35 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Западная Лица

База Западная Лица. Заозерск — город морской Славы

Город Заозерск расположился на берегу губы Западная Лица в Мотовском заливе Баренцева моря. Этот залив был впервые описан и нанесен на карту в 1823 году лейтенантом Н.И. Завалишиным, участником исследовательской экспедиции 1821-1824 г.г. на бригантине «Новая Земля» под командованием капитан-лейтенанта Ф.П. Литке.
Места эти были известны русским промысловикам-поморам уже в XV веке. Они охотились здесь на нерп, которые устраивали свои лежбища на берегах Мотовского залива, не опасаясь соседства людей: на пртяжении столетий места эти были необитаемые.

Первые капитальные постройки начали появляться на побережье губы Западная Лица в 1939 году. По одному из соглашений, подписанному во время советско-германского договора о ненападении, наша страна обязалась предоставить немцам на Крайнем Севере порт или место для военно-морской базы, куда могли бы заходить крейсера, курсирующие на торговом пути союзников в Атлантике.

Для создания базы немецким военно-морским ведомством Редера была выбрана губа Западная Лица и вскоре там закипела работа: строились склады снабжения, ремонтные мастерские, причалы. Секретный порт получил название «Пункт «Норд». Но его строительство довольно быстро прекратилось: весной 40-го года, когда немцы высадились в Норвегии и получили удобные для своих баз фьерды, база «Норд» на Мурмане утратила свое значение.
Советским военно-морским ведомством стратегически выгодное положение Мотовского залива было оценено в конце 50-х годов, когда возникла необходимость создания на Северном флоте базы для зарождающегося атомного подводного флота Советского Союза.

30 апреля 1957 года на пустынный берег бухты опоясанной со всех сторон крутыми мрачными скалами, по заданию командования — найти подходящее место для будущего поселка — высадился небольшой изыскательский отряд. Руководил экспедицией главный инженер — А.М. Александрович.
Обустроившись за пару дней на старой барже, изыскатели приступили к изучению окрестностей и проведению топографической съемки местности.
В результате инженерно-геологических изысканий в нескольких километрах от залива была найдена ровная площадка, сложенная песчанно-валунными грунтами — отложениями водных потоков ающих ледников, которые обеспечивали надежность проектируемых жилых и административных зданий.
На небольшом удалении от этой площадки был выбран участок водозабора на реке Западная Лица.

Из воспоминаний участников этой экспедиции, во время изыскательских работ их не покидало ощущение, что они вернулись в суровые военные годы. Вся местность была усеяна обломками военной техники, осколками снарядов, заржавевшим оружием. Не редко встречались землянки, построенные из камня пулеметные дзоты. Это не удивительно. Ведь именно здесь, вдоль реки Западная Лица, проходил главный участок фронта в июне 1941 года. Здесь нашим войскам удалось остановить наступление горно-стрелкового корпуса «Норвегия» и сорвать план молниеносного прорыва обороны Мурманска.
Сотни врагов нашли свой бесславный конец на берегах этой северной реки, но и наших солдат полегло немало.
Их ратный подвиг воодушевлял изыскателей, помогал преодолеть все тяготы их трудовых будней.
К концу 1957 года изыскательские работы были закончены, а в 1958 году был разработан и утвержден первый генеральный план застройки поселка.
В этом же году была спущена на воду первая в истории нашего флота атомная подводная лодка «К-3» — «Ленинский Комсомол». А уже в октябре 1959 года — отдельня бригада подводных лодок была передислоцирована из Северодвинска в губу Западная Лица.

В это же время в поселке, где должны были обосноваться моряки-подводники, было построено несколько десятков бараков и деревянных сборнощитовых домиков. Жилища эти были не очень пригодны для Севера. Зимой температура в них едва достигала 5 — 6 градусов. Отапливались они по северному варианту: с вечера в печку складывали камни, которые затем поливали бензином и поджигали. Жар от раскаленных камней несколько часов обогревал помещение, но уже к утру вода, стоявшая в ведрах, покрывалась корочкой льда.
Несмотря на тяжелые социально-бытовые условия, люди не унывали: энтузиазма в те годы нашему народу было не занимать. Подводники осваивали атомные субмарины, а строители строили для них дома.

К 1 сентября 1960 года было возведено три многоэтажных жилых дома. В город стали съезжаться жены моряков. В совсем еще недавно пустой тундре зазвенели детские голоса. За пять лет к 1964 году центр поселка был сформирован и насчитывал 13 жилых домов. Была построена школа на 480 мест, Дом офицеров, аптека, магазин смешанных товаров, в котором можно было купить все — спички, соль или модную кофточку, вяленую зубатку или необходимые на севере валенки.

Связь с Большой землей в те годы осуществлялась морским путем. Два раза в неделю, к берегу, если позволяла погода на море, подходил небольшой деревянный пароходик, прозванный в народе — «Санта-Мария». Его ждали с нетерпением. Он привозил письма, продукты, необходимые промтовары. На нем приезжали и уезжали в отпуска на Большую землю.
В летнее время до Мурманска можно было добраться и сухопутным путем, по фронтовой дороге, проходившей через поселок Ура-Губа. Около речки автобус останавливался, пассажиры выходили наружу и переходили речку в брод. Автобус в целях безопасности переезжал через деревянный мостик, порожним. Весь путь занимал около 6 часов. Строительство магистральной автодороги с мостом через реку Западная Лица было окончено только в 1971 году.
К этому времени в поселке уже насчитывалось 38 пятиэтажных домов, построена котельная, новый Дом офицеров, бассейн. К общеобразовательной школе было достроено еще одно крыло, и в ней уже могли обучаться 980 ребятишек. В старом деревянном здании ДОФа открылась музыкальная школа.

Поселок развивался, менялись его названия. А в 1981 году ему был присвоен статус города, с названием — Мурманск-150. В феврале 1994 года он был переименован в Заозерск. Это название как нельзя лучше характеризует местный ландшафт. Неподалеку от города находятся десятки живописнейших озер, излюбленных мест отдыха горожан. Несмотря на частые переименования города — не менялась его суть. Его градообразующей основой во все времена оставалась 1-я Краснознаменная Флотилия атомных подводных лодок, сформированная в 1961 году на базе 206-й отдельной бригады подводных лодок.
Сколько новых страниц вписали в славную летопись боевой славы Российского флота экипажи подводных кораблей 1-й Краснознаменной Флотилии атомных подводных лодок СФ!

Вот некоторые из них.

Июнь 1962 года, Первая советская подводная лодка «К-3» «Ленинский Комсомол» впервые в истории ВМФ совершила поход подо льдами Арктики и всплыла в районе полюса. Командир — капитан 2 ранга Л.М.Жильцов, командир электромеханической БЧ капитан 2 ранга Р.А.Тимофеев и руководитель похода контр-адмирал А.И.Петелин стали героями Советского Союза. (Первым в истории нашего города Героем Советского Союза был первый командир подводной лодки «Ленинский Комсомол» — Л.Г.Осипенко, удостоенный этого звания в 1959 году за освоение новой техники).

Сентябрь 1963 г. Две АПЛ — «К-115» (командир — капитан 2 ранга Дубяга И.Р.) и «К-178» (командир — капитан 1 ранга Михайловский А.П.) — совершили первый в истории отечественного мореплавания переход подводных лодок на Тихоокеанский флот подо льдами Арктики со всплытием у полярных станций «Северный полюс — 12» и «Северный полюс — 10». 18 февраля 1964 года А.П.Михайловский удостоен звания «Герой Советского Союза».
В сентябре 1963 года еще одна лодка 1-й флотилии АПЛ — «К-181», под командованием капитана 2-го ранга Сысоева Ю.Л., совершила успешный поход и всплытие в географической точке — Северный полюс. Экипаж лодки водрузил на полюсе Государственный и Военно-Морской флаги СССР. В феврале 1964 года Ю.Л.Сысоеву присвоено звание «Герой Советского Союза».

Февраль 1966 г. Впервые в истории ВМФ СССР отряд атомных подводных лодок, под командованием контр-адмирала Сорокина А.И., совершил кругосветный поход без всплытия на поверхность. За полтора месяца подводники прошли расстояние свыше 25 тысяч миль. В мае 1966 года Сорокину А.И. и еще пяти участникам похода было присвоено звание «Герой Советского Союза».

Март 1967 г. АПЛ «К-128» на 7 месяцев покидает родные берега, уходя в дальний поход в составе экваториальной экспедиции особого назначения.
Январь 1976 г. Первый групповой переход подводных лодок «К-469» и «К-171» в составе тактической группы на Тихоокеанский флот через Атлантический и Тихий океаны, пролив Дрейка.
Старший на переходе «К-469» — капитан 1 ранга Соколов В.Е. удостоен звания «Герой Советского Союза».

Февраль 1985 г. Атомная подводная лодка «К-278», известная в дальнейшем как АПЛ «Комсомолец», впервые в мире погрузилась на глубину 1027 м.

Май 1989 г. Впервые в отечественном ВМФ подводная лодка «К-148» (командир — капитан 1 ранга Филатов В.П.) выполнила тактический прием применения ракетного оружия одним залпом по двум целям.

Август 1995 г. Тяжелый подводный крейсер «ТК-20» (командир — капитан 1-го ранга Богачев А.С., старший похода — контр-адмирал Макеев В.м.) выполнил ракетную стрельбу с Северного полюса.
Можно перечислить еще множество походов 1-й Краснознаменной флотилии атомных подводных лодок, которые в календаре исторических и памятных дат Военно-Морского Флота нашего Отечества связаны со словом «впервые».
За послевоенные годы 29 военнослужащих 1-й флотилии удостоены звания «Герой Советского Союза», 4 — «Герой России». В их числе и нынешний командующий флотилией — вице-адмирал М.В.Моцак.

Но есть, к сожалению, в летописи флотилии даты и события, о которых невозможно говорить без боли. За прошедшие 40 лет со дня, когда на воду сошла первая атомная лодка «К-3», море забрало не один десяток жизней подводиков, уходивших на защиту морских рубежей нашей Родины. На самой легендарной лодке «К-3» «Ленинский Комсомол», в сентябре 1967 года во время аварии погибло 39 членов экипажа. Они захоронены в братской могиле недалеко от Заозерска, среди сопок, в стороне от людских глаз. Но в городе помнят о них и чтят их память. Не случайно главная улица города носит имя АПЛ «Ленинского Комсомола».
Незаживающей раной является и гибель атомной подводной лодки «Комсомолец», произошедшая в Норвежском море 7 апреля 1989 года.
Величественно возвышается над городом мемориальный комплекс, воздвигнутый в ноябре 1991 года в память о погибших на «Комсомольце» подводниках, напоминая о силе духа, мужестве и героизме моряков, до конца выполнивших свой воинский долг.
Помнят заозерчане и о подвигах матроса Леонида Рябинина, лейтенанта Бориса Корчилова, которые ценой собственной жизни предотвратили взрывы атомных реакторов на подводных лодках и спасли боевые корабли и жизнь своих товарищей. Их именами названы улицы города.

Не очень людно сегодня на улицах, носящих имена Рябинина, Корчилова, генерала Чумаченко. Стоят заколоченные, в самом центре города, несколько многоэтажек, тех самых, которые выросли среди суровых сопок в начале 60-х годов. Они нуждаются в капитальном ремонте, а городу такие деньги сегодня найти не просто.
Тяжелые времена переживает сегодня 1-я Краснознаменная воистину героическая флотилия атомных подводных лодок.
Моряки этой флотилии поддерживают боевую готовность своих кораблей, находясь в условиях постоянного недофинансирования. Средств на судоремонт в последние годы государство практически не выделяет, а межремонтные сроки истекли у 60% кораблей. Подводные лодки на годы застывают у пирсов.
В ходе проведения организационно-штатных мероприятий, связанных с сокращением Вооруженных сил, с 1991 года штатная численность объединения уменьшилась на 28%. За этот период экипажей подводных лодок, вспомогательных судов, береговых подразделний расформировано более 40.
Утилизируются корабли, уходят с флота высококлассные специалисты — офицеры и мичмана. Многие уезжают из города. За период с 1991 года население Заозерска сократилось на 18%. Но несмотря на все трудности, город продолжает жить. Заозерск стал родным домом для людей, приехавших сюда 30-40 лет назад, у которых здесь выросли дети, родились внуки. На долгте годы обосновываются в городе семьи многих уволеных в запас офицеров и мичманов, которым ехать сегодня некуда. Поэтому, естевственно, что Заозерск должен жить и развиваться, несмотря на сокращение своей «прародительницы» — 1-й Краснознаменной флотилии атомных подводных лодок.
Хотя хочется верить, что наша героическая флотилия не превратится в дивизион отстоя, а по-прежнему будет защищать морские рубежи страны, решать научно-технические и океанологические проблемы.
И как знать, может быть, в будущем именно Заозерску суждено стать колыбелью гражданского, торгового и пассажирского скоростного подводного судоходства.
Марина Руденко. «Западная Лица» 1998 год.

Читать еще:  Кувшинское озеро

Западная Лица — база подводных лодок

Вообще говоря, Западная Лица это одна из рек Кольского полуострова, впадающая в Мотовский залив Баренцева моря в районе полуострова Рыбачий. Но этим именем повелось называть самую первую базу советского атомного флота. Закрытый городок (поначалу — посёлок), выросший вокруг базы, сегодня называется Заозёрск (озеро действительно поблизости есть). Сменил он множество имён: в разное время был и Заозёрным, и Североморском, и Мурманском-150, но реально в обиходе и моряков, и командированных фигурирует как Западная Лица. От границы с Норвегией отделяет километров 50. В середине XIX века в устье Западной Лицы было саамское поселение с одноимённым названием. С 1860 года здесь рядом с саами начали селиться финны, но в 1940 году, после Советско-финской войны, их выселили.

Город 47 героев

В состав ЗАТО кроме собственно Заозёрска входят совсем небольшие военные городки: губа Нерпичья, губа Большая Лопатка, губа Малая Лопатка и губа Андреевская. Главное городское поселение расположилось между сопок в 2-3 км от устья Западной Лицы и километрах в 3-4 от собственно базы (зоны, как её называли).
Население Заозёрска, когда-то достигавшее 20000, на сегодня не превышает 10000, но при этом гражданами Заозёрска за его недолгое существование были 47 Героев Советского Союза и России. Городок, состоящий преимущественно из ДОСов, имеет очень неплохой Дом офицеров флота, две общеобразовательные и одну спортивную школы, детские сады, магазины и т. п. Здесь выпускается своя еженедельная газета «Западная Лица» и ежедневно по вечерам вещает свой телеканал. В городе установлены памятники подводникам, погибшим на первой советской АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» (1967 г.) и К-278 «Комсомолец» (1989 г.).
В январе 1959 года сюда в бухту Малая Лопатка пришла первая АПЛ К-3. Здесь началась её опытная эксплуатация, в которой помимо военных моряков участвовали многие представители науки и техники. Был среди них и научный куратор всего проекта, будущий президент АН СССР академик Анатолий Петрович Александров. Зимой 1972 года, когда автор этой статьи впервые прибыл на эту базу, нам, командированным, показали небольшой ничем не примечательный домик, расположенный у самой кромки воды в Малой Лопатке. В нём в период зарождения советского атомного флота работал академик Александров.
Вслед за К-3 в бухты Малая и Большая Лопатки стали одна за другой прибывать АПЛI поколения этого же, а затем и других типов. Прошли через Западную Лицу почти все атомные лодки II, а затем и III поколений. Здесь базировались все экспериментальные АПЛ: К-222 проекта 661 (миро вой рекордсмен по подводной скорости), К-278 «Комсомолец» проекта 685 (мировой рекордсмен по глубине погружения), уникальные АПЛ-истребители проекта 705. Сюда же в 2014 году пришла первая АПЛ IV поколения проекта 885 «Северодвинск».
В губе Андреевская размещается береговая техническая база — хранилище отработанного ядерного топлива. В эксплуатацию оно было введено в 1961 году. В феврале 1982 года здесь произошла серьёзная радиационная авария — утечка радиоактивной воды из бассейна отстоя. Ликвидация аварии проходила с 1983 по 1989 год. За это время в воды в Баренцева моря вытекли сотни тонн высокорадиоактивной воды. В ликвидации аварии участвовало до 1000 человек. Руководил работами Владимир Булыгин, удостоенный за это звания Героя Советского Союза.

Гнездо «Акул»

Со временем, когда по мере активного роста советского ВМФ в ближних к Заозёрску бухтах становилось уже тесно, начали осваивать более отдалённую губу Нерпичью. К 1981 году здесь была создана база со всей необходимой инфраструктурой для самых больших в мире АПЛ 941 проекта «Акула». Автору статьи доводилось выезжать в Западную Лицу в разное время года. Морозными полярными ночами мы не раз имели возможность любоваться феерическими северными сияниями, каждый раз разными и неповторимо красивыми. Как-то уже весной, в апреле, устроили поход выходного дня к основанию полуострова Рыбачий, чтобы отметить на природе «юбилей» (45 лет) одного из нас. Там, расположившись над высоченным скалистым обрывом, провели намеченное мероприятие и решили использовать освободившуюся бутылку из-под шампанского для отправки в океан «письма потомкам». Сочинили его, изложив на листке из блокнота. Записку запихнули в бутылку, которую заткнули штатной пробкой. Затем, подойдя поближе к обрыву, один из нас метнул её в море. Бутылка полетела, а мы затаили дыхание, пытаясь услышать либо всплеск (если долетит до воды), либо звон разбившегося о скалы стекла. Но услышали совсем другое: раздалось отчаянное гоготанье, кряканье и т. п. Несметное количество птиц разных мастей и размеров взмыло вдоль обрыва вверх и продолжало гоготать над нашими головами. Оказалось, что наш привал проходил непосредственно над одним из птичьих базаров, которыми славится побережье Кольско го полуострова.

Героический штурм собственной базы

Вспоминается ещё один эпизод, связанный с пребыванием в Западной Лице. Вроде бы забавный, но если задуматься, то не очень. Как-то в 80-е годы мы с сослуживцем прибыли сюда в связи с какой-то конкретной связанной с нашими изделиями проблемой. Поскольку эта же проблема касалась смежного агрегата, разработанного одной московской фирмой, то одновременно сюда прилетели два её представителя. Нас четверых поселили непосредственно в зоне на так называемой плавказарме ПКЗ-90 (кстати, по слухам, позже она умудрилась затонуть прямо у пирса по причине чьего-то разгильдяйства; к счастью, обошлось без пострадавших). Командировка наша проходила в феврале, когда полярная ночь уже близится к завершению и по утрам, но не ранним, светит Солнце. Одним таким утром, позавтракав на ПКЗ, где состояли на временном довольствии, решили перед работой немного подышать воздухом и вышли через КПП за пределы зоны. Почти одновременно с этим в зоне прозвучало что-то типа сирены, и вскоре мы увидели, как из расположенных на склоне сопки казарм в быстром темпе движутся вниз к пирсам со стоящими там АПЛ моряки. Судя по всему, начиналось какое-то крупное учение; возможно, с выходом лодок с базы. Но офицеры этих кораблей, помимо несущих вахты, во внеслужебное время находятся у себя дома в жилом городке, четырёхкилометровая дорога из которого в зону петляет между сопок. КПП, около которого мы в этот момент находились, расположен как бы на гребне: в одну сторону спуск в зону к пирсам, с другой стороны — довольно крутой подъём к КПП дороги из городка.
Вскоре на дороге появились первые автобусы из городка с поднятым по тревоге офицерским составом базы. Накануне был довольно тёплый день, но ночью подморозило, и на дороге возник гололёд, а последний её (примерно 100-метровый) отрезок довольно крут и к тому же узок — движение только в один ряд. И вот мы видим, как первый автобус (а было их штук 6-7) с ходу начинает подъём сторону КПП. Но, не одолев и половины дистанции, буксует, теряет скорость и пятится назад. Хорошо ещё, что водители (вероятно, прекрасно знающие эту дорогу) идущих следом автобусов останавливаются перед подъёмом. Автобус-лидер делает ещё пару попыток добраться до КПП, но с тем же результатом. В итоге сдаётся. Из него, а затем и из идущих за ним автобусов вываливается толпа офицеров и в пешем строю, скользя и спотыкаясь, устремляется вверх. Автобусы остаются внизу. Надо сказать, что в те времена были они все какие-то допотопные, обшарпанные, холодные, мало подходящие для Заполярья. Мы иногда ездили на них в городок, но чаще из-за нерегулярности их движения ходили пешком.
Вся эта история, которую мы назвали «героический штурм базы ВМФ», продолжалась минут 10. А внизу в зоне в ожидании своих командиров стояли грозные боевые корабли, вероятно, готовые выйти в море. Парадоксальная складывалась картина: с одной стороны, огромная мощь атомного флота, а с другой — жалкие автобусы, не способные одолеть подъём. На первый взгляд — смешно. А если бы тревога была не учебная?

Журнал: Историческая правда №1, январь 2020 года
Рубрика: Разноимённая Западная Лица
Автор: Константин Ришес

За полярным кругом. Часть 4. Заозёрск (Западная Лица)

Ну вот, побывав в Полярном, Североморске и Гаджиево, наконец я добрался до самой северной точки своего путешествия — города Заозёрск. Правда, моим коллегам он ранее был известен как Западная Лица и по началу я вообще путался, думая, что это разные города. 🙂 Вообще, на этом список его красивых имён не заканчивается. Он же — Североморск-7, он же — Мурманск-150. Когда-то.
Городок находится на значительном удалении от места нашего плацдарма — Североморска. Посему поездки туда были самыми утомительными. И запоминающимися. Собственно, удалось мне там побывать всего 2 раза.

Выезжали из Североморска всегда рано — около 6 утра. Толком не отдохнув от прошлого рабочего дня где-нибудь в Полярном, вставать в такую рань было тяжело. Да еще и эта тотальная темень приближающейся полярной ночи. Кого хочешь в тоску загонит. Но огненное желание посетить все пункты назначения из командировочного удостоверения не позволило мне отдать работу в Заозёрске кому-то другому из нашей команды 🙂 И я не прогадал. Выматывающие 7 часов пути в оба конца и 10 часов работы в каждый заезд вернулись сторицей.

Итак, промозглое ноябрьское утро (или еще ночь. ), 6 утра. поехали.

Надо отметить, что нам очень повезло с водителем, которого наняли в Мурманске на весь срок работы. Молодой парень, очень приятный в общении, много чего может рассказать про свой край. При этом терпеливо ждал нас в машине, во всех пунктах по 8-10 часов каждый день. Я вообще поражаюсь этой профессии. Конечно, ему за это и хорошо платили, но все же есть человеческий предел. Жаль, не могу уже вспомнить его имени, а ведь вроде даже имэйлами обменивались. Так вот, все, что я знаю про Западную Лицу и окрестности — знаю только от него. Если что-то не так — меня поправят.

Читать еще:  Зимние блесна на щуку: уловистые модели и самоделки

Первая остановка по пути — Мемориал защитникам Советского Заполярья. Что можно было разглядеть в темноте при свете полной Луны? Да практически ничего.

Обочина. Пытаюсь сориентироваться в пространстве после сна:

Яркость фото вытягивал из RAW, как кота за одно место. Что бы хоть что-то можно было показать родным 🙂

Это мы оставили свои следы на девственном снеге, выпавшем ночью:

Не видели их там?

А вот и наша карета:

И тихо светит нам Луна.

Потом опять долго-долго тряслись в машине, слушали занимательный рассказ водителя о Долине Смерти и Долине Славы. Дух захватывало от мысли, что я еду тут, по этим легендарным местам!

Если ехать от Мурманска, то сначала вы проезжаете по Долине Славы, потом рубеж — река Западная Лица и начинается Долина Смерти. Есть другая версия названий, которая объединяет обе долины в Долину Славы (или Смерти). Откуда такие названия и что там произошло?

А произошёл там один из крупнейших обломов гитлеровской армии. Практически в первые дни войны командование немецких войск поставило задачу захватить Советское Заполярье, Мурманск и завладеть никелевыми разработками. На всю операцию был дан срок три дня. Но немцы, пройдя вглубь наших территорий всего на 2-3 километра так и остались лежать в гранитных сопках, продержавшись там с июля по ноябрь 1941 года. Поэтому для них долина стала Долиной Смерти, а для доблестных защитников Заполярья — Долиной Славы. По сути, Долина представляет собой один сплошной мемориал. На её территории немногочисленные копатели находили кучу единиц разного оружия, боеприпасов, останков, оборонительных укреплений, сооружений. По рассказам нашего водителя, оружие часто находили висящим на дереве, в озере или прямо на гранитных сопках. Оно не ушло в землю (так как ее тут почти нет), как в других местах, а осталось лежать так, как его положили. Интересно было сравнить состояние построек на территории немцев и русских. Хотя бы на примере госпиталей. В каких условиях содержались наши и немцы. Где-то в тех местах есть каменный немецкий госпиталь. Там, говорят, много чего сохранилось. Железные койки на пружинах, матрасы. В противовес нашим госпиталям, где раненые часто лежали на полу. И даже при такой разнице в матобеспечении мы выстояли.

За интересными байками не заметиили, как подъехали к КПП перед мостом через реку Западная Лица.

Нет, конечно мы заметили, иначе продолжали бы свой путь по Долине Славы уже с прострелянными колесами. Ну или разделили бы с фрицами их кусочек долины:)

Пока там искали наши списки, нашел время сбегать на мост и посмотреть на то, что называют Западной Лицей:

Вот такая незамерзающая речушка:

Хотя может она замерзнет позже.

Кстати, река два раза пересекается с дорогой на пути к Заозёрску, петляя между сопками.

Когда-то в этих краях была проложена железная дорога, но сейчас её уже практически всю разобрали. Осталась только одна насыпь. Но недалеко от самого Заозёрска еще есть и само полотно. Мы его проезжали — «железка» шла по мосту над трассой.

Вообще, несмотря на кажущуюся необитаемость здешних мест, тут полно следов цивилизации. Как ушедшей, так и существующей. Заброшенные бетонные коробки строений чередуются с вполне боеготовыми частями ПВО — пару раз видели за сопками спецмашины с радарами и чем-то похожим на передвижные пусковые установки.

Ладно, я не в курсе где я это видел и может мне это вообще всё приснилось. 🙂

Кстати, заблудиться и сгинуть в этих местах проще пареной репы. Достаточно в пасмурный день потерять из видимости дорогу и привет. Все сопки похожи друг на друга — поди разбери откуда пришел. Известны случаи исчезновения детей, ушедших по грибы-ягоды. Так что по нужде от дороги лучше далеко не уходить. 🙂 Не заблудишься, так словишь пулю где-нибудь, не заметив колючки. А в некоторых местах её просто и не закладывали в проекте.

Вот так, уже светлым днем добрались до конечной точки..

Ах нет, для нас ещё не конечная. Нам, пожалуйста, до бухты. Но пока надо затариться в местном магазине всякими проводами.
А я в это время погулял вокруг да около.

Местная деревянная часовенка:

Дом Бога, на фоне заброшенных домов офицеров. Тут всюду веет каким-то трагическим героизмом.. Места такие. Мне показались суровыми.

Какой-то Рейвенхолм из Half-Life:

По ночам тут, наверное, особенно весело. По полярным ночам.

Хотя я может просто сгущаю краски, люди-то живут. И не мало — 13,5 тыс. человек.

А вот тут на первом этаже есть столовая. Не такая, как в Гаджиево, но есть можно.

В Заозёрске, кстати, находится памятник погибшей лодке «Комсомолец» и К-3 «Ленинский комсомол».

Держим путь в базу на губе Западная Лица, в Мотовском заливе. По пути попросил водителя остановиться.
Розово-жёлтый отсвет сопок завораживает.

Суровая красота Севера. С каждым разом я понимал значение этого выражения всё больше и больше.

База «Западная Лица» является местом базирования новых поколений многоцелевых, стратегических и тактических атомных подводных лодок. Здесь же базировались все экспериментальные АПЛ — К-222 проекта 661 «Анчар», К-27 проекта 645 ЖМТ, К-278 «Комсомолец» проекта 685 «Плавник» (источник). Основана в конце 50х годов как первая на СФ база подводного атомного флота. Строки в начале моего рассказа — посвящение этой базе. Западная Лица по праву может называться столицей атомного флота нашей страны.

Кстати, в том месте где мы были, базировались довольно старые подводные лодки. А вот если бы мы смогли мысленно перелететь через сопку. То там, в губе Нерпичья, мы увидели бы красавиц-АПЛ проекта 941 «Акула». Но моя мечта не осуществилась — там нам делать было нечего. Зато осуществилась другая моя мечта. Я все-таки побывал на настоящей атомной подводной лодке 🙂

Между делом, не могу не отметить одного молодого офицера базы. Не буду называть его должность, звание, фамилию. Но именно таким должен быть, по моему представлению, настоящий офицер-подводник. Волевой, бескомпромиссный, рассудительный, умный и честный. Такого порядка, как в его части, я больше на СФ нигде не видел (не хочу обидеть остальных, но при оценке порядка в других местах на 4-5, в его части я оценил бы на 5+). Подчиненные его беспрекословно слушаются и выполняют немедленно все поручения и распоряжения. Причем без обсуждения и молча. В свои 35-40 лет он получил довольно высокую должность и звание. Заслуженно. Такими людьми должна гордиться страна. Но часто они просто остаются в тени. А так и надо. Потому что зачастую в современном мире фамилии подводников мы узнаем только из историй вроде «Курска». Дай Бог ему здоровья и энтузиазма на всю жизнь.
Благодаря этому офицеру нам и удалось посетить с экскурсией одну из АПЛ. Причем, это было представлено в виде благодарности за нашу работу и как дань уважения к гостям издалека. Люди на Севере сильно отличаются от людей «на материке». Сильно, очень сильно. Своей отзывчивостью, обязательностью и открытостью. Одним словом, он отдал распоряжение провести экскурсию и его выполнили в срок и на высоте.
Лодка, на которую мы пошли, называлась К-388 «Петрозаводск», проекта 671. Не очень большая лодка, по сравнению с «Акулой». Длина чуть больше 100 метров, ширина — 10.
Конечно будет глупо звучать, но только тогда я понял, для чего у лодки такая надстройка сверху (рубка) и что она при погружении заполняется водой.

Внутри фоток не будет 🙂

Можно только сказать, что там очень тесно. Если хотите представить, как там, то посмотрите на фото из моего рассказа про ТЭЦ, потом мысленно скрутите это пространство в маленькую трубочку из двух слоев металла и слоя резины.

В паре мест я пожалел, что не снял пуховик — застрял 🙂 Я вообще не понимаю, как они в ней передвигаются, да еще на такой скорости. Заглянул в реакторный отсек через окошко. Реактор был заглушен — стержни подняты. Прошли до кормы, до рубки гидроакустика. Большая блямба на корме этой лодки и есть гидроакустический аппарат.

«Фото не моё и не помню откуда появилось» 🙂

Вторая слева лодка и есть «Петрозаводск». А эти рядом стояли:

Как я понял, это уже лодки класса «Антей». И «Курск» была одной из них.

Получив на экскурсии огромную дозу радиации впечатлений, пошли по домам. Правда, пройдя на одном из постов обязательный радиационный контроль. Это чтобы кто-то из подводников не принес домой сюрприз своим близким на одежде. Кстати, именно по этой причине на АПЛ всегда поддерживают чистоту на уровне операционной. А я, дурачок, всё боялся внутри мазнуться какой-нибудь радиоактивной смазкой. 🙂

Слава Богу, все вышли чистыми и нас отпустили. 🙂 И следующие 3,5 часа дороги назад прошли в обсуждении увиденного.

А это панорамка губы Западня Лица и залива:

Город мой на краешке Земли
Затерялся за Полярным кругом.
И признаньем в искренней любви
Песнь о нём поём мы часто с другом.
Очарован дивной красотой
Здешних сопок, северным сияньем.
Покорён душевной теплотой,
Чем богаты наши северяне.
Много зим и лет уже прошли.
Здесь морской судьбы лежит начало.
Из походов наши корабли
Часто Лица радостно встречала.
Заполярный русский исполин
Для страны надёжным стал оплотом.
Город-воин, страж морских глубин
Ты – столица атомного флота.
Заозёрск, мой Заозёрск,
Край озёр глубоких, синих,
Кто служил здесь, жил и рос,
Верят – лучший ты в России.

(Автора не знаю. )

Всё, рассказы про ЗАТО Кольского п-ва закончены, но есть в запасе Мурманск. 🙂 И там тоже много чего будет интересного.

Губа Западная Лица

Западная Лица — пункт базирования Северного флота России. База располагается в Мурманской области, на одноимённой губе. Находится в 45 км от государственной границы с Норвегией.
Включает 4 части: Малая Лопатка, Андреева губа, Большая Лопатка и Нерпичья. Малая Лопатка была открыта первой и являлась портом приписки первой советской атомной подводной лодки К-3.
В настоящее время является портом приписки нескольких опытных АПЛ.

Губа Малая Лопатка
В конце 1950-х годов была оборудована первая база в губе Малая Лопатка. Здесь базировалась и проходила испытания под руководством академика Александрова первая советская атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол». В июле 1961 года 206-я отдельная бригада подводных лодок была преобразована в 1-ю флотилию подводных лодок. В ее составе была создана 3-я дивизия подводных лодок — первая дивизия атомных подводных лодок ВМФ СССР. В ее состав вошла подводная лодка К-3[5] и АПЛ проекта 627А К-5, К-7, К-14 с базированием в Малой Лопатке.
15 июля 1961 года была сформирована 31-я дивизия ПЛ с базированием в Малой Лопатке. Первоначально в нее входили лодки 658 проекта — К-19, К-33, К-55, плавбаза «Двина» и две плавказармы ПКЗ-104 и ПКЗ-71. В течение 1962—1963 годов дивизия пополнилась новыми лодками 658 проекта К-16, К-40, К-145, К-149, К-178. В 1963 году К-178 перешла на Тихий океан. В декабре 1964 года принято решение о переводе 31-й дивизии в состав 12-й эскадры ПЛ Северного флота с базированием в губу Сайду, Гаджиево.
После завершения строительства пункта базирования в губе Большая Лопатка в первой половине 1960-х годов лодки переведены туда. Малая Лопатка используется для ремонта кораблей. Здесь расположена причальная линия, состоящая из пяти пирсов, и плавучий ремонтный завод.

Читать еще:  Кадкуль озеро

Губа Большая Лопатка
Вторым пунктом базирования стала Большая Лопатка, находящаяся в двух километрах ниже по заливу от Малой Лопатки. Является самым крупным пунктом базирования АПЛ.
Сюда переведена из Малой Лопатки 11-я дивизия, вооруженная лодками проекта 675. Позже дивизия получила на вооружение лодки проектов 949 и 949А.
В Большой Лопатке расположена причальная линия, состоящая из 8 пирсов. Для технического обслуживания АПЛ здесь также находится плавучий док.

Губа Нерпичья
Строительство сооружений в бухте Нерпичьей, расположенной в глубине бухты, было завершено во второй половине 1960-х годов. В 1972 году сюда из Малой Лопатки была переведена 7-я дивизия ПЛ вооруженная лодками 675 проекта. К концу 1973 года в ее состав входило 14 лодок, 5 плавказарм и один торпедолов.
В 1977 году начата реконструкция с целью создания базы для АПЛ проекта 941 «Акула». Работы длились четыре года. Была создана специальная причальная линия и пирсы которые должны были обеспечивать лодки в базе всеми видами энергоресурсов. Для доставки самых крупных в истории БРПЛ Р-39 к Нерпичьей велась железнодорожная ветка. Однако в силу ряда причин ветка так и не была достроена, а пирсы не обеспечивали лодки энергоресурсами, а использовались как простые причальные. Приблизительно в 1980—1981 сюда была переведена 18-я дивизия ПЛ, которая получала на вооружение вводившиеся в строй лодки проекта 941 — ТК-208, ТК-202, ТК-12, ТК-13, ТК-17, ТК-20.

Губа Андреева
В пяти километрах от Заозерска находится техническая база в губе Андреева. Это один из самых крупных объектов Северного флота по хранению отработанного ядерного топлива (ОЯТ). Общая площадь занимает около 2 гектар. В состав сооружений базы входят пирс для выгрузки ОЯТ, технологический причал, береговой кран грузоподъемностью 40 тонн, пункт санитарной обработки персонала, хранилища жидкого и твердого отработанного топлива.

Западная Лица. 1941 год

Речь пойдет об обороне Мурманска в 1941 году и, прежде всего, о боях на реке Большая Западная Лица.

Небольшая река, протекающая в заполярье, стала рубежом на пути немецкого наступления из северных районов Норвегии и Финляндии к Мурманску.

На северном фланге фронта по Плану Барбаросса немецкое командование предусматривало оборону финских никелевых рудников в Петсамо, которые были чрезвычайно важны для германской экономики. В то же время горным стрелкам, располагавшимся в Норвегии, ставилась задача овладеть Мурманском, прервать снабжение наших войск, перерезать Кировскую железную дорогу.

Специально подготовленные горно-стрелковые части противника обладали значительным превосходством над нашими войсками, как в вооружении, так и в подготовке к боям в суровом полярном климате и сложной местности. Но наступление на северные районы СССР начались не 22 июня, а на восемь дней позже. И наши войска сумели занять оборону на этом направлении. Вместе с немецкими подразделениями в наступление перешли и финские войска, прикрывающие с юга немецкое продвижение вперед.

Первым ударом немецким войскам удалось продвинуться на несколько километров, форсировать реку Титовка, поставив под угрозу охвата весь фланг советской 14-й армии. Немцы попытались также захватить с ходу полуостров Рыбачий. Но здесь их остановили недалеко от государственной границы, а линия фронта сохранялась фактически неизменной вплоть до 1944 года, когда боевые действия перекинулись на собственно финскую территорию.

Сражение превосходящих сил противника и советских войск развернулись затем на рубеже реки Большая Западная Лица. Сюда подошли советские подкрепления. Немцы в свою очередь подтянули элитный полк «СС», другие дополнительные формирования. Бои были жестокими. Врагу удалось захватить плацдарм на восточном берегу Западной Лицы, но дальше он продвинуться не смог.

Мужество советских солдат из стрелковых соединений, а также морских пехотинцев, высаживающихся в тылу у немцев и буквально вгрызавшихся в их оборону, оттягивали на себя основные силы противника, предназначавшиеся именно для прорыва обороны Красной Армии. Вскоре наши части смогли остановить наступление. В сентябре 1941 года немецкое командование приняло решение прекратить бесплодные попытки продвинуться дальше на восток. Фронт стабилизировался. Война стала позиционной вплоть до начала советской Петсамо-Киркенесской операцию по освобождению северных районов Финляндии и Норвегии от фашистских войск.

Чем характерна операция по обороне Советского Заполярья в 1941 году? Прежде всего, крупным просчетом немецкого командования, недооценившего значимости Мурманска и Архангельска в ходе дальнейшей войны. Через Мурманск нам поступали грузы по Ленд-лизу в самые тяжелые времена 1941-1942 годов. Мурманский порт имел колоссальное стратегическое значение. Поэтому советские войска сражались отчаянно, противостоя превосходящим армиям Германии и Финляндии. Максимальная глубина продвижения вглубь советской территории составляла здесь всего 25 километров.

Западная Лица в 1941 году стала нашей оборонительной победой, позволившей получать бесперебойное снабжение Красной Армии вооружением и продовольствием, поставляемым союзниками. Также это стало одним из идеологических, моральных стимулов для продолжения борьбы. Когда вся страна читала «Мурманск держится, немецкое наступление захлебнулось, в мурманский порт прибыл очередной караван союзников», это вселяло в сердца солдат, сердца всех советских людей надежду на будущую неминуемую Победу.

Большая Западная Лица — фронт, который не отступил перед врагом до 1944 года.

Об авторе

Михаил Юрьевич Мягков — доктор исторических наук, научный директор Российского военно-исторического общества.

Западная Лица — элитный поселок на «незаконной» земле

В элитном поселке «Западная Лица» во Всеволожском районе Ленинградской области наступило двоевластие. Недавно председателя этого ТСЖ Александра Паю сменил новый руководитель. Однако сам Паю считает, что процедура выборов и назначения была проведена не в соответствии с Уставом поселка. Несмотря на эти изменения, уголовное дело по факту мошенничества экс-председателя еще не закрыто, впрочем, как и не решена проблема с оформлением земельных участков жителей поселка. Фактически сейчас жители построили дома на земле, не оформленной в собственность.

Напомним, что юридически «Западная Лица» стала поселком 18 января 2007 года после постановления правительства РФ № 23, подписанного премьер-министром Фрадковым. Тогда государство выделило на территории области землю под строительство домов для моряков-подводников. Название поселку было дано в честь знаменитой базы подводного флота под Мурманском, а его улицам впоследствии присвоены имена в память погибших моряков-подводников АПЛ «Комсомолец» и «Курск». Фактически первое строение на этой территории появилось в 1998 году. Сегодня в поселке построено более 100 домов, но среди «виповых» жильцов не осталось ни одного подводника.

В середине ноября 2008 года УБЭП ГУВД Санкт-Петербурга начало проверку в отношении председателя ТСЖ «Западная Лица» Александра Паю. 23 декабря 2008 года ГСУ ГУВД было возбуждено уголовное дело по признакам статьи 159 часть 4 УК РФ (мошенничество). По версии правоохранительных органов, председатель ТСЖ Александр Паю распоряжался муниципальной землей, не имея на это оснований.

Как стало известно корреспонденту 47News, в субботу, 7 февраля, в поселке «Западная Лица» во Всеволожском районе состоялось собрание жильцов. В повестке дня был поднят вопрос о смене председателя этого ТСЖ Александра Паю. В результате, Паю взял самоотвод. А уже на следующий день — на пост председателя заступил Алексей Романчук. «Бывший председатель сначала взял самоотвод, потом не признал итогов голосования, потом вообще не признал собрание. Официально на меня возложили полномочия председателя с момента освобождения Паю от занимаемой должности, то есть формально с понедельника я являюсь председателем. Но пока мои полномочия не будут официально зарегистрированы, и в налоговой инспекции не будет внесено изменений, я не буду ничего предпринимать», — сообщили корреспонденту 47News Алексей Романчук.

Александр Паю считает, что вся процедура была незаконной, поскольку председатель ТСЖ по уставу выбирается из учредителей этого самого товарищества, коим и является Паю. По его словам, 7 февраля некоторые жильцы внесли изменения в устав ТСЖ. «Я сказал, что всё, что вы делаете, это балаган, поскольку я инвестор и учредитель. На сегодня они выбрали правление и председателя ТСЖ с одноименным названием «Западная Лица», я к ним не имею никакого отношения, они будут управлять только своей первой очередью — 27 гектарами — только той территорией, куда вкладывали деньги. Я управляю поселком на площади 248 гектар. Они решили, что построив дом, они уже члены моего ТСЖ», — заявил 47News Паю.

На прошедшем собрании жильцов присутствовало 38 человек и инициативная группа, представляющая интересы второй и третьей очереди поселка «Западная Лица». Дело в том, что жители поселка, строившие дома во второй и третьей очереди не оформили законное право собственности на свои земельные участки. По имеющейся информации, Паю предлагал им заплатить некую сумму денег за то, чтобы «походатайствовать» в местной администрации о регистрации земельного участка. В реальности же никакого ходатайства не было, и получилось, что люди построили дома на неоформленной в собственность земле. То есть фактически сейчас занимают ее на незаконных основаниях.

«Да, конечно, мы будем заниматься этим. Сейчас я не готов сказать, как это будет решаться. Надо еще получить доступ ко всей информации, а господин Паю, скорее всего, не будет отдавать никаких документов. Обязательства Паю по договорам закончились еще в 2006 году. Он обманывал людей, но не все еще это поняли», — заявил нам Алексей Романчук. Впрочем, по его словам, риска, что местные власти будут выгонять жителей «Западной Лицы» с их незарегистрированных участков, нет. «Муниципалитет тоже понимает, что люди попали в эту неприятную ситуацию», — поясняет новый председатель. Однако пока неясно каким образом будет разрешаться этот земельный вопрос в поселке. Романчук, не отрицает, что возможно, оформлять землю жителям придется через процедуру аукциона.

Стоит отметить, что покупка земли во Всеволожском районе — дорогое удовольствие. К примеру, одна сотка может обойтись в 50 тысяч рублей. То есть за участок в 20 соток жителям придется заплатить миллион рублей.

Тем не менее, у председателя Паю есть свои доводы в решении этой проблемы. «29 января я получил кадастровый план всего поселка, но без меня, без моей подписи никто, и даже администрация Сертоловского поселения не имеет права распоряжаться этой землей. Я встречался с главой администрацией Сертолово, они предлагают, что бы я отдал им эту землю, но если я передам ее муниципалитету, отдам кадастры, то администрация будет являться ее собственником и у нее будет право выставить эту землю на торги», — рассказал 47News Александр Паю. Впрочем, по его словам, в итоге, с органами местного самоуправления они все же нашли контакт. «Сейчас я рассматриваю один правовой момент, по которому мне можно получить эту землю без торгов — есть одна юридическая зацепка, чтобы оформить эту землю. У нас есть еще четвертая, пятая и шестая очереди. Если эта земля будет муниципальной, то там она будет брошена, потому как никто из частных инвесторов туда вкладывать деньги не будут», — считает учредитель «Западной Лицы».

Источники:

http://www.proza.ru/2012/01/24/2123
http://www.bagira.guru/ussr/zapadnaya-litsa-baza-podvodnykh-lodok.html
http://alexio-marziano.livejournal.com/10304.html
http://wikimapia.org/917438/ru/%D0%93%D1%83%D0%B1%D0%B0-%D0%97%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%9B%D0%B8%D1%86%D0%B0
http://histrf.ru/lectorium/victories/f/zapadnaia-litsa-1941-ghod
http://47news.ru/articles/24696/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector
×
×