пассажирская линия Вытегра — Череповец, на которой работал СПК «Метеор» Череповецкого речного порта.
Через Вытегру проходит несколько популярных круизных речных линий: с Волги и Камы в Санкт-Петербург, из Москвы в Санкт-Петербург, а также из Москвы и с Волги на Соловецкие острова. Многие теплоходы, включая суда с иностранными туристами, делают остановку в Вытегре в период круизной навигации (с начала мая по начало октября).
Порт в Вытегре. 2015 г. Фото: Михаил Архипов
В городе находится крупный порт, оборудованный плавучими кранами, специализирующийся на перегрузке на водный транспорт древесины. Этим занимаются компании ЗАО «Онегалеспром» и ЗАО «Онего-Транслес». Также в городе работает лесопильный деревообрабатывающий комбинат ООО «ЛДК №2». Кроме того в Вытегре расположена ремонтно-отстойная база флота Вытегорского района гидросооружений и судоходства – филиал ФБУ «Администрация «Волго-Балт».
Достопримечательности и памятники Вытегры:
Вид Вытегры с Вытегорского водохранилища. 2010 г. Фото: Михаил Архипов
Как через Вытегру прошел канал и водятся ли здесь тигры?
Вытегра – небольшой город на севере Вологодской области, недалеко от Онежского озера. Через неё проходит Волго-Балтийский водный путь. Этот городок очаровал меня, запал в душу. Может потому, что мое детство прошло в путешествиях по Онежскому озеру, и я навсегда запомнила глубокую синь северного неба и какой-то особый, прозрачный воздух Русского Севера.
В древности через эти края проходил торговый путь из Великого Новгорода в Шексну и дальше на Волгу. Другой водно-волоковый путь связывал Вытегру с городами Русского Севера.
На месте Вытегры находилось село Вянги , получившее свое название по протекавшему здесь Вянгиручью. Оно происходит от карельского vengi , что значит «ручей или небольшая речка, соединяющая два озера; протока», «бухта, заливчик».
Ниже по течению реки Вытегры находится Вытегорский погост (село Анхимово), первое письменное упоминание о котором относится к 1496 году. Вытегорский погост был крупным торговым центром Новгородской земли, здесь существовали торговый двор и волок между реками. Торговали здесь не только русские купцы, но и «немцы».
В 1708 году в Вытегорском погосте была построена деревянная 25-главая церковь Покрова Пресвятой Богородицы , которая являлась предшественницей 22-главого Преображенского храма в Кижах, построенного в 1714 году. В октябре 1963 года Покровская церковь сгорела. В 2003-2008 годах её воссоздали на территории комплекса «Усадьба Богословка» под Санкт-Петербургом.
В начале XVIII века Петр Великий распорядился построить на месте прежних волоков систему каналов, посредством которых можно было бы снабжать Петербург товарами из Центральной России и Поволжья. Так было положено начало трем водным системам: Мариинской, Тихвинской и Вышневолоцкой, которые, однако, были построены уже после Петра.
В 1711 году Петр лично приехал сюда, чтобы выбрать трассу будущего канала. В 1715 году выше Вянгинской пристани была заложена судоверфь, которая функционировала до 1847 года.
Благодаря своему выгодному географическому положению село росло, через него прошел еще один торговый путь — из Архангельска в Санкт-Петербург. В 1773 году по указу Екатерины Великой село Вянги было преобразовано в город Вытегру, названный так по протекавшей здесь реке Вытегре.
Этимология слова вытегра до конца неясна. По преданию, абсолютно неисторичному, у Петра Великого, когда он находился в Вянги, украли камзол, и царь в порыве гнева воскликнул: «Вы тигры» . Отсюда и пошло название «Вытегра». Однако ученые полагают, что это слово имеет древние финно-угорские корни.
Петровская идея строительства канала реализовалась лишь столетие спустя. В 1799 году началось строительство Вытегорского, или Мариинского канала, соединившего Вытегру с рекой Ковжей, впадающей в Белое озеро, принадлежащего бассейну Волги. Официально судоходство началось по нему 21 июля 1810 года. В Вытегре можно увидеть остатки деревянного шлюза старого Мариинского канала. Свое название система получила в честь императрицы Марии Федоровны, супруги императора Павла.
После строительства канала Вытегра превратилась в северные ворота водного пути, а Череповец — в южные. В Вытегре грузы переваливали с лодок-белозёрок на суда для отправки их по воде в Санкт-Петербург, либо грузили на сухопутный транспорт для отправки в Архангельск.
Вытегра быстро росла, появились полотняно-парусные мануфактуры, судоверфь, красильни, кирпичные и свечные заводы. Одно время даже предлагали сделать Вытегру центром Олонецкой губернии. В Отечественную войну 1812 года в Вытегру на 22 судах были вывезены из Императорского Эрмитажа и Кабинета Его Величества ценные вещи и драгоценности.
Однако со строительством железных дорог роль водных путей стала падать. К началу XX века Вытегра превратилась в тихий уездный город и одно из мест ссылки политзаключенных.
В годы Великой Отечественной войны в Вытегре располагался штаб Онежской флотилии. На территории Вытегорского района, единственного в Вологодской области, шли бои, через Мариинский канал шла эвакуация населения. В 1944 году вся территория района была освобождена. Однако до сих пор поисковики находят в лесах останки солдат, гильзы, гранаты и прочие атрибуты той войны.
Новый этап в развитии Вытегры наступил после завершения строительства Волго-Балтийского канала , ставшего преемником Мариинской системы. Работы по усовершенствованию Мариинской системы предполагалось начать еще в 1930-х годах. Однако работы начались лишь в 1940 году и были прерваны в годы Великой Отечественной войны. Они возобновились только в 1950 году. В июне 1964 года Волго-Балтийский путь был полностью сдан в эксплуатацию.
В наши дни Вытегра (как и Череповец) — порт пяти морей: Балтийского, Белого, Каспийского, Черного и Азовского. Здесь расположено Управление Вытегорским районом гидросооружений и судоходства ФБУ «Администрация Волго-Балт», созданы шлюзы, подходные каналы, мост, гидроэлектростанция. В навигацию здесь останавливаются курсирующие по внутренним водным путям круизные лайнеры.
В Вытегре несколько интересных музеев, а в окрестностях – немало живописных мест и древностей.
Вытегра
Город на крайнем севере Вологодской области, больше тяготеющий к Карелии и Петербургскому региону, чем к своему официальному региональному центру: до Вологды 320 километров, в то время как до Петрозаводска 220 км; до Петербурга 420 км, но Северная столица гораздо крупнее Вологды, и, следовательно, оказывает влияние на большую территорию и гораздо притягательнее для мигрантов. И на вид Вытегра больше похожа на карельский или архангельский Дальний Север, чем на вологодский Ближний:
Как и Подпорожье, Вытегра находится в слабозаселённом лесном регионе между реками Волхов и Шексна, рекой Молога и Онежским озером, таком преддверии настоящего Севера. Вытегра расположена в его северо-восточном углу; как и Подпорожье и почти все здешние города, она стоит на водных путях, которые и сейчас – основа местной системы расселения. Несмотря на то, что сейчас основные перевозки выполняются автомобильным транспортом, автодороги тоже в основном проложены по берегам озёр, вдоль рек и каналов.
Вытегра не просто стоит на водных путях, она в некотором смысле – центр всех водных путей Севера: здесь в Онежское озеро впадает река Вытегра, по которой со времён средневековья проходит маршрут из бассейна Балтийского моря в бассейн Волги.
Если плыть не на запад, а на север, то можно попасть в бассейн Белого моря; таким образом, Вытегра – настоящий перекрёсток водных путей.
Благодаря такому своему местоположению поселение и административный центр здесь существовали уже в XV веке: через Онежское озеро и Вытегру пролегал водный путь, соединяющий Великий Новгород с северо-восточными русскими землями; путь через Онежское озеро на север был единственным способом попасть уже освоенное новгородцами Поморье.
Как и на всём Севере, экономический подъём в Вытегре начался в XVIII веке, после строительства Петербурга. Через эти места по-прежнему проходили пути сообщения между Северной столицей и Поморьем; тут была построена верфь, уже при Екатерине II Вытегра стала уездным городом.
Но настоящий расцвет города наступил после строительства в начале XIX века Марфо-Мариинской водной системы, заменившая древнюю систему волоков, связывающих бассейны Волги и Невы через реки Шексна и Вытегра.
В последующее столетие Мариинская система неоднократно реконструировалась, достраивались новые объекты; в 1960-1964 она была коренным образом перестроена и превратилась в Волго-Балтийский канал.
Вытегра стала главным портом на канале, с чем связано было её развитие в позднесоветские годы.
Вытегра – один из самых удалённых от железных дорог городов в России, если брать сплошную полосу расселения: до ближайшей станции Подпорожье от Вытегры 150 км. Вытегра – фактический центр довольно обширной территории, к ней тяготеет не только один из крупнейших в Вологодской области Вытегорский район, но и восточная заонежская часть Карелии (Пудожский район). Хотя Вытегорский район характеризуется обычными для Севера двузначными показателями убыли населения (почти на 40% за последнее десятилетие), демографическая ситуация в самой Вытегре относительно благополучна: за те же годы население города снизилось с 11 до 10 тыс. чел. (менее чем на 10%), что свидетельствует о миграционном притоке в город.
Тем не менее, Вытегра – один из самых бедных городов благополучной по северным меркам Вологодской области; из промышленности здесь действует только лесопильно-древообрабатывающий комбинат. Другого значительного индустриального развития, насколько я понял, не было и в советские годы – после 1960 года население города практически не росло. После 1991 года объём перевозок на Волгобалте (а, значит, и загрузка городского порта) сильно упал, но в последние годы, по словам местных жителей, движение стало более активным. Но, так или иначе, город выглядит довольно бедным и неухоженным; Ленинградский тракт (западный въезд в город) – одна из самых разбитых городских улиц, что я видел в России:
Я ехал автостопом со стороны Подпорожья, ночевал в районе Палтоги, где видел, наверно, самый красивый в своей жизни закат:
Утром, когда я на попутной машине-вахтовке въезжал в Вытегру по этому самому Ленинградскому тракту, один раз нас так подбросило на ухабе, что меня хорошо так приложило скулой о металлическую деталь кузова. На лице образовался небольшой синяк, что немного затруднило мне моё дальнейшее продвижение. Но, с другой стороны, сделали более-менее дорогу в сторону Вологды:
Но Вытегра бедна и неухоженна только в сравнении с городами Вологодчины; на фоне провинциальной Карелии или Архангельской области она смотрится совсем неплохо.
До революции Вытегра благодаря Мариинской водной системе была богатым городом, по меркам и сейчас деревянного Севера здесь было много каменных зданий. Однако, город не очень хорошо сохранился – несмотря на то, что здесь не было значительного промышленного развития, не было масштабной перестройки центра города и старинные кварталы почти не пострадали при строительстве Волго-Балтийского канала:
Пожалуй, главная достопримечательность города – это его музеи; регулярно проходящие через Вытегру круизные теплоходы генерируют значительный для российской глубинки туристический поток. В результате в городе на 10 тысяч человек 3 музея. Самый интересный из них – музей Водных путей Севера, сам расположенный в сохранившемся здании старого шлюза Мариинской водной системы:
Второй по интересности и тоже очень необычный для районного центра музей – подводная лодка Б-440, стоящая у набережной Вытегорского водохранилища. Сам я туда не успел, но слышал, что точно такая же подлодка-музей имеется в московском музее ВМФ в Северном Тушине (который, впрочем, вроде как закрыт с 2013 года).
Не был я и в доме-музее поэта Николая Клюева, который был родом из Вытегорского района.
Краеведческий музей в Вытегре довольно обычен – небезынтересен, но ничего особенного.
Так как в городе не было значительного промышленного развития, то здесь и очень мало многоквартирных домов: практически вся Вытегра – это частный сектор:
Несмотря на относительно благополучную демографическую ситуацию, в городской ткани, как в деревне, встречаются прорехи, где раньше, по-видимому, стояли дома:
Практически все пятиэтажки (несколько штук) находятся между водохранилищем и сквером с мемориалом Победы (где находится краеведческий музей).
На площади помимо мемориала – настоящая общественная зона:
Короткий бульвар, вдоль которого стоят пятиэтажки, носит гордое название проспект Победы:
Собственно исторический центр города, от которого мало что осталось, разделён надвое рекой Вытегрой.
Западнее, на левом берегу расположена площадь с автовокзалом и Сретенской церковью, которую я ошибочно принял за центр города.
Сретенская церковь 1870-х годов постройки велика и вполне подходит на роль главной городской доминанты; однако, построенный веком ранее Воскресенский собор, расположенный в основной части исторического центра на другом берегу Вытегры до сноса колокольни и барабанов (его превратили в ДК Водников) был больше.
В основной части исторического центра расположены и немногие уцелевшие каменные дореволюционные гражданские здания (дом Невежиных).
Самое уютное место в городе – парк около музея Водных путей Севера.
Он уютный и с каким-то наивным, но душевным оформлением.
Даже обычные для парков провинциальных городов аттракционы не забивают собой всё, а встроены в пейзаж:
А обычный вытегорский вид вполне можно принять за какую-нибудь Архангельскую область, только поухоженнее:
Некрашеные деревянные дома, не очень много деревьев и бараки.
Везде пахнет деревом и много небольших лесопилок:
На южном выезде из города, который, как и западный, по-сибирски именуется тракт (Архангельский тракт), я обнаружил практически торговый центр, на строительстве дорожной инфраструктуры здесь, как это часто бывает и в Москве, сэкономили:
Такой большой магазин в небольшом городе также говорит о Вытегре как о центре обширного (хотя и слабо заселённого) района, куда люди приезжают за покупками.
Ещё из запомнившегося: жители Вытегры довольно гордо зовутся вытегорами – тянет на название какого-то непокорного горного племени.
Вот такая вот Вытегра.
Русская провинция. Вытегра
Россия готовилась к войне со Швецией и император указывает основать Вянгинскую пристань, которая бы служила перевалочной базой, в первую очередь грузов военных. Здесь были построены склады, амбары для хранения зерна, хлеба, провианта.
2. Корабли люпиновых полей! Порт Вытегры
Пётр I озадачивается серьезным вопросом, как соединить верховья Волги с Балтикой и лично посещает Вянгинскую пристань в 1711 году, осматривает древних сухопутный волок, по которому суда волочили из реки Вытегра в реку Ковжу. Но после смерти Петра I о создании канала все просто забывают на целый век.
3. Буксировка военного катера через порт Вытегры по Волго-Балту.
По указу Екатерины II в 1773 году поселение получает статус города, и называется «Вытегрою по названию той реки, на которой оный находиться будет», а ещё 3 годами позже в 1776 утверждает и городскую планировку, по которой город делится на 42 квартала и имеет чёткую планировку с параллельными и перпендикулярными улицами.
4. Порт Вытегры. Именно сюда прибывают круизники с туристами.
Прежде Вытегра была небольшим поселением с деревянными, казёнными и купеческими амбарами прямо у воды. Река делила город на 2 части, низменную и высокую, лишь на высокой части стояли жилые дома и несколько торговых лавок. Жилые дома были на подклете, в 3 окна по главному фасаду, но крайне просты, лишённые всяческого декора. Новая планировка предполагала создание торговой площади на высокой части города, городскими доминантами должны были стать 2 церкви, возведённые на правой и левой частях города. Торговая, административная части города, а так же набережная по новому плану должны были застраиваться каменными домами, в остальной части города допускалась застройка деревянными.
5. Первым же каменным сооружением в Вытегре был Сретенский собор, но сразу после освящения по собору поползли жуткие трещины, и собор упразднили и разобрали к 1801 году. Сегодня Вытегру украшает другой Сретенский собор, возведённый на том же месте к 1873 году.
6. Украшает территорию возле собора памятник местному поэту Николаю Клюеву и часовня Исаакия Долматского украшенная как бы вологодским кружевом. Перенесена сюда с затопляемой территории.
7. Здание бывшей гидроэлектростанции сейчас заслуженно занимает музей “Водные пути севера”, раскрывающий историю Мариинской системы и её последователя Волго-Балта.
Но надо сказать, что жители были крайне недовольны получением статуса города и такой планировкой, ибо их дома не вписывались в план, не соответствовали требованиям, их приходилось переносить, а то и вовсе сносить. Жители вовсе не стремились переходить на городской образ жизни, дома Вытегры ещё долго оставались простыми, мало чем отличаясь от домов в соседних деревнях, несмотря на различные предписания и указания.
8. Историческая застройка центра города.
С 30-х годов 19 века каменное строительство и вовсе прекращается, дома строятся исключительно деревянными, но зачастую выкрашиваются белой масляной краской, чтоб издалека походили на каменные, создавая некий псевдогородской образ. Но в 1847 году сильный пожар уничтожает практически всю деревянную часть города.
Во 2 половине 19 века в России активно строятся железные дороги, но все они проходят в стороне от Вытегры, что наносит гору серьёзный урон, падает экономика и город постепенно приходит к упадку.
9
10.
На рубеже 18 и 19 веков строится Мариинская водная система-мечта Петра, здесь в Вытегре находился самый первый шлюз системы- шлюз Святого Сергия. Строительство системы было возложено на инженер-генерала Франца Павловича де Воланта. Исследования проводились на протяжении всего 18 века, а вот план и смету взяли ещё у английского инженера Джона Перри, проводившего своё исследование ещё при Петре в 1710 году. Своё название система получает в честь Марии Фёдоровны, выдавшей 400 000 рублей на постройку канала заимообразно, вот тут внимание, из казны воспитательных домов обеих столиц, что само по себе является занятным фактом!
11.
Фото из интернета
12.После постройки жизнь в Вытегре закипает с новой силой, здесь идёт перевалка грузов.
Фото из интернета
13. В советское время возводится Волго-Балт на основе Мариинской системы, Вытегра становится организационным центром стройки. В качестве напоминания о былой эпохи нам остался деревянный шлюз Мариинской системы, он совсем не большой по сравнению с современными шлюзами Волго-Балта, чуть далее слева виднеется памятный обелиск. Заходя в Вытегру уже 2 год с сожалением приходится наблюдать как шлюз разрушается, деревянные доски просто проваливаются, а ведь этим шлюзом, если восстановить, можно неплохо увеличить туристический потенциал города.
14. Когда-то здесь была та самая Вянгинская пристань, основанная по указу Петра I.
15. В наши дни Мариинский канал серьёзно обмелел и больше походит на канаву.
16. Жизнь в 10 000 –ой Вытегре, разместившейся достаточно компактно на 16 кв/км тиха и спокойна, жители неспешно идут с работы, на работу, в магазин, по другим своим делам. Кто-то работает на обслуживании Волго-Балта, кто-то в лесодобыче, вдоль реки Вытегры в летний период активно идёт погрузка леса на лесовозы и лесогрузы.
В городе есть автостанция, а вот городское движение было не так давно закрыто из-за низкого пассажиропотока. Есть малые города, которые стараются не унывать и постоянно развиваются, но в Вытегре, увы, перемены не происходят. Есть, конечно, планы, но есть план, а есть его реализация, так вот последней пока совершенно не видно. Честно говоря, Вытегра производит очень грустное впечатление, туристы попадают сюда круизными теплоходами, но иностранцам, проходящим по Волго-Балту, Вытегру не показывают.
Однако, что самое главное, жители любят свой маленький город -и это важно!
Как-то спрашивали туристов, как по их мнению зовут жителей Вытегры? Звучали разные варианты: «вытегорчане», «вытегорцы», но самый неожиданный вариант был-«вытегрята» =D Но зовут жителей Вытегры-вытегоры!
17. Отель “Wardenclyffe Volgo-Balt”
Но не всё так печально, как кажется на первый взгляд: на месте Вянгинской пристани построен ресторан-отель в виде маяка с немецким названием «Wardenclyffe Volgo-Balt», дизайн интерьеров которого вполне соответствует столичному уровню, а стоимость номеров начинается от 3 800р за ночь.
18. Возле маяка благоустроена территория, и есть даже скейт-парк, что очень круто для города такого масштаба.
19. Скейт-парк на фоне обычных деревянных домов Вытегры.
20. Благоустроенная территория рядом с затоном добавляет этому месту особый колорит!
20. Однако к имеющемуся, пусть неказистому, но наследию в наши дни относятся очень неважно, например, так…
21. Но история города была бы не полна без истории людей, Вытегра-это земля адмиралов, в память об их героических подвигах сюда была по Волго-Балту доставлена подводная лодка Б-440, ставшая на вечный прикол в качестве музея боевой славы.
Подводная лодка несла боевую службу в Норвежском, Средиземном, Баренцевом морях, а так же в Северо-Восточной Атлантике. Но с этой лодкой связан один занятный казус, так в 1989 году, по причине неграмотного маневрирования, наша подводная лодка на глубине 80 метров была поймана… норвежским рыболовецким траулером «Орион» в Баренцевом море. Сеть была снята личным составом подводной лодки, после чего она ушла в подводное положение, но, говорят при переговорах, капитан принадлежность судна не раскрыл! 🙂
22. Внутри можно познакомится бытом моряков-подводников, познакомится подробнее с устройством гальюна, и здесь есть даже действующий перископ!
Согласно моему рейтингу городов, который ведётся с 2008 года из 104 посещённых городов России на 05.07.2018 Вытегра занимает лишь 97 место. Жизнь в Вытегре благодаря своей истории и хоть и небольшому сохранившемуся наследию немного интереснее, чем в Можге (98 строчка), но не настолько комфортная как более благоустроенном Лодейном Поле (96 позиция).
Вытегра
Вытегория – обитель батюшки Онего.
Территория
Вытегорский район расположен на северо-западе Вологодской области. Расстояние от Вытегры до областного центра − 360 км, от Москвы – 791 км, от Санкт-Петербурга – 421 км. По территории района проходит трасса главной водной магистрали Северо-Запада России – Волго-Балтийский водный путь. Здесь курсируют комфортабельные туристические суда, посещающие старинные русские города: Вытегру, Белозерск, Кириллов, Петрозаводск, острова Валаам и Кижи.
Бренд
Главным туристским брендом Вытегорского района является образ «Батюшка Онего» – так ласково местные жители называют бескрайние просторы Онежского озера. Онежское озеро – самый крупный водоем Вологодской области. Это второй по величине после Ладожского озера пресноводный водоем в Европе. В пределах Вытегорского района находится юго-восточное побережье Онежского озера.
История
В древние времена, до начала заселения края славянами, земли к югу от Онежского озера были заселены финно-угорскими племенами – весью, предками современных вепсов. Первое упоминание о Вытегорском погосте относится к 1496 году. С начала XVIII века поселение известно как деревня Вянги, при которой на месте впадения реки Вянги в Вытегру существовала Вянгинская пристань, через которую проходил торговый тракт из Архангельска в Петербург. История современной Вытегры ведет отсчет с 1773 года, с Указа Екатерины II о создании на основе Вягинской пристани уездного города с наименованием Вытегра. Оживление экономической и культурной жизни в первой половине XIX века связано с открытием в 1810 году Мариинского канала с системой шлюзов. Вытегорский район образован в 1927 году. Первоначально он входил в состав Лодейнопольского округа Ленинградской области, а в 1937 году вошел в состав Вологодской области.
Что посетить в Вытегре:
В Вытегре сохранилась историческая застройка XVIII – начала XIX веков: жилые каменные и деревянные здания, церкви. Среди архитектурных достопримечательностей – Воскресенский собор (1796-1800 гг.), Сретенская церковь (1869-1873 гг.). В окрестностях города можно познакомиться с изначальной формой славянского расселения в Обонежье – древними новгородскими погостами.
Богатую историю района отражают экспозиции в Вытегорском объединенном музее, в состав которого входят краеведческий музей, музеи «Водные пути Севера», «Жизнь и творчество Николая Клюева», «Подводная лодка Б-440». Последний был создан на базе большой океанской дизельной подводной лодки, − Вытегра является родиной многих российских адмиралов. Вытегорский край дал России и других выдающихся деятелей науки и культуры. Среди них кардиолог Николай Амосов, вепсский писатель Анатолий Петухов. В Вытегорской гимназии более ста лет назад преподавал известный поэт и прозаик «Серебряного века» русской литературы Фёдор Сологуб. В Вытегре находится дом-музей поэта Николая Клюева, который родился в деревне Коштуг. Сергей Есенин считал Клюева своим учителем. Судьба поэта трагична: в 1937 году он был арестован и расстрелян. В память о нем Вытегре регулярно проходят Клюевские чтения.
Настоящей диковинкой природы Вытегорского района можно назвать карстовые озера – Куштозеро, Шимозеро, Ундозеро, Долгозеро. На дне и склонах воронки этих озер имеются отверстия – поноры, через которые вода периодически уходит из водоема. На дне исчезнувшего озера начинает расти трава, и спустя год здесь образуются сенокосные угодья. Однако через два-три года вода снова появляется через отверстие в воронке, постепенно заполняя котловину, восстанавливается и ихтиофауна.
В Вытегорском районе расположены памятники природы федерального и областного значения. Среди них Андомский геологический разрез (мыс Андомский на берегу Онежского озера), Шимозерский, Куштозерский, Лухтозерский, Верхне-Андомский заказники.
События в Вытегре
В Оштинском поселении ежегодно проводится межрегиональный праздник вепсской национальной культуры «Древо жизни».
Город Вытегра – достопримечательности
Город Вытегра – административный центр Вытегорского района Вологодской области. Расположен на реке Вытегра, в 15 км от Онежского озера, в 337 км к северо-западу от Вологды. Население – 10,863 тыс.человек (2009 год).
Город Вытегра – достопримечательности
С 1710 года стала известна деревня Вянги, находящаяся на речке Вянге, впадающей в Вытегру. Через деревню проходил торговый путь из Архангельска в Санкт-Петербург. С 1773 года поселение было преобразовано в город Вытегру по названию реки.
На правом берегу находится центр города. Здесь расположена торговая площадь со старинными невысокими домами. Недалеко на проспекте Ленина – Воскресенский собор, построенный в 1796-1800 гг. Ранее это был пятиглавый собор с трапезной и возвышающейся над собором колокольней со шпилем. В советское время храм был частично разобран и использовался как Дом культуры водников.
Рядом, в основном – каменные двухэтажные дома и деревянные дома на каменном цоколе. В левобережной части города, на Красной Горке, – массивная пятиглавая с колокольней Сретенская церковь. Долгое время в ней находился краеведческий музей. В настоящее время в храме проходят службы. Недалеко – деревянная Исаакиевская часовня, перевезенная с Беседной Горы.
В 7 км от Вытегры, в селе Анхимово, на бывшем Вытегорском погосте, находится пятиглавая церковь Спаса Нерукотворного. В 18 км от Вытегры по Ленинградскому шоссе – деревянная церковь Богоявления 1733 года и каменная Знаменская церковь 1810 года.
Можно посетить Вытегорский районный краеведческий музей, в котором представлены экспозиции о дореволюционной жизни края и становлении советской власти, восстании крестьян в 1918 году и советско-финской войне.
Интересна и познавательна для детей и взрослых экскурсия в Музей на базе подводной лодки Б440 образца 1970 года. Здесь есть пояснения к оборудованию. Многие экспонаты можно потрогать. Играет патриотическая музыка. В центре города расположен деревянный шлюз Мариинской системы, сохранившийся с 1810 года, когда соединили реки Ковжу и Вытегру.
В настоящее время шлюз пришел в упадок. Интересен памятный обелиск в честь Мариинской водной системы, установленный у начала камеры сооружения. Рядом со шлюзом находится музей водных путей севера – филиал Вытегорского краеведческого музея. На площади Победы установлен памятник воинам-вытегорцам. В городе Вытегре открыт Дом-музей поэта Н.А. Клюева, который здесь жил и работал.
Источники:
http://www.cruiseinform.ru/places/vytegra/001/
http://zen.yandex.ru/media/id/5a645a7f8651654b300a5899/5df691e2027a1500b000d83c
http://me-frai.livejournal.com/142478.html
http://serzh-zaguman.livejournal.com/143056.html
http://vologdatourinfo.ru/excursions/vytegra
http://tripguide.ru/vitegra.htm